Я не так, наверное, умру...
Перед Смертью, среди бела дня,
Нецелованный, девченку-медсестру
Попросил он: - Поцелуй меня.
Холодно, задумчиво, устало
Целовала не его она.
Не девченка парня целовала,
Целовала девочку война.
Целовала много лет назад.
Повстречал я эту медсестру.
Я моложе, я не виноват,
Я не так, наверное, умру.
Ну и что же,
Я не тот солдат,
Я моложе,
Я не виноват.
В смертном побывавшая бою,
Забывая "завтра" и "вчера",
Отдаёт мне душу всю свою
Эта милосердная сестра.
И в долгу я у того солдата,
Он ведь мог бы стать её судьбой,
Но меня собой прикрыл когда-то,
Чтоб её я отогрел собой.
Я живу, и горячо любя,
Я целую эту медсестру,
Крепко, за него и за себя,
Я не так, наверное, умру.
Я моложе,
Я не виноват,
А умру я тоже
Как солдат.
Свидетельство о публикации №112011210538
Марина Черемисова 26.10.2019 01:22 Заявить о нарушении
Зарецкий Марк, 12 февраля 2019 - 10:22
634
0
1
Казанское литературное объединение при музее Горького в 1940-х годах основали первый директор музея Мария Елизарова, прозаик, литературный критик Михаил Бубеннов и декан литературного факультета КГПИ, член Учёного совета музея Семён Никольский. В разные годы литературным объединением руководили также Лев Юдкевич, Борис Железнов, Марк Зарецкий, Виль Мустафин, Сергей Малышев, Алёна Каримова, Борис Вайнер (с осени 2017-го). Свой след в истории лито оставили уже ушедшие Геннадий Паушкин, Леонид Топчий, Диас Валеев, Юрий Макаров, Иван Данилов, Геннадий Капранов, Равиль Бухараев, Рустем Кутуй, Роман Солнцев, Николай Беляев и многие другие. Более 35 лет на посту руководителя объединения оставался Марк Зарецкий, талантливый поэт и педагог, чьё имя лито носит с 2003 года.
Автографы стихов Марка Зарецкого – из архива Рустема Сабирова.
* * *
Пугаюсь жизни, вдохновенно трушу –
И тихой смертью мрут карандаши…
Вдохну мгновенье – выдыхаю душу,
А много ли ещё во мне души?
Пожалуйста, попробуйте измерьте,
Боюсь, что опыт у неё большой,
И верую отчаянно в бессмертье
Мгновения, согретого душой.
ДАЛАДА
Как матери сердце, со мной
Слова поговорки чужой:
Ана кунеле – балада,
Бала кунеле – далада.
Да это же душу свихнуть,
Какую щемящую суть
Сумела татарская речь
В певучее слово облечь!
Какой растолкует толмач,
Кто это уносится вскачь?!
А степь под копытом коня
Запела, джигита маня:
Ана кунеле – далада,
Бала кунеле – далада.
Да разве же дело в словах?
Но слово со словом сцепи:
Сердца матерей – в сыновьях,
А сердце сыновье – в степи.
Ковыльной волною века
Тихонько уходят, пока
Тоской и надеждой разлук
Пустой наполняется звук.
Спасибо, гудящий вокзал,
За то, что негромко сказал:
Ана кунеле – балада,
Бала кунеле – далада.
Выстукивают поезда,
Подмигивает звезда:
Ана кунеле – балада,
Бала кунеле – далада.
И в космос глухой впопыхах,
Как в песню чужую вступи:
Сердца матерей – в сыновьях,
А сердце сыновье – в степи.
* далада (тат.) – в степи
Реклама
ТВОРЧЕСТВО
Пускай останусь без жены и крова,
Есть женщина, которая всегда,
Усталого, издёрганного, злого,
Так горячо обнять меня готова,
Что с ней любое горе не беда.
Наедине бываем очень редко,
Встречаемся обычно по ночам,
Когда уснёт сварливая соседка,
Когда чуть слышно тает сигаретка
И шар земной елозит по плечам.
Тогда, совсем забыв о свете белом,
В ночах, объятых пламенем страстей,
Рождённых нашим духом, нашим телом,
Довольны этим каторжным уделом,
Мы делаем не выродков, детей.
Уже давно я этой дурью маюсь,
Опять петух горланит за окном,
Меня от дела оторвать пытаясь,
Нет, ребятишек принесёт не аист,
Когда так сладко бабе с мужиком.
Дурак, которому на свете легче,
К труду нечеловечьему готов,
Наверное и время не излечит,
Её люблю я с каждым годом крепче,
Она всегда любила дураков.
Есть женщина по имени Работа,
Жестокая в неистовой любви.
Ну, сколько там ещё до эшафота?
Свиданью с ней всегда мешает кто-то,
А встретимся – попробуй оторви!
СЕРЬЁЗНЫЙ РАЗГОВОР
Удивился, словно
Только что постиг:
Дерево безмолвно,
Ветер безъязык.
Это изначально,
Только на черта
Дереву молчанье,
Ветру немота?
Надо посудачить, –
Хочется, увы,
До чего прозрачен
Шепоток листвы!
А поврозь издревле
Маются без слов
Статика деревьев,
Динамизм ветров.
Счастья в жизни этой
Нет, хоть волком вой,
Шляется по свету
Ветер гулевой.
Замерло и прочно,
Тоже не в раю,
Дерево за почву
Держится свою.
Кто кого сильнее?
Даже искалечь,
Ветер не сумеет
Дерево увлечь.
Кто кому дороже?
Трепеща, дрожа,
Дерево не сможет
Ветер удержать.
Их свиданья – войны,
Разных две судьбы
Связаны спокойной
Музыкой борьбы.
С некоторой спесью
Всё-таки спешу
Вслушиваться в песню –
Листьевнятный шум.
Слабонервный смертный,
Слушаю в упор
Дерева и ветра
Вековечный спор.
От фатальной встречи
Их не уберечь…
Из противоречий
Возникает речь.
Марина Черемисова 26.10.2019 01:25 Заявить о нарушении
Наиля Ахунова
Марк Зарецкий: "Жизнь достойна удивленья..."
Жизнь-забавная игрушка
в лапах у добра и зла.
Выпьем с горя: "Где же кружка?
Неудобно из горла".
Эти строки принадлежат одному из самых нестандартных творческих людей Казани...
В этом году исполнилось бы 76 лет поэту и педагогу, заслуженному работнику культуры Татарстана, члену Союза писателей РТ Марку Зарецкому, чьё имя теперь носит литобъединение при музее М.Горького, которое он вёл многие-многие годы. И 10 лет - как его не стало... А в ЛИТО имени М.Д.Зарецкого приходят всё новые авторы, пробующие перо - значит, дело, которому Марк Давидович посвятил больше половины жизни, как когда-то писали на плакатах - "живёт и побеждает". Как и прежде, начинающие литераторы любят собираться в подвальчике, воссоздающем атмосферу знаменитой питерской "Бродячей собаки". Кстати, петербуржцы отпраздновали 100-летие легендарного кафе, неразрывно связанного с Серебряным веком русской поэзии: с именами Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Николая Гумилёва, Владимира Маяковского, Бориса Пастернака, Сергея Есенина и многих других, не менее известных...
А Марк Зарецкий, которого его ученики из-за громового голоса, живописной внешности и сурового характера иногда за глаза в шутку называли "Мрак Зверецкий", не мыслил своей жизни без музея Горького, музейного подвальчика и своих студийцев, многие из которых стали известными литераторами: Сергей Малышев, Борис Вайнер, Нэлли Шук, Равиль Бухараев, Лидия Григорьева, Рустем Сабиров, Марина Власова-Галицкая, Фарида Расулева, Ольга Левадная, Алёна Каримова, Тимур Алдошин, Салават Юзеев, Адель Хаиров, Елена Крайнова, Дамир Гиниятуллин, Михаил Тузов, Радик Гимранов, Альбина Абсалямова и многие другие. Мы с мужем, кстати, познакомились на заседании ЛИТО, шутка ли сказать, в прошлом веке... Сейчас литобъединение продолжает вести талантливая поэтесса Алёна Каримова, одна из любимых учениц мэтра.
И это далеко не полный список. Некоторых уже нет, а те далече: не стало замечательных поэтов и переводчиков Сергея Малышева, Равиля Бухараева и Эли Блиновой, а также писателя и режиссёра Сергея Говорухина, поэтессы Ирина Маврина и Светлана Хайруллина ушли из жизни ещё совсем молодыми, Галина Набат утонула, переплывая Казанку, Геннадия Капранова убила молния во время грозы на Каме... Но остались их стихи, они собраны под одной обложкой антологии казанской поэзии "Как время катится в Казани золотое..." (Казань, ТКИ, 2005), где более 100 авторов и много архивных фотографий, а также в новом сборнике "Лики казанской поэзии" (Казань, ТКИ, 2013).
Лидия Григорьева нынче живёт в Лондоне, Вячеслав Баширов - в Нетании, а Пётр Долголенко, проживающий ныне в Ужгороде, открыл недавно на сервере "Стихи.ру" страницу Марка Зарецкого...
Кстати, литобъединение при музее М.Горького - старейшее в Казани и в Татарстане, оно стало основой для секции по русской литературе Союза писателей РТ.
----------------------------------------
ЛитО. ЛетА . ЛЕта
Знакомая поэтесса утонула позапрошлым летом.
Тело нашёл под прибрежной ивой участковый.
Рядом бегала безутешная болонка поэтессы.
Я помню, какие крепкие сигареты она курила,
как любила безответно всю свою недолгую жизнь
поэта, обладателя роскошного голоса и бороды.
Сейчас их уже нет на этом свете,
а тот свет всё время маячит за углом,
напоминая о себе очередными похоронами.
Наиля Ахунова
Воспоминание о литобъединении
(отрывок)
Когда в стихах я стал невеждой,
искал секреты ремесла,
к музею Горького с надеждой
влачил беспрокие крыла.
В миру надежда без утайки:
"А где на блажь твою диплом?"
Но расцветала наша стайка
среди реликвий под стеклом.
С тех пор цитаты из Тушновой,
Шаляпин с удалью в лице
горчат и возвращают снова
дым разговоров на крыльце.
Где все - таланты, но пока что
толпой не поняты, зато
над почвою приподнят каждый
ревнивой похвалой ЛИТО.
Но слёзы капали по-детски,
клоками в урну падал ямб,
когда кипучий Мрак Зверецкий
из пушек бил по воробьям.
Луща закрученные строки,
разя беспомощность в упор,
он представлял собой жестокий,
вполне естественный отбор.
Нигде не учат на поэтов,
им каждый - ментор и судья.
Трезвеют многие, отведав
разнообразного битья.
Ужасно материться втуне,
глотать обиды скипидар,
но душу, хрупкую летунью,
обязан ставить под удар.
И не сломаться, и в окошко -
"Прощайте, други!" - не сигать,
а дальше выбранной дорожкой
годами трудными шагать.
Её дурман, он, слава Богу,
ни с чем на свете не сравним.
Всё кажется, ещё немного -
и станет ремесло твоим.
Сергей Малышев
----------------------------------------
Не верится, что уже 10 лет его нет с нами... Потрясающе харизматичный, обладатель выразительного баса и замечательной памяти - Марк Давидович оставил незабываемый след в сердцах и душах нескольких поколений воспитанников литобъединения при казанском музее М.Горького, которое он вёл в течение 35 (!) лет. Вдумайтесь в эту цифру... Мне кажется, что она достойна Книги рекордов Гиннесса.
----------------------------------------
Марк Зарецкий
ДАЛАДА*
Как матери сердце, со мной
Слова поговорки чужой:
Ана кунеле - балада,
Бала кунеле - далада.
Да это же душу свихнуть,
Какую щемящую суть
Сумела татарская речь
В певучее слово облечь!
Какой растолкует толмач,
Кто это уносится вскачь?!
А степь под копытом коня
Запела, джигита маня:
Ана кунеле - далада,
Бала кунеле - далада.
Да разве же дело в словах?
Но слово со словом сцепи:
Сердца матерей - в сыновьях,
А сердце сыновье - в степи.
Ковыльной волною века
Тихонько уходят, пока
Тоской и надеждой разлук
Пустой наполняется звук.
Спасибо, гудящий вокзал,
За то, что негромко сказал:
Ана кунеле - балада,
Бала кунеле - далада.
Выстукивают поезда,
Подмигивает звезда:
Ана кунеле - балада,
Бала кунеле - далада.
И в космос глухой впопыхах,
Как в песню чужую вступи:
Сердца матерей - в сыновьях,
А сердце сыновье - в степи.
----------------------------
* далада (тат.) - в степи
***
Не раскроет этой тайны
Всякий смертный, где уж там,
Дар напрасный, дар случайный
Бесконечно дорог нам.
Ах, какой счастливый случай,
Через полтораста лет
Мчатся тучи, вьются тучи,
Ямщика в помине нет.
Лунный лик глядит шаманно,
Безразлично, без огня
Сквозь волнистые туманы
На Армстронга и меня.
Жизнь - забавная игрушка
В лапах у добра и зла.
Выпьем с горя: где же кружка?
Неудобно из горла.
Жизнь достойна удивленья
Беспредельного, пока
Помню чудное мгновенье,
Пережившее века.
Марина Черемисова 26.10.2019 01:29 Заявить о нарушении
Оно было основано вскоре после создания музея (сейчас – Литературно-мемориальный музей А.М. Горького) его первым директором Марией Елизаровой. Произошло это в тяжелом 1942 году, когда в нашем городе в эвакуации оказались многие советские литераторы. Поэтому отцами-основателями ЛИТО можно считать и Михаила Бубеннова и Семёна Никольского.
В течение всей Великой Отечественной войны и в тяжелые послевоенный годы ЛИТО продолжало объединять начинающих поэтов и писателей. В стенах музея они находили духовную и профессиональную поддержку, и для многих музейные «среды» стали путёвкой в жизнь.
В основе создания литобъединения при музее Максима Горького лежала идея преемственности, ведь великий писатель всю жизнь был наставником молодых авторов. Горький считал, что начинающему писателю нужен не формальный ответ редактора, не краткое пожелание «учиться», а сама учёба, т.е. детальный разбор рукописи с объяснением конкретных ошибок и недочетов, товарищеский тёплый совет более опытного литератора. «Знали бы вы, сколько на путях моих я встретил замечательно талантливых людей, которые погибли лишь потому, что в момент наивысшего напряжения их стремлений они не встретили опоры, поддержки. Вот отсюда и происходит моё отношение к «литературным младенцам»…», – писал Горький одному из сибирских писателей.
Эту традицию с честью подхватило ЛИТО при музее Горького. С его историей связаны имена таких известных авторов, как Равиль Бухараев, Роман Солнцев, Геннадий Паушкин, Диас Валеев, Сергей Малышев, Наиля Ахунова, Борис Вайнер и многих других. В разное время в ЛИТО входили около 35 членов Союза писателей РТ.
В разные годы ЛИТО руководили Михаил Бубеннов, Лев Юдкевич, Геннадий Паушкин, Виль Мустафин, Сергей Малышев. Но наиболее важное значение в его истории сыграл Марк Давидович Зарецкий, который руководил объединением более тридцати пяти лет – до марта 2003 года. Сегодня оно носит его имя.Он создал в объединении неповторимую творческую атмосферу, сохраняющуюся и поныне.
Свое детище Марк Зарецкий любил называть коротко: НЛО – «Неповторимое литературное объединение». Характерной чертой его характера был высочайшая требовательность, прежде всего к самому себе. За всю долгую творческую жизнь он выпустил в свет всего две книги – «Речь» и «Азарт», зато всегда радовался книгам своих питомцев. За темперамент, громкий голос, колоритную внешность и строгий характер ученики за глаза называли его в шутку Мрак Зверецкий и посвящали ему стихи, как Сергей Малышев.
Воспоминание о литобъединении
(отрывок)
Когда в стихах я стал невеждой,
искал секреты ремесла,
к музею Горького с надеждой
влачил беспрокие крыла.
В миру надежда без утайки:
«А где на блажь твою диплом?»
Но расцветала наша стайка
среди реликвий под стеклом.
С тех пор цитаты из Тушновой,
Шаляпин с удалью в лице
горчат и возвращают снова
дым разговоров на крыльце.
Где все – таланты, но пока что
толпой не поняты, зато
над почвою приподнят каждый
ревнивой похвалой ЛИТО.
Но слёзы капали по-детски,
клоками в урну падал ямб,
когда кипучий Мрак Зверецкий
из пушек бил по воробьям.
Луща закрученные строки,
разя беспомощность в упор,
он представлял собой жестокий,
вполне естественный отбор.
Нигде не учат на поэтов,
им каждый – ментор и судья.
Трезвеют многие, отведав
разнообразного битья.
Ужасно материться втуне,
глотать обиды скипидар,
но душу, хрупкую летунью,
обязан ставить под удар.
И не сломаться, и в окошко -
«Прощайте, други!», – не сигать,
а дальше выбранной дорожкой
годами трудными шагать.
Её дурман, он, слава Богу,
ни с чем на свете не сравним.
Всё кажется, ещё немного -
и станет ремесло твоим.
Как пишет Наиля Ахунова, «некоторых уже нет, а те далече: не стало замечательных поэтов и переводчиков Сергея Малышева, Равиля Бухараева и Эли Блиновой, а также писателя и режиссёра Сергея Говорухина, поэтессы Ирина Маврина и Светлана Хайруллина ушли из жизни ещё совсем молодыми, Галина Набат утонула, переплывая Казанку, Геннадия Капранова убила молния во время грозы на Каме... Но остались их стихи, они собраны под одной обложкой антологии казанской поэзии «Как время катится в Казани золотое...» (Казань, ТКИ, 2005), где более 100 авторов и много архивных фотографий, а также в новом сборнике «Лики казанской поэзии» (Казань, ТКИ, 2013).
Лидия Григорьева нынче живёт в Лондоне, Вячеслав Баширов – в Нетании, а Пётр Долголенко, проживающий ныне в Ужгороде, открыл недавно на сервере «Стихи.ру» страницу Марка Зарецкого...»
И сегодня литобъединение при имени Марка Зарецкого остается костяком секции русской литературы Союза писателей РТ. Его ведет талантливая поэтесса Алёна Каримова, одна из любимых учениц мэтра.
Являясь в первую очередь творческой лабораторией, ЛИТО, однако, выполняет не только литературные задачи. Его деятельность имеет и социокультурный аспект: здесь происходит социализация представителей творческой среды в музейном пространстве, люди разных возрастов и разных социальных страт имеют возможность встречаться, общаться, дружить, а часто и помогать друг другу в решении разных жизненных задач. Двери ЛИТО имени Марка Зарецкого открыты для всех – это принципиальная позиция.
Литературное объединения имени Марка Зарецкого приглашает всех, кому не дает покоя «песнь музы вдохновенной», всех, кто жаждет творческого общения и личного самосовершенствования на тернистой писательской стезе.
Галина ПЕТРОВА, студентка КНИТУ-КАИ
Производственная практика в редакции в 2015 году
Марина Черемисова 26.10.2019 01:32 Заявить о нарушении