просочились поползли...

* * *
просочились поползли
немые дни
из окна в погреб под половицей
из календаря в мешки под глазами

за печной заслонкой сгорают
иероглифы жестов

дым над домом –
оберег от слова

3.1., 3.7.2008








(публ.х1, MiR)


Рецензии
Интересное стихотворение.
Ильдар, как Вы думаете, скоро ли в поэзии исчезнут рифма и размер? Ведь в европейской и американской поэзии эти составляющие достаточно давно не играют ведущей роли.
Мне кажется, именно Вы в контексте.
Думаю, рано или поздно они отомрут. То есть всё придёт к "началу", к первородной поэзии.
В ней, как мне представляется, слово было таким ломтём мироздания, и поэты, складывая слова, звуки, не нуждались в ритме и рифме. Необычные сочетания слов уже были поэзией, несли энергию и воздействовали на умы и чувства.

Садовник Асечкин   11.10.2014 20:56     Заявить о нарушении
Алексей, спасибо за отклик. И за то, что поделились Вашими мыслями.

Для начала скажу о ритме. Его ни в коем случае нельзя отождествлять с метром.
Ритм - это некое "течение" вообще, соотношение "всплесков" и "успокоений". В литературе это может выражаться в соотношении ударных и безударных слогов, а может и в соотношении коротких и длинных речевых отрезков. Ритм в речевых жанрах есть всегда. Метр - это ритм регламентированный, довольно жестко упорядоченный. Часто читатель или слушатель знает наперед, когда в метрическом стихотворении будет ударный слог, когда - безударный.

Видимо, что в небытовой речевой деятельности примеры упорядоченности, "метричности" встречались с самых древнейших времен. Языческие заклинания часто подчинены определенной соразмерности, в фольклорных загадках (а они, как принято считать, вытекают из магических культов) тоже есть твердые структуры. Именно момент "метричности" хорошо отделяет "особые", магические словесные жанры из речи бытовой.

Тому же служат и разного рода звуковые подобия: рифма, аллитерации, ассонансы, анафоры...

Поэзия унаследовала эти способы выделения "особой", небытовой речи. И в поэзии всех времен всегда что-то да "не так" - не так, как в нормальном разговоре или нехудожественном тексте. Этим "не так" может быть либо рифма или метр, либо особая метафоричность, либо своеобразная, "пародоксальная" логика и т.д. Часто эти признаки так или иначе комбинируются.

И в западных, и в русских верлибрах вполне могут встречаться "островки" метричности и островки с подчеркнутыми созвучиями, но эти ритмические подъемы и спады, а также созвучия расположены не жестко и предугадываемо, как в привычном стихе эпохи классицизма и романтизма, а свободно. Вот эта свобода мне как раз импонирует.

Однако определенные жанры (скажем, песня в не слишком медленном течении, по скорости сопоставимым с пульсом человека) все-таки больше тяготеют к упорядоченности, к надежной, стабильной "сетке" из метра и рифм (почему так, еще стоит разобраться...) И, я думаю, пока человеку нужна будет песня, метр и рифма будут оставаться в поэзии.

Арабский Алфавит   12.10.2014 00:52   Заявить о нарушении
Благодарю.

Садовник Асечкин   12.10.2014 10:01   Заявить о нарушении