О любви

        Представления о любви в современном мире главным образом складываются под влиянием популярной культуры, и они, с моей точки зрения, во многом или ошибочны, или крайне примитивны, или и то, и другое вместе. При этом религиозно-философское понятие любви отходит на второй план. В связи с этим, я решил изложить некоторые свои соображения по поводу любви, как религиозно-философской категории, опираясь на тысячелетнюю мудрость народов мира и идеи некоторых выдающихся философов и писателей, а заодно и очистить это понятие от всевозможной шелухи и иллюзий.
               
                1.Общие положения
        Обобщая и переосмысливая знания, накопленные веками и тысячелетиями, я бы дал такое определение рассматриваемому понятию: любовь есть всеобъемлющее созидающее (творческое) и объединяющее начало во Вселенной. Раскрою подробнее каждый постулат:
- всеобъемлющее, т.е. распространяющее своё влияние на всех и на всё в Мире;
- созидающее (творческое), т.е. порождающее новую жизнь, её новые формы, новые благие идеи и их материализацию, строящее мир, добро и радость, способствующее духовному росту человека;
- объединяющее, т.е., с одной стороны, способствующее единству противоположных начал (инь и ян: мужского и женского, светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, холодного и горячего, логического и чувственного, технического и гуманитарного и т.д.), с другой – объединяющее людей ради общей цели, общего дела на основе общих интересов, стремлений, духовного родства.

        По моему разумению, чистая (духовная, платоническая) любовь в сочетании с другими чувствами, эмоциями, желаниями, инстинктами образует различные виды человеческой любви. Любовь же Бога (абсолюта, мирового разума, мировой энергии) к человеку назовём абсолютной или безусловной. Итак, приведу классификацию видов любви на основе выше обозначенных утверждений:
   - абсолютная или безусловная любовь – любовь Бога (абсолюта, мирового разума, мировой энергии) к человеку и всей живой и неживой природе. В БСЭ, в статье «Любовь» упоминается древнегреческое понятие «агапэ» — «жертвенная и снисходящая любовь «к ближнему»», в христианстве — любовь Бога к человеку. Энергия пронизывает и организовывает всю живую и неживую материю в Мире и обнаруживается, в первую очередь, на уровне элементарных частиц по тому действию, которое на них оказывает;
   - любовь человека к Богу, к абсолюту, к истине, к высшему разуму – чистая любовь в сочетании с желанием и готовностью поиска истины. «37. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и всем разумением твоим. 38. Сия есть первая и наибольшая заповедь», как гласит Евангелие от Матфея 22: 37-38 о заповеди Иисуса Христа о любви. «Постичь Меня, Верховную Личность Бога, таким, какой Я есть, можно только с помощью преданного служения. И когда благодаря преданному служению все сознание человека сосредоточивается на Мне, он вступает в царство Бога», как сказано в Бхагавад-Гите, как она есть, 18:55, в пер. Бхактиведанты Свами Прабхупады. Такая любовь может иметь массу различных проявлений в зависимости от вероисповедания или идеологической принадлежности человека;
   - любовь человека к жизни – чистая любовь в сочетании с жаждой познания окружающего Мира, с радостью от взаимодействия с ним. По словам Ф.М. Достоевского, «надо любить жизнь больше, чем смысл жизни». Любовь к жизни выражается, прежде всего, в осознании её бесценности и в активной жизненной позиции человека;
   - виды человеческой любви к другим людям. (Евангелие от Матфея 22: 37-38 см. выше)«39. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. 40. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки», как гласит Евангелие от Матфея 22: 39-40 о заповедях Иисуса Христа о любви. «Где любовь, там и Бог», как написал однажды Л.Н. Толстой. Выражается такая любовь, прежде всего, в понимании, уважении, заботе, помощи:
        -- любовь человека ко всем людям – филантропия – чистая любовь в сочетании с милосердием, состраданием к больным и обездоленным и готовностью помогать им и всему обществу ради улучшения жизни каждого. «Самое большое утешение в жизни человека – добрые дела», – четырнадцатая заповедь Будды;
        -- родительская любовь (любовь бабушек и дедушек) – чистая любовь в сочетании с необходимостью обучения и воспитания детей для их дальнейшей успешной жизни. И.Кант однажды заметил: «Наказания, назначаемые в припадке гнева, не достигают цели. Дети смотрят на них в этом случае как на последствия, а на самих себя – как на жертвы раздражения того, кто наказывает»;
        -- любовь детей к родителям (бабушкам и дедушкам) – чистая любовь в сочетании с необходимостью у детей в защите, в помощи, в общении с взрослыми. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе», как сказано в пятой заповеди в тексте десяти божьих заповедей по Синодальному переводу Библии;
        -- супружеская любовь, любовь между людьми противоположного пола – чистая любовь в сочетании с сексуальным влечением (инстинктом продолжения рода), со стремлением к красоте, а также с необходимостью во взаимной помощи и поддержке. «Не прелюбодействуй», как гласит седьмая заповедь в тексте десяти божьих заповедей по Синодальному переводу Библии. «Не прелюбодействуй, но будь верен своему спутнику жизни» – третья заповедь буддизма. БСЭ поясняет др. греч. понятие «сторгэ»: ««сторгэ» — «это любовь-нежность, особенно семейная».  «Любить — значит жить жизнью того, кого любишь», – заметил Л.Н. Толстой;
        -- братская (сестринская) любовь – чистая любовь в сочетании с родственными и дружескими чувствами. Также согласуется с понятием «сторгэ»;
        -- любовь между дальними родственниками – чистая любовь в сочетании с родственными и дружескими чувствами;
        -- дружба – чистая любовь в сочетании с взаимопомощью, с общими интересами и стремлениями. В БСЭ  др. греч. понятие «филиа» объясняется так: ««филиа» — любовь-дружба, любовь-приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором»;
   - самолюбие – чистая любовь человека к самому себе в сочетании с инстинктом самосохранения. Если самолюбие превышает любовь к другим людям, то человек становится эгоистом;
   - любовь к живой природе – чистая любовь в сочетании с инстинктивной тягой к общению с живой природой, так как человек сам является её частью, а также с тягой к природной, естественной красоте. К примеру, люди заводят домашних животных, выращивают цветы, любят отдыхать загородом и т.п.;
   - патриотизм (любовь к своей стране) – чистая любовь в сочетании с любовью к истории и культуре родной страны,  с гордостью за Родину, за её достижения в различных сферах жизни. Выражается, с моей точки зрения, в делах, совершаемых на благо Родины;
   - любовь к делу, к определённым занятиям – чистая любовь в сочетании с желанием создавать своими руками материальные и духовные ценности и быть тем самым полезным обществу, а также в сочетании со стремлением к красоте и здоровью. Например, люди занимаются наукой, производством, искусством, общественной деятельностью, спортом и т.п.

                2. Любовь и влюблённость
        Влюблённость – чувство, предшествующее любви. БСЭ разъясняет др. греч. понятие «эрос»: ««эрос» — это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения». С моей точки зрения, влюблённость – это восторженная увлечённость, когда человек склонен преувеличивать достоинства того, в кого влюблён, и не замечать его недостатков. Влюблённость можно рассматривать, как начальную стадию любви: влюблённость так же, как и любовь, заставляет человека порой жертвовать своими интересами, иногда даже собой ради другого, заботиться о нём и быть его опорой. Человек не может длительно пребывать в состоянии влюблённости, и влюблённость либо перерастает в любовь, либо проходит, как мимолётное увлечение. Любовь же, напротив, может длиться так долго, сколько ей позволит сам человек. Любовь, в отличие от влюблённости, видит недостатки, но, несмотря на это, не ослабевает и не проходит. Таким образом, знаменитая фраза «любовь живёт три года» (по одноимённому роману Фредерика Бегбедера) имеет отношение вовсе не к любви, а к влюблённости, и то в каждом конкретном случае длительность её различна.

                3. Любовь и половые отношения
        В отношениях любящих мужчины и женщины любовь и секс не отрицают друг друга, а, наоборот, дополняют. Половая связь не унижает человека в том случае, если она является следствием любви. Половая связь порочна только тогда, когда она используется исключительно ради получения удовольствия. Жаждущие удовольствий не могут насытиться, так как удовольствия имеют свойство надоедать, и приходится придумывать всё более извращённые способы удовлетворения, иногда даже опасные для здоровья и жизни, но всегда пагубные для души. Если любить человек может в любом возрасте, то возраст, с которого допустимы половые отношения, ограничивается различными факторами, и не только физиологической зрелостью и ограничением, установленным законодательством, но и психологической зрелостью, готовностью нести ответственность за свои поступки. Как правило, последняя зрелость наступает гораздо позже двух первых, но у всех по-разному.

                4. Любовь и ревность
        Любовь и ревность – два чувства взаимоисключающие, так как любовь – чувство созидательное, а ревность – разрушительное. Ослеплённый ревностью может и убить, а человек с любовью в сердце никогда не причинит вред тому, кого любит. По словам Ф.М. Достоевского, «в истинно любящем сердце или ревность убивает любовь, или любовь убивает ревность». Любовь и ревность могут попеременно возникать и угасать в душе, сменяя друг друга, но одновременно жить в ней не могут никогда. Человеку дано право выбора, какое из двух начал возобладает над ним в тот или иной период жизни. Как гласит первая заповедь Будды: «Самый большой враг в жизни человека - это он сам».
               
                Заключение
        Ф.М. Достоевский написал: «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих». А, по словам Ф. Ницше, «…Великая любовь выше страдания, ибо то, что любит она, она ещё жаждет – создать!» Так может быть, любовь и есть главная национальная идея для любого народа, а мы ищем эту идею совсем не в том? Преумножайте любовь в сердце своём, и Вам откроется Путь к Истине, и жизнь Ваша наполнится мудростью и светлой радостью!    
 
Декабрь 2011


Рецензии
В тот день, когда Любовь будет окончательно препарирована и разложена в банках, пакетах и коробочках по полкам, когда будут выведены все вариации ее происхождения и доказаны все ее формулы - наступит Конец Света.

-----------------------------------------------------------------------
Ну, во всяком случае, я так думаю.

Олег Чабан   01.03.2012 03:48     Заявить о нарушении
Конец человечества может настать не от глубоко понимания сущности любви, а от отсутствия любви в сердцах. Любовь имеет божественную природу и доказательству не подлежит. Ни каких формул я не предлагаю и даже не вправе это делать, как и никто другой. Любовь нужно умножать, распространять и верить в неё. Вот и всё. Классификация, которую я привёл, всего лишь средство, но, ни в коем случае, не цель. Цель - показать, что любовь высшая созидающая сила, пронизывающая всё в мире, а уход от неё - путь разрушения, путь смерти.

Руслан Овсянников   01.03.2012 15:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →