В лепоту облечеся...

 Богословски интересен вопрос о различении Ипостасей.
 Традиционно говорят: Отец не рожден, Сын рожден, Св. Дух исходит от Отца,
 а чем отличается рождение от исхождения - мы не знаем...

 Мы, погружённые в мир сей и воспринимающие его как данность, могли бы сказать: Ипостаси различаются ВЫРАЖЕНИЕМ (тем, во что они облекают Себя).
 Помните, диакон на всенощной возглашает: "Господь воцарися, в лепоту облечеся"...
 В лепоту-красоту... Космос в переводе - как раз КРАСОТА (и порядок).
 Это и есть - ВЫРАЖЕНИЕ...
 
 Можно, наверное, показать такие виды облечений, внешних выражений:
 Бог Отец и ничто,
 Бог Сын (Логос) и космос,
 Св. Дух и церковь.
 Отец чрез Сына из ничего творит мир. И чрез Сына с миром соотносится...
 А Св. Дух облечен в Церковь (к слову, по апостолу, каждый из нас может стать храмом Духа Святого).

 И в нашем мышлении нечто похожее, подобное (по образу и подобию) - череда творений (конечно, не из ничего), "облечений", выражений...
 Интуиция находит выражение в ритуале,
 сознание - в речи,
 разум - в мифе.

 И далее: конкретизация выражает себя  в иероглифике
 (иероглифика возникает как способ общения с Богом, не с людьми);
 абстрагирование выражено в алфавитных текстах;
 спекуляция (наука) - в символических текстах
 (так, про электромагнитное поле можно рассказать людям только посредством научно-символического письма - и никак иначе, только чрез уравнения Максвелла).

 +++

 Воля-предствление — деятельность/архетипы = интуиция
 представление-воля — архетипы/деятельность = ритуал
 интуиция-ритуал — знание/знак = сознание
 ритуал-интуиция — знак/знание = речь
 сознание-язык — творчество/образ = логос
 язык-сознание — образ/творчество = миф.

 Как видим, здесь обнаруживаются такие любопытные "цепочки":
 деятельность — знание — творчество,
 архетип — знак — образ,
 интуиция — сознание — логос (разум),
 ритуал — речь — миф.

 (Или так: деятельность становится знанием, чтобы в конце концов обнаружить себя творчеством;
 архетип порождает знак, чтобы в конце концов обнаружить себя мифологическим образом;
 интуиция становится сознанием, чтобы обнаружить себя разумом;
ритуал порождает речь, чтобы в конце концов воплотиться в МИФЕ.)

 Академик В.Н. Топоров:
"Не случайно, что смысл жизни и её цель человек космологической эпохи полнее всего переживал именно в ритуале.

 Можно думать, что ритуал был основной,
 наиболее яркой формой ОБЩЕСТВЕННОГО бытия человека
 и главным воплощением человеческой способности к ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, потребности в ней.

 В этом смысле ритуал может приниматься как прецедент
 любой производственно-экономической, духовно-религиозной и общественной деятельности,
 их источник, из которого они развились…,
 главная сфера реализации социальных функций коллектива.

 …Только в ритуале достигается переживание ЦЕЛОСТНОСТИ бытия
 и целостности знания о нем,
 понимаемое как БЛАГО и отсылающее к идее БОЖЕСТВЕННОГО как носителя этого блага.

 …По-видимому, лишь в ходе постепенного развития в недрах ритуала формировался ЯЗЫК,
 перенимая функции, исполнявшиеся ранее другими системами.

 …Именно ритуал составляет ЦЕНТР жизни и деятельности в архаичных культурах.

 …Жертвоприношение стоит в центре ритуала
 … в любом ритуале явно или тайно содержится отчетливая искупительная нота"

 (О ритуале. Введение в проблематику//Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 17,18, 22, 36).

+++

Подробнее:   http://www.stihi.ru/2010/01/26/2717


Рецензии
Хорошо почитать историю Церкви или что-нибудь из истории догматических споров - очень расширяет сознание!На многие привычные, казалось бы, вещи начинаешь смотреть глубже. Того же св. Григория Богослова бесполезно читать, не зная предыстории вопроса (имею в виду догмат о св. Троице). Действительно, все было очень непросто, а мучительно сложно и долго...

Олег Андрушкевич   23.01.2012 18:37     Заявить о нарушении
Благодарю, Вадим, за внимательное чтение )))
Да, История мысли, в том числе богословской мысли, -- дама чрезвычайно медлительная... Например, человечество вот уже два с половиной тысячелетия не может усвоить простейшую мысль Платона: слово как таковое, одно-единственное, не имеет смысла... самый маленький логос -- это суждение-предложение (онома+рема). И что тут сделаешь...

Борис Пинаев   23.01.2012 22:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.