Мама, мы все тяжело больны
Я люблю свою работу, и меня глубоко интересует всё, что с ней связано. Поэтому во время рекламной паузы не могу оторваться от экрана телевизора. А когда мы отправляемся в какую-то поездку, например, в ту же Самару, всё моё внимание обращено на баннеры вдоль дорог. Какая-то реклама заставляет улыбаться, какая-то вызывает недоумение, а некоторая порождает грусть и даже стыд за свою страну. Ведь стоит сложить в единую цепочку многочисленные зазывные слоганы, и могут родиться пугающие выводы. На ум приходит строчка из песни Виктора ЦОЯ: «Мама, мы все тяжело больны». Нет, это даже не болезнь, а эпидемия, которая незаметно охватывает всю страну…
***У НАС СТАЛО СЛИШКОМ МНОГО ПОТРЕБНОСТЕЙ...***
Наверное, на каждом третьем баннере можно увидеть слово, которое стало заманчивым всех нас, — КРЕДИТ. В долг теперь можно взять всё — от шикарной квартиры до простого пальто. Кредиты есть всегда и для всех, «на самых выгодных условиях» и «под смешные проценты»! «Слишком много потребностей? Потребительский кредит на любые цели», — зазывает один банк. «Не откладывай жизнь на завтра», — убеждает второй. «Свобода от проблем. Свобода для жизни», — рекламирует себя третий.
Причем нас убеждают, что жить, покупая в кредит, — это норма. Мол, на продвинутом Западе все только так и делают. Интересно, а у них тоже отправляются в банк для того, что бы собрать ребенка в школу? Например, перед новым учебным годом вся Самара была увешана щитами, призывающими взять кредит к 1 сентября.
Хотя, чему тут удивляться, если для того, чтобы собрать ребенка в школу (купить форму, обувь, учебники, канцтовары) в среднем уходит около 10 000 рублей. А ведь в России столько матерей-одиночек! И у многих из них среднемесячная зарплата 6-7 тысяч рублей. О детском пособии якобы в помощь малоимущим семьям не стоит и упоминать — оно больше походит на издевательство. Итак, судя по рекламным баннерам, многим из нас действительно не хватает средств, чтобы учить ребенка не то, что в институте, а даже в рядовой школе!
Еще одну наружную рекламу часто вижу на стендах в Тольятти: «Поможем погасить коммунальные долги». Что это значит? А то, что и за квартиру вовремя заплатить многие из нас уже не в состоянии. Чему же удивляться? Например, моя соседка, отложив часть денег с пенсии на кварплату, газ, свет и телефон, остается прозябать целый месяц на 3500 рублей. А ведь такие смешные деньги получают и некоторые работающие люди. Например, санитарка хирургического отделения стационара зарабатывает около 5000 руб. Легко ли ей платить за квартиру, даже если у нее есть льготы? А уж о том, на что она собирает ребенка в школу, вообще страшно подумать.
Сегодня людей загнали в такие невыносимые экономические условия, что многим отчаявшимся кредит действительно может показаться выходом из тупика, решением всех проблем. Но ведь деньги всё равно придется возвращать, причём гораздо большую сумму!..
И всё же некоторые, то ли устав от бедности, то ли потеряв способность противостоять своим растущим желаниям и потребностям, продолжают жить в долг. Не успев расплатиться с одним кредитом, тут же берут второй, третий, четвертый…
Это стало настолько массовым социальным явлением, что породило новый вид услуг. И сегодня на рекламных щитах можно часто наблюдать такое предложение: «Избавим от долгов и кредитной зависимости». А за чей счет избавите, ребята? Да опять же за наши кровные!
***...МЫ ПЕРЕСТАЛИ ЦЕНИТЬ ЖИЗНЬ...***
Более всего меня поразила реклама одного из автосалонов: «Купил права — купи машину». На красочном баннере фотография полураздетых девушек, приглашающих потенциальных покупателей за «железным конем». Возможно, те, кто разрабатывал и утверждал этот макет, желали оригинально пошутить. Но я думаю, что тем, кого коснулась такая беда — авария по вине неумелого водителя, — совсем не до смеха. А она затронула многих.
Только задумайтесь: по данным официального сайта ГИБДД, в 2010г. в России произошло 199 431 ДТП! В них погибло 26 567 человек, а 250 635 получили ранения различной тяжести. Каждый год на дорогах страны погибает столько людей, сколько проживает в некоторых маленьких городках. Страшно представить, что за год как бы погибает целый город. Страшно и то, что, судя по этой легкомысленной рекламе, мы перестали ценить жизнь — свою и чужую.
***...ОШИБОЧНО ДУМАЕМ, ЧТО МОЖНО КУПИТЬ ВСЁ...***
В то время, как одни тужатся наскрести на самое необходимое, другие откровенно кичатся своим богатством. Так, например, рекламируют элитную недвижимость: «Высокое положение, выгодное расположение», «Для покоряющих мир…», «Дом высокого ранга», «Мы создаем новые ценности!», «Подчеркивает ваше положение».
Если раньше считалось, что «бедность — не порок», то сегодня наступило время для тех, кто живёт под девизом: «Деньги решают всё». Еще раз подтверждает это реклама ювелирных сетей. «Лучший подарок — ювелирный!» — утверждает одна. «Наше золото. Чтобы признаться в любви», — рекламирует себя другая.
Смотрю я на все это и вспоминаю слова из известной притчи: «За деньги можно купить постель, но не сон; лекарства, но не здоровье; слуг, но не друзей; женщин, но не любовь; жилище, но не домашний очаг; развлечения, но не радость; учителей, но не ум».
***...ВТАПТЫВАЕМ В ГРЯЗЬ ВЕЛИКИЕ ИМЕНА И НАМ УЖЕ НЕЧЕМ ГОРДИТЬСЯ...***
Казалось бы, нам есть чем гордиться. В России рождено множество великих людей: полководцев, ученых, композиторов, художников, поэтов. Вспомним хотя бы о Пушкине — он известен на весь мир. Увы, сегодня его имя используется в низкопробной рекламе: «Водка «Пушкинъ». Пушкинъ — не ищите на книжной полке». И вот она, наша национальная гордость, — стоит в пол-литровой бутылке где-нибудь на засиженной мухами витрине магазина.
Есть компании, которые пытаются брать мужскую натуру на «слабо» — «Водка «Бизон». Крепкая водка для крепких парней». Или, наоборот, пытаются пробудить чувство ностальгии — «Водка «Синий утёс». Есть, что вспомнить». Очень многие производители рекламируют свой 40-градусный продукт, от которого страдают миллионы российских семей, пытаясь воззвать именно к чувству патриотизма: «Любите Русь!», «В каждом есть что-то русское», «Водка «SMIRNOFF». Русский характер», «Водка «Флагман». Есть чем гордиться!».
Но на самом деле гордиться нам нечем, если любовь к Родине мы измеряем рюмками. Куда уж более реалистично звучит слоган водки под названием «Колыма»: «Новый этап вашей жизни!». Ведь по статистике, в России 80% (!) бытовых преступлений совершается в состоянии алкогольного опьянения, многие из которых поражают своей жестокой абсурдностью.
***...ПОТОМУ ЧТО МЫ ТЕРЯЕМ ДРУЗЕЙ, А ПРИОБРЕТАЕМ СОБУТЫЛЬНИКОВ...***
Пиво часто рекламируется, как необходимый атрибут встречи друзей: «Просто мы друзья. «Бочкарев». Правильное пиво», «Золотая бочка». Надо чаще встречаться!», «В компании с «Толстяком» время летит незаметно!», «Клинское». Сила в общении!», «Реальное пиво для реальных парней», «Общайтесь на особом уровне».
Пожалуй, здесь не нужно приводить никаких цифр. Достаточно просто выйти вечером на городские улицы, чтобы убедиться, что по этим навязанным принципам и живут сегодня многие молодые люди. Даже не живут — примитивно существуют, пропивая драгоценное время в компании так называемых друзей или, скорее, собутыльников. Увы, у многих из них уже нет иных поводов для встреч, кроме совместного распития пенного напитка.
Но самое абсурдное то, что пиво стали рекламировать чуть ли не как лечебный напиток «Нарзан». Некоторые слоганы просто смешны: «Прекрасный день с любимым пивом», «Свежесть, которая длится и длится», «Добро пожаловать в мир чемпионов!», «В гармонии с природой», «Есть вещи, которые стоят того, чтобы жить». Мало того, нам предлагают пить пиво круглосуточно: «Свежесть дня», «Интрига ночи» — рекламирует свой продукт производители пива «TUBORG». Для полноты образа не хватает ещё придумать рекламный призыв для пива «Доброе утро!», и тогда картина нашей унылой, пьяной жизни будет законченной.
***...ЗАКРЫВАЕМ СЕРДЦА ДЛЯ СВОИХ ДЕТЕЙ...***
А с других рекламных щитов взирают чистые детские глазенки: «Впусти меня в свое сердце», «Сохрани мне жизнь!», «Хочу быть братиком!», «Я буду радовать тебя, мама, если только появлюсь на свет»… В последнее время на улицах больших городов появилось много социальной рекламы против абортов.
Это неудивительно — им есть с чем бороться. По данным Всемирной организации здравоохранения, в России ежегодно делается 1,6 -1,7 миллионов абортов. Абортом заканчиваются 57% всех беременностей. Количество нерожденных детей — вот по каким скорбным показателям Россия стоит на первом месте в мире.
***...И ЗАБЫВАЕМ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ***
Наверно, самое чистое слово в русском языке — ЛЮБОВЬ, но и его мы поставили на прилавок. «Любишь? Подари!» — призывает сеть ювелирных салонов «Адамас». «Топ-модели доступны», — дразнит мужчин «Связной». «Любовь. Секс. Деньги» — можно было подумать, что это реклама борделя, но на самом деле это рекламный слоган известного итальянского бренда, торгующего женской одеждой.
«Роскошь — это вожделение» — рекламирует свою продукцию ещё один производитель дорогой одежды. Желай, покупай, наслаждайся, прожигай жизнь и время — вот к чему нас призывают многие рекламные слоганы.
И становится совсем грустно, когда слышишь рекламу туалетной бумаги «ZEWA Plus»: «Такая мягкая, что вы можете доверить ей самое дорогое». Видимо, авторы этого «шедевра» полагают, что все остальные ценности мы уже потеряли…
Свидетельство о публикации №111122703322
Вы с 17 года не пишете и не отвечаете, что же случилось?
Неужели семья украла Вас и Ваши мысли у читателя?
С Уважением Александр
Александр Кондрашенко 07.11.2019 06:18 Заявить о нарушении