2. конкурс миниатюр. Стихи. Заметки от И. Харисова
Преподаватель факультета исторических наук и культурологии в Свободном университете Берлина. Научные работы о музыкальном и поэтическом ритме, вопросах жанра и стиля, поэтике Марины Цветаевой и др. http://www.stihi.ru/avtor/aralfild
обзор размещен также на авторской странице http://www.stihi.ru/2012/01/17/5228.
отзывы на обзор вы можете оставить как тут, так и на авторской странице )))
============== 2-й конкурс миниатюр на Ноевом Ковчеге. Заметки. ================
Ведущий конкурса миниатюр предложил написать обзор по второму туру (декабрь 2011) – с удовольствием делаю это в отношении стихов. На прозу не покушаюсь.
Итоги Народного голосования и ссылки на стихи конкурса размещены на странице http://www.stihi.ru/2012/01/11/1248
К сожалению, не могу откликнуться на каждый текст отдельно. В целом: уровень очень разный, от пока еще беспомощных проб пера до действительно удавшихся миниатюр, где комар носа не подточит.
Думаю, не все авторы послали стихи, в которых они уверены безусловно. Грешным делом я и сам выставил тексты, над которыми должен был бы еще поработать.
В то же время, посылая стих на конкурс, автор словно увеличивает дистанцию между ним и собой, дает себе возможность посмотреть на текст со стороны. И, конечно, повышает шансы услышать мнение коллег.
Стихи на конкурс пришли разные и стилистически. Тут и классические восточные формы, и традиционные для русской поэзии четверостишия, и другие строфические формы, и верлибры – то смыслосодержательные, то звукоподражетельные. И даже "масонский знак" стихиры ("3да-стих" Ящера)).
При наличии времени все это можно было бы расклассифовать по жанрам, темам и "средствам выразительности", наметить "общие тенденции", выделить индивидуальное. И попытаться показать, почему один и тот же прием в одном стихе радует эстетическое чувство, а в другом – "не работает". Можно было бы. Но времени, как обычно, хватает главным образом на то, чтобы написать о его нехватке.
Поэтому вниманию со-конкурсантов предлагаю пометки только по некоторым стихам – что успел.
Мой фаворит – "По трещине" http://www.stihi.ru/2011/10/20/9479, автор – Огненная Бабочка.
По трещине в камне течет время
По трещине в потолке течет время
Все длиннее и глубже линия сердца
Все полноводнее
Маленькое стихотворение с кучей повторов (синтаксических, морфологических форм) – и какое хорошее.
Мастерски объединены элементы, относящиеся к природе (камень), быту (потолок) и человеку (рука). Объединены прежде всего наличием трещин, растущих со временем (тема старения). Но не только. Возможна и такая взаимосвязь: рука человека из камня делает потолок – и потолок, "дитя" природы и человека, наследует трещины своих создателей. Всё сущее находится в родстве. Автор, возможно, не предусматривал такой трактовки, но текст внутренне содержит ее.
"Линия сердца" косвенно отсылает к миру души. Душа не только стареет, но и растет – это утешает и даже радует. Одновременно множатся и ее печали...
___________________________
Зазирцатель http://www.stihi.ru/2009/05/21/741 умело обыгрывает прямое и переносное значение слов "собачка":
злая соб@цка
воет в пустой конуре
нет твоих писем
"Ц" в первой строчке показалось опечаткой.
___________________________
Евгений Петропавловский иронично напустил тумана в названии "Метафизика турбулентного потока" http://www.stihi.ru/2010/10/20/4476. Сам стих непритязательный, но технически сделан хорошо. И по смыслу – как не согласиться?
Если жизнь твоя хренова -
это, в сущности, не ново.
Но нисколько не новей,
что бывает хреновей!
___________________________
Выверены по форме и психологически точны миниатюры Александры Ининой –
http://stihi.ru/2010/03/14/9018
В утреннем кофе
Мерещится вкус
твоего поцелуя
За день до встречи
и http://www.stihi.ru/2011/01/11/4728
А в небе
всё не кончаются и не кончаются
птицы
Ритмическая структура второго стиха – настоящий смыслоритм.
___________________________
Лекс Тур http://www.stihi.ru/2010/09/16/4830 обаятельно работает с речевой фигурой "дождь пошел".
я вышел из дому
дождь вышел из неба
ну... пойдем
"Ну" с многоточием здесь весьма кстати – человек сомневается, идти ли дальше или вернуться домой. Но, видать, дело неотложное, – идет.
___________________________
Победитель тура Сергей Ивашин http://stihi.ru/2011/05/04/4547 каламбурит:
"Мы же на ты" и "Мы женаты" ...
Один порядок букв и слов.
Формально буквы не изъяты.
А вкус – как просто рис и плов.
Сравнение с рисом и пловом неожиданно и удачно, хотя я бы под ним не подписался. Иному семьянину законная половина отнюдь не в радость.
А вот вторая строчка по смыслу не вполне верна. Порядок букв действительно один и тот же, но слова во фразах первой строчки разные. Поэтому нельзя сказать, что у слов – тот же порядок.
___________________________
Игрой слов и смыслов в последних двух строчках
Ой, что творила – стыдно вспомнить!
Но так приятно вспоминать!
симпатичен и стих Ольги Стручковой http://www.stihi.ru/2010/12/17/6310. Восклицательных знаков в нем многовато, на все четыре строчки хватило бы одного.
___________________________
Августина Лил. твой голос. http://www.stihi.ru/2010/12/04/6745
твой голос
улыбаюсь
темноте
Валентина Китаева. Дороги. http://www.stihi.ru/2011/11/28/11131
Дороги -
Лишь тени
Мыслей моих.
В этих трехстишиях привлекает неожиданность и недосказанность, позволяющая читателю самому продолжить лирический сюжет.
___________________________
Анабель Ли Пасхальное воскресение http://www.stihi.ru/2011/04/25/7771
И каждый год – Спасенье от оков
безверия. Преодоленье тьмы.
ЕГО глаза – сквозь веки облаков,
и сквозь вулкана кратер – перст Фомы.
И каждый год...
Интересна мысль стихотворения в целом, выразительны образы в третьей и четвертой строчках. Но первые две строчки воспринимаются скорее как рифмо-ритмическое заполнение формы, нежели как точная поэтическая речь. "Оковы безверия", "преодоленье тьмы" – штампы.
___________________________
Брюн Серебряная Струна. Рецензентам - Буквоедам - Критиканам. http://www.stihi.ru/2010/08/20/4923
Забава старая, как мир
Лишь сволочи под стать –
Из маленьких ошибок
Устраивать вороний пир...
Какая сласть!
Наблюдение, с которым в целом могу согласиться. Но, наверное, не стоит прямолинейно уподоблять "буквоедов" и "критиканов" сволочам (то есть негодяям, мерзавцам, подлым людям).
___________________________
Валериус Зубы твои - кукурузные... http://www.stihi.ru/2011/06/22/7389
Зубы твои – кукурузные зёрна,
белые, словно снег,
на удивленье ядрёные,
так украшают твой смех!
Основной элемент в этом стихотворении – сравнение, поэтому со сравнений здесь – особый спрос. Ядреные кукурузные зерна, по-моему, не могут быть, белыми, словно снег. Может быть, я ошибаюсь.
А вот сравнение белизны со снегом слишком "затаскано", в нем нет изюминки. Неточные рифмы, может быть, уместные в другом случае, в этом стихе - не "звучат".
___________________________
"Жара FM" Галины С. http://www.stihi.ru/2010/08/09/2792 – зарисовка, в которой синестезийно объединяются впечатления от музыки и температуры воздуха.
приходишь на пляж
из динамика – дом восходящего солнца
и становится еще жарче
уходишь – поет стинг
и становится цивилизованно и прохладно
По-моему, стихотворение бы выиграло, если бы в третьей и в пятой строчках не использовался один и тот же глагол – "становится". Сам по себе он не выразителен, по смыслу – вспомогательный. Поэтичнее было бы, по-моему, не просто назвать изменение состояния ("становится еще жарче"), а ПО-казать это изменение (еще сильнее выступает пот или что-то подобное).
___________________________
Лана Сноу Параллельные миры http://www.stihi.ru/2011/12/14/10889
Чёрное бесцветие
за грехи в ответе.
Алое бессмертие
камень серый метит.
Интересны образы "цветного бесцветия" и "цветного бессмертия". Тоже синестезия. Но "алое бессмертие" вызывает у меня слишком стойкие ассоциации с риторикой советского времени и кажется штампом.
___________________________
Не Для Читателей Родившийся. "Спокойно и легко" http://www.stihi.ru/2011/12/18/6626
пространство воздух свет дома дороги люди
знакомые движения прозрачны и просты
и черная ворона - звон дней прошедших в клюве
как пламень распускает смертельные цветы.
Перечисление в первой строчке читается тяжело: шесть однофункциональных элементов подряд – многовато. В остальном – загадочный, "сновиденный" сюжет, заканчивающийся чем-то страшным. Образы второй половины стиха – романтизм, символизм. Огненные цветы смерти распускаются от звона в клюве ворона, напоминающего о прошедшем. Тут и Эдгар По вспомнится, и Бодлер, и Кащеевна в опере Римского-Корсакова... За исключением отсутствия знаков препинания и заглавных букв стих остается в мире "до 1913 года". Плохо ли это? Решать автору. Может быть, стиху не помешала бы доля иронии.
___________________________
Адела Василой. "Яблочный Спас". http://stihi.ru/2006/02/23-534
Проутюжив неба гладкосинь
Над ползучей гусеницей пирса,
Солнца золотистый лимузин
Вдоль по веткам яблонь покатился,
Собирая яблочные тени,
Чтобы — в лунки окон, как в мишени...
Интересный живописный стих. Но думаю, что собственно лимузин не может стрелять (а "утюжить" – может). Не обрадовал и цвет лимузина. Золотистый по отношению к солнцу – слишком традиционно.
Не согласен с названием.
Яблочный Спас, как ни крути, – праздник. "Стрелять" по окнам в такой день даже солнцу – нехорошо, не надо. Лучше, по-моему, оставить название "Август", как в первой редакции.
___________________________
Вячеслав Лобанов. Дева - страсть. http://www.stihi.ru/2009/11/22/8361
Я тайное зелье смешаю в флаконе
И, если царь в чарах красы не утонет,
Добавлю по капле в любовный напиток,
Сгорит он, от страсти, в огне моих пыток!
"И, если царь в чарах красы не утонет": ключевое слово "царь" (избранник лирической героини, ради него все старания) употребляется в этом стихотворении единственный раз, но при этом оно попало на ритмически слабую позицию. Не по чину. ))
___________________________
Вячеслав Лобанов. О, всевышний... http://www.stihi.ru/2009/11/22/7978
О, всевышний, создатель светил и планет,
На вопрос мой простой дай достойный ответ:
Почему радость цедишь ты только по капле,
А вот с горем сосуд не жалеешь, о нет!
Не убедила последняя строка, так как по смыслу не жалеется само горе, а не содержащий его "сосуд", а в стихе получается наоборот.
___________________________
Павел Владыкин. В цирке. http://www.stihi.ru/2011/12/19/6688
"Скажи мне, бабушка,
когда я хлопаю в ладоши,
микробам больно?"
"Не знаю, лапушка.
Ты хлопаешь слонам, Алёша.
Они довольны".
Блестящее начало - первые три строчки. Всё на месте. Смешно и мило. Дальше – факультативное заполнение объема.
___________________________
Порадовали философичные миниатюры Аюны Аюны, в том числе и попавшая в шорт победителей http://www.stihi.ru/2011/12/18/3876:
Всегда
Разве что-то случается?
Нет. Это невидимое становится видимым
и снова растворяется в мире.
Проблемы, обстоятельно обсуждаемые Кантом в "Критике чистого разума", обозначены здесь всего тремя строчками. Кому как, а мне так лучше запоминается. ))
___________________________
На этом прерываюсь, принося извинения как за написанное, так и за ненаписанное. Победителям – поздравления.
Ведущему – 3да-спасибо.
Свидетельство о публикации №112011706790
Спасибо внимательное прочтение и разбор. Интересные мысли. По большому счету я согласен, что касается моего читверостишея. Пару моих мыслей.
Да, стихо скорее классическое. Отсутствие знаков - во избежание целого воза запятых. Сегодня - совершенно заурядный прием. Так что даже в этом смысле я не преуспел.
Первая строчка тяжелая: Наверное да. Я как автор могу это понять наверное только по отзывам. Пусть она останется тяжелая. Мне это почти не мешает. Функция одна, но каждое слово вносит свою лепту. Описать окружающую среду в одной строчке. Особенность первой строки и есть в том, что описательная функция по поводу каждого из этих слов отсутствует. Остаются только существительные. Такова была задумка. Причем для меня важна была ещё и последовательность этих слов и их симметричность. Сперва пространство, потом воздух, потом свет. Это три условия для существования меня и конечно же последующих трех звеньев домов, дорог, людей. Так, что тяжело то оно тяжело, но слишком дорого для автора, для того, чтобы ставить под вопрос.
/За исключением отсутствия знаков препинания и заглавных букв стих остается в мире "до 1913 года". Плохо ли это? Решать автору. Может быть, стиху не помешала бы доля иронии./
Мне это очень интересно. На твой вопрос я отвечу так: Мне кажется, что невозможно сказать, хорошо это или плохо. Так получилось само собой. Не намерено. Ничего в этом плохого или хорошего просто напросто нет. Это всего лишь факт. Причем стих в этом плане уже состоявшийся. Может быть еще будут совершены поправки, но что касается его сути или настроения, здесь уже зерно заложено. Внести долю иронии можно было бы если постараться, но это не имеет смысла. Стих то какой маленький. Хрупкий. Это всего лишь одно мгновение. Не стану утверждать, способен ли человек испытывать множество противоположных эмоций одновременно (именно в один момент), но я сам такого явления в тот самый момент не переживал. Несомненно есть смысел в стремление к творческому прогрессу, к современности и тем более к авангарду в широком понимании этого слова и несомненно стремление это имеет в творчестве благородный характер, но это я уже в других стихах попробую. А это пусть живет.
С ув.
Т.С.
Тимофей Саттаров 21.01.2012 12:24 Заявить о нарушении
Арабский Алфавит 21.01.2012 14:37 Заявить о нарушении