Промежуточное состояние существования

                «Жизнь возникла как привычка
                раньше куры и яичка»

                (И. Бродский (1940-1996) – «Представление», 1986)

                *
                «Долг – это понимание необходимого»


***

Что означает фраза «быть самим собою»?
Как найти «себя», не зная, как тебя зовут?
Как убедиться в том, что ты – не результат общественного конструирования?
В том, что ты действительно уникален?
И ещё:
Что такое «долг»?
Существует ли он вообще?
Что является исполнением «долга» перед самим собою?

Ответам на эти три вопроса посвящён данный текст.

Но изначально следует определиться с терминологией. Что входит в понятие «долженствования» и «необходимости»?
Долгом называется принятое перед самим собою обязательство, контролирующее исполнение поставленной «задачи».
Задача перед частным человеком стоит только одна – формулирование и самоопределение необходимого, для достижения максимальной
плотности концентрации, а также постоянный контроль за подготовкой к своей смерти – или к так называемому «бардо».
Большинству такая формулировка покажется странной или даже недопустимой, однако, никакого иного определения задачи пока
никто не в состоянии предоставить.
У большинства - то есть у большой группы, некоего общества - задачи как таковой не существует вообще.
Любые призывы и лозунги в массовом масштабе выглядят глупой насмешкой.
Местоимение «Мы» узаконивает безликость толпы. «Мы» попросту не существует.
Любое «Мы» разлетается моментально на мелкие «я» под нажимом детского вопроса - «кто из вас без греха?».
Причина говорения «Мы» оправдана рудиментарным страхом. Употребление «Мы» вместо «Я» есть примитивное и всегда наличествующее орудие защиты.
Страх остаться в одиночестве порождает призывный крик у младенца, а затем, постепенно, в течение первых лет жизни входит в привычку,
и впоследствии, как правило, уже не в состоянии мыслиться как нонсенс.
Но чувство коллективизма – это и есть нонсенс.
Взрослый индивид, не мыслящий себя вне коллектива, вне массы - беспомощен.
Единственное, чем определяется человек толпы – наличием самой толпы.
То есть детская привычка быть всегда в поле зрения родителей, воспитателей, друзей и знакомых, быть под присмотром и под защитой - продолжает доминировать,
определяя поведение индивида только как человека группы.
Желание быть в массе, быть окружённым толпою, диктует нормы поведения, которые нельзя назвать частными.

Но человек должен стать именно частным.
Он обязан стать таким.
Он не может быть частным с рождения в силу указанных выше причин, но хотя бы к середине жизненного пространства просто обязан стать вне массы,
определив себя человеком частным. Не выполнив этой первоначальной задачи, невозможно исполнить никакие другие.
Все другие задачи – более сложные – могут быть исполнены только после того, как человек признает себя одиноким и сможет осознать себя в своём
полном одиночестве абсолютно счастливым (самодостаточным).
По сути, есть только одна задача – исполниться.

Трудно представить смерть коллектива.
Само понятие «смерть» ассоциируется, прежде всего, с одиночеством. Представления о смерти основаны на факте констатации потери всех функций
организма конкретного человека («уход из жизни» – это только метафора).
На практике невозможно зафиксировать одномоментную смерть большой массы людей.
Это объясняется невозможностью наблюдения за массовым исчезновением людей (даже в момент взрыва бомбы, например, или цунами, смерть
не наступает абсолютно синхронно, да и понимание времени у каждого человека сугубо индивидуально и равняется определению личного пространства).
Но, напротив, - большая группа людей вполне способна наблюдать смерть одного.

Смерть – это единственное понятие, которое определяет смысл жизни человека частного.
Определяет задачу.
Представление подростка о собственной жизни в целом всегда рисует некую картину, главным характерным признаком которой является бесконечность.
Перспектива скорой смерти не вызывает никаких ассоциаций у молодого человека, несмотря на возможно уже имеющийся опыт наблюдения физической
смерти родственников и близких – обычно сначала прабабушек, дедушек, затем родителей и их знакомых.
Глаз подростка видит мир развёрнутым и бесконечным в своём разнообразии.
Понятие «необходимого» не входит в лексикон молодого человека по причине биологической потребности в «достаточном», бесконечной ненасытности, жадности.
Весь мир представляется юному человеку переполненным возможностями, а желание использовать как можно больше всего, данного в неограниченном количестве,
побуждает к действиям, смысл которых – наслаждение разнообразием.

К середине жизни глаз как будто «поворачивается» и начинает искать самое себя.

А момент перехода к осознанной жизни представляет собою взгляд внутрь. Всё внешнее более не имеет значения.
(Нужно оговорить особо, почему нельзя назвать «достаточными» потребности пожилого человека, а потребности молодого определить как «необходимости»,
хотя довольно часто можно слышать от пожилых людей фразы - «мне и этого достаточно», «мне много уже не надо».
Если охарактеризовать поступки молодого человека как удовлетворение необходимого, то сам он не в состоянии описать своё поведение как «стремление к необходимому».
Называние всякий раз какой-либо цели «необходимостью» будет приводить к сомнению, потому что мозг юного не способен ещё удовлетвориться малым объёмом,
но ёмким по содержанию, а, напротив, - требует от жизни многого, без конца повторяющегося, хотя и абсолютно бессмысленного.)
Молодость наслаждается бессмысленными объёмами.
Мудрость – содержанием малого.
Человека осознанного отличает именно возможность вглядывания в собственный центр.
Наружность перестаёт интересовать его, хотя она также остаётся переполненной возможностями, как это было в молодости.
«Необходимое» определяется близостью конца.
Смерть становится своего рода «ориентиром».
Именно способность распознавать «необходимое» отличает человека «заполненного», человека «плотного» от «поверхностного», в любом возрасте.
Не придание значений «необходимому» создаёт пустоты и формирует только поверхности, ничуть не касаясь сознания.
Способность видеть во всём только «необходимость» говорит о главной возможности – быть предельно осознанным и концентрированным,
умеющим находить и созерцать глубину во всём окружающем.

*

Страх одиночества, беспокойства, неуверенность, комплекс неполноценности, суицидальные мысли и депрессии – всё это результат принадлежности
с ранних лет к какому-либо коллективу, итог развития чувства коллективизма и группового мышления.
(Сравнение с животными, насекомыми, рыбами и птицами, живущими кланами или стаями не подходит и не оправдывает человека, мыслящего «коллективно». Поведение каждой отдельно взятой рыбы, к примеру, продиктовано страхом быть проглоченной или пойманной, но никакой мыслительной деятельности,
оправдывающей поведение рыбы в течение жизни, равно как и дидактических способностей у рыб в естественных условиях не наблюдается.)

Человек есть существо, способное исполнять поставленную перед самим собою задачу вне каких-либо контекстов социальной,
религиозной или любой другой общественной принадлежности.
Такое поведение и называется «исполнением долга» перед самим собою.


*

28 апреля 2009

***


Рецензии