Об одной главе новой статьи Георга
http://newlit.ru/~blackgeorge/4649.html
В статье «Психоделика в первом приближении» есть одна глава («Эффект нелинейного уплотнения текста») объективно трудная для многих читателей, но значительная содержанием - речь о главе "Эффект нелинейного уплотнения текста"
-
Мое краткое изложение
О чем идет речь в главе? ЧГ применяет для выявления мысли метафору из области химии. Сам текст он представляет себе в виде некоторой линии, которая делит «мир-лист» на две части – связанную со стихотворением и «зону лишних ассоциаций». Из этой зоны прибывают «побочные мысли, которые вредны при чтении", мешают восприятию.
Теперь поговорим о разделительной линии между «стихо-творением» и прочим миром. Представьте себе «посторонние мысли» в виде кружочка или шарика. Тогда, если линия гладкая, то к ней может "прилипнуть" много шариков, а если эта линия "из углов", то меньше, им некуда прилипать плотно, всюду углы…
Могу дать иную картину: вот берег бухты, плывет множество лодок с пиратами, они желают поставить лодки так, чтобы те хорошо стояли у берега,но не выходит. Всюду выступы и другие лодки - причалить некуда. «Ненужная ассоциация-лодка", образ желает стать частью стихотворения, слиться с ним, вызвать иное впечатление, чем то, которое текст способен выдержать и на которое рассчитан...
Вот и все. Не хочешь «разбойного причаливания излишних мыслей и образов к стихотворению», гни берег – уплотняй текст, то есть оставляя общую длину линии-текста, делай ее красивой, пусть играет, впечатляет орнаментом… Да, но как ее «мять» линию-текст, чтобы оставляла гармоничное, прекрасное впечатление?
Внимание, поэты! Здесь и появляется фрактал, пришедший к ЧГ в том числе из соображений 2-х авторов, реализовавших эти мысли в романе «Венецианец». А мысль ЧГ замечательно связывает фракталы и «налипание ненужного на текст». Что такое фрактал? Очень грубо – рисунок, который в каждой части повторяет всего себя.
Пример: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/NATURE/MANDEL.GIF
Итак, если «уплотнить линию-текст» фрактально, то текст станет менее подвержен внешним воздействиям при чтении, оставаясь «при своих эмоциональных и прочих свойствах». Но повыситься «уровень текста» - скажем по числу похожих сюжетных ходов стихотворение может приблизиться к рассказу, повести или, даже, роману.
Ряд моих соображений, уточняющих сказанное о фракталах и тексте я вскоре дам здесь в заметке.
В главе имеются и мысли о пользе и вредоносности анализа текста – это также тема для отдельной статьи.
Свидетельство о публикации №112012010206
http://newlit.ru/~blackgeorge/4649.html
Сара Бет Бернар 21.01.2012 01:13 Заявить о нарушении