курган Славы
главной его героине Наталье Караваевой с пожеланием не подскользнуться на крови
Лиров
Во времена, когда мы думали что жизнь вечна...
Да, кто-то так нас подвёл к черте, что после нас будем мы, то есть наши потомки, и они будут гордиться нами, достигшими столько в жизни, первыми, первыми, первыми….
Разумеется на сегодняшний день – это почти нелепость. Но надо знать, сколько воды утекло с тех времён оных. Сколько небес пало на земли. Сколько жизней поднялось на небеса.
И вот тогда, когда мы были наивными и очень даже верующими, попутно считая себя атеистами, в нашем городке был заложен сосновый парк. Тогда было поветрие к каждому знаменательному событию возводить что-то мемориальное, эпохально или хотя бы просто отличительное. В Москве проходил Всемирный Фестиваль молодёжи и студентов, когда впервые так широко отрылись границы Союза. Такое вот последствие для города имел далёкий столичный форум будущего планеты – Парк Фестивальный. Махонькие сосёнки в рост своих лесоводов, то есть школьников-пятиклашек. Когда парк несколько подрос, и в связи с новым историческим, если можно так сказать событием – Олимпиадой в Москве, было принято решение создать в парке Курган Славы. Этот новый мемориал задумывался, по всей вероятности, для соединения целого букета идей.
Во-первых, Слава. И у подножья был зажжён «вечный огонь», один из любимейших символов, оставшихся поколениям от предков – огнепоклонников. Попутно, задались целью восстановления памяти о древнейших традициях и понятиях местного этноса. Так по словам нашего великого знатока русского языка Ушакова: «Курган – (от турецкого kurgan – крепость) бугор над древней могилой, могильник; холм, небольшая горка.»
Но в данном конкретном случае планировалось, разумеется, сооружение не могильника, а как бы исторического места связи с будущими поколениями. В возводимый курган была заложена неординарно исполненная капсула с посланием вот тем далёким нашим потомкам. Может быть, это было данью увлечения фантастикой именно в тот исторический период развития нашего общества, а может быть в целом, воспитанием людей на идеях будущего светлого завтра. Но все было совершенно серьёзно. Даже если были те, кто пытался это использовать только как пропагандистское мероприятие для галочки в своей работе, основная часть присутствующих при строительстве и облагораживании местности – верили в нужность и востребованность наследниками их скромных усилий. Точная дата вскрытия кургана была выгравирована на памятной бронзовой плите, установленной над горелкой с синим пламенем.
Это, можно считать , второй причиной заложения эстафетной палочки миров. Мы, были столь наивны, что верили – им потом будет интересно узнать: какими мы были, о чём думали, на что надеялись и во что верили. Такая повальная бесхитростность, простодушие и целеустремленность к новому миру, где не будет сегодняшних проблем, дефицита, неурожая и прочего и прочего, что воспринималось как временные неурядицы и трудности.
Третья причина крылась в самом простом желании – праздника. Да, в те времена любили на официальных уровнях создавать различные предлоги для демонстрации каких-то социальных идей в единении народа, воспитании чувство плеча и локтя. При открытии провели привычное торжественное собрание, отметили отличившихся какими-то мелкими сувенирами и грамотами. Играла музыка, летали воздушные шарики, резвились дети, странным это кажется только сегодня, когда выясняется, что тогда была не жизнь, а жалкое подобие. И только теперь эти люди превратившись ни в что должны быть счастливы.
Вот так и начались будние дни. То есть абсолютно будние.
Не прошло и месяца, как на Кургане Славы утром, спешащие на работу горожане, обнаружили труп второклассницы. Жестоко изнасилованной и убитой. Это вызвало шок. В те времена подобные события были на удивление большой редкостью. Да ещё столь демонстративно.
Весь город возбужденно – нет, не только обсуждал – искал его. Дело было не в помощи правоохранительным органам. Дело было в нас самих. Невозможно было поверить в этот вызов. И его нашли. Осудили. Но суть не в этом. Курган…
В дополнение к Ушакову заглянем в толковый словарь живого великорусского языка В. Даля: курган – (от татарского) холм, горка; насыпной холм, древняя могила, могилища; ледяная гора, носящаяся по морю; металлический кувшин, с носиком, ручкою и крышкою, кубган, кунган, с татарского правильнее кумган; бакалдина с водою.
Это не только выходит могильник, но еще и сосуд с водой. Вот таким незамысловатым образом осквернённый в самом начале своего существования.
И вечный огонь оказывается действительно на своём месте.
Потом пришли безбожные времена, правда, народ теперь почему-то рванул именно к богу, однако, не стало газа, были перебои с отоплением в домах, перебои с углем. Отчего в одной из районных администраций пришлось руководителям из-за нехватки топлива обогревать кабинеты «буржуйками», где на дрова пошли иконы, сданные местным властям населением, после эвакуации с места чернобыльской аварии. Много чего было потом, а относительно привязки к событию Олимпийского года в СССР – это видимо было, в-четвёртых.
Когда наступил загадочный срок для открытия Кургана: читать уже было некому, да и не зачем, эти фолианты. Та капсула - «металлический кувшин» - благополучно был извлечен и из земли, и из нашей памяти. А Курган был попутно реконструирован. Никаких тебе торжеств и собраний. На русском языке слово "курган", как пишет крупнейший топонимик Э.М. Мурзаев, прежде означало "граница", "межа". Почему? Потому что в первую очередь курганы отличали тюркские земли. За курганами по их понятиям начиналась чужая земля. Вот так разделилось наше вчера и их сегодня – помежьем.
Вероятно, эта дата и совсем бы затерялась, оставшись незамеченной, но вот только за ненадобностью просроченную бронзовую табличку вывезли, и заменили на что-то чугунное, но интереса особого это новшество не вызвало, кроме вехи перехода от одной эпохи к другой.
Так выглядит в – пятых.
А любопытные могут заглянуть ещё и в Популярный Этимологический Словарь и узнать, что курган – холм, а также кувшин, заимствовано из тюркских языков, где имело значение «крепость».
Отнесение слова к тюркским языкам вообще вероятно является наиболее уместным, чем к турецкому или татарскому.
Так наш рукотворный Курган Славы написал свою историю от Олимпиады 80 до новой. Правда, теперь он ни к какой олимпиаде отношения не имеет, так холмик в другой стране. Где тот праздник? И это в-шестых.
А то о чём Даль говорит как о Ледяной горе, «носящаяся по морю», по видимому образно соответствует фигуре айсберга, и скорее всего, получила название «курган» по аналогии со степными курганами, как возвышенностями на относительно ровной поверхности.
Такое вот сочетание лёд и пламень. В-седьмых – для ровного счёта.
© Copyright: Осенний-Каприз Капри, 2011
Свидетельство о публикации №11111033318
Свидетельство о публикации №112011608567