Касыда грусти

(* Касыда – большое монорифмическое стихотворение панегирического (восторженного) содержания)

Пришёл Бахман(1)-завоеватель и хладом он окутал землю,
Он заковал её в оковы и посадил её в темницу.

Остался снова без любимой – цветы увяли, скисли вина,
Барбат(2) затих в сыром подвале, и превратился мир в больницу…

Уж не спешит Суруш(3) навстречу и не приносит весть прощенья:
Аллах велик, о том не спорю – не похожу я на тупицу!

Моя душа закрылась книгой, коль Фарвардин(4) придёт не скоро:
Мне журавля не надо в небе – Асаф(5), согласен на синицу!

К тебе поэт пришёл с поклоном и поцеловал твой край одежды,
Раз в Душанбе творит поэмы и не торопится он в Ниццу.

В моих стихах зажжётся солнце – луч солнца я возьму, как спицу,
И начертаю я на камне, что Бисутун(6) зовут в Иране:

«Талант, как надобно, примите и оцените, как зарницу!»


1)  Бахман – одиннадцатый месяц зороастрийского календаря современного иранского солнечного года (21 января – 19 февраля). В поэзии слово «бахман» означает зиму.

«Остался снова без любимой - цветы увяли, скисли вина, / Барбат затих в сыром подвале…» - здесь обыграны строки Хафиза (Диван): «Вина, музыка и розы – всё готово, и, однако, / Пир без милой невозможен. Где любимая моя?»

2) Барбат – древний струнный музыкальный инструмент.
 
«Уж не спешит Суруш навстречу и не приносит весть прощенья:/ Аллах велик, о том не спорю… » - здесь обыграны строки Хафиза (Диван): «Аллах велик, он грешному рабу / Пошлёт через Суруша Весть прощенья».

3) Суруш – ангел, по зороастрийским верованиям, вестник богов.

4) Фарвардин – первый месяц зороастрийского календаря, а также современного солнечного года (21 марта – 20 апреля).  В поэзии слово «фарвардин», чаще всего, означает весну; 21 марта правоверные отмечают мусульманский Новый год – Навруз.

5) Асаф – имя легендарного визиря (нынешний премьер-министр) царя Сулеймана (библейского царя Саломона).

6) Бисутун – горная вершина в Иране, на скале которой высечены знаменитые клинописные надписи и барельефы древнеперсидского царя Дария-I (в таджикско-персидской литературе этот памятник культуры воспринимается как одно из чудес света).

(28.12. 2011)
 


Рецензии