Per aspera продолжение-5

               

                Оказывается,  какие  мы  уже  древние,  прямо  как  динозавры.  В  начальной  школе  мы  застали  деревянные  перьевые  ручки  и  чернильницы-непроливашки.  Готовясь к  первому  классу,  мы  шили  для  этих  чернильниц  маленькие  мешочки  с  тесемочкой  и  привязывали  мешочек  с  чернильницей  к  портфелю,  прямо  как  сейчас  всякие  новомодные  аксессуары.

                Моя  первая  учительница,  Печёрина  Зинаида  Семеновна,  брала  мою  руку  с  ручкой  в  свою  и  помогала  выводить  в  тетрадке  палочки  и  крючочки.  За  урок  она  успевала  подойти  к  каждому  ученику,  благо  классы  были  небольшие,  человек  по  десять  -  двенадцать.  Но  учились  мы  в  две  смены,  так  много  детей  было  в  санатории,  когда  мы  подросли  и  достигли  школьного  возраста.
   
                Школу  открыли  в  небольшом  финском  домике  недалеко  от  второго  отделения,  куда  из  малышкового  первого    в  течение  четырех  лет  переводили  детей  поближе  к  школе.  Но  с  нашими  способностями  преодолевать  эти  четыреста  метров  было  трудновато,  особенно  зимой.  Нянечкам  приходилось  носить  плохо  ходячих  детей  туда  и  обратно.

                На  следующий  учебный  сезон,  вернее  на  его  зимний  период,  был  нанят  возница  с  лошадью  и  санями.  Радости  детей  не  было  предела.  Путешествие  на  санях  в  школу  и  обратно  превращалось  в  сказку.  Да  и  облегчение  для  медицинского  персонала  тоже  было  существенным.  Возница,  тихий  мужичок  пенсионного  возраста,  жил  недалеко  от  больницы  и  имел  возможность  несколько  раз  в  день  приезжать  к  нам.  Он  помогал  нянечкам  усаживать  нас  в  сани,  потом  по  нашей  просьбе  с  ветерком  доставлял  к  школе,  разгружал.  Все  это  он  делал  тихо  и  спокойно,  но  детских  восторгов  не  разделял,  был  не  особенно  ласков.  Как  всех  мужчин,  необходимость  видеть  так  много  больных  детей  сразу,  навевала  на  него  меланхолию,  если  не  сказать  больше.  Лошадка  его  казалась  более  приветливой.  Она  не  шарахалась  от  нас,  давала  себя  погладить  и  принимала  угощения.
 
                А  красивое  центральное  здание  постепенно  превращалось  в  административное:  с  кабинетами  врачей,  регистратурой  и  приемным  покоем.  Разрастался  и  архив  -  летопись  возникновения  эпидемии  полиомиелита  и  борьбы  с  ним.  Здесь  хранились  все  наши  истории  болезни,  свидетели  нашей  детской  жизни  и  совсем  недетской  стойкости.

                Школа  состояла  всего  из  четырех  просторных  комнат  и  двух  небольших  коридоров,  зато  с  двумя  входами.  Над  дверью  одного  красовалась  официальная  вывеска  государственного  образца  «Средняя  школа  Республиканской  Клинической  больницы  Аксай».  Небольшое  крылечко  другого  входа  украшали  две  тонкие  стройные  березки  по  обеим  сторонам.  К  открытию  первого  учебного  сезона  перпендикулярно  фасаду  был  разбит  большой  прямоугольный  цветник.  По-осеннему  нарядный  и  красочный,  он  усиливал  праздничное  настроение  всех  собравшихся  здесь  на  первую  школьную  линейку.

                Начались  наши  учебные  будни,  но  они  были  настолько  насыщенные  и  интересные,  что  скорее  напоминали  ежедневные  праздники  после  таких  же  ежедневных  лечебных  процедур.  Мы  усердно  занимались  чистописанием,  в  этом  нам  помогали  промокашки  и  перочистки,  о  которых  хочется  сказать  отдельно,  так  как  сейчас  даже  мои  ровесники  вряд  ли  помнят  такие  мелкие  детали  истории  прошлого  века.  Вдруг  кому-то  это  интересно?
    
                Мягкая  промокательная  бумага  вкладывалась  в  каждую  тетрадку,  была  в  основном  белого  цвета,  но  иногда  голубой  или  розовой,  что  считалось  особым  шиком.  Она  служила  нам  не  только  по  назначению,  но  и  помогала  выражать  свои  увлечения.  Кто-то  на  ней рисовал,  кто-то  гадал,  поставив  маленькую  кляксу  и  наблюдая,  как  по  волокнам  растекаются чернила.  Потом  по  растекшимся  рисункам,  как  по  кофейной  гуще,  предсказывал  себе  или  соседке  судьбу  насколько  позволяла  фантазия.
 
                Перочистка  представляла  собой  небольшую  многослойную  открытую  со  всех  сторон  подушечку,  между  слоями  которой  вставлялось  перо  ручки  и,  таким  образом,  оно  очищалось  от  налипших  ворсинок.  Такие  перочистки  продавались  в  магазинах,  но  мы  на  уроках  труда  делали  их  сами,  соревновались  в  умении,  изобретательности  и  аккуратности.  Внутренние  слои  нарезались  из  мягкой  фланели  или  все  той  же  промокашки,  верхняя  и  нижняя  пластинки  делались  из  чего-нибудь  покрепче,  например,  из  картона  или  кусочков  кожи.  Скреплялась  вся  конструкция  пуговицей  или  бусинкой.  Форма  перочистки  тоже  зависела  от  фантазии  изготовителя.  Вскоре  перьевые  деревянные  ручки  были  вытеснены  авторучками,  сначала  с  пипеточным  способом  набора  чернил,  а  потом  уж  набор  чернил  в  них  осуществлялся  по  принципу  шприца.  Но  промокашки  и  перочистки  еще  долго  служили  нам  верой  и  правдой.    
      
                Мы  учились  считать  с  помощью  наборов  разноцветных  палочек  и  на  маленьких  счетах,  помещающихся  в  портфель.  Учительница  помимо  учебника  задавала  нам  забавные  задачки,  и  мы  их  весело  решали.  А  чтение,  вообще,  было  любимым  предметом.  Мы  уже  хорошо  научились  читать,  но  предпочитали  слушать,  как  читает  Зинаида  Семеновна.  Она  и  нас  заставляла  читать  вслух  для  всего  класса.  Рассказы  с  большими  диалогами  мы  читали  по  ролям,  кто-то  обязательно  читал  от  автора.  Читать  необходимо  было,  соблюдая  интонации,  подходящие  к  случаю,  за  это  ставились  оценки.

                Боря  с  детства  обладал  более  низким,  чем  у  нас  голосом  и  так  бубнил,  читая  сказку  о  ледяной  лисьей  избушке,  что  его  тут  же  передразнили: -  «Бу-бу-бу,  бу-бу-бу,  была,  так  была».  И  вот  это  бу-бу-бу  стало  оценкой  любого  неправильного  чтения.  В  третьем  классе  мы  умели  разгадывать  и  даже  составлять  кроссворды.  К  ним  нас  пристрастила  все  та  же  Зинаида  Семеновна.  Приходя  в  класс,  мы  обнаруживали   прикрепленный  на  доске  тематический  кроссворд,  составленный  учительницей,  отгадывали  его,  тем  самым  повторяя  пройденную  тему.   

                В  четвертом  классе  мы  изучали  компас.  Это  было  незабываемое  событие.  Уроки  были  совмещены  в  одно  большое  путешествие,  класс  отправился  к  отделению  в  обход  обычной  дороги  по  границе  больничной  территории  изучать  ориентирование  на  местности.  С  западной  стороны  санаторий  от  соседнего  поселка  отделяла  живописная  балка.  И  вот  мы  по  краю  этой  балки  по  неширокой  тропе  вышли  на  простор.  Зрелище  было чудесное.  Внизу  поселок  сверкал  крышами  еще  чистыми,  умытыми  недавним  дождиком.  Трава  отливала  серебром.  Аксай  в  переводе  с  казахского  языка  означает  белая  трава.  Действительно,  белая.  Балка  заросла  особым  сортом  полыни,  который  является  особенностью  растительности  нашего  края.  У  этой  полыни  не  темные  листья,  а  слегка  припыленные  даже   с  лицевой  стороны.  С  тыльной  стороны  листики  светло  серого  цвета  слегка  серебристые. 

                Здесь  же  в  овраге  то  тут,  то  там  виднелись  кустики  джигиды.  Это  небольшое  деревце  с  узкими  светлыми  листиками,  будто  присыпанными  мукой.  Одно  деревце  росло  прямо  около  нашей  тропинки.  Здесь  мы  остановились  на  привал,  скорее  на  урок,  который  был  не  только  о  компасе,  но  и  о  растениях,  о  бабочках  и  стрекозах,  о  цикадах,  хор  которых  звучал  необыкновенной  мелодией.  В  общем,  урок  оказался  больше  о  Родине.  Джигиду  рассмотрели  очень  подробно.  Я  в  первый  и  в  последний  раз  видела  на  дереве  эти  спелые  ярко  оранжевые  продолговатые  ягоды,  сладкие  и  вязкие  на  вкус  и  пушистые  на  ощупь.  Они  яркими  капельками  красиво  смотрелись  средь  белой  листвы.  Потом  я  видела  либо  деревца  без  ягод,  либо  ягоды  на  базаре.  Вместе  увидеть  это  чудо  как-то  больше  не  довелось.

                Еще  белой  достопримечательностью  санатория  были  серебристые  тополя,  высокие  стройные  исполины  -  гордость  юга  Казахстана,  очень  хорошо  приспособленные  к  резко-континентальному  климату.  Деревья  стройными  рядами  обрамляли  главную  аллею,  идущую  от  ворот  до  знаменитой  центральной  клумбы.  Тополя  эти  имеют  светло-серые,  почти  белые  стволы  и  серебристые  листья.  Параллельно  аллее  тянулся  тротуар,  обрамленный  рядами  белоснежных  березок.  В  общем,  белого  хватало,  и  Аксай  гордо  оправдывал  свое  название.  Необыкновенно  красивая  природа  была  нам  наградой  или  компенсацией  за  детскую  боль.      

                Еще  мы  любили  уроки  рисования,  на  которых  учительница  щедро  делилась  с  нами  и  умением  лепить  из  пластилина  сказочных  персонажей.  Иногда  она  приводила  на  эти  уроки  своего  маленького  сынишку  Сережу.  Тогда  урок  превращался  в  коллективную  игру - сказку.  Сережка  такой  общительный  и  хорошенький  был  всеобщим  любимцем.

                На  уроках  труда  мы  с  удовольствием  составляли  гербарии,  материала  для  их  изготовления  в  нашей  роще  было  предостаточно.  Еще  мы  раскрашивали  парафиновые  макеты  овощей  и  фруктов,  вязали  крючком  кружева,  шили  платья  куклам.  Все  это  делалось  по  правилам  и  воспитывало  в  нас  аккуратность,  усидчивость,  вкус.

                Однажды,  Зинаида  Семеновна  приготовила  сюрприз,  она  задумала  провести  урок  домоводства,  что  в  условиях  больницы  было  не  очень  легко.  Алма-Атинские  дети,  к  которым  родители  приезжали  регулярно,  получили  задание  организовать  в  тайне  друг  от  друга  и  конкретно  каждому  доставку  лука;  вареных  свеклы,  моркови,  картофеля;  соленых  капусты  и  огурцов.  И  вот  в  понедельник  после  родительского  дня  на  уроке  труда  мы  учились  готовить  винегрет.  Сама  учительница  принесла  только  растительное  масло.  Распределила  задание  между  детей  она  специально,  чтобы  наше  приготовление  было  наиболее  самостоятельным.  Блюдо  получилось  отменным.  На  пиршество  мы  пригласили  дежурную  работницу  кухни,  снабдившую  нас  хлебом  и  посудой,  а  также  медсестер.  Праздник  живота  получился  на  славу.  Кстати,  мы  научились  закусывать  ненавистный  рыбий  жир,  и  он  уже  не  казался  нам  таким  противным.

                Еще  раз  такой  же  праздник  мы  устроили  уже  самостоятельно  и  в  отделении  по  окончании  начальной  школы,  но  теперь  это  был  праздник  грибов.   Грибы  росли  в  роще  под березами  и  карагачами,  и  тот  год  выдался  для  них  особенно урожайным.  Гуляя  в  роще  мы  набрали  целое  ведерко  грибов.  Собирать  их  было  трудно,  но  не  выбрасывать  же  такое  добро.  Медсестра  разрешила  нам,  вопреки  строгим  больничным  правилам,  после пяти  часов,  когда  уже  врачей  не  было,  заняться  грибами.  Она  же  выделила  нам  электрическую  плитку,  на  которой  в  биксе  кипятили  шприцы,  и  какую-то  медицинскую  посудину,  напоминающую  кастрюлю.  Девчонки  принялись  чистить,  мыть  и  варить  грибы,  а  нас  с  Валеркой  отправили  на  кухню  за  луковицей  и  маслом.  С  нашими  способностями  к  ходьбе  это  предприятие  оказалось  долгосрочным.  Мы  с  добычей  вернулись,  когда  грибы  были  уже  сварены.  В  той  же  посудине  мы  их  обжарили,  и  к  ужину  необычный  для  больницы  деликатес  был  готов.  Две  соседних  палаты  старших  мальчишек  и  девчонок  пировали!  Секрет  заговорщиков  так  и  остался  тайной,  нашу  любимую  сестричку  мы  не  подвели.  Ей  бы  сильно  попало  за  нарушение  дисциплины.      
         
         

               
               
   

 


Рецензии
Замечательная часть рассказа!!! Всё так чётко, а главное красиво! Очень талантливо написано!!! Спасибо, Татьяна!!!

С дружеским теплом, Пётр)))

Пётр Кильдинов   26.07.2015 22:17     Заявить о нарушении
Продолжаю улыбаться))) Сижу довольная от того, что чтиво не навивает на тебя тоску.
Подружит нас эта повесть, и это здорово!
С теплом, Таня

Татьяна Башкирцева   27.07.2015 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.