Что такое Поэзия

Хочу попробовать ответить на такие, никого не интересующие сегодня, вопросы
– Что такое поэзия?
– Кто такой поэт?
 
       Большинство людей считает, что в поэзии не разбирается никто, как впрочем, и в музыке и в живописи.
Учитель сказал, что настоящих поэтов, за всю историю Земли, можно пересчитать по пальцам руки.

       Всё так. Всё зависит от того на каком уровне поставить планку. Поставь высоко – никто не перепрыгнет, поставь низко – перепрыгнут все. И эти все будут печататся в газетах и называтся поэтами. Ну, раз в поэзии никто не разбирается, то пиши псевдопатриотическую чушь, добавляй туда такие слова и выражения как «Любовь», «Родина», «Бог», «Россию поднимем с колен» и так далее и успех обеспечен.
       Но поэзия, это не то, что многие думают. Поэзия, это не купание подстриженных слов в благоухающей ванне с плавающими на поверхности лепестками роз. Это не воскресный выход в море на яхте в ясный, солнечный день, покачиваясь на лёгких волнах своего самодовольства, своей значимости, купаясь в лучах своей исключительности – умения писать стихи.
       Нет. Поэзия, это другое. Это битва со стихией океана слов, высвобождая из заточения ураганы их тайных смыслов. Это перевёрнутая палуба надежды. Это опасность, как штормовой океан, которая всегда рядом. Это ты никто и ничто по сравнению с этой стихией. И остаётся лишь одно – уповать на Бога. Поэт, это не тот, кто возомнил себя властелином слов, а тот, кто стал этим упованием.
       Каждый волен выбирать то, что ему нужно, что ему подходит:

Успокоенность                –    Мятежность, поиск смысла всего;
Самодовольство                –    Муки совести;
Секс, влюблённость            –    Любовь, сострадание, самопожертвование;
Конформизм                –    Непримиримость (синдром Чацкого);
Казаться, кем то                –    Быть собой;
Ремесло                –    Муки творчества;
Украшательство слов         –    Бунтарство в форме и в содержании;
Зависимость от общества   –   Автономность, жизнь по своим законам (законам природы);

       Если ты выбираешь то, что справа, то ты уже поэт (в самом широком смысле этого слова). Не нужно учиться писать, брось любое учебное заведение. Ты уже есть. Чему преподаватель – левый (а подавляющее большинство людей выбирает то, что слева) может научить тебя – правого. Глядя на твоё скучающее лицо рассказывать о золотом веке русской поэзии, не замечая еле проклюнувшиеся ростки таланта в твоей душе. Это трудно замечать, для левых. Левые слепы. Левые могут быть кем угодно: учёными, писателями, музыкантами. Они могут защищать диссертации. Но диссертации могут пригодиться лишь для растопки печи в зимние холода. Подъёмной силы они не имеют. Поднимают в небо крылья, которые имеются только у правых. Это поэты, это те, кто умеет летать.
Учитель сказал, что люди будущего все будут поэтами. Это не значит, что все будут писать стихи, нет. И. Христос, Г.Будда были поэтами, хотя стихов они, как известно, не писали.

       Поэт, это раб, приносящий себя на алтарь поэзии, беспрекословно выполняющий её задания. Это рядовой в великой битве Добра и Зла. Эта битва не прекращалась ни на миг. Она и сейчас здесь, расставила растяжки пошлости руками своей попсовой бездарности, оградила нашу свободу флажками своих поэтико-догматических правил, затянула петли на наших шеях, вложив в уста крик – «да кому здесь нужны поэты!». Эта битва вручила нам обоюдоострый меч Слова. Это настоящее, волшебное оружие в руках Мастера. Но он легко ломается, как зимняя сосулька, о гранит собственной Славы. Слава, это искушение, для некоторых компромисс со своей совестью. Слава, это следствие твоей кармы, так зачем же тогда говорить о ней.
Учитель сказал, что популярность талантливого человека, это скорей исключение из правил.ТАЛАНТЫ НЕ ПОПУЛЯРНЫ. ГЕНИЯМ ПРИ ЖИЗНИ НЕ АПЛОДИРУЮТ.

       У серых обывателей – аплодистменщиков такие же серые кумиры. Они возводят в кумиры таких же, как и они сами. Двумя словами – пипл хавает.
       Поэт, чем-то похож и на мудреца и на дурака одновременно. Но он не мудрец и не дурак. А вообще то, вы знаете, трудно на первый взгляд отличить дурака от мудреца. Когда они молчат, то дурак молчит от того, что не знает, что говорить потому, что не знает. Мудрец – от того, что тоже не знает, что говорить, ведь всё давно уже сказано, и нет ничего нового и интересного. Если дурак или мудрец говорят, то смеются над обоими. Оба находятся за гранью понимания. Дурак, по своей глупости не может ничего понять, поэтому над ним смеются. Мудрец давно всё постиг, и в жажде познания перешёл на другой, более высокий, трансцендентальный уровень. Над ним, не понимая, тоже смеются.
       Если взять воображаемую гору, и представить, что всё человечество распределено по этой горе, то получится следующее. У подножья находятся дураки и мудрецы. Первые, не обладая умом, знанием, не знают, как на неё забраться. Вторые поднимались на неё, прельщались самыми немыслимыми вершинами, но зная, что всё суета и томление духа, спустились вниз, к подножью, только с другой стороны. Остальное человечество в разной степени заполнило всю гору. На вершине самые удачливые и успешные. Как вы думаете, а где находятся поэты? На этой же горе, кто ниже, кто выше. Но только истинные поэты обладают вектором, направленным в небеса. Как только сила в направлении этого вектора превысит силу притяжения, поэт, отрываясь от земли, уходит навсегда (умирает). И совсем неважно от чего (болезнь, несчастный случай или же петля). Но есть и ещё один вектор, направленный в сторону трансцендентальности, в сторону мудрости. Что произойдёт с поэтом, если он перейдёт на этот уровень? Он перестанет писать стихи. Художник перестанет писать картины, композитор – музыку. Мудрец, это и поэт, и художник, и композитор в одном лице, полнейшая интеграция всего, и ничего в отдельности. Но это уже не поэт. А поэт (настоящий поэт) уходит в бессмертие. Вот уж действительно – поэзия живёт смертью поэта.

       Я недавно услышал, что буквально на днях (месяцев пять, шесть назад) был день поэзии. Что? Да, а какая разница когда. Я вас всех поздравляю и произношу тост:

Я поднимаю этот бокал за настоящих поэтов-воинов, возделывающих своё поле Слова, а не Славы. Быть знаменитым некрасиво, друзья мои. Пусть ваша дорога будет трудна и опасна. Лёгкие пути не несут счастья, и удовлетворения. Трудный и опасный путь – удел избранных. Пусть ваши стихи обладают грациозностью порхающей Алины Кабаевой и ураганом нокаутирующих ударов Майка Тайсона. Слушайте своё сердце и бойтесь только собственной лжи.


Рецензии
Всё пытался освободить мозги от текучки, больно уж тема серьёзная. Но дальше тянуть уже просто неприлично. Попытаюсь в конспективной форме сформулировать своё отношение к вашему материалу.

1. Без освоенного ремесла стихосложения поэзия возможна, а стихи – нет.
2. Смешно говорить о независимости от системы, находясь внутри неё, являясь её элементом. Не слышал о «свободных» людях, игнорирующих общественные блага. Обычно речь идёт об их обязанностях. Вот тут энтузиазм проявляют все кому не лень. Отдельные робинзоны, тоже до конца не отказывающиеся от благ цивилизации, не в счёт. И зачем, в таком случае, вообще писать стихи? Ты сам и так всё это знаешь, а другие находятся вне твоих интересов. И причём тут любовь, если ты зверь, который сам по себе. Спарился и свободен.
3. Другое дело внутренняя свобода. Внутренне свободным от авторитетов, мнений, традиций, суеверий и предубеждений поэт, да и просто творческий человек, быть обязан. Это не значит, что следует игнорировать чужой опыт. Как говорил Бисмарк: «Только дураки учатся на собственных ошибках. Лично я предпочитаю учиться на ошибках других». Просто творческий человек по любому поводу должен стремиться формировать своё собственное мнение. Вот если его сформировать не получается, тогда приходится обращаться к авторитетам. И срочно предпринимать попытки устранить пробелы в данной области знаний. Знали бы вы сколько раз в своей жизни я погорал, доверившись высоким авторитетам. Надёжны только факты и материальные объекты. Всё остальное из области химер и субъективизма.
4. В этой связи утверждение, что «поэт это раб» чего-то или кого-то, звучит дико. Не могу себе даже представить свободного раба (не юридически, а по сути). Сейчас это модно из чего угодно лепить ленты Мёбиуса: хороший убийца, трогательный и обаятельный подлец, развратное целомудрие и так далее. Вы придумали ещё одну поделку из несовместимых слов.
5. И, наконец, про небеса. Единственный вектор, который нам завещан – нравственный закон. Во всех остальных направлениях ложь. И вне общества этот вектор лишён всякого смысла. Впрочем, декларируя свободу поэта от общества, в прикладном плане, вы обсуждаете исключительно внутриобщественные проблемы. Что не может не обнадёживать. )
Удачи вам!
Владимир

Владимир Лисуков   24.12.2013 20:21     Заявить о нарушении
Ремесло нарабатывается в процессе. Главное чтобы была поэзия. Это будет твоё, по твоим правилам. Чужие правила, они чужие.

«Поэтом называется человек, который именно и создаёт эти самые поэтические правила».
(В. Маяковский)

Вот чему нужно учиться – поэзии. А рифмоплётству можешь учиться, а можешь и нет. Нужно уметь задать себе вопрос, а что же ты мил человек хочешь и что тебе от всего этого нужно. Каждый выбирает по себе. Твоя душа единственный проводник в этом мире. Ты можешь учиться играть на гитаре. Если хочешь освоить бардовскую школу, то достаточно будет и месяца обучения, если же захочешь научиться джазовой импровизации, то потребуются годы и даже десятилетия. Но всё это не будет иметь никакого значения, если в твоей душе не живёт музыка, не живёт поэзия, не живёт бунтарство в форме и в содержании.
Д. Шостакович, тогда ещё студентке консерватории, а сейчас всемирно известному композитору С. Губайдулиной, говорил: « Я желаю вам идти своим неправильным путём». Браво! Только своим, а значит неправильным, в обход доморощенных догм и правил.
Это и есть автономность, жизнь по своим правилам.

«Мы изгои – Икары со своим уставом в чужом храме,
Летим поперёд Батьки в самое пекло,
И лезем в реку, не зная ни реки, ни брода,
Ведь научившиеся летать не ведают страха».
(Ю. К.)
Поэзия – это то, что в тебе, попавшее извне. Это зачарованность души красками, звуками самой природы. Этому взаимоотношению с природой и нужно учиться. Что из этого получиться неважно. А важно то, что обязательно получиться.

«Наш смех кувыркаясь, отражался от стенок пустых бутылок, и смешиваясь со спиртовыми парами вылетал чёртиком наружу».
(Заметка о двухнедельном новогоднем запое. Ю.К.)

Что означает фраза: « И зачем, в таком случае, вообще писать стихи? Ты сам и так всё это знаешь…»
Полнейшее непонимание механизма творчества!
Я ничего не знаю. Когда сажусь писать я не знаю, что получится, и даже на какую тему. Раджнеш говорил, что настоящий творец ничего не создаёт, существование работает через него. Открывается как бы проводящий канал между небом и творцом.
А. Башлачёв пел: «Здесь дело простое, словить это слово…»

Слово тянет за собой другое слово, и начинается движение, начинается тайна, начинается оправдание твоего существования.

« Ты великий ноль в источнике всего живого…»
(Ю.К)
Ты ничего не создаёшь, ты наблюдатель и раб. Я не боюсь этого слова. Именно раб, (раб божий) живущий по своим законам (интуитивно понятым законам природы) идущий своим неправильным путём, и учащийся на своих ошибках.

Чужих ошибок не бывает.
Я вам советую не цитировать политиков. Исключения составляют разве что политики-юмористы: В. Жириновский, В. Путин, Л. Брежнев, В. Черномырдин и др.

А вот, что по этому поводу говорят умные люди:

«Закрой дверь перед своими ошибками, и истина не сможет войти»
(Р. Тагор)
«Все называют опытом собственные ошибки»
(О. Уайлд)
«На своих ошибках учатся, на чужих – делают карьеру»
(М. Жванецкий)
А учиться нужно всю жизнь. И тебе очень повезло, если встретился настоящий Учитель. Учитель – это тот, кто научит тебя видеть, в казалось бы, знакомом предмете, новые незаметные тебе доселе свойства, проникнуть в его суть, глубину. И учиться нужно всю жизнь. А тот, кто считает, что в его образовании нет пробелов – полный болван. Такие люди не считают себя рабами, а являются напыщенными мыльными пузырями и снобами. Для них проводящий канал всегда закрыт (они даже не догадываются о том, что он есть) и существование через этих людей не работает.

И последнее. Я бы не брал на себя смелость утверждать, что единственный вектор – нравственный закон, во всех остальных направлениях ложь. Вы знаете все остальные направления? Оставим это старику Иммануилу (по выражению Воланда), Глетчеру (по выражению С. Цвейга) пытающемуся холодом своего философского разума перековать горящие сердца поэтов. Не выйдет. Поэт, он другим куем сделан. (Фраза А. Покровского, правда он говорил не о поэтах, а о флотских офицерах. Ну, так я в прошлом тоже флотский офицер.)

Я чем больше живу, тем меньше понимаю, о чём вообще можно спорить. Работай, пиши, а не балаболь. И мне больше импонируют сильные держащиеся поодиночке, чем слабые графоманы, собирающиеся в стада. Имя им Легион.
«Да и хрен с ними со всеми. Не о том говорить бы надо,
А о том, что Господь наказывает своих самых любимых рабов,
Лишь тех кто, всем сердцем, верит в светлую дату
Воскресенья, и слышит перезвон божественных колоколов…»
(Ю. К.)

Юрий Кудлай   18.01.2014 10:09   Заявить о нарушении
Насколько я смог рассмотреть в вашем потоке сознания, главное в поэзии - поэт, его неповторимый внутренний мир и уникальные внешние проявления этого мира.
Причем все прочие атрибуты поэзии в процессе функционирования этой системы придут сами по себе и нечего тут напрягаться и излишне переживать.
Впрочем, допустимо, чтобы кто-то, уже ставший поэтом, слегка поднатаскал творца-новичка и помог ему с вектором развития. Тут я не понял с уникальным или просто правильным.
Ничего такого в жизни я не встречал, а что встречал - изложил в предыдущем комментарии.
Ваша позиция сформулирована по вашим правилам. Вы повторно изложили свои взгляды, не споря с моими аргументами. Никаких признаков дискуссии.
Значит остается вежливо раскланяться и пожелать друг другу творческих успехов.)
Удачи!
Владимир

Владимир Лисуков   19.01.2014 00:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.