Женщины глазами романтика
Итак.
1. Ева (Мария, Парвати). Мама. Наседка. Домашний очаг, дети, немецкие добродетельные три "К" - это их всё. Счастье - когда рядом не только любимый, но и мал-мала меньше, уют, милые мещанские радости. Любовь - как правило, "филиа" или "сторгэ" (о разновидностях любви - по древнегреческому классификатору*). Постоянная. Способна на жертвенную любовь - "агапэ".
2. Гера (Юнона). Ум (если мало - хитрость), управление и контроль, обладание и ревность. Хозяйка жизни (ну, она так считает), всё себе устраивающая сама. Женщина - "достигатор". Но с желаниями - проблемы, она не отдаёт, она продаёт. И покупает. Любовь - "прагма" или "филиа".
3. Иштар (Астарта, Геката, Кали). Может быть исключительно, утончённо красива. Эмо-вампиризм, страсть как самоцель - она ею питается. Пойдёт на что угодно, чтобы свести с ума того, кто ей интересен (а вот чем интересен - возможны варианты), но сама останется холодна, как лёд, искусно изображая любовь, жертвы, преданность. Высшее её наслаждение - вызывать любовные страдания, драки и дуэли из-за себя. Любить не способна, поэтому её высшая цель - уничтожать любовь, ставя знак равенства между нею и страданием. Может не осознавать, что её "любовь" - это голод пиявки. Может иметь сразу несколько жертв-"доноров", интригуя и с наслаждением сталкивая их между собой. Подробнее - см. эссе Дмитрия Быкова "Бди".
Но у Иштар есть и ещё одна ипостась... Дочь Гермеса и нимфы Персеиды, Цирцея. Первая ведьма. Что ей нужно? Того же. Страсть, как единственная ценность, доведённая до абсурда, она обращает всё в хаос... Она обещает обретение своего "Я" через магматические силы природы, хтоническую, первозданную мощь ничем не упорядоченной стихии. Как Дионис. Почему она стала советчицей Одиссею? Потому что его будущее было не определено, а миссия неведома даже богам. Её влияние скрыто, но без него Одиссей, конечно же, не видел бы в себе тёмного начала и не мог понимать других, а главное - не смог бы испытать свою (обретаемую свыше по просьбе) силу, познав искушение и силу страсти, чтобы противостоять ей. Что можно ей противопоставить, что будет выбором Одиссея?
4. Бастет (Лада). Весёлая и непосредственная, общительная, "душа компании". Для неё "секс по дружбе" проходит стадии от возмущённого отторжения до нормы (в отдельных случаях переходя в потребность, суррогат средства от одиночества). Наедине с собой часто грустит: жизнь не оправдывает её ожиданий. Это может стимулировать её творческую активность. Влюбчивая, не чужда эстетики, нередко тонко чувствует разлитую в жизни поэзию. Непостоянная. Неорганизованная. Любовь - чаще "филиа" или "эрос" реже "мания".
5. Диана (Лакшми-Баи, «Чудо-женщина»). Охотница. Воительница. Амазонка. Спортсменка. В её самоосознании в самом деле психомоторика играет очень важную роль. Единение с природой через... anima of peace. Да, получается, мы можем принять её либо за женский аналог Ареса, либо за обожательницу и служительницу Диониса. Но и смысл борьбы и победы она видит иначе, чем Арес. И не через отрицание и затмение разума опьянением, пусть и в азарте, в битве, в погоне реализуется её сущность. А как раз в попытках одухотворения всего этого через жертву себя неженскому в какой-то степени, в возврате к женственности через отрыв, отдаление... Чтобы обрести, надо потерять?... В нашем мире девушек таких мы видим как "своих парней" в мужских коллективах. От "филиа" к "эросу", и этот путь для неё труден, подчас мучителен. Потому что, научившись натягивать Одиссеев лук, ей придётся отказаться от этого, разобрать и собрать себя заново уже на иной основе.
6. Лилит (Афродита). Встречается ярко выраженной нечасто. Искусство жизни и самодостаточности. Сосредоточение неукротимой космической энергии. Воспринимает мир как чудо, а себя - как сердце этого чуда. В чём-то она права. Красива очень оригинально, нестандартно, иногда дьявольски (не забывайте, всё-таки суеверные фарисеи сделали Лилит демоном). Сильна настолько, что наслаждается в жизни всем, любым, даже самым мучительным мгновением - совершенно не напрягаясь. Не то, чтобы неспособна любить... Но она не ощущает её как "свою любовь". Ведь её любовь может быть совершенно необъяснимой, иррациональной (тогда "мания" или "агапэ"). Между этими состояниями (которые могут и не наступить) - любовь как игра, "людус". Но игра как познание природы себя, мира... Бога? "Эрос"... Её "эрос" это вообще что-то, что не вписывается ни в какие рамки, н поддаётся никакому описанию, нечто космическое, и рассуждения об этом смешны. Он и не дионисийский, и не аполлонический, он выше всего этого, объединяя и включая в себя всё, - он раньше, изначальнее. Подробнее см. Роберт Грейвз, "Чёрная богиня" (хотя там во многом наши с Грейвзом точки зрения расходятся).**
Конечно, в каждой женщине может быть исходно несколько источников - как лампады, одна горит ярче, в другой масла меньше - слабее... Одну можно притушить на время. в другую - подлить маслица. Или бензинчика/спиртика. Или пороха.
Я думаю, что есть определённая предрасположенность... Но воспитание, жизненные условия, личные драмы способны сформировать характер с преобладанием какого-то одного типа. Иногда мы видим неуклюжие попытки Дианы примерить наряд Бастет. И частые естественные её превращения в Геру. Бастет может стать как Евой, так и Иштар. Ева - сделаться Герой. А Иштар с утратой привлекательности - Евой. Возможны и другие "переплавки". Но Лилит - это от рождения. Или есть, или нет. Сначала иногда рядится в костюм Дианы, с возрастом нехотя надевает маски Евы или Геры.
Кармен и Эсмеральда - почти чистые Иштар. Лирическая героиня романа "Дай мне!" Е.Денежкиной - почти чистая Бастет. Элен Л.Толстого ("Война и мир") или глава отдела ФЭС в сериале "След" - Гера. Анастасия "Звенящих кедров России" В.Мегрэ - Лилит. Евы - везде, без счёта.
Роли. Ева - продолжение рода. Гера - а чтобы мужички не зарывались. Ограничитель оборотов мужского эгоизма - мол, и без них обойдутся, если припрёт. Иштар - а чтобы любовь к женщине падчерицей во храме Божием не была. Любите женщин, а не их любовь к себе - и не свою любовь к ним! Бастет - социальный цемент романтики. Диана - в ней женственность разбирает себя до основ, чтобы собрать снова. И показывает мужчинам: "я знаю, из чего вы состоите, я хожу в ваших мокасинах и натяну Одиссеев лук! А вы сможете понять,чего хочу я?" Лилит - источник избыточности мужской активности. "Волшебный пендель" цивилизации и философии. Огонь в топке прогресса. Одна из причин потребности осознавания (каждый миг!)возможности инобытия. Морковка Божия перед носом ослика-мужичка.
*«эрос» — стихийная, восторженная влюблённость, в форме почитания направленного на объект любви; «филиа» — любовь-дружба или любовь-приязнь по осознанному выбору; «сторгэ» — любовь-нежность, особенно семейная; «людус» — любовь-игра, допускающая измену; «агапэ» — жертвенная, часто разрушающая любовь; «прагма» — любовь по расчёту, поддающаяся контролю рассудка и «мания» — иррациональная любовь-одержимость, жажда обладать.
** Между Иштар и Лилит непростые взаимоотношения, но эта непростота - по большей части следствие "игры и борьбы мифов". Обе они демоны, обе могут играть с человеком, обе непостижимы. Но именно в отношении к Богу и человеку они полярны. Сущность Лилит ничто разрушить не может, кроме Хаоса, энтропии, над которым властен только Всевышний, только Он может (и хочет!) непрерывно творить из небытия бытие. А Иштар - порождение Хаоса. Она играет и с Лилит, пытаясь проникнуть в её сущность, заслонив эстетикой разрушительной страсти всё остальное - на основе неприятия, отчуждения Лилит пошлостью и прагматизмом современных "хозяев жизни". Лилит в определённых условиях перед ней /и только перед ней/ беззащитна.
И один только человек способен её защитить и раскрыть её возможности. Но ей нужен новый человек, старого она не полюбит. В чём новый? Чего она ждёт от нас? Я пока не могу ответить.
Приложение:
Мужские архетипы
Если идти совсем от простого, то: отец (аффект), принц (очарование), воин (дейсвие), жрец (мудрость, магия). Так же и женские: мать (аффект), принцесса (очарование), амазонка (действие), жрица (мудрость, магия). Предложено немало классификаций, но надо понимать: они не универсальны, они утилитарны в той или иной степени. Так же как и то, что предлагаю я.
Тема детально разработана уже «папой» К.Г.Юнгом (см. 12 мужских архетипов по Юнгу), однако я сократил их число, так как некоторые из архетипов Юнга представляются мне вторичными, сложенными из других. Так, Маг – это Гефест и Гермес, Шут это Арес и Дионис, Мудрец это Аполлон и Гефест, Любовник это Дионис и Гефест, Бунтарь - Гермес и Арес, Наставник – Зевс и Аполлон, Скиталец - Аполлон и Гермес и пр…
Не то, что бы я возомнил себя умнее Юнга (чур меня), просто ему это нужно было для своих целей, он психолог и психотерапевт, его архетипология более универсальна – но и более специальна. Моя проще и больше (как мне кажется) подходит для самопознания, во всяком случае, на некоторых его этапах. Хороша она (с моей точки зрения) ещё и тем, что никакому из мужских архетипов нельзя подобрать эквивалент среди женских, и наоборот, хотя параллели, сходные черты и общие «зоны ответственности» в любой из сфер жизни найти не трудно.
1. Арес (Марс). Агрессия, сила и победа любой ценой. Быть сильнее, в том числе и силой ума: стратегия, тактика, ресурсы, полнота информации о противнике и обстоятельствах, предугадывание действий противника, прогнозирование, широта арсенала, неожиданные ходы, ловушки – победа, победа, победа абсолютная ценность и единственная цель. Чтобы стать победителем, нужно прежде всего победить в себе всё, что делает слабым. Отказаться от всего, что может сделать слабее. Дисциплина, несгибаемая воля, быть всегда на шаг впереди (для начала себя вчерашнего). Вера в себя. И превзойти, оказаться сильнее, хоть даже никто в это не верит. Чтобы диктовать свою волю… Но… По большому счёту, ему от побеждённого ничего не надо – лишь бы он был крайне силён и опасен. И чтобы поражение его было очевидным, «без дураков». Лишь тогда победа будет славной. О, слава! Стать непревзойдённым, непобедимым… Победа и слава навсегда.
2. Гефест (Вулкан). Мастер. Выявить скрытое в материале, создать что-то принципиально новое, необыкновенное, прекрасное… Прекрасное. Чувствительность к красоте, глубинное стремление к совершенству, которому сам изначально не причащён, - и доводимое до совершенства мастерство в работе с материей, не просто наделяющее её формой, но делающее материю порталом в мир Духа, открывающим Вечное и Совершенное в своём (материальном, тленном, непрочном) несовершенстве. Творить чудесное, показывая, что чудо не вовне, а внутри каждого. Но он же и пахарь, и кузнец, отважно и одновременно смиренно взаимодействующий с природой, со стихиями, с древнейшими силами.
3. Зевс (Юпитер, Соломон). Мудрый правитель. Тот, кто видит дальше всех, глубже всех и объемлет взором шире всех. Ответственность его выше всех: он принимает решения для всех. Порядок, структура, баланс, эффективное взаимодействие и историческое развитие. Воспитание, раскрытие лучшего в каждом – на общее благо. Стратегия достижения благородных целей, гибкие планы. Свобода и правила, законы и деятельная любовь, иерархия и справедливость – всё требует мудрого установления, недогматического, открытого новому мышления (жизнь всегда будет больше любых наших представлений о ней), а часто и суда. Всегда должно оставаться что-то, на что (на кого) можно опереться, даже когда уже всё потеряно и верить уже не во что. Но опереться можно только на то, что в основе своей незыблемо, как скала.
4. Дионис (Вакх). Ничем не сдерживаемая сила природных стихий. Чувственные удовольствия – жизнь как буря эмоций, страстей и фонтан удовлетворяемых вожделений, и чем меньше ты участвуешь в этом разумом, тем полнее и ярче, сильнее в тебе и вокруг тебя жизнь (понимаемая таким образом). Отбрось все и любые условности, и она подхватит и вознесёт тебя туда, где ты и вообразить не мог оказаться. Кайф, кайф, кайф. Дионис открывает родники наслаждения, требуя в жертву разум, рефлексию и вообще всё, что стоит на пути. И постулирует, что только это и есть естество, жизнь и истина. И первейшая, глубинная (высшая?), первородная сила. Ты сомневаешься? А ты попробуй…
5. Аполлон (Феб). Свет разума. Наука, искусство как путь к Совершенству (бесконечный путь к бесконечному Совершенству), истинная любовь, которая невозможна без жертвы – и ею тут становится эгоизм. Познание это свобода, невежество - тьма и рабство.
6. Гермес (Меркурий). Трикстер. Границы миров, знаки и символы. Торговля, обмен, метаморфозы, магия трансформаций. Скрытые связи в природе вещей. Парадоксы и обманы восприятия: что стоит за ними? Новые качества из привычного, дерзновенный полёт мысли. Разделять и смешивать, хранить и удивляться, сравнивать и оценивать, любопытство и память. Жизнь это всё новые и новые открытия, новые тайны – в прошлом, настоящем и будущем.
А как же Одиссей? Пилигрим, искатель... Но и мудрец, и ловкач... И воин, преодолевающий боль и тьму, страх и отверженность, искушение и нирваническим счастливым беспамятством (плеторическим по генезису - это у Цирцеи, притворившейся Афродитой), и даже славой и обещанным бессмертием! Пожалуй это даже не архетип... Это символ пути мужчины, встречающего все испытания с отвагой и смирением, и принимающего в себя все архетипы тогда, когда нужно... Это не маски и не роли, потому что с ними нельзя расстаться. Но можно сделать своими союзниками.
Свидетельство о публикации №112012204202