про Новый Год

Поворачивается Коло: два солнцеворота, два солнцестояния, два времени – лето и зима, день и ночь, два состояния – жизнь и смерть.
Четыре ключевые точки, и, в принципе, от любой можно отсчет году вести. Хотя вели счет летами, а не годами. Летоисчисление и осталось. И все четыре праздника остались. Коляда – Комоедицы – Купало – Таусень-Радогощ. Но встречали Новолетие в марте – весеннее равноденствие, конец зимы, начало лета. (Кстати, не только у славян, но и у других народов похожие праздники были. Народ ведь всегда в согласии с Природой живет, в отличие от правителей.)
А в 1492 году по решению Московского Собора и велению Ивана III (а, может быть, даже в 1348) Новолетие стали встречать 1 сентября –  в честь того, что в этот день император Константин Великий даровал христианам свободу исповедовать свою веру. А заодно налоги в этот же день собирали. (Вот откуда, видать, традиция новогоднего повышения цен!)
Но с 1700 года Петр I повелел, как в Европе, встречать Новый Год (уже не Новолетие) 1 января. Мог бы и григорианский календарь ввести, чтобы уж совсем, как в Европе, но он же католический, не соответствует каноническим правилам празднования Пасхи... Зато у нас теперь два Новых Года. Пустячок, а приятно... Тогда же в городах и ёлка появилась, и подарки детям. А в деревнях как была Коляда, так и осталась.
И Деда Мороза писатели нафантазировали по сказкам в 19-м веке, опять же, на Запад глядя. А уж как бы прятались от Деда с мешком веке этак в … Все знали, что с ним шутки плохи. Индейцы навахо до сих пор считают, что если Дед с мешком домой пришел, значит, вы ему за год чего-то не доплатили...

И что же мы все-таки отмечаем 1 января?

В зимний солнцеворот приходит Карачун (Коловорот – Хоровод – Карагод; Карачун – Короткун – Кольцун), но 25 декабря рождается Коляда – новое солнце, новое Лето – и раскрываются на двенадцать дней Врата между Явью и Навью, выходят в Явь предки-пращуры и нечисть разная. Одни, чтобы с родными пообщаться, другие – чтобы Коляду утащить, наверное. Зима – это же Смерть, Ночь – время Марены.
Называются эти дни Святыми, или Страшными, и царствует в это время Велес, повелитель подземелья и душ умерших, а по совместительству – покровитель скота, бог изобилия и достатка. В обличье Деда ходит он с жезлом царским и мешком, а все люди ему угощение и дары готовят, чтобы урожай будущий не заморозил и к умершим добрее был. Собирает он все дары в мешок. Может быть, потом пращурам передает...
И все Святки нужно других – явьих и навьих – угощать, а самому рядиться и представляться, подарки получая, чтобы на тот свет не утащили. Для себя только погадать можно – о судьбе, об урожае, о погоде, о женихе...
К столу праздничному всех умерших родственников зовут, поминальную пищу для них готовят – кутью, блины… А Велесу рогалики специальные пекут – в виде медведя, коровки, «козюльки», потому что облик его – или медведь, или тур. Особенно много их 31 декабря должно быть, и вечер «щедрым, богатым» называется (накануне «Васильева дня» – в честь дня смерти(!) в 379 году архиепископа Кесарийского, или всё-таки был он до этого «Велесов»?), а потом – полный разгул нечисти начинается.
Первая половина Святок – Колядина, вторая – Велесова. Первая – обновление во всем, вторая – дароприношение, умилостивление злых сил, приманивание благополучия.
Но 6 января родственников умерших провожают, нечисть прогоняют. Закрываются Навьи Врата, и всё успокаивается. Коляда подрос, День «на воробьиный скок» прибавился, Весна приближается.

Конечно, переплелось народное и церковное. Ведь и день празднования Рождества Христова специально определили на день празднования народом в Римской империи Рождения Солнца. Все церковные праздники ложились на народные, иначе бы не прижились.

Но предкам нашим всё понятно было – когда, почему, зачем…
Все 12 праздных дней были расписаны, бездельничали со смыслом, даже не задумываясь, что все эти дни делать...

И у нас на уровне подсознания осталось…
Считается до сих пор Новый Год семейным праздником. Только слегка подзабыли мы, что семья – это и предки тоже, а «предки» – это не только родители...
Ёлку наряжаем, а ель – дерево вечнозеленое, в котором души умерших живут. Гирлянды и свечи зажигаем, а раньше во дворах костры разводили, чтобы предков согреть, да и нечисть отогнать.
Под ёлку подарки кладём – раньше бы решили, что для предков и духов домашних и лесных, а теперь вектор поменялся – вроде как нам от кого-то…
Деда Мороза зовём. А Дед – это тоже предок-пращур, а не старик с бородой, только мы об этом почти не помним.
Детей наряжаем какими-нибудь зайчиками или покемонами, сейчас мода пошла личики разрисовывать вместо масок, а Дед Мороз обязательно просит что-нибудь исполнить в обмен на подарок, да еще обязательно Деда Мороза угостить надо – отдарить. А ведь это чистой воды защитная обрядовость…
Про то, чтобы стол ломился, про обязательные подарки и пожелания уж и не говорю. Только раньше это были подарки Солнцу, богам, духам, а теперь себе, любимым…
Ожидание Чуда Новогоднего – так Врата, наверное, до сих пор открываются, Чары действуют...  Да и самые короткие дни пережить, когда почти всё время ночь – это же как тяжелая болезнь, а солнце над горизонтом – переломный момент, кризис миновал – конечно, Чудо...

А Новолетие все-таки лучше в весеннее равноденствие встречать. Как победу Дня над Ночью, Лета над Зимой, Жизни над Смертью. Марена уходит, Велес в свою светлую половину переходит, Ярило рождается.

Язычество, скажете? А, по-моему, наличие в христианстве святых угодников и заступников на все вкусы и все случаи жизни –  такое же язычество. Только во внехристианском язычестве эмоциональные и логические связи понятны. Человек и Природа – единая система, вне которой Человек немыслим.  Человек и Природа взаимно действуют – что взаймы взял, то сторицей – сто раз, стократно – отдай. Человек без Рода – пылинка, сдует – и не заметит Никто...

Поворачивается Коло…


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.