2011 - 10 конкурс. Итоги. Геннадий Модестов

Представляем вашему вниманию оценки и комментарии Геннадия Модестова http://stihi.ru/avtor/exord

Из переписки: "...высылаю вердикт. Всё очень грустно на самом деле.
Не послушались участники. Мне кажется, это даже не звоночек,
это целый колокол звучит!))"


№ 1. "Agnus Dei... после Марии Стюарт"

 вселенский свет! - приснится же такое:
 палач выносит вёдра из покоев
 законной претендентки на престол;
 в одном - парик, пропитанный кармином,
 другое - зацветает паутиной,
 в нем голова обернута холстом.

 послушный плащ, летящий вслед за катом
 достойно строг, и шлейф скользит закатом
 над кучкой государственных мужей.
 радушно улыбается колода -
 она еще в почете у народа,
 неся епитимью для ворожей.

 гофмейстер сер, как залы фотерингов.
 он видел казнь, которая настигла
 достойнейшую из шотландских дев.
 ему постыдна собственная рвота.
 нетленен дух, слетевший с эшафота
 наследственным платочком королев.

 еще волынка не зашлась мехами,
 трепещет площадь: - Да влежится камень
 под колокольню древнего Петра! -
 где мотыльки, бессильно пряча воду,
 вплетаются в английскую погоду
 рассыпанною крошкой серебра.

 __________________________


 Вселенский свет, мы все грешим однажды.
 чужая боль в нас пробуждает жажду,
 чужие слезы - молоку сродни.
 сползая в сон нe хочется дивиться:
 среди казнённых - притчей во языцех
 слетевшее "Спаси и сохрани...".

            ***

Agnus Dei - Агнец божий (надпись на цепочке, висевшей непосредственно перед казнью на шее Марии Стюарт)
Фотерингей - местечко с одноименным замком, принадлежавшее знатному роду Фотерингов.
Колокольня древнего Петра - место захоронения королевы. (Собор Питерборо)
========================================

Не сказал бы, что стихотворение об историческом персонаже, к трагической судьбе которого за последние почти 500 лет обращалось не мало известных поэтов, писателей и кинорежиссеров, как-то особо трогает за душу. На мой взгляд, есть и неточности, и излишняя деталировка, как будто перенесённая со скрытой камеры. Возможно, для эффекта присутствия? Возможно. Трагическая судьба Марии Стюарт, конечно, очень вдохновляет, если можно так выразиться, зная, что вообще творилось на острове в то время.
Стихотворение написано хорошим языком.
Смущают нарочитости в орфоэпике: если слово «епитимья» употреблено чётко, то множественное число в «фотерингах» смущает ударением на последнем слоге.
Не очень понятно, почему «второе ведро зацветает паутиной».
Есть симпатичные находки; образ улыбающейся колоды, например.
Непонятно, зачем блюющий гофмейстер так рельефен?
И где, в конце концов, упоминание о том, что у палача была проблема с точностью,
если уж стих претендует не некую документальность?
Создалось ощущение, что финал смазан и написан как бы вдогонку. То есть, надо же было как-то закончить трагическое повествование…

Резюме: 10 баллов.




№ 2. "Я вернусь! "

Праведно пожив в божеских чертогах
В Царствии Его несколько веков,
-Пожалей меня! – попрошу я Бога,
-Отпусти с твоих райских облаков!

Упаду дождём или мокрым снегом
На скопленье крыш, каплями звеня,
И морзянкой я отстучу с разбега:
-Как живёте вы, люди, без меня?

Тихо тут у вас иль бушуют страсти,
Любите ль цветы, пишите ль стихи,
Знаете ли вы, что такое – счастье,
Или правят бал деньги да грехи?

Пробегу рекой прямо по проспекту,
В окна загляну, мимо проходя,
И на площадях я станцую с ветром
Сумасшедший вальс зимнего дождя.

Вихрем пронесусь по ночным бульварам,
С треском на прудах разломаю лёд
И грозой взорвусь над Москвою старой,
Вдребезги разбив серый небосвод.

Закушу губу и в тоске застыну,
Позабыв, что здесь я не человек:
В мире больше нет ни тебя, ни сына,
И давно прошёл двадцать первый век!
========================================

Странное какое стихотворение. Понятие праведности относится к человеку, когда он жив!
Непонятно, о чём вообще речь? Об ангеле? О душе? О бесплотном духе? Что за теологическое разгильдяйство? Образы сомнительные почти в каждом четверостишие.

И ещё это непонятно что губу может закусить и в тоске застыть!?

Это стихотворение сражает наповал своим наплевательским отношением к читателю и к финалу Золотого Пегаса в частности!

Резюме: 1 балл.




№ 3. "Конечно, да"

Я сперва не то, чтоб дичился — мешкал,
Я решил — пусть фибры мои скорбят.
«Ты такая маленькая, - сказал с усмешкой, -
Лучше мне подальше быть от тебя».

И она смеётся - «А хочешь на спор,
Но если я права, то ты мой и баста».
И протягивает мне свой паспорт,
И я смотрю, а ей двадцать.

И тогда вначале был осторожен,
А потом всё яростнее брал азарт,
И я любил её до щенячьей дрожи,
До остервенения, я б сказал.

А когда на небе взошло светило,
Разделяя на до и туда-сюда...
«Ты меня любишь?» - она спросила.
Я кивнул утвердительно - «Конечно, да».
========================================

Прочитав этот стих, хочется спросить у автора: ну и что? В чём прикол участия именно с этим стихотворением на финале? Ну, да, лексика «заниженная» выдержанна до конца, всё гладенько так, любовь морковь до рассвета. Оно хорошо бы смотрелось, в рубрике шуточное, но почему на финале, ёлы-палы!?

Резюме: 7 баллов.



№ 4. "Маленький Париж"

Здесь воздух истощен и неподвижен,
Здесь киснет мусор в рытвинах дорог,
Но почему-то Маленьким Парижем
Назвали этот тесный городок...

В холодной школе некому учиться,
Свечной заводик заперт на засов,
Кренится на бок земская больница
Под скрежет ржавых ратушных часов

Здесь вечером пройтись не так уж страшно -
На Ленин-рю есть пара фонарей,
Стандартные стоят пятиэтажки,
И даже мухи ползают бодрей.

Здесь есть киоск - табачный или винный,
Или, скорее, водочно-пивной.
Кинотеатр закрыт наполовину -
Там, говорят, открыли казино.

И я не понимаю старожилов,
На лавочке собравшихся опять -
С какого перепуга заблажило
Парижем наш Крыжополь называть?
========================================

Только в конце этого стихотворения, появляются некие призрачные старожилы. А то я уж думал, что стих про Славутич какой-нибудь.
И тоже задаюсь отнюдь не праздным вопросом: почему именно это стихотворение выбрано для финала всеми любимого и уважаемого конкурса?
Всё стандартно. Ничего нового. Беспросветность поэтическая.

Резюме: 2 балла.




№ 5. "Я шёл по улице"

Да просто однажды я шёл по улице.
Дома из-под крыш глядели приветливо
Фонарь-пессимист, что вчера сутулился,
Старался стойку принять балетную.

Коты уступали дорогу вежливо,
Глядели молча на дам с собаками
Дышал бульвар карандашной свежестью
Обложки листьев блестели лаково.

Маршрутки ждали своих попутчиков.
Порой светофор зеленел от сомнения,
И блёстки-авто, как бы радуясь случаю,
Неслись, уносимые мощным течением.

А люди – изюминки в тестовой технике,
Себя не в шутку считая випами,
Расслабились так, что и умница Бехтерев
Кривые мозги не сумел бы им выправить.

И зная – желанье любое сбудется,
Когда весь город - раскрытой книгою,
Я просто шагал по широкой улице
И лишь слегка…иногда… подпрыгивал.
========================================

И опять городская лирика. И опять тот же вопрос. Разве что, образы поразнообразнее.
Ну, право дело, скучно же!

Резюме: 8 баллов.




№ 6. "твоё любимое варение"

 вишнёвое безумство булькает,
 снимаю пенку, не спеша.
 обрывки из "упанишад"
 обёртками конфет шуршат
 и убегают переулками
 дырявой памяти. доверчиво
 над сладкой ложкою оса
 кружит, хотя за домом сад,
 точнее, лесополоса,
 фруктовой щедростью отмечена.
 коты – врачующие гении –
 на солнце греют животы.
 я, раскрасневшись от плиты,
 пою молитву: "ты, ты, ты..."
 и для т е б я варю творение.
========================================

Забавно, начало такое серенькое, даже «упанишады» не спасают, потому как искусственны. А потом, как в процессе приготовления, появляются и запахи, и образы.
Но концовку бы хотелось «вкуснее», чессно слово!

Резюме: 6 баллов.




№ 7. "Воспетая эпоха"

Под железякою у печки писк и грохот,
Мурёнке боязно одной идти на крыс.
На стенке радио - воспетая эпоха -
(привычно с ним, - ни хорошо ни плохо),
пугаюсь только слова "спиногрыз".

Мне года два, от силы - три, поскольку
без помощи на лавку не взберусь.
Двоюродный брательник умный - Колька
(сопля под носом да сползает гольфа)
всё знает про страну с названьем Русь.

А за окошком с пыльной эстакады
полуторки, гружёные мукой,
до тьмы гудят от гордого надсада, -
хлебозаводу - план... А мне бы надо
всё перетрогать там своей рукой.

Наш дед Зосима, с лысиной обширной,
махорку курит, - дым уходит в паз, -
(тепла и летним днём в дому не жирно,
клопов надавлено на стенке, что картина)
представить трудно: дедко - ловелас..

А вот, поди ж ты! - трижды был женатым,
и каждой старше был на двадцать лет.
Три раза... а одних Лидиек сватал...
(ходок... от красных к белым то ж... - в солдатах)
Молчи про то! - останешься целей.

Щипцы для сахара, да василёк на кружке.
Слова блестят "Белянчиковъ и Ко"
на самоваре, дым трубой во вьюшку.
Мао Дзе-дун расхвален под ватрушку
и верится - жить будем широко.
========================================

Мда. С грустью вопрошаю: отчего ж от лица 2-3-хлетнего дитятки-то диалог ведётся. А умён-то, развит, наблюдателен. Охренеть лечге, простите за восклицание! Абсолбтно не понял, как яркое и возвышенное определение «воспетая эпоха» можно присобачить к этим младенческим переживаниям.

Два четверостишия посвящены деду.
Во втором упомянута Русь.
В последнем ровно два символа.
И всё.
Мда. И это финал??? При том, что устроители ведущие честно и открыто предупреждали: несите ЛУЧШЕЕ!!!!!!

Резюме: 3 балла.




№ 8. "Об осени и о нас. "

Осень, какая осень, ты посмотри!
Ветер с дождём в пути заплутали, споря.
Небо – вокруг, и свет от него – внутри:
выжег печаль из сердца осенний сполох.

И тишина такая, что мир звенит,
кажется, вот в нём хорда от звона лопнет –
это сегодня осень вошла в зенит,
солнцем октябрь помазан и поцелован.

И, предвещая нерест, наш чуткий пёс
тявкает в небо, вьётся, поводит носом:
Облачный окунь выплыл на синий плёс,
чешет бока о крыши и смотрит косо...

Верю барбосу – близится икромёт.
Глядь, заикрится бело хрустящий воздух.
Выдох... и время будто на миг замрёт –
осень вольётся в памяти многоводье.
========================================

Ну, мне понравилась только одна строфа:

И, предвещая нерест, наш чуткий пёс
тявкает в небо, вьётся, поводит носом:
Облачный окунь выплыл на синий плёс,
чешет бока о крыши и смотрит косо...

Супер!

И знаете чем? Ни тем, что просто хороша и стилистически, и осмысленностью лёгкой,
а тем, что рифма в ней есть во всех строчках. Тогда как остальные строфы страдают отвратительным звучанием чётных стихов.

Удивительно, правда? Казалось бы, опорные согласные и гласные на месте, не сочетания окончаний ввергают в уныние.

А в остальном, как говорится…

Резюме: 4 балла.




№ 9. "Крановщик"

Сергей Белов был крановщик плавучих кранов,
Обычный, в общем-то, мужик, без тараканов,
Без тараканов в голове и без зазнайства.
Он очень рано овдовел и вёл хозяйство.
Хозяйство вёл и дочь растил, а вечерами
Он, засыпая, уходил к жене и маме.
Туда, где счастью и мечтам предела нету,
И где доверено ветрам вращать планету,
И самовар шипит, как уж,- большой ведёрный,
И дед бросает в глотки луж полоски дёрна.
Где тихо с речкой говорят, склонившись, вётлы,
А время - горький шоколад в ладонях тёплых...
Сергей Белов был крановщик в порту на Волге,
Там, где стерлядка и лещи, и пиво с воблой...
Он в темноте домой спешил к любимой дочке,
И никому не говорил, что снится ночью.
========================================

Очень грустное стихотворение. Выдержано в жанре, в общем-то.
Зачем только было разъяснять про тараканов, непонятно.
Про «овдовёл» тоже лишнее, на мой взгляд. По тексту дальнейшему это понятно интуитивно.
Двусмысленное «к жене и маме» заставляет задуматься: об одном ли человеке идёт речь?
Странно, но если говорить про финальные стихи в общем, то этот стих можно классифицировать: на безрыбье и рак – рыба, да не обидеться на меня автор.

Резюме: 9 баллов.




№ 10. "хх"

вот опять. и во веки веков, и ныне и присно -
безответность: решения, видимо, нет у задачи.
выход есть - входа нет. эти чёртовы планы и списки
породили привычку не значиться и не значить.

про участие, которое - главное, расскажите,
не забудьте добавить про сына ошибок трудных.
можно тщательно гримировать помятые жизни,
наряжать, до посинения реанимировать трупы,

утром – мантра "прекрасно, нормально, не так уж плохо"...
в зазеркалье хохочет лохматый, преступно юный.
отворот-поворот головы – рассыпаюсь горохом
на ресницы, браслет, ты смешная, карманного Юнга,

сгибы, линии, вот полотенце, на платье брызги...
девять станций – и вовсе останусь без плоти я,
безымянная Крошка в перинах уютных мыслей.
голос по проводам, в его голове мелодия

драным ритмом сметает осколки из серой зоны,
сохраняющей то, что нужно и то, что неважно.
не смываются пятна предсказанного позора -
остаётся досрочная смена кожи и персонажа.

до нуля: юность, школа, детсад, на колени и локти,
кнопка выбора - ну, попробуем вариант икс-игрек...
этот уровень меньше, чем до середины пройден,
но уже очевидно - проигран.
========================================

Первая строфа тяжёлая и для чтения, и для восприятия. Дальше легче читается про «кризис» жизнипрепровождения. Не знаю, как кому, но мне не очень интересно читать описание про «себя», написанное как-то без искорки что ли. Понятно, что всё хреново, но не честнее было бы так и написать: ВСЕ ХРЕНОВО! Понятно без перевода и не тратя время на стенания 24-хстрочные…

Резюме: 5 баллов.




№ 11. "Не двигайся, и руку опусти"

«Не двигайся, и руку опусти.
Закрой глаза. Сейчас задёрну шторы.
Я записала твой последний стих.
Нет, не последний. Что ты, я не спорю…
Не поднимайся. Так сильнее боль.
Лежи. Дай, лоб попробую. Горячий.
Не ухожу. Я рядом, здесь. С тобой.
Как жарко. Пот. Смахнула. Нет, не плачу.
Ну что ты?» – «Ближе. Ближе. Умереть
легко. Глаза закрою и – в дорогу.
Того, кем был, осталась четверть. Треть, –
ещё глаза. Язык. Совсем немного.
Ты слышишь? Тише. Бабочка у ног.
Нет, на руке. Опять летит. Садится.
Ну, отгони. Я сам, когда бы мог.
У бабочек приветливые лица.
Вот и у этой. Что же ты кричишь?
Не слышу я. Движения инертны.
Откуда-то по комнате лучи.
Все бабочки, наверное, бессмертны».
========================================

Вот этому стихотворению я поставлю 11 баллов. И не буду объяснять почему! Просто хорошо!



Итого:

№ 11. "Не двигайся, и руку опусти" – 11 баллов
№ 1. "Agnus Dei... после Марии Стюарт" – 10 баллов*
№ 9. "Крановщик" – 9 баллов
№ 5. "Я шёл по улице" – 8 баллов
№ 3. "Конечно, да" – 7 баллов
№ 6. "твоё любимое варение" – 6 баллов
№ 10. "хх" – 5 баллов
№ 8. "Об осени и о нас. " – 4 балла
№ 7. "Воспетая эпоха" – 3 балла
№ 4. "Маленький Париж" – 2 балла
№ 2. "Я вернусь!" – 1 балл

*Начиная с 3 порядкового номера последнего списка, количество баллов искусственно завышено, дабы соблюсти ранжирование от 1 места до 11. Извините, тут такие правила.

Резюме общее: Финал ужасен!


Геннадий Модестов


Рецензии
Спасибо большое, Геннадий. Рад, что Вам понравилось. Стихотворение болевое, выстраданное.

Василий Толстоус   30.12.2011 13:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.