03 21 000 Юмор
03 21 001
Дань традиции. Юмор всегда помещают в конце журналов и газет. Для тех, кто не досмеялся над передовицей.
03 21 002
Вспомнился разговор:
- Для чего нужен смех?
- Смех приносит людям радость.
- Так, да не совсем. Посмотри на наших сатириков-юмористов. Зал гогочет до коликов.
Но приносит ли этот смех радость? Наоборот, отсмеявшись, чувствуешь себя опустошенным, словно тебя обманули. На душе гадко.
Так что, смех, конечно, может приносить радость. Очищать от уныния. Но может и опустошать душу. И разрушать ее. Смех бывает разным.
03 21 003
Да, юмор - это смешно. "Человечество, смеясь, расстается со своим прошлым". Хорошо сказано. Жаль лишь, что смехом оно не обеспечивает себе будущего.
03 21 004
И черт меня дернул взяться за эту тему. О юморе уже столько всего понаписано, что, кажется, ничего нового придумать просто невозможно. Уж в чем - в чем, а в юморе наш народ поднаторел. Ни в одной стране мира нет такого обилия и разнообразия юмора. Для постсоветского юмора нет ни одной "закрытой" темы. Всюду шуточки, и всюду юмор сыграл свою разрушительную роль.
Уже десять лет как "расстаемся с прошлым", и все расстаться никак не можем.
Смех - сильнейший разрушитель. Может даже сильнее, чем ненависть. Ненависть испытывает уважение ко многим вещам, но смех не щадит никого и ничего.
У нас развелось слишком много апологетов "юмора без границ", но нет никого, кто бы рискнул заикнуться о вреде смеха, о разрушительной силе юмора. Попробуй только, и ты тут же превратишься в мишень для многочисленных сатириков-юмористов. Затравят. В лучшем случае обзовут мракобесом, и спрячутся за спину Пушкина. "Смеяться, право, не грешно, над тем, что кажется смешно". Ну, а в худшем случае выяснится, что сам ты — переодетый еврей, а юмора не любишь, потому что живоглот и по ночам душишь младенцев в подворотнях. При всём при этом, упомянут о целительной силе смеха, о том, что смехом общество очищается от предрассудков и догм, и сошлются на стакан сметаны, вмещающий в себя пять минут смеха.
И всё это правильно. Но есть и обратная сторона медали.
Юмор убивает не только пафос. Юмор убивает уважение. Уважение к женщине, к стране и Богу.
03 21 005
"Если бы Бог не позволял смеяться над Собой, этого не случилось бы". И то правда.
На протяжении всей жизни вера человека подвергается самым разным испытаниям. Испытание смехом - одно из самых трудных. Можно перенести огромное горе и не разувериться, но пасть перед обычным смехом. Разок - другой посмеялся, и всё. И предал свою веру, свои убеждения.
И мораль:
"Не насмехайся перед народом вещами, кои почитает он священными; народ достоин сожаления, а не посмеяния" (Пифагор)
"Законодатель! Возбрани пребывание в городе человеку, питающемуся иждивением тех, коих он заставляет смеяться" (Пифагор).
03 21 006
Так что же, теперь и не смеяться вовсе? Воссесть угрюмым сычом, насупиться, нахмуриться и окрыситься на всю оставшуюся жизнь? Грустная получается картинка. Мрачная такая.
Ну что ж, пойдем с начала. Смех бывает хорошим, добрым и искренним, от избытка Е+, от внутренней радости. И бывает плохим, злорадным, издевательским, вампирская отрыжка Е+ от неуёмного переедания.
Юмор - инструмент высвобождения смеха. Смех перестал быть добровольным. И если раньше для смеха щекотали пятки, то сейчас щекочут отдельные смешливые участки души, добиваясь 98% успеха. Два процента глухих и тупых не в счет.
Смех должен вызывать радость, а не горечь. А нынешние юмористы стремятся освободить народ от "опиума", сыплют ему перчика на язвы. Посмотрите на тот самый гогочущий народ через пятнадцать минут после окончания концерта. Все те же озабоченные, угрюмые лица. А если кто и хихикает, значит, в отпуске. Либо по жизни такой веселый, и без проблем. Ему и без юмора смешно.
03 21 007
Ладно. Посмотрим, откуда этот юмор берётся, и с чем его едят. Тут уже одной четвертинкой УС не обойдешься, придется расширяться до следующей ступени.
Юмор подразделяется на три направления:
1 Линия В-* ; Д+. Сатира, бичующая недостатки (да и достоинства) предыдущего периода, которые задерживают выход общества на новый, более совершенный круг развития. Это и есть тот самый вариант, когда человечество, смеясь, освобождается от прошлого, очищается с помощью юмора.
2 Линия В- ; Д-. Отрицательно влияние юмора на общество. Общество пытаются лишить будущего. Не осознавая этого. Возможно, не осознавая. Возможно. Но от этого никому не легче.
Посмотрим на УС:
Учитывая полный антагонизм между В- и В+, юмор со стороны В- будет направлен, прежде всего, против В+. Против общечеловеческих ценностей. Против традиций и стабильности. Для юмористов этого типа (В-) нет "ничего святого". Опорочить всё и всех. Высмеять всё, чем крепко общество: семейные традиции, уважение к родителям, долг, совесть, патриотизм. Над плохим В- тоже могут посмеяться, но снисходительно, "по доброму", хорошее же высмеивается безжалостно и грубо. Некоторая часть юмора приходится и на Д+, но основная доля агрессии В- падает все-таки на В+.
В малых дозах и этот юмор полезен. Он лишь сплачивает общество. Но в тех солидных объемах, которые наблюдаются в настоящее время, юмор В- приводит к своеобразному феномену: на подходе к В+ линия Д- ; В+, блокируется, и общество искусственно задерживается в фазе Д-. Это ведет к распаду общества, появлению ярких лидеров-разрушителей. Общество становится нестабильным, взрывоопасным, избыток Е- сбрасывается вовнутрь. Распад идет на всех уровнях, начиная с распада семьи, и заканчивая гражданской войной. И всему виной "невинный юморочек". (Конечно, не он один, но и он тоже).
3 И третья линия В+ ; Д+. Эта линия разделяется на два потока: 1 поток — это естественное стремление удачной шуткой, каламбуром, доставить людям радость. После такого смеха человек чувствует себя в приподнятом настроении, словно прикоснулся к счастью. 2 поток — в силу антагонизма, направлен против В-. Высмеиваются людские пороки: зависть, жадность, подлость, предательство и другие качества, характерные для В-. Подобная сатира улучшает общественные нравы, делает общество более устойчивым, стабильным, перетягивает его на сторону В+ ; Д+.
Итак:
1 В пределах одного круга. Весь юмор проходит через фазу Д+. Начиная от самих Д+. Чаще это весельчаки-балагуры без потуг на сатиру.
Юмор B- зависит от количества избыточной Е+. При высоком Е+, юмор В- приближается к юмору Д+, но с особенностями, присущими В-. При невысоком содержании Е+, юмор В- едкий с выраженными сатирическими чертами. Излившись в юморе, В- возвращается в свою привычную меланхолию и копит желчь. (Если, конечно у него нет постоянной подпитки Е+).
Юмор В+ чаще добрый, не обидный, и не очень смешной. Если у В- основная проблема состоит в получении Е+, то у В+ главное — ее расход. Если расходы превышают синтез, то В+ попадает в фазу В-, юмор уступает место сатире. Сущность В+, приемы В-, радость отдай в творчество, удовлетворения никакого.
2 В пределах двух кругов. У В- идет подпитка от Д+ предыдущего круга. Для полноценного творчества B- должен постоянно оглядываться на прошлое. Он живет во вчера, расчищает завалы прошлого, но в будущее заглянуть не способен. "Застойные"' юмористы в постперестроечный период столкнулись с большими трудностями. Общество ушло вперед, а они остались на том же месте. Юмор иссяк, и остались лишь жалобы на то, что раньше было "работать проще". Кто-то из них переориентировался и нашел свою "нишу" в новом, сегодняшнем мире, а кто-то смирился и пытается развлекать нынешний народ вчерашними шутками. Мамонты, как известно, обречены на вымирание. Им еще аплодируют, но без прежнего энтузиазма. И уже позевывают.
03 21 008
Хватит теории. Пора переходить к практическим навыкам и приемам. Чем хороши практические приемы — они деидеологизированы, и пользоваться ими может кто угодно. И В- и В+, и Юрий Никулин и его белый попугай . Просто, каждый использует их в своих целях .
Не будем останавливаться на таких существенных аспектах, как обаяние рассказчика, умение подать шутку, умение предварительно подготовить слушателей к восприятию шутки и пр. Это общеизвестно.
(Впрочем, общеизвестно уже всё. В последние годы появилось немало книг, обучающих юмору. Не вижу смысла повторяться, поэтому оставил лишь несколько очень отдельных моментов. Для приличия :)
03 21 009
Некоторые шутки можно отнести к исключительно звуковым, воспринимаемым только на слух. Будучи записанными, они становятся совершенно не смешными. Например, известный анекдот о том, как на экзамене в театральный институт абитуриентку попросили изобразить половой акт с неожиданной концовкой. Она и изобразила: "А... а... а... апчхи! " Смешно? Но слушать смешно. Эффект неожиданности. Только дети смеются от радости. Остальные - от неожиданности.
03 21 010
Юмор, как звуковое подобие известных фраз и произведений.
"Зуд мудрости". "Головокрушение". "Тяжело в лечении - легко в раю". "Что посмеешь, то и пожмешь". В основе - сходство с расхожими поговорками и афоризмами. Ломка стандартов.
Переделки встречаются повсеместно. Самые известные из них: "Евгений Онегин" и "Конёк-горбунок".
Варианты, как правило, неприличные.
Даже детские стишки не избежали печальной участи. А точнее, смешной участи. "Терпи коза, а то мамой станешь". (Терпи казак — атаманом станешь). Или "Баю-бай, уснул бычок, лег к коровке под бочок" - из той же оперы. «На Бога надейся, а сам… бо занимайся!»
03 21 011
Чтобы сделать известную фразу смешной, вовсе не обязательно в ней что-то переделывать. Достаточно бывает оборвать ее в нужном месте и сделать многозначительную паузу.
"Все течет, все из меня... ,
Сие выражение кажется смешным из-за сходства с известным афоризмом: "Все течет, все изменяется". Полное фонетическое подобие с неожиданным обрывом. Не будь этого сходства, фраза была бы попросту глупой. И не более.
"Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает! "
И все это — маленькие шедевры. "Шутка юмора".
03 21 012
Когда не удается вызвать смех с помощью умолчания, в ход идет другой прием. Известная фраза ; обрыв; неожиданная концовка.
"Если бы ты знал
Женскую тоску. . . "
По чистому носку.
Эффект смешного может возникать за счет неожиданности. Слушатель ждет известного ему продолжения: "Если бы ты знал женскую тоску по сильному плечу" — но неожиданная концовка сбивает его с толку и частенько вызывает смех.
03 21 013
Сюда же примыкает прием, при котором слова одного известного персонажа вкладываются в уста другому:
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный! "
Казанова.
С намеком на то, чем именно Казанова воздвигал сей памятник, при условии, что руками он не пользовался.
03 21 015
Однако, все это основано на эффекте неожиданности и при этом не затрагивает самой основы. Куда интереснее, когда добавленное продолжение меняет смысл основной фразы.
"Глупый пингвин робко прячет... умный - смело достаёт!"
Не обязательно добавленная фраза должна идти после основной. Она может быть и в начале:
Кулинарный рецепт: "Отвари потихоньку калитку "
Она может располагаться и в середине:
"Счастливые всегда потом рыдают,
Что вовремя часов не наблюдают!"
Чем бы было это двустишие Губермана без основной фразы? Пустопорожней болтовней. А так оно — образец остроумия. Дискуссия Грибоедова и Губермана. Г в квадрате.
03 21 016
Как рождаются подобные шедевры юмористики? В основном, процесс происходит в уме. Нужно только успеть заметить смешное, и из разнообразных вариантов выбрать наиболее приемлемый. Механизм прост. Возьмем фразочку: "Она поэту подарила младых восторгов первый сон" — и попробуем над ней поиздеваться.
"Она поэту подарила младых восторгов целый воз". Конкретизируем: "Она поэту подарила младых восторгов восемь штук". ? Гм. Попробуем иначе: "Она поэтому дарила младых восторгов всем подряд". Или же: " Анапа этому дарила, а остальным — так черта с два". Тупик.
"Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон".
А он угрюмо скорчил рыло
И вышел вон.
Вообще-то фраза: "Младых восторгов первый сон" в основе своей идиотская. "Младых парторгов первый съезд", "Седых власов привычный вид"... Поэтизмы меня раздражают. Тем лучше. В плане юмора они весьма перспективны.
03 21 017
До сих пор мы рассматривали авторские фразы, афоризмы, поговорки. Но в нашем распоряжении имеется и другой тип застывших, окостеневших фраз. Шаблоны, расхожие выражения, с которыми также можно плодотворно работать. Ведь мы зачастую используем подобные выражения, не вникая в их суть. Собери руками... и съешь ртом.
А потом позвони по телефону, или понюхай носом. Это все равно, что масло масляное, миокард сердца или бyтерброд с хлебом.
Или вот фразочка: "рожать стихи" — смешно ведь! Но она затаскана, и шмыгает, не задевая сознания. А если взять: "Евтушенко, беременный Пряхиной Зиной..." Несколько другой коленкор получается. Возвращается первоначальный смешной смысл.
Так что, один из приемов — демонстрация идиотизма исходной фразы разными способами. Юмористы, вроде Задорнова, сколотили неплохой капитал (разумеется, в виде авторитета) на развенчании застойных лозунгов. Зарабатывать очки на чужой глупости — прием не новый. Одно время появилась целая серия шуток на тему: "Россия — родина слонов", высмеивающих былое бахвальство.
Да здравствуют советские часы! Самые быстрые часы в мире.
Да здравствуют советские вооруженные силы! Самые вооруженные силы в мире.
Да здравствуют советские микросхемы! Самые большие микросхемы в мире.
Да здравствуют советские больные! Самые больные в мире.
Да здравствуют советские поезда! Самые поездатые поезда в мире.
Да здравствует советский народ — вечный строитель коммунизма !
А также серия псевдолозунгов:
"Наша сила в наших плавках! "— девиз металлургов.
"Место каждого коммуниста под землей"— девиз шахтеров.
"Наша цель — коммунизм! "— лозунг на стрельбище.
и т.д. и пр.
Демонстрируется либо идиотизм самой фразы, либо неуместность этой фразы в той или иной конкретной ситуации. Комедия положений. Получается смешно.
03 21 018
Но возможности работы над шаблонами этим не исчерпываются. Стандартные фразы, типа: длинноногая блондинка (или натуральная), тонкий нюх и т.д. — созрели для выпечки метафор. Что-нибудь, типа: длинноногий как блондинка или натуральнее блондинки и пр. Выражение "бить рекорды" можно трансформировать в "недобитый рекорд" или "избиение рекордов".
03 21 019
Перенос понятий с одного выражения на другое. Южная Карелия, вьюжная Корея. Сохранение звукового подобия при подмене понятий.
Или взять: "Такая нервная система" — здесь смешаны два понятия: "нервная система " и "такая нервная женщина".
Можно просто поменять понятия местами. Если бульон может мяукать, то почему бы коту не начать булькать? Сонеты? Не вижу препятствий.
Связка слово-понятие:
—Ты - как пуля.
—?
—Потому что дура!
Имеется в виду, что "пуля дура — штык молодец". Это уже юмор основанный на ассоциациях. Ни немец, ни японец не поймут. Только русский, да и то, знакомый с фолклером.
03 21 020
Еще один из приемов— парадокс. Происходит противопоставление понятий. "Шумите потише" "Сила женщины — в ее слабостях".
Парадокс может быть как по форме, так и по сути.
Парадокс по сути — это объединение антагонистов. Д- и Д+, либо В- и В+.
"Жестокость — древнейшая радость человечества". Ницше. Или: "Если бьет, значит любит." Не смешно. В юмористическом аспекте используется редко, чаще - в сатирическом. Юмор предпочитает парадокс действия, парадокс понятий. "Я ненавижу расизм... и негров". "Вскрытие показало, что больной умер от вскрытия".
Ну, а большинство парадоксов сводится к простой формуле: "Тем более, что тем не менее". К примеру: "Жить вредно — от этого умирают". /Е. Лец/
03 21 021
Гротеск – претензия малого на великое. Получается смешно.
С гиперболой тоже нет проблем. Вспомним того карлика с огромным членом, который в интересные моменты постоянно падал в обморок. Карлик падал. Все просто, понятно и широко используется в юмористике.
03 21 022
Иногда эффект смешного достигается исключительно динамикой повествования.
— Кукушка -кукушка, сколько мне жить?
— Ку!
— Неужели так ма?..
Даже договорить не успел.
Однако подобные приемы чаще используются в прозе, чем в поэзии.
03 21 023
Для поэзии больше подходит "частушечный вариант", когда заключительные строчки логически не связаны с предыдущими. Либо, связь эта условная, с использованием вышеупомянутых примочек. Я на досуге малость подработал так называемые «альбомные стишки», которые встретил в одном из девчачьих дневничков:
"Будь как солнышко прекрасна
И как Золушка скромна,
И тебя полюбит страстно
Вся советская страна".
Смешно. А в чем, собственно, здесь юмор? А черт его знает. Но, смешно. В том-то и дело, что поэтический юмор не поддается анализу. Чаще всего он многокомпонентный, и не всегда удаётся выделить основную смехотворную линию. Один стежок, другой стежок, один смешок накладывается на другой... Над каждым в отдельности и не улыбнулся бы, а вместе - захохотал. А почему смеется, объяснить не может. Смешно, и все тут.
03 21 024
Частый приём юмористов – сопоставление несопоставимого. «Лучезарные тётки». Своего рода, комедия положений. Сталкиваются два мира, два языковых пространства.
03 21 025
Диалог. Острословие. Умение смешно ответить. Особенно славятся этим евреи. Выделяется даже особый "еврейский вариант" ответа. Ответ вопросом на вопрос. Евреи настолько в этом поднаторели, что отвечают, не дожидаясь вопроса собеседника.
Впрочем, совсем не обязательно кому-либо уподобляться. Главное — усвоить принцип. Вопрос или утверждение собеседника раскладывается на составляющие, и ответ дается не по сути, а по форме.
— Ты почему пьешь?
— Потому что жидкое. Было б твердое — я бы грыз.
или
— Ну, что нового насчет денег?
— Нового? Ну, их снова нет.
Либо, можно вывернуть вопрос наизнанку и выдать достойный ответ.
— А когда будет лучше?
— Уже было.
О споре, переходящем на личность партнера, замечательно рассказал Жванецкий, и сюда мы соваться не будем.
03 21 026
Еще один вариант - прикинуться дурачком и, тем самым, высмеять собеседника.
— Да после этого я горы готова свернуть!
— А зачем тебе их сворачивать?
или
—Да он же двух слов связать не может!
— А чего их связывать? Они же не кусаются.
Показной тупостью легче всего защититься от чужих насмешек. Один мой знакомый решил подшутить, увидав маленькие часы, стоящие на огромном телевизоре:
— А что здесь телевизор, а что часы?
Вроде как решил закосить под дурака. Шут гороховый. А я ему на полном серьезе сообщаю:
— Сверху часы, снизу телевизор.
Да еще и тоном, таким воспитательно-терпеливым, каким поучают дебилов в младших классах. В результате, он не нашелся, чего еще сказать. Повержен собственным оружием. Показная тупость побеждена еще большей тупостью.
Тупость - хороший способ заставить юмориста плавать в его собственном соку. Юмор оборачивается против хозяина.
Целая серия: "тупых анекдотов", "военного юмора", часть анекдотов о чукчах, основаны именно на том, что, с помощью тупости, зарвавшегося юмориста на всем скаку выбивают из седла.
Понять и оценить "тупой анекдот" способен лишь человек с развитым чувством юмора. Даже чересчур развитым.
— Тук-тук-тук.
— Кто там?
— Это Я.
— Опять ложь!
Раньше умники смеялись над дурачками, а нынче дурачки выставляют умников на посмешище.
Юмористы в застое напоминали банки консервов. Потом полопались. И, как ответная реакция на разлив юмора, возникли островки тупости. Отрицание отрицания. Переход на новый круг.
03 21 027
Если бы доктор "умирал вместе с больным", то как раз на одного больного его бы и хватило.
03 21 028
Ни физические, ни умственные недостатки высмеивать не стоит. Неприлично это, и нехорошо. Так какие же недостатки высмеивать не только можно, но и нужно? Нравственные, и только.
03 21 029
Смех не должен наносить обиды, и поэтому лучше всего смеяться над собой.
Масса выгод: 1 Чем чаще смеешься над собой, тем реже над тобой смеются другие. 2 становишься резистентным к чужим шуткам. Закаленным. Вроде обливания холодной водой. 3 Даришь радость и себе и людям.
03 21 030
Не стремись писать смешно. Пиши, забавляясь.
Свидетельство о публикации №112010500909