А звёзды в воде не тонут
«А ЗВЁЗДЫ В ВОДЕ НЕ ТОНУТ»
Александр Вилорович Новиков — это поэтическое имя.
Обычно поэты не величают себя по отчеству. Знаю я о нём немного. В декабре 2010 года проводил его творческую встречу в библиотеке Артём-ГРЭС, общением своим оставил приятное впечатление на женскую публику, был негромок, скромен, читал с листа, рассказывал о себе, делился своей философией жизни, исполнял песни на свои стихи под гитару. Он архитектор по образованию, рисует, сочиняет музыку, ведёт семейную жизнь, где-то служит, воспитывает трёх дочерей, серьёзно погружён в древнюю историю — но не в ту, что происходит из Торы, а в ту, что из Вед.
Лет двадцать о нём ничего не было слышно, а в конце восьмидесятых годов, говорят, он был задирист и громок на поэтических выступлениях во Владивостоке, входил в какую-то шумную поэтическую группировку, название которой не могу вспомнить. Я познакомился с ним в галерее «Порт-Мэй» пару лет назад, представил нас Александр Лобычев, литературный критик. Возвращение к публике Александра Вилоровича Новикова началось с города Артёма, заезживал в библиотеку имени Крупской.
В конце 2011 года у него вышла книга без названия, «Стихотворения», куда вошли произведения 2003— 2010 годов. Не зная его прежних стихов, не могу провести генезис его творческого пути за двадцать лет: с чего начинал, от чего ушёл в своей поэтике… А к чему пришёл мы найдём в его прекрасно изданной книге, включающей пять разделов: «Песни древнему чину», «Места, которые я здесь облюбовал», «Твой полуостров спит», «Два билета в кино», «Укромные бухты».
Дыхание в его стихах широкое, просторное, длинное как осенний горизонт над заливом. Графический рисунок его стихов вычерчен отчётливо, подробно прорисованы детали южно-приморского пейзажа. Но главное он рисует невозможное: воздух. Слово его рождается где-то на грани рисунка и музыки, остаётся точным, почти обнажённым, без метафорических украшений, без пышности и радужности. Голая мысль.
«Едва касается бумаги карандаш /И белому листу не говорит, а шепчет./ Но если придавить его чуть-чуть покрепче,/ Становится густым и просто входит в раж. / Хоть наперёд оно ничего не обещает — / Легко вокруг оси рука его вращает: / И воздух появляется уже, / и ясные черты едва ли уловимы, / Но можно угадать и берега залива, / И лёгких облаков передвижение, / И мальчик на песке лозою буквы пишет, / И море пенное волною дышит, / И в полосе прибоя юркий краб / Старается укрыться — боком-боком! / И в глубине далёкой / Плывёт корабль».
Поэтическое мышление Александра Вилоровича Новикова пространственное: есть высота, глубина, горизонт. Как видим, здесь не обошлось без его архитектурных занятий. Всё это пространство наполнено любовью. И эросом, и семейным ладом, и мужской дружбой… Не пафосная торжественность правит его медленным стихом. Так выводят в море лодки, яхты, корабли… Кажется, этот стиль порождён также присутствием моря.
Однако обретение стиля мышления проходит не сразу.
«Долгие годы исканий, находок, предчувствий, / Книг открыванье внезапно на нужной странице, / Тайны истории, связи науки с искусством, / Яви с невидимым, знания и интуиции.// Мира картина меняется дальше и выше, / Шире и глубже, вторые и первые планы. / И уже, кажется, можно услышать / Музыку сфер и дыхание океана, // Можно почуять, откуда появится ветер, / И напрягать паруса, чтобы дул не напрасно./ Так собирают цветную мозаику дети. / Так постепенно в умах обретается ясность».
Этот стиль ясного прозрачного мышления современной поэзией утрачен, ибо утрачен смысл всеобщей связи вещей и слова. И потому книга Александра Вилоровича Новикова может показаться одинокой, как случайный человек на пустынном берегу моря. Его слово стремится восстановить связь с «азбучными истинами» древнего русского языка. Ведь «музыку-то слов, куда её зароешь?» Стало быть, другой гранью мышления его становится эзотерика русского слова, заложенной в древнесловенской буквице.
«Попробуй говорить нормальными словами — / Вельми, вельми богат чудесный наш язык! / И не пристало нам равняться головами / На тех, кто скудноват и думать не привык. // Давай с себя растить культуру речи / И чувства поверять потоком точных слов, / И музыку её, ни звуком не калеча, / Лелеять и беречь, как самою любовь!»
Кстати, напомним одну из двадцати восьми этих азбучных истин, которые являются молитвой древних славян, славящих своих богов. «Ас живёт как слово цельное снизошло и повсеместно утвердилось». Эти забытые истины интуитивно пытается восполнить поэзия Александра Вилоровича Новикова.
Обозначив векторы поэтического мышления, мы обнаруживаем, что сходятся они на имени «человек». «Всего интересней на свете природа и люди». Чин «человека» в нашей современной русской истории отвергнут постмодернистским стихотворчеством. Он также не в чести у государственных чинов, намеренно оперирующих не категориями личности и гражданина, а безликим понятием «население», которое не осознаёт ни духовных ценностей своих, ни исторического места своего.
А что делать?
«В роще заоконной/ У этих берегов / Я ходил влюблённый / В поисках богов. // Стройный и красивый / Тополь молодой / Набирался силы, / Стоя над водой. // Кончен век двадцатый, / И не счесть потерь. / Что же нам, ребята? / Что же нам теперь? // Пить чистую водицу, / Петь славу родникам. / А уж кому молиться, / Так своим богам».
Фигура поэта, взывающего к образу человека, видится одинокой и неуместной в широком негуманистическом пространстве. Поэт становится хранителем облюбованного им места, которое согревает своим словом. Он оглядывает его вширь и вдаль, ввысь и вглубь. Это место-пространство держится на его честном слове.
«Всё тайное, о чём тебе мне не сказать, / Что помогает нам в единое связать / Приметы прежних дней с событиями ныне…» — вот с таким поэтическое заданием берётся поэт за грифельный карандаш и белую бумагу. И в этом деле он не знаток, но всегда ученик. «Природа она такая — / Лишь кажется, что проста! — / Не всех она допускает / К своим заповедным местам, // Не всем открывает душу/ Сурова порой на вид — / И надо научиться слушать / Всё, что она говорит. // Что говорит упрямым, / Пока ещё молодым, / Хотя бы голосом мамы, / Хотя бы ветром седым».
До сих пор я говорил всего лишь об элементах конструкции, в которой осуществляется поэтическое мышление Александра Вилоровича Новикова, об архитектурных чертежах его поэтического мироздания.
Удивительно, как необъятное холодное пульсирующее пространство, которое сужается и расширяется в его стихах, постепенно, слово за словом наполняется задушевным говором, песней, запахом, вкусом, домашним уютом, теплом.
Читатель входит в книгу, располагается в ней удобно, по-свойски, и начинает собеседовать с хозяином. Зачастую новомодные поэты в погоне за искрами смысловых эффектов, сталкивая слова со словами, к сожалению, не высекают новых смыслов, а теряют их целиком. Хочу напомнить ещё одну азбучную истину древнесловенской буквицы: «Жизнь обильная на земле гармонирует и с вселенной и с общиной, создавая древо мироздания». Разве другой может быть поэзия, являясь творением по природе своей? Слово его остаётся всегда в привычных границах своего смысла, зато пространство этого слова дышит, живёт, ширится…
«В стране заснеженной в холодном январе, / Свистя, гуляет ветер на дворе, / Трещит мороз. В домах тепло, уютно — пьют чай, ведут неспешный разговор, / Поют вполголоса и подпевают чудно./ Когда на стёклах ледяной узор, / Искуснику незримому подвластный, / Достигнет всех графических вершин / И сон туманит взор твой ясный — / На мягкую постельку поспешим, / Укроемся широким одеялом…»
И начинает твориться целомудренный эрос...
Свидетельство о публикации №112010202233
Думаю и автору понравится А я - так просто в восторге Тома
Тома Кузьмина 19.02.2012 07:08 Заявить о нарушении
Александр Белых 19.02.2012 07:40 Заявить о нарушении