Я не дома...
Хоть искала пути, но они все вели к одному...
Я комочком на кресле свернулась, укутавшись в пледе,
Позабыв, что все это прошло и уже не верну
Никогда этот мир, эти яблони, эту веранду;
Позабыв, что уже за окном шумный город в снегу...
Я Вас жду – И всегда Вам так искренно буду я рада! –
В сонном доме моем, на далеком крутом берегу.
Свидетельство о публикации №112010407281
Ритм бы, конечно, можно было бы немного подправить. В самой первой и в самой последней строчках. Например, хотя бы как-нибудь так, что ли:
"Я не дома... Я след потеряла в том ласковом лете."
"В одиноком и сумрачном доме, в забытом саду."
После слова "доме" в последней строке, мне кажется, целесообразно поставить запятую. Всё-таки это перечисление. Ведь не может же человек одновременно находиться и в доме, и в саду.
Русский язык богат и могуч, думаю, Вы подберёте красивые слова и выражения.
С уважением, Павел.
P.S.Доведись мне прочесть Ваши стихи лет этак 10 назад, я бы наверняка в Вас влюбился!..:-)
Павел Юрченко 24.02.2012 20:50 Заявить о нарушении
У меня кстати на этот счет возникает такой вопрос, я о ритме. Музыка и стихи я бы сказала смежные виды искусств, ведь у них много общего (за исключением, пожалуй, высотной системы), в том числе и ритм. Но смотрите, если в музыке композиторы стараются избегать монотонности и, скажем, его однообразности, то в стихах наоборот пытаются всячески предотвратить возникновение пауз, цезур - в общем всего того, что может усложнить задачу читателю и, в конце концов, сбить его. Все гладко и просто:) Но почему? И правильно ли это? Ведь ритм - замечательное средство выделения некоторых слов, подобно повышению интонации или "крещендо". А упрощая его, мы лишаем себя возможности сделать стихотворение более необычным и интересным. Хотя с другой стороны, таким образом, все внимание устремлено на содержание, а не на форму. Это, конечно, плюс.
______________________
Думаю, это скорее уточнение: здесь "дом в саду", а не человек. Но, в любом случае, запятая нужна, вы правы:)
Да и "сада" уже нет. Пусть все будет красивее: пустынный берег, и на нем стоит одинокий ветхий домик... О, сумерки - это хорошо. Однако всю эту картину, к сожалению, не уместить в одной строчке... Но ведь можно изменить и предыдущую! Вот над этим стоит мне подумать.
Заметила у себя еще одну ошибку. Тавтология (целых 3 слова, однокоренных к "забыть" - многовато). Это уже вроде исправила:)
Ну, сейчас Вас, такого старца, уже ничего не удивит и не тронет:)
Прочтите "Летнюю новеллу" С.Цвейга. Жизнь преподала одному джентльмену отличный урок:)
Диана Кузнецова 25.02.2012 14:20 Заявить о нарушении
Насчёт музыки. Мне кажется, было бы корректнее сравнивать не музыку и стихи, а музыку и литературу. Там, как известно, есть стихи и проза. Так же и в музыке, есть ритмичные произведения, похожие на стихи ("Лунная соната" Бетховена, часть 1 "Адажио"), а есть похожие на прозу. В музыке, насколько я помню, неровный ритм в такте называется синкопами.
Вот как-то так...
Павел Юрченко 25.02.2012 18:17 Заявить о нарушении
P.S.Я Вам в контакте один текст прислал, чтобы Вы заценили.:-)
Павел Юрченко 25.02.2012 20:38 Заявить о нарушении
И возраст, как и многие другие ограничения, для нее не имеет значения:)
Просто именно этот раздел литературы - наиболее близок к музыке, а если быть точной, к мелодии. Я не думаю, что Лунная соната - удачный пример. Как я поняла вы имеете в виду этот аккомпанемент (арпеджио, 8-ые). Ведь это опять же прием для выражения характера произведения - задумчивости, возвышенной грусти. Обратите внимание на мелодию. Это декламационная речь, я бы не сказала, что она похожа на стихи, в ней преобладает пунктирный неровный ритм. А неровный ритм, я имела ввиду, - неодинаковые длительности. Синкопа это немного другое: когда более длинная нота(обычно четверть) выпадает на слабую долю и при этом происходит метрическое смещение, т.е. иллюзия, что на слабую долю идет сильная.
Кажется, здесь довольно сложно объяснить, что я пыталась Вам сказать. Наверное, я зря начала эту тему, нам не следует пускаться в такие дебри:) Приведу вам конкретный пример.
Знаете у Блока стихотворение "Девушка пела в церковном хоре..."? Заметьте, какой там ритм. Просто вы обратили внимание на мою ошибку с ритмом в первой и последней строке. Но в том произведении во всех строках что-то похожее. И звучит это здорово. Отсюда и возникает вопрос: плохо ли это, ошибка ли?
______________
Простите, сумбурно написано. Торопилась:)
Диана Кузнецова 25.02.2012 21:16 Заявить о нарушении
Насчёт Блока... Конечно же я знаю такое стихотворение, даже наизусть.:-)
Но... Там немного не то. Там ритм при действительно не совсем ровный, но воспринимается ухом оно ровно и красиво! Это, конечно, не чистая квинта, но и не малая секунда: нет абсолютного консонанса, но и диссонанса нет (эт я привёл пример, понятный нам, музыкантам.:-))
А почему так?
А потому, что у Блока, хоть и не везде ровный ритм, но у него в каждой строке равное количество ударных слогов (по четыре.)
Вот смотрите:
ДЕвушка пЕла в церкОвном хОре
О всЕх устАлых в чужОм краЮ,
О всЕх кораблЯх, ушЕдших в мОре,
О всЕх, забЫвших рАдость своЮ.
Так пЕл ее голОс, летЯщий в кУпол,
И лУч сиЯл на бЕлом плЕче,
И кАждый из мрАка смотрЕл и слУшал,
Как бЕлое плАтье пЕло в лучЕ.
И всЕм казАлось, что рАдость бУдет,
Что в тИхой зАводи всЕ кораблИ,
ЧтО на чужбИне устАлые лЮди
СвЕтлую жИзнь себЕ обрелИ.
И гОлос был слАдок, и лУч был тОнок,
И тОлько высОко, у ЦАрских ВрАт,
ПричАстный ТАйнам,- плАкал ребЁнок
О тОм, что никтО не придЁт назАд.
А у Вас было, кажется так (прошу прощения, если переврал):
Я не дОма... Я заблудИлась в том лАсковом лЕте.
Хоть искАла путИ, но онИ все велИ к одномУ...
Я комОчком на крЕсле свернУлась, укУтавшись в плЕде,
ПозабЫв, что все Это прошлО и ужЕ не вернУ
Во всех строках по 5 ударных слогов, а в первой - 4. А в парных строках (в данном случае первой и третьей), чтобы воспринималось на слух хорошо, количество ударных слогов должно совпадать.:-) То же самое и в последней строке второй строфы (уже не помню, как там было.)
Но это не ко всем стихотворениям применимо, это я конкретно к Вашей теме, к лирике.:-) У Маяковского совсем не так.:-)
А есть ещё в поэзии такой приём как спондей - несколько ударных слогов подряд для усиления эмоционального окраса. Классический пример - "Полтава" Пушкина:
Швед, русский — кОлет, рУбит, рЕжет.
БОй барабанный, клИки, скрЕжет,
Гром пУшек, тОпот, ржАнье, стОн,
И смЕрть, и Ад со всех сторОн!
Ладно, утомил, блин, наверное...:-)
Павел Юрченко 25.02.2012 22:20 Заявить о нарушении
Ну-ка, посчитайте-ка еще раз! У меня ударные слоги в первом:О-Я-И-А-Е. Ну вроде бы пять:) Хотя, как бы там ни было, все уж изменено, и все к лучшему.
Да, об этом я как-то читала, помнится. Но спасибо за информацию:)
Нисколько не утомили, не переживайте:)
Диана Кузнецова 26.02.2012 00:47 Заявить о нарушении
Я не дОма... Я заблудИлась в том лАсковом лЕте.
Просто я здесь не считал "Я" ударной. А выделил её большой, поскольку у автора так было написано (начало нового предложения).
Конечно, всё зависит от того, с какой интонацией читать. Можно, безусловно, сделать и на "Я" ударение, но тогда это уже будет не плавная и мелодичная любовная лирика, наполненная ностальгической грустью, а экспрессивная публицистика, присущая больше, скажем, гражданской лирике. Как у Маяковского, например:
Я
достаю
из широких штанин
дубликатом
бесценного груза.
Читайте,
завидуйте,
Я -
гражданин
Советского Союза.
Павел Юрченко 26.02.2012 09:46 Заявить о нарушении
Павел Юрченко 26.02.2012 12:50 Заявить о нарушении
Не везет мне:) Но на самом деле, мне они понравились. Вот последнее Ваше о любви, такое нежное. Очень красиво.
Но я все-таки больше предпочитаю... Мужественную или даже "грубую" лирику. Я не могу это объяснить и как-либо обосновать, но вот когда читаешь некоторые мужские стихи, чувствуешь, что за внешней сдержанностью, грубостью напоказ скрывается нечто глубоко-чувствительное, мягкое. Глупо звучит. Я это увидела в стихотворении Маяковского "Лиличка"(раз вы уж заговорили о Маяковском), и у Есенина "Сыпь гармоника. Скука, скука..."
Обязательно почитаю, Паша. Название напоминает мне Асадова:) правда у него "Баллада о ненависти и любви", но ассоциации возникли:)
Диана Кузнецова 26.02.2012 13:15 Заявить о нарушении
А по поводу этого стихотворения Есенина... Был у нас в классе один мальчик, который любил выделиться. И нам задали выучить любой стих Есенина наизусть. Я тоже не стал, так сказать, "банальничать" и выучил стих "Мне осталась одна забава...", а тот Стас как раз выучил "Сыпь, гармоника, скука, скука..." и при всём классе рассказал! А потом ещё рассказал стихотворение Маяковского "Вам!" без "пропикиваний" определённого слова в последней строфе.:-) (кстати, этот стих я тоже помню наизусть). Но наша "литричка" Светлана Ивановна этот его "порвы души", увы, не оценила...:-) Вот такая вот история...
P.S.Как Вам моя армейская байка?:-)
Павел Юрченко 26.02.2012 13:39 Заявить о нарушении
Очарована, околдована,
С ветром в поле когда-то повенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная ты моя женщина!
А в оригинале оно звучит так:
Зацелована, околдована,
С ветром в поле когда-то обвенчана,
Вся ты словно в оковы закована,
Драгоценная моя женщина!
Слова "ты" в последней строчке там нет!:-)
Павел Юрченко 26.02.2012 13:52 Заявить о нарушении
Ха, Стас молодец!:) У нас сама преподавательница эти стихи читала. "Вам!", правда, с цензурой:) Ну, я считаю, лексика автора не повод, иначе ваша учительница просто некомпетентна, ведь сама задала задание "с подвохом" для себя. Но может, парень не достаточно эмоционально их читал?:)
_______________
А Вам какой вариант больше нравится: первый или второй?:)
Диана Кузнецова 26.02.2012 14:25 Заявить о нарушении
Кстати, я открыл страничку со своими школьными стихами, ссылка есть в моём резюме. Правда, там пока только один стих, но, думаю, на днях отыщу свои старые записи, и эта копилка пополнится!:-)
Павел Юрченко 26.02.2012 15:01 Заявить о нарушении
Диана Кузнецова 26.02.2012 15:07 Заявить о нарушении
Проблема со входом была:)
Диана Кузнецова 26.02.2012 15:30 Заявить о нарушении
Павел Юрченко 26.02.2012 18:38 Заявить о нарушении