В лепоту облечеся...
Традиционно говорят: Отец не рожден, Сын рожден, Св. Дух исходит от Отца,
а чем отличается рождение от исхождения - мы не знаем...
Мы, погружённые в мир сей и воспринимающие его как данность, могли бы сказать: Ипостаси различаются ВЫРАЖЕНИЕМ (тем, во что они облекают Себя).
Помните, диакон на всенощной возглашает: "Господь воцарися, в лепоту облечеся"...
В лепоту-красоту... Космос в переводе - как раз КРАСОТА (и порядок).
Это и есть - ВЫРАЖЕНИЕ...
Можно, наверное, показать такие виды облечений, внешних выражений:
Бог Отец и ничто,
Бог Сын (Логос) и космос,
Св. Дух и церковь.
Отец чрез Сына из ничего творит мир. И чрез Сына с миром соотносится...
А Св. Дух облечен в Церковь (к слову, по апостолу, каждый из нас может стать храмом Духа Святого).
И в нашем мышлении нечто похожее, подобное (по образу и подобию) - череда творений (конечно, не из ничего), "облечений", выражений...
Интуиция находит выражение в ритуале,
сознание - в речи,
разум - в мифе.
И далее: конкретизация выражает себя в иероглифике
(иероглифика возникает как способ общения с Богом, не с людьми);
абстрагирование выражено в алфавитных текстах;
спекуляция (наука) - в символических текстах
(так, про электромагнитное поле можно рассказать людям только посредством научно-символического письма - и никак иначе, только чрез уравнения Максвелла).
+++
Воля-предствление — деятельность/архетипы = интуиция
представление-воля — архетипы/деятельность = ритуал
интуиция-ритуал — знание/знак = сознание
ритуал-интуиция — знак/знание = речь
сознание-язык — творчество/образ = логос
язык-сознание — образ/творчество = миф.
Как видим, здесь обнаруживаются такие любопытные "цепочки":
деятельность — знание — творчество,
архетип — знак — образ,
интуиция — сознание — логос (разум),
ритуал — речь — миф.
(Или так: деятельность становится знанием, чтобы в конце концов обнаружить себя творчеством;
архетип порождает знак, чтобы в конце концов обнаружить себя мифологическим образом;
интуиция становится сознанием, чтобы обнаружить себя разумом;
ритуал порождает речь, чтобы в конце концов воплотиться в МИФЕ.)
Академик В.Н. Топоров:
"Не случайно, что смысл жизни и её цель человек космологической эпохи полнее всего переживал именно в ритуале.
Можно думать, что ритуал был основной,
наиболее яркой формой ОБЩЕСТВЕННОГО бытия человека
и главным воплощением человеческой способности к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, потребности в ней.
В этом смысле ритуал может приниматься как прецедент
любой производственно-экономической, духовно-религиозной и общественной деятельности,
их источник, из которого они развились…,
главная сфера реализации социальных функций коллектива.
…Только в ритуале достигается переживание ЦЕЛОСТНОСТИ бытия
и целостности знания о нем,
понимаемое как БЛАГО и отсылающее к идее БОЖЕСТВЕННОГО как носителя этого блага.
…По-видимому, лишь в ходе постепенного развития в недрах ритуала формировался ЯЗЫК,
перенимая функции, исполнявшиеся ранее другими системами.
…Именно ритуал составляет ЦЕНТР жизни и деятельности в архаичных культурах.
…Жертвоприношение стоит в центре ритуала
… в любом ритуале явно или тайно содержится отчетливая искупительная нота"
(О ритуале. Введение в проблематику//Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 17,18, 22, 36).
+++
Подробнее: http://www.stihi.ru/2010/01/26/2717
Свидетельство о публикации №112011000891
Олег Андрушкевич 23.01.2012 18:37 Заявить о нарушении
Да, История мысли, в том числе богословской мысли, -- дама чрезвычайно медлительная... Например, человечество вот уже два с половиной тысячелетия не может усвоить простейшую мысль Платона: слово как таковое, одно-единственное, не имеет смысла... самый маленький логос -- это суждение-предложение (онома+рема). И что тут сделаешь...
Борис Пинаев 23.01.2012 22:32 Заявить о нарушении