В помощь Живописцам и Певцам благостное Напутствие
Светлое Искусство, которое создано в высшем порыве вдохновения не нуждается в рекламе, так как в самой сути обладает самым мощным притягательным Магнитом – к Красоте, к Источнику Силы, к Родникам Мудрости тянутся сами люди, ибо они питает их Дух, очищают сердце, душу и разум, они зовут проснуться, пробудится, подняться на ступень выше и идти дальше… Но оно («одухотворённое» Искусство), друзья, поверьте, нуждается в защите, в тщательном охранении и в бережном распространении…, ибо является для Нас важным и насущным окном в духовный мир и входом в Иерархию Света!
Многие духовные путники прошли, идут и будут в будущем идти по нашей планете. Они вспахивают землю, сеют нужные зёрна. Кто знает, когда они прорастут и взойдут?! Но великое Будущее ждёт Нас и Заря Новой Эпохи уже восходит над Россией и Белым Миром!
Зерно не сразу плод даёт, но срок подходит – зреет плод;
И сеятелю каждый всход свою отплату принесёт –
Что тот посеял, то пожнёт! Н.Д. Спирина «Капли»
Падёт в наш ум чуть видное Зерно и там растёт – питаясь жизни соком,
Но срок придёт и вырастит Оно в создании иль в подвиге высоком!
« Несущие Свет и дарящие Благость идут по Руси Белой, Малой, Великой и страждущим дарят небесную Радость, поют в каждом доме и в Храме безликом…
… Неразделённый Скит сияет в далеке, горит Свеча и таинство творится, да будет Свет идущему к себе и пусть Любовью сердце возгорится. И плачет душа, очищаясь от страха, от плена унынья и скорби потери, то слёзы свободы Христа и Аллаха, и Будды, и Кришны… божественной Веры! Волна за Волною идут по Руси Провозвестники Мира и раны души закрывает собою и радуют сердце божественной лирой… И всё говорит от мала до велика – травинки, деревья, дороги, селения и в каждом пространстве живинка о новом Богоявленьи … » песня бояна Олега Атаманова
Ом Рам! Да пребудет Благо и преобразится Мир Наш!
Встань моя Древняя Русь… Пробудись!
Живые примеры из жизни художников.
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы переносить на полотно.
( Н.А. Заболоцкий )
1
Други, вы слышите ль крик оглушительный:
«Сдайтесь, певцы и художники! Кстати ли
Вымыслы ваши в наш век положительный?
Много ли вас остаётся, мечтатели?
Сдайтесь натиску нового времени,
Мир отрезвился, прошли увлечения –
Где ж устоять вам, отжившему племени
Против течения?»
2
Други, не верьте! Все та же единая
Сила нас манит к себе неизвестная,
Та же пленяет нас песнь соловьиная,
Те же нас радуют звёзды небесные!
Правда всё та же! Средь мрака ненастного
Верьте чудесной звезде вдохновения,
Дружно гребите, во имя прекрасного,
Против течения!
3
Вспомните: в дни Византии расслабленной
В приступах ярых на Божьи обители,
Дерзко ругаясь святыне награбленной,
Так же кричали икон истребители:
«Кто воспротивится нашему множеству?
Мир обновители мы силой мышления –
Где ж побеждённому спорить художеству
Против течения?»
4
В оные ж дни, после казни Спасителя,
В дни, как апостолы шли вдохновенные,
Шли проповедовать слово Учителя,
Книжники так говорили надменные:
«Распят мятежник! Нет проку в осмеянном,
В сём ненавистном, безумном учении!
Им ли убогим идти галилеянам
Против течения!»
5
Други, гребите! Напрасно хулители
Мнят оскорбить нас своею гордынею –
На берег вскоре мы, волн победители,
Выйдем торжественно с нашей святынею!
Верх над конечным возьмёт бесконечное,
Верою в наше святое значение
Мы же возбудим течение встречное
Против течения!
Это стихотворение принадлежит Алексею Константиновичу Толстому. Его стихами Рерих зачитывался ещё в детстве. Особое впечатление произвели на него исторические баллады поэта. Они оказали непосредственное влияние не только на ранние стихотворные опыты, но и на само живописное творчество Рериха в период его увлечения сюжетами русской истории.
Из письма Николая Рериха:
« Приходит вопрос: отчего сейчас так трудно все и везде, почему рассеялись, разбежались люди, зачем лишь односторонняя наука овладела умами? Не оттого ли, что человечество задвигалось из одной пещеры в другую, обременилось переноскою своего скарба, засеменило, затопталось… Много всяких причин этого неслыханного смятения. В новые сосуды переливают старое вино. Уж не прокисло ли? И если кто-то принесёт очень добрую весть среди суматохи переезда, пожалуй, её выметут с ненужными клочками бумаги. Что же делать? Опять притулиться и молчать? Или вопреки очевидности громко твердить о подлинных сокровищах? Да-да, «дружно гребите, во имя Прекрасного, против течения». А коли засмеют, примите гоготание как похвалу гусиную – ведь иначе они не умеют. Ну, лишний раз вспомните Сократа, Аристида, Платона, Перикла и всех, на кого клеветали современники. Жаль, не сохранилась темница, в которой томился Фидий... Вообще, какой назидательный музей ужасов, кунсткамера глупости могла бы сложиться во славу невежд. Но ведь одно невежество – случайность, второе – совпадение, а третье – уже привычка. Упаси от скверных привычек».
Добавим из А. Толстого «К Художнику»:
«Слух же духовный сильней напрягай и духовное зрение.
И как над пламенем грамоты тайной
Неясные строки вдруг выступают,
Так выступят перед тобою картины.
Станут всё ярче цвета, осязательней краски,
Стройные слов сочетанья в ясном сплетутся значеньи.
Ты ж в этот миг и смотри и внимай притаивши дыханье,
И созидая потом, мимолётное помни виденье ».
Немецкий учёный и философ Лейбниц, наблюдая, как работает Рембрандт, пришёл к выводу, что Рембрандт на обдумывание сюжета картины, на размышление о том, какой должна появиться картина, затрагивает больше времени, чем на её написание. Лейбниц писал: « Рембрандт верил в волшебную силу своего взволнованного глаза, в волшебство своего призвания, в волшебную силу слова. Рембрандт считал, что если во время работы радость на душе, то картина будет излучать радость, а если душа не на месте, тогда картина получится унылой… ».
Сам Рембрандт говорил:
« Каждый мазок, который художник кладёт на картину, не просто отражает его чувства и мысли, но и запечатлевает их на полотне, а значит, через поверхность картины они будут воздействовать на других людей… ». Поэтому, мы и призываем всех творящих, делать свои творения в радости, в постоянном памятовании Учителя и Иерархии Света! Ибо все мы ответственны за свои творения!
« Можете представить себе благие воздействия творений человеческих, созданных руками, излучающими Свет. Эти наслоения очень прочны и сопровождают эти творения в течение всего времени их существования. Правильно некоторые предметы назывались священными. Но представление о благой ауре светоносных предметов надо расширить.
Предметы искусства, насыщенные красотою, несут на себе эти благодетельные излучения, ибо Красота, Гармония и Свет – явления, неотделимые друг от друга. В этом отношении значение искусства очень глубоко, ибо оно несёт людям Свет. О великом значении искусства ещё многое придётся сказать. Не поднять сознание народа до нужной высоты, если искусство не войдёт в его жизнь и не станет одной из основ преображения человеческой сущности…» Грани Агни Йоги т. 12, 58
« Посмотрите, как гармонично сочетаются краски, тени и свет в каждой удачной картине! Но если вместо этого созвучия тонов внести диссонанс разрушительный, то есть допустить их противоречия, несогласованность, картина превратится в мазню. Так можно видеть, что согласованность противоположений лежит также и в основании всякого творчества…» Грани Агни Йоги т. 12, 75
Одному художнику заказали большую картину. Он целый год ничего не писал, но зато в последний день за один оставшийся ему день написал удивительную по Красоте и Величию картину...
Вспомним и забавный случай с Леонардо да Винчи:
Первый миланский период жизни Леонардо завершился созданием величайшего его произведения – «Тайной вечери», написанной им на стене трапезной монастыря доминиканцев Санта Мария делле Грацие в Милане. Работа над ней началась в 1495 году и длилась в течении 3 лет.
Как показывают многочисленные рисунки, первоначальная композиция значительно отличалась от окончательной.
Визари рассказывает, что настоятель монастыря приставал к Леонардо, прося его закончить по быстрее произведение. «Ему казалось странным, что Леонардо целую половину дня стоит погружённый в раздумье. Он хотел бы, чтобы живописец не выпускал из рук кисти, подобно тому, как не прекращают работу на огороде». Ничего не добившись, он пожаловался на медлительность Леонардо герцогу. Тот попытался воздействовать на Леонардо, который ответил, однако, что для завершения картины ему нужно написать голову Христа и Иуды, для которых он не может найти образцов на земле, но должен создать их своим воображением. Если же его будут тропить, то ему придётся за образец для головы Иуды взять голову этого самого навязчивого настоятеля. После этого Леонардо оставили в покое и он мог закончить голову Иуды; что касается до головы Христа, то она так и осталась не вполне завершённой. Леонардо изобразил в облике Христа человека, мужественно готовящегося пострадать за свои убеждения; от него требовали большего – выражения черт божественности, чего он, всегда остававшийся на земле, даже при создании произведений на религиозные темы выполнить, не насилуя себя, не мог. Он остался верен себе. Картина не была закончена.
Говорят, что Айвазовский по памяти очень быстро писал свои творения, вероятно, это было высшее сосредоточение художника умеющего остановить мгновение, обычно художник долго и кропотливо смешивает краски на палитре, ища и изыкивая тот или иной калористический эффект…
« Одному художнику заказали символическое изображение Веры. Мастер изобразил непреклонную человеческую фигуру. Лик был обращен к Небу. В нём было выражение несломимого устремления, самый взор наполнен огненным сиянием. Явление было величественно, но из под складок одежды вилась как бы чёрная змейка.
Когда художник был спрошен – какой смысл заключён в этом тёмном придатке, который не соответствует сиянию картины, он сказал: "Хвостик неверия".
Смысл тот, что даже в сильной степени веры часто закрадывается и черный хвостик неверия. Пусть он напоминает ядовитую змейку. Много отравы разносится такими змейками. Сама блистающая вера делается недейственной при сочащемся яде. Сказано о великой мощи веры, но полной веры, не отравленной.
Неверие есть кристалл сомнения. Потому следует их различать. Сомнение, как нечто шаткое, может быть излечено психической энергией, но неверие почти не излечимо. В какую мрачную бездну погружается невер, чтобы там содрогнуться и получить удар очистительный.
Не нужно помыслить, что путь к Братству возможен при неверии». (Братство п. 183, 184)
54. (Гуру). Человек смотрит на какой-либо предмет или на человека, и отпечаток усмотренного остается в нём, причем яркость восприятия обычно зависит от степени внимания или интереса, вложенного в восприятие. Этих картин внешнего мира в сознании скапливается великое множество. От характера их отношения к ним зависит внутреннее содержание человека. Войдя в одну и ту же картинную галерею, двое людей унесут с собой совершено различные восприятия. Они, восприятия эти, зависят от угла зрения человека, а угол зрения – от общей направленности внимания. На чём оно сосредоточивается, то и видит смотрящий. Так из жизни земной уносит в Надземное с собой человек то, что особенно привлекало его внимание и на чём сосредоточивались его мысли, уносит с собою в виде ярких, стойких, законченных образов и продолжает пребывать в их окружении, пока энергии, в них заключённые, не исчерпают на нём силы свои.
( Грани Агни Йоги, т. 13 )
Сохранились рассказы о чудесных и забавных случаях, происходивших со средневековыми художниками. Так однажды некий художник, расписывая божий Храм, должен был изобразить Деву Марию, а также дьявола. Богоматерь иконописец писал с особым благочестием, стараясь создать прекрасный и красивый образ. Дьявола же написал безобразным и уродливым. Тот страшно обиделся, явился нашему художнику и попросил живописца переделать его изображение. Но художник категорично отказался. Тогда дьявол в отместку разрушил помост, на котором стоял художник, расписывая своды церкви. Падая, наш мастер от всего сердца призвал на помощь Деву Марию. Богоматерь протянула ему руку и держала до тех пор, пока не принесли лестницу и не спасли художника, который неминуемо бы разбился, если б не Высшая Помощь и земная не подоспела во время… Так иногда чудесное, сверхестейственное и необъяснимое сходит в наш мир, соединяя землю и небо!
" Знание преображается в легендах. Столько забытых Истин сокрыто в древних символах. Они могут быть оживлены, опять, если мы будем изучать их самоотверженно (и внимательно).
Как народы пустыни умеют говорить об искусстве и о художниках! Хотелось бы, чтобы наши критики искусства обладали такими же образными словарями, оценивая творчество.
В дальних Кучарах, в Центральной Азии, нам рассказали:
«Однажды принёс художник картину заимодавцу, чтобы получить под неё ссуду. Заимодавец отсутствовал, но оставшийся за него мальчик восхитился картиной и выдал за неё большую сумму художнику. Вернулся хозяин, в гневе услышал случившееся и закричал: «Сумасшедший, ты дал столько тысяч саров за какую-то капусту, никогда не увижу моих денег более». И обозлённый хозяин выгнал мальчика и забросил в угол картину, а на ней была действительно капуста и бабочки. Кончилось время залога, и художник принёс взятую сумму, требуя картину обратно. Но, осмотрев картину, он отказался принять её, сказав: «Это не моя картина, на ней была капуста и бабочки, а на этой одна лишь капуста». Заимодавец в ужасе заметил, что бабочки действительно исчезли. В конце концов художник сказал ему: «Ты изгнал мальчика, оказавшего мне услугу. Но только он может избавить тебя из затруднения. Найди его, может быть, он согласится помочь тебе». Мальчик был найден и сказал хозяину: «Искусство этого художника так высоко, что во всех его произведениях отображены все законы Природы. Картина была принята летом, теперь зима: бабочки не могут жить без тепла и Солнца. Поставьте картину у Огня, и под негою тепла опять возродятся бабочки». Так и случилось, у благодетельного пламени бабочки вновь ожили и опять окружили капусту. Настолько искусство этого художника было совершенно. Мальчик же был принят обратно и сделался великим, полезным человеком, ибо Дух его мог проникнуть в прекраснейшие тайны искусства».
Разве не прекрасно, что народ в далёких пустынях в таких изысканных сранениях мыслит о прекрасном совершенстве?
В жизни нашей оставайтесь верными Прекрасному, храните энтузиазм. Растите в себе творческие мысли, помня, что по мощи ничто не сравнится с силой мысли. Действие лишь выражает мысль, потому мы ответственны не только за наши действия, но ещё более за мысли. Даю вам жизненный совет: Имейте мысли чистые и сильные".
1930 Н.К. Рерих «ПРЕКРАСНОЕ»
«Занятый человек всё успеет, зрячий всё увидит, а слепому всё равно картин не писать…», – очень мудро говаривал художник Архип Иванович Куинджи.
ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ЗАКОНОВ ЖИВОПИСИ в КИТАЕ.
Таинственный процесс творчества, требующий вдохновения и душевной гармонии, издавна волновал китайских живописцев. Одним из ранних и наиболее известных теоретиков живописи был художник Се Хэ (5 век). Высказанные им краткие и ёмкие формулы – «шесть законов» – оказались настолько значительными, что ими руководствовались почти все художники китайского средневековья, а также терминология Се Хэ применяется и в настоящее время и не устарела. Небольшая по объёму работа Се Хэ называется «Гухуапинлу» («Записки о классификации старой живописи»). В ней художник распределяет известных ему живописцев по ШЕСТИ категориям, в соответствии с достоинствами их картин. Этой классификации предшествуют ШЕСТЬ важнейших правил, необходимых, по его мнению, для создания поистине совершенного произведения.
Самым главным является первое правило «ци-юнь шэнь-дун» («отзвук духа – движение жизни») – наиболее сложный и теоретически важный закон. «Ци» – особая нервная энергия (в Агни Йоге она названа психической энергией), душевное напряжение, которое художник испытывает в момент творчества. Произведение может быть наполнено «движением жизни» только благодаря способности мастера достичь высокого душевного подъёма – своего «ци».
Второе правило – «гу-фа юн-би» («метод кости – способ употребления кисти») говорит о главном средстве выразительности в живописи – линии. Она должна быть свободной и живой, чтобы художник с её помощью мог раскрыть структуру образа, выявить его основу. Выразительность линии связывалась с внутренним содержанием произведения искусства.
Третье – «ин-у сян-син» («соответствие предмету – изображение формы») связано с требованием к мастеру достичь не внешнего, а внутреннего правдоподобия, выразительности при изображении формы.
Четвёртое – «суй-лэй фу-цай» («соответствие виду вещей при наложении красок») требует от художника умения и мастерства при использовании цвета.
Пятое – «цзин-ин вэй-чжи» («план и чертёж – место и расположение») имеет в виду мастерство построения композиции.
Шестое – «чуань-и му-сё» («передача и копирование») говорит о том, что живописцу необходимо добиться совершенства в копировании знаменитых шедевров не за счёт сухого подражания, а путём овладения мастерством их авторов, умения писать в различных стилях.
Копирование в Китае считалось чрезвычайно важной областью мастерства, так как позволяло надёжно сохранить произведения прославленных мастеров. Точное повторение старых образцов входило в систему обучения китайских художников. Копиисты гордились своей работой, считая себя учениками и последователями знаменитых мастеров прошлого. Се Хэ обобщил теоретические взгляды своих предшественников. Его работа стала для живописцев как бы фундаментом, классическим образцом, на базе которого развивалась их собственная мысль.
Зная это всё и применяя в Жизни - пройдём даже 9 вал!!!
Свидетельство о публикации №112011203606
Мы же возбудим течение встречное
Против течения!
****
Как правильно и как сложно одновременнно! Глубинное осознание и следование духовным ценностям всегда было уделом избранных и ищущих!
Стучите и откроют Вам! Ваша мысль праведна и высока! Вдохновляет!
Силы духа, терпения и мудрости Вам, Георгий, на пути к СВЕТУ!
С уважением и теплом души,
Ирина Кюри 12.01.2012 15:33 Заявить о нарушении
Георгий Радуга 12.01.2012 15:45 Заявить о нарушении