Выпуск 9 стиховая теория самбо
Я памятник себе воздвиг…
Иду на всё: что было и что будет.
Надеясь, что меня сей мир забудет.
9-1.
ИНОСТРАННОЕ УТРО
в г. Воронеже
Слоистый день меня увидел въявь –
Сквозной, размытый в космос день цветистый,
Когда внезапно вспенилась баравь
Летучей крек-собаки* в туче мглистой…
На языке её «Дай хлеба!» – « мрарк » да « брарк »!
В глазах темнело, застилалось солнце.
Я был в лесу… Как лес – огромный парк
Окраины Воронежа…
– Эй, Блонца! – **
(Позвал её по имени, крича), –
Лети ко мне, айрландская толтнеба! ***
Доешь со мной остатки кулича!..
– Нет джема?
– Нет.
– А мармелада?
– Нет…
– Дай хлеба!
Май 2005 г. На пасхальной неделе…
МАРКЕРЫ:
* крек-собаки – собаки, понимающей человеческие
языки (Поэтарх с ней дружит уже очень давно).
** имя этой собаки.
*** порода этой собаки (очень редкая!).
9-2.
ПЕЙЗАЖ
ПРИМИТИВИЗМА
1.*
Писал я Ангелов, на небо и не смея –
В его глубины – глаз своих поднять:
На чопорной Земле стоял, немея,
И ч у я л над собою м н о г о р я д ь!
На солнце – ярче глаз ц в е т о п о л я н ы –
Протуберанцы бездн и н ы х цветов;
По вертикали Тень Святоморяны
Ко мне нисходит в и н о р я д ь летов…
И в мыслях Тот Пейзаж мне очевиден:
На фоне Солнца гвогчет Океан –
В лазури пен. И ярко, как в карбиде –
Исполнен и н о з е м н ы м первый план.
2.
2.
На нём – пустынный берег океанский,
Истоптанный – как тысячью слонов!
На бреге Океана – мой армянский
И одинокий профиль. Тучи слов –
Как комаров – пьют кровь мою. Окрайна
Земного – на Планете – бытия;
Из Океана – щупальца Мегайна **
Почти уж дотянулись до меня…
Я – Ангелов писал! И составлял из строчек
Земных поэтов – миллион других,
И их записывал без всяких проволочек
Для вас – в неадаптированный Стих!
Май 2005г. г.Воронеж
1.* - неадаптированная часть стихотворения.
** Страшного Океанского Чудовища.
9-3.
* * *
О, Зевс! О, Зевс!.. Из-за тебя Калипсо,
Не живым разумением земным!..
Дверей Небес – из масочного гипса –
Ей не открыть, и не войти – двоим!
О, Муза недоступных разумений!
Что – Гавань? Где?.. Где тот Корабль плывёт?
Богиня тонких струй! Каких течений
Ему не надо, чтоб замедлить ход?
Зачем в теченьях Звука, о Богиня,
Звенит давно уж им отвергнутый металл?
Что – Деньги?..
…Кстати! Где на моё имя
Лежит твой долг мне, Зевс?
Где мои восемь драм?!.
Май 2005г. Воронеж.
Примечание. В этом стихотворении всё так удачно получилось потому,
что «драма» - это ещё и денежная единица.
9-4.
* * *
К «Автопортрету» в стиле А.Руссо,
но с другим пейзажем
1.
Одно мгновенье – и от снега
До буйных трав зелёных – пир!
С какой-то Тенью коченега
(Для рифмы!) – жизнь вношу в папир
(Для рифмы тоже!) – Отупенье
От этой джунглости слепой!..
… Стоит сосна, стоит телега
(Зачем она здесь, боже мой?!.)
Лощина… Склоны для разбега…
Лопух какой-то голубой…
Короче - буйное цветенье!
2.
Всё это было у Руссо
В одном шикарном брейк-портрете:
Стоит – в усах, в глазах, в берете,
В груди – солёный патиссон!
И на всё то, что есть на свете –
Глядит тоскливо, как масон.
(… Так цвёл его б у л о н с к и й с о н –
До утверждения победы
Над чёртом-Энгром, превоспетым,
И над Буше с его «Misson»…) *
1. (окончание)
И солнце красное печёт,
И здесь в продвинутой тусовке
Природа буйствует в обновке –
И сумасшедшим глазом жжёт!
20 мая 2005г. (Живу в Воронежском лесу).
* Изображения всяких разных красоток у Буше.
9-5.
* * *
Сей сочинённой мысли праздность –
Глыбо-Космических Личин
Воображению * – ужасность
Внушала фактом беспричин.
Уж то, что сказано в «Блаватте»,
Не восхищало никого.
И, всё-же, вдоль Земли – Касатель**
Летел, один на одного…
Земле ли то спасеньем было,
Иль Космосу – от сей Земли
Я вышел на него не с тыла:
Шлейф виража (аж заложило!),
Скомандовал поддержке «Пли!»,
И шёл лоб в лоб, хотя сносило…
Он – в мощи звёздного сложенья
Цифирно-пресных величин;
И я – свой шлейф воображенья
На мощность полную включил…
И сшиблись мы! – проверка, проба
Взаимо-действующих сил!..
Ну, я, конечно, победил.
А вы, конечно, наблюдали,
И в микроскопе телескопа
Давили не на те педали, –
Зачем – не знаю. Знал. Забыл!
МАРКЕРЫ:
* Воображению Мировых Сущностей
** Одна из этих глобально-космических Сущностей
9-6.
КОКТЕБЕЛЬ
(Пляж. С. Пустовойт. 1976г.)
Я ел - бифштекс! Пред тем - побыв в кино.
Им угостил меня Фредрико Гербертович.
– Вы почитаете? По-русски – армено? –
Сказал Фелинин, будто Сэм Гитович.
( А я писал тогда «Кордации Корбля» –
В чём суть и смысл Величеств и Величий…)
Бифштекс прочистил моё горло птичье…
– Об чём читать? – Об Эривань-Орпля!
– Ну, эта синекура у Хорена!* ( Х.Абрамяна)
А он – вон там, в углу! Дня на три прибыл к нам.
И оттого в волненьи Челестена –
(Не съесть ли мне десерт?) – и она тоже там!..
– Похоже, там проходят через драму…
Читай!
– Осмелюсь ли?.. – Иль в бездне – перемена?
Аммаркордационная тщета?..
– Кгм!.. «Урождённая Айвазова. – Вода»!..
(И как мне здесь читать свою уэльсограмму?..
Но я – решился! Вспомнив: вместе с ним –
Ещё под вечер, как гора стемнела,
Я солнечный заглатывал куним
И в явность дня не верил, между делом.
Как подошёл печальный Пустовойт:
– Что смотришь в даль, в ней нет знакомых линий…
– Зато есть нечто – (кажется – живое!) –
неслышного исполненное воя,
так – пустовойтное…– ха-ха! – сказал Фелинин.)
9-7.
ПАМЯТИ АШОТА ГРАШИ
Какое праздное веселье:
Пестро столы накрыла смерть!
Мне страшно на неё смотреть.
В тоске бокалов, в блеске тленья
Два сына терпят гнёт долин,
Оставленных отцом. Улыбкой
По лицам их проводит сплин
Канатоходца ход – над зыбкой
Мертвящей пропастью ума…
. . .
Комментарий.
Этого стихотворения в рукописях Поэтарха
не было… Но случайно выяснилось, что 80%
его текста отложилось – ещё с тех времён! –
в памяти искусствоведа Владимира Добромирова,
и он начитал его нам на диктофон. Этот текст был
распечатан и предъявлен Айасу, который его мгновенно
вспомнил - тут же все ошибки и неувязки исправил
и дописал забытые Добромировым строки…
«Это стихотворение в те времена буквально
потрясало воронежское элитное сообщество».
(В.Добромиров)
Ашот Граши, в ранге Народного Поэта Армении,
бывал в Воронеже; мемориальной доски пока
не имеется. – ИЗД.
9-8. ТРУД СИЗИФА
Как Камень на Олимп – Сизиф:
С подошвы, крепкими руками –
На Склон, что от рассветов сив,
И выше – в Инородный Пламень,
Иства от коего богов –
Огонь, что не имеет веса, –
На три отрога из гол-гоф
Катил он Камень до Зевеса.
Внизу кишел Афинп иль Римп,
И, наблюдая труд усердный,
Атлант, куратор воли имп –
Он солнце длил немилосердно.
За этот вдохновенный труд
Сухих, сутулых паств атлантов,
Держащих неба изумруд, –
Труду богов и впредь гарантов, –
И он свой Камень перестать
К богам воскатывать в нирвану
Не мог, – хоть время собирать
Ещё не наступило… Рано!
Ещё не надобен он был!
И – неизменное сверженье,
Как результат впустую сил
Потраченных, как возмущенье
К неадетварности богов,
Что возвращали Камень в долы…
… Осколки сыпались слогов –
Искр божьих, попадая в молы,
В молву, в молву: «Сизифов труд!»
… И что осталось от Сизифа?
Вот этот неба изумруд?
И да, и нет! Лишь ветер мифа –
Что по стихам сквозит и тут…
«Сизифов стих мой»!.. Айа-с-Ифа.
9-9.
* * *
Куда ещё прочерепашусь?
Во что в-улитчусь? Куд-куда?
Подкрабываясь как всегда
Ква-к-вам, ква-к-вам в аквариабус.
. . .
Куда ещё Пространству Теней,
Сокрытых в таинстве слюды, *
Как не в стеклянное прозренье
Рото-открытости судьбы?..
. . .
«Нелль меццо, нель ди Ностра Вита» – **
Что в Водах Тёмных ищет Кров!..
И всё, что в мире Тьме открыто –
Вместить мой череп не готов.
* слюдяные боги – это люди.
** похоже, начало «Божественной Комедии» Данте.
9-10.
* * *
Что проще смутного столба?..
Стою, вопросом возмущённый:
Его не ставят на попа,
И не рисуют крест смещённый;
Его не спилишь – брось пилу! –
Не кипарис, и не чинара! –
Не вырежешь на нём стрелу,
Что с надписью «Абрам + Сара»
Пронзает сердце; не вобьёшь
Гвоздя в него; весьма возможно –
Что не взорвёшь, и не сожжёшь,
Хотя – попробовать – всё можно…
Изображенье на столбе –
Какой-то Лик, прозрачней пыли,
Который ты нашёл в себе,
А не каким тебя забыли.
Длина его = всех дней твоих
До срока света-представленья…
Иначе он, – что ты постиг, –
Не стоил бы стихотворенья.
9-11.
* * *
Мало в том весёлого –
Почему, не знаю:
Вижу – лезет в голову,
Что я умираю.
Мало в том и хитрого,
Мало и хорошего –
Полем малахитовым
Уходить, взъерошенным.
Дней Творенья аурой
Вызван и взлелеян –
Для печеры в Лавре
В нижних галереях.
9-12.
* * *
Спеши, спеши! Пока не стихло
Биенье сердца моего.
Спеши скорее в этот стих мой –
Останься в нём до дня того,
Как не минует катастрофа!..
Достану рукопись в столе;
А ты плечом чуть сдвинешь строфы,
Протянешь руку в помощь мне.
9-13.
* * *
Зарисовка на художественной
выставке
Я видел в з о р – с картины, чуть левей…
Но подбежавший диктор с капучино
Начал рассказывать, как строил мавзолей
Его какой-то дед. На то была причина.
Потом – пейзаж: казалось, шо цикавый,
Он пах юго-воронежской мовой…
А диктор вкруг себя уже собрал ораву –
И в чём-то ей ручался головой.
Июнь 2005г.
9-14.
СТИХИ О ВРЕМЕННОМ
(30-летнем)
ПРОВАЛЕ
1.
Простит ли Бог, что снова я туда –
К Нему: дублировать мотивы – вольным чувством,
И добывать для вас то вечное искусство –
Там, где в верхах Шатра не движутся года.
… Немецкой перфорации рефрен
В Шатре озвучивал Его немую фильму,
И образ ваш – в том голосе – мертвел,
Хотя играли все довольно сильно.
2.
В шестидесятые Шатёр был – цирковым!
Премногих стран зеваки изумлялись,
Осуществляя мозгом головным
Все функции спинного, пялясь… пялясь!
И в спектрах памяти: в огнях Цветной Бульвар,
Озвучивание немой какой-то сцены,
Где, выдыхая «самотешный пар»,
Спрос на вполне земной опережал товар
Шатра небесного и ценности, и цены.
2003г.
9-15.
* * *
NN* в роли Сигурды
Бульваром Москвы на булыжной основе,
Там где испокон слышит лишь тишина
Волненья страстей и биение крови,
С Сигурдой вдвоём она шла, как о д н а –
Неся на себе всех веков боголепье
(В такой астронавтике – высадки нет)…
Уж в прошлом далёком, как я – за столетье
До Ваших концертов – купивши билет, –
Боюсь не дождусь всего нескольких лет.
Июнь 2005г.
Комментарий.
Кому посвящено – Поэтарх зашифровал. Но, если
следовать его «неявным принципам» и р а з р я д к е,
здесь явно просматривается фамилия «Сидур».- Изд.
9-16.
* * *
Сапгир придумал шутку - «аль-прапрадед».
(Се - моностих мой. Дальше – не пишу!
Теперь – в тираж его! Пусть выйдет в Ленинграде.
Приказ иль просьбишка? Извольте, прикажу.
Хоть там в почёте, почему-то, ныне фанта,
Хоть рифмы я граффлю, и се мой титул – «графф!», –
Я Генриху ибн Францу-Фердинанду
Всё ниже кланяюсь, и узнаю – рукав!..
Меж титулованными – ясно: свой закон,
Свой этикет… Рукав длины предельной –
У коронованных!.. Пусть примут мой поклон!
Хоть у меня – длинней, но он – поддельный!)
7.05.2004г.
Комментарий от Айаса:
«Прапрадед моего Учителя Поэзии (организатора литерат. эмиграции «третья волна» )
Сапгира Генриха Вениаминовича – Великий Прусский Император Франц-Фердинанд».
Свидетельство о публикации №112010704088