Эльвира едет в Ленинград

   Мой дядя, по линии отца, Тойво  Андреевич, мужик был роста невысокого, крепким  в плечах. Украшающая гранитный подбородок волевая ямка, вкупе с серыми упрямыми глазами, выявляла натуру  сильную, духовитую, твердую.  На расправу дядя  был скор и крут, на руку тяжел. Пощады ни к близким,  ни к недругам не знал.  Добавьте к этому неуемную  задиристость.  Ума был практического, крестьянского.  Знал что надо, как надо и главное - умел.  Матершинник был страшный, и тоже умел. Выражал свою мысль забористо, но доходчиво, чем немало меня поражал,  вызывая немое восхищение квалифицированным языком  в пору моего мальчишества, когда  я приезжал  к нему в Сибирь с далекого Поволжья. Что, кстати, я с успехом перенял от него и пользуюсь по сей день легко и непринужденно, не вызывая ни разу в обществе недоразумений и конфликтов  на этот счет за долгую свою жизнь.  Мой рост и  отбитые кулаки вряд ли тому причина, ибо есть люди покрепче.

   Было у дяди две дочери и сын.  Та, о которой пойдет речь, моя сестра, была тогда пятнадцатилетней, красивой девушкой, блондинкой, слегка рыжевато – золотистого  оттенка.  Звали ее Эльвирой.  В Сибири в те времена жили хорошо.  Денег лишних не было, но хватало на все про все. Квартира, дача, машина в наличии имелись.  Определенный доход семья имела с дачи. В тот год малины уродилось как никогда.  После подсчета доходов, получив должную сумму, Эльвира, подойдя к отцу, попросилась впервые съездить одной в Ленинград,  к своей старой тетушке. Дядя без лишних слов благословил на поездку свою доченьку и та, упаковав свою новую сумку,  пошла покупать билеты на самолет.  Заодно решили отправить с ней и подружку.

    Утром девочки попрощались с  мамами, сели в папины Жигули,  «копейку»,  и поехали. Дорогой девочки были в ударе, хохотали беспричинно и дурачились.  Потом переключили внимание на машины со счастливыми номерами. Завидев номер с двумя пятерками, били друг друга в ладони, крича : пять,  пять! – моя удача!  другая  вторила – семь,  семь! Удар в ладоши – моя удача! Так и доехали. Вышли из машины радостные, - летим одни, свободные как ветер. И тут дядюшка мой закрывает дверцу, да как хлопнет в ладони, громко, с размаху, так, что окна задребезжали в здании вокзала аэропорта: «Б…дь! Моя удача! А где сумка?!»
Эльвира знала, отец никогда не повернет назад ни в словах, ни в деле. Съездила... в глазах начинали закипать слезы и вдруг,  из подошедшего автобуса «Братск – Аэропорт» вышла Эльвирина мама. С сумкой в руках.

   Фраза, брошенная в сердцах   Тойво Андреевичем, стала крылатой и в минуты, когда случался  какой – либо казус, раздавался непременный хлопок в ладони, с последующим: « Б…дь! Моя удача! А где сумка!?»

   Дядя умер, а  фраза осталась. Сестры мои стали замечательными матерями, и брат, слава Богу, жив и здоров к своим преклонным годам.

январь, 2011


Рецензии
Андрей, прочла с большим интересом ваш рассказ-воспоминание. Язык хорош и сюжет описанный забавен. Что касается ненормативки, то у меня с сыном по этому поводу идёт непрекращающаяся дискуссия. Он считает, что ненормативка допустима в литературе. Сейчас даже многие учёные филологи считают, что российский мат есть неотъемлемая часть культуры, с чем я категорически не согласна. Не случайно ведь это матом называется - слово идентичное матери. А ведь матерью была и Богородица. Как же тогда с верой? С Богом, которого тоже часто упоминают, когда посылают в Бога-мать?
Да и, наконец, разве так уж беден и убог наш язык, чтобы на нём нельзя было выразить любые, самые заковыристые, мысли? Может, где-нибудь на охоте, на рыбалке в своём тесном кругу, хотя это тоже будет лицемерием, потому что,то, что произносится где-то за углом не должно быть табу. В общем спорный это вопрос. Но, лично у меня, уши вянут, когда я слышу мат, и особенно, из уст женщин.
А имя Тойво, Андрей, откуда пришло в вашу родословную? Что-то прибалтийское слышится. В Сибири я долго жила, но такого имени не слышала.
Вы уж простите меня за проповедь по поводу мата. Лезу со своим уставом в чужой монастырь. Но вот такая я вредина.
Всего вам доброго. Красивых строк и образов, тепла и счастья.
С уважением Л.К.

Лидия Калушевич   10.01.2012 06:20     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лидия! Для продуктивного спора я, конечно, слаб. Не филолог, если только это не бранное слово(смеюсь). Но скажу, что не столь категоричен в суждениях о русском мате, как вы, Лидия Александровна. Все действительное, существующее в жизни,- разумно, достаточно и необходимо. Злоупотреблять нельзя ничем, ибо и самое прекрасное можно опошлить излишеством, не говоря уж о затронутом объекте спорности вопроса. Мне же видится более подходящим, или более полно отвечающим всеохватывающей характеристике мата не соотношение с понятием матери, как женщины, а напротив, как нечто, некая субстанция, лежащая в самой основе словообразования, базовое(как например, материнский грунт) зарождающее саму суть слова, его значение и вес. Мне думается, все же подход к самому явлению и существованию мата, как объективного явления только через оскорбительность восприятия неоправданно сужен и уводит в сторону от результативности изучения сущего в мире вне зависимости от нас и нашего желания.
В жизни много без чего можно обойтись, недаром сказано: чем жив человек того и достаточно.
Спасибо Лидия Александровна за отзыв. Был рад читать и думать.С уважением Андрей

Андрей Оваско   11.01.2012 02:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.