Войлок 7
Автомобиль резко взмыл на эстакаду. От перепада давления Ольга очнулась. Она ещё была немного Евой Браун с траурным лицом и тревожными мыслями, ещё ехала провожать возлюбленного в последний путь, перед её глазами ещё стоял абрис амфоры на алтаре.
Похоже, что Сергей не любил долгого молчания.
— Меня загребли со всеми скопом. Была массовая драка гражданских парней с военными. Стычка случилась на танцах из-за девчонки. Ну, и как водится, толпа пошла на толпу, не глядя, все молодые, задиристые, вздорные. Тоже мне троянцы! Меня зашибли штакетиной, окровавили голову, шрам остался до сих пор. Враждебные голоса вещали о драке на весь советский эфир. Глухое место, засекреченное к тому ж, тайга кругом, а ведь пронюхали шпионы… Из космоса разглядели что ли? Дело прошлое. Так скувыркнулась моя жизнь ни за что ни про что, а потом и страна тоже скувыркнулась на ровном месте…
По радио передавали новости из мира науки.
Это заставило Сергей немного унять свои воспоминания. Диктор сообщал об «опыте вне тела» — «out-of-body experience». Говорил, что это феномен, что возникновение его связано с особой долей мозга. По словам ученых, искажение восприятия нас внутри самих себя связано либо с конфликтом мозга и информации, поступающей от тела, либо с нарушениями в работе височной доли.
— Ваше самоощущение — то, как вы ощущаете себя в пространстве, не происходит автоматически. Ваш мозг должен обрабатывать эту информацию постоянно. Он постоянно берет эту информацию, постоянно определяет ваше положение в пространстве, однако иногда эта интерпретация дает сбой, — комментировал русский ученый.
— Мы этот эффект переживаем постоянно, — сказала Ольга этому учёному с упрёком.
— Неужели?
— Актёрам свойственно выходить из собственного тела, а некоторые даже не возвращаются…
Сергей засмеялся.
— В каких только телах не приходится жить нам, актёрам… — вздохнула Ольга, будто ждала сочувствия.
— Наверное, эта способность отличает нас от животных.
— Осознают ли животные себя в своём теле? Вот, например, собака. Она ассоциирует себя со своим хозяином. И таким образом, осознаёт себя через присутствие своего хозяина. Заметим: осознаёт! Актёры — как собаки. Их хозяин — режиссёр. Нет режиссера — актёр тоскует как собака.
— Люблю собак. Я же охотник. Никогда не задумывался об этих эффектах или феноменах. Я ассоциирую себя с детьми… И с машиной… Без машины я не человек…
— Я — со зрителем.
— Каждый по-своему себя ассоциирует, иначе говоря, чувствует. Мир человека строится из форм и образов ассоциаций.
— Что ж тут нового в этой учёной новости?
— Они говорят о механизме и о форме ассоциаций. Они определяют наше индивидуальное содержание, то есть сознание. Искусство это знает издавна. Искусство задаёт формы ассоциаций, близкие всем людям, поэтому искусство, особенно, театр и кино, сближает людей. Всякое человеческое «Я» есть комплекс чувственных индивидуальных ассоциаций.
— Я больше про охоту люблю…
— Значит, ваше искусство — это охота.
— Я согласен с вами, что охота — это искусство.
Затем пошли курьёзные новости.
— В зоопарке города Харбина на северо-востоке Китая два не скрывающих своей гомосексуальности пингвина попытались украсть яйца у своих гетеросексуальных соседей, однако факт воровства вскоре был обнаружен, и провинившихся птиц поместили в отдельное помещение, — сообщает британская газета Telegraph. По словам смотрителя зоопарка, у гомосексуальных пингвинов в период выведения яиц появилось совершенно естественное желание стать отцами…
Сергей чертыхнулся.
— Ох уж эти пингвины!
— Жалко птичек! Любовь, мой друг, как Дух Святой живёт и дышит там, где хочет, сказал Монтень… — изрекла Ольга
— Этот Монтень, небось, тоже видный пингвин. Все философы — пингвины…
— Я теперь ничему не удивляюсь…
— Про пингвина я знаю другую историю. Рассказать?
— Если это не пошло…
— Обижаете! Я детям на ночь рассказывал…
— Ну, если детям, то и мне можно.
— Жила-была женщина на берегу океана, на мысе Доброй Надежды. Она потеряла мужа. Он ушёл в море рыбачить и не вернулся. Она выходила на берег и подолгу высматривала его лодку. Как-то раз на берег выбросило обессиленного пингвина из Антарктиды. Она принесла его домой и выходила. Пингвин привязался к женщине. Он полюбил женщину и всюду следовал за ней. В магазин, в церковь… Он приносил в дом всякую всячину, тряпочки, стёклышки, вещи, чтобы порадовать женщину. Ему хотелось иметь детей-пингвинов. Однажды он принес на своих лапках одно яйцо, потом второе. Когда женщина спала, он подкладывал яйца под её живот. Когда женщина уходила, он сам высиживал яйца.
— Как трогательно! — вздохнула Ольга. Она близко к сердцу приняла эту историю, уже воображала себя этой женщиной с влюблённым пингвином.
Сергей продолжал.
— И вот пришло время, когда скорлупа лопнула, а оттуда вылезла голова крокодила…
— Ах! — испуганно воскликнула Ольга.
— Дети любят страшилки.
— Когда я ехала на самолёт сюда, попала в затор из-за пингвинов и пчёлок, — сказала Ольга.
— Что это было?
— Ну, люди в костюмах пингвинов и пчёлок устроили маскарадное шествие, а их разгоняли. Было так смешно!
— Вечно у вас кого-то разгоняют…
Зазвучала песенка из старинного кинофильма.
«Девчата встречают весенний восход, встаёт он такой молодой, что кажется: парень любимый идёт и солнце несёт над землёй…»
Ольга невольно стала подпевать: «И как хорошо, что в девичьей судьбе любовь утвердилась навек».
Сергей тоже подхватил: «И как хорошо, что навстречу тебе любимый идёт человек».
Они спелись, водитель и актриса. Каждый пел о своём.
— Эта песня из фильма, как его… Вы помните этот фильм? — спросил Сергей. —
Там ещё про двух сестёр, одна деревенская, а другая спекулянтка городская, её играет Лидия Смирнова, кажется. Хорошо играет…— Не помню…
— Хотя в повести никакая она не спекулянтка, а просто женщина, устраивающая свою жизнь, правда, не по-советски предприимчиво… Из таких нынче выросли челночницы…
— Ивана Пырьева?
— Да, Павла Нилина.
— Не знаю…
— А вспомнил: «Жучка», по рассказу «Осень в Жухарях».
— Не знаю. В Жухарях не бывала… Осенью, видимо, там хорошо…
— Но мне нравится другой фильм по повести того же Нилина — «Единственная». Иосифа Хэйфица… Вы помните?
— Нет.
— Там Елена Проклова молоденькая такая, хорошенькая…
— Да, конечно, помню её уж довольно-таки…
— По рассказу «Дурь», кажется…
— Всё-то вы знаете, Серёжа, разбираетесь в кино, — сказала Ольга и подумала саркастически: «Или вам только кажется…»
— Я люблю старые добрые советские фильмы. Я вообще люблю этого автора. Когда впервые прочитал в тюрьме «Варя Лугина и её первый муж», я увлёкся чтением и даже сам стал пописывать.
— Что вы говорите! Так вы пишете?
— Пытаюсь…
— Попытка не пытка…
— …То ли были, то ли сказки…
— Доброты не хватает сейчас, ушла куда-то доброта советских людей, а у вас она есть в душе, я чувствую…
— Раньше и мороженое было вкусней, по тринадцать копеек за сто грамм, и пломбир с льдинками. Любил, когда мороженого в коробке оставалось на донышке, последнее было вкуснее.
— Этот верно.
Ольге не нравилось, что он больше не вспоминает её фильмы. Лицо её поскучнело. Казалось, что она задумалась о чём-то своём или отвлечённом. Она не хотела признаваться, что ту вредную толстую девочку из фильма Иосифа Хейфица должна была играть она. Ольга отвернулась к окну.
По обочине дороги стояли солдаты с автоматами наперевес. Красивые и мужественные, они мелькали как верстовые столбы. Она хотела спросить о них, зачем они стоят вдоль дороги, но Сергей опередил её:
— …Странная история. Я бы тоже ревновал Проклову за такое поведение с мужчинами: муж чуть за дверь, а она Высоцкого приглашает с гитарой. «Утро туманное» распевают по ночам с руководителем их кружка,. Тоже мне, Тургенев с Виардо! Это как понимать? Любой мужик взревнует. А была измена с её стороны? По фильму создаётся впечатление, что была, а по рассказу ничего такого не было, всё это домыслы режиссёра. Он оболгал свою героиню. Так нельзя. Зря он навёл напраслину на свою героиню.
Ольга молчала, утомлённая разговором.
— Они что музицировали за полночь при ребёнке, девочке, вредной такой? Вы там не играли?
— Нет. Пожалуй, разве что эту девочку вредную могла бы играть в то время, — Ольга засмеялась.
— Какого года этот фильм? — спросил Сергей.
— 75-го. Я вспомнила.
— Да, это годы моей юности… Я освободился уже в эти самые годы перестройки, в апреле 85-го…
Они помолчали. Сергей продолжил.
— Кстати, я вспомнил. Хотел спросить. Может быть, вы знаете. У Павла Нилина в рассказе «Загадочные миры» упоминается одна американская актриса немого кино под инициалами Л.Г. Там юный следопыт (дело происходит в двадцатые годы в Иркутске) захаживает в местный кинотеатр на фильмы с этой актрисой. Он тайно влюблён в неё, скрывает свою любовь от напарника. Точно я, когда смотрел фильм с вашим участием…
— Лилиан Гиш! — радостно ответила Ольга.
Свидетельство о публикации №112011802377