Арабская Алхимия... Сосуд и содержимое
Следующий отрывок: «всё в работе происходит либо от мужского, либо от женского. Их символы — петух и курица». Он указывает на ценность осознания внутренней биполярности психе: именно из этой двойственности огненного солнца и водяной луны рождается сознательная личность. Символизм петуха и курицы, возможно, берёт начала в видении ибн Умаила, где присутствовали две птицы, держащиеся клювами друг за друга. В поэме, посвященной этому видению - «Послании солнца растущей луне» - он пишет о петухе как символе пламенной души или солнца и курице как символе луны или водяного духа. Он говорит, что солнце нуждается в луне, «как петух в курице»31. Петух и курица на внутреннюю полярность, которая, с одной стороны, достигает нижнего, животного мира, а с другой, духовного мира крылатых созданий (на рис.61 верхний мир символизируется матерью и отцом — луной и солнцем). Примирение этих противоположностей символизируется двумя птицами из великого видения ибн Умаила, либо петухом и курицей32.
Текст: (33.10) Они также назвали мужчину красноватым, корицей, шафраном и кровью из-за его красного цвета. А женщину назвали камфорой и цветком из-за её белизны и холодности. (33.13)
Рис. 61. Король и королева. Лапы двух птиц указывают на общечеловеческую природу внутреннего противостояния, нисходящего к животному началу и в то же время восходящего до духовного противостояния Солнца и Луны. Результат соединения противоположностей - младенец Меркурий. (J.D.Mylius, Anatomiae auri sive tyrocinium medico-Clinicum, 1628)
Мужчина — пламенная душа — здесь назван корицей (darsini). Эта коричневая специя имеет сильный аромат. Корица использовалась для магических практик и до времён Птолемеев была частью царской символики 33. Но поскольку этот символ не встречается ни в других текстах ибн Умаила, ни у тех авторов, которых он цитирует, можно заключить лишь, что для ибн Умаила корица была еще одним символом таинственной способности пламенной души окрашивать второе тело.
Шафран (za'fran) — также специя. Фиолетовый цветок шафрана (crocus sativus) вырастает из луковицы. В цветке находятся золотисто-красные рыльца с сильным ароматом (рис.62). Это и есть специя шафран или «красное золото», названное так из-за цвета и высокой стоимости. В Египте шафран известен с 16 века до н.э. В Папирусе Эберса перечислено более 30 рецептов с шафраном; также он использовался для окрашивания тканей34. Шафран всегда был драгоценностью, т.к. из 120 цветков получают всего один грамм сухой специи. В отличие от корицы, шафран как символ желанной красной краски встречается довольно часто, например, в Mushaf as-suwar и Kitab Mafatih as-san'a Зосимы35. Он упоминается как компонент огнеупорного вещества36.
И корица, и шафран, будучи специями, влияют на вкус пищи. Так же и алхимическая краска — соединенные дух и душа — может добавить новый вкус в человеческую жизнь, даже в очень небольшом количестве. Приобретённый опыт сохранения божественного огня подобен специи, добавленной в кушанье. Это и есть истинная цель всех религий. Но если сосуд опустеет и вкус к жизни будет потерян, этот опыт должен быть повторён. Это — цель алхимии.
Рис. 62. Цветок шафрана и его рыльца. Шафран называют "красным золотом" из-за цвета высушенных рылец и из-за их высокой цены.
Кровь (dam) — следующий символ мужчины или огня. Далее в тексте ибн Умаил цитирует Марию, которая «назвала […] их воду кровью»37. В «Книге о серебристой воде» сказано: «они назвали божественную воду именами всех жидкостей — уксусом, мочой, молоком, жиром, кровью и спермой — ибо она несёт в себе жизнь»38. Далее в этом же тексте ибн Умаил говорит, что пламенная душа скрыта в крови39. Соответственно, кровь — символ и огня, и божественной воды. Этот символ связывает камень с тем аспектом человеческого существа, который порождает волнение, восторг, любовь, ненависть, одержимость и т.д. Вечная пламенная душа скрывается в этой таинственной глубине эмоций, которые управляют человеком. Одержимость чувствами ощущается как некая сила, принуждающая нас совершать определённые действия и лишающая свободы воли. В индуистской мифологии эта сила зовётся Майей. Но в этой же крови скрыты образы, и она как бы «знает», что в этой «кровавой одержимости» есть тайный смысл. В поздней латинской алхимии этот инсайт выражен словами: Venitur in vena, sanguine plena (Он [камень] находится в наполненных кровью венах). Преображенная кровь — божественная вода — удерживает в себе огонь с помощью значения образов, скрытых в эмоциях, образов, которые фактически являются символами. В Kitab al-Habib (Книге любовника) — сборнике, часть материалов которого принадлежит Зосиме — эта преображенная кровь названа «духовной кровью» (dam ruhani)40. Кровь тела — источник желаний и влечений - будучи превращенной в духовную кровь, становится плодоносной, животворной божественной водой.
Женский аспект камня (дух) именуется «камфорой и цветком из-за белизны и холодности». Камфора (kafur) — это белое летучее вещество, источающее характерный аромат, со слабыми антисептическими и анестетическими свойствами41. Далее в тексте она рассматривается немного подробнее: «Мужчину назвали корицей, шафраном, красноватым и красно-коричневым, а женщину — камфорой. Оба вызывают горение, ибо хоть они и имеют разную природу — сухое и горячее и влажное и холодное — действие у них одно. Корица- жаркое горение, камфора же — холодное. Но оба они — горение»42."
ИСТОЧНИК.
Метки:Арабская Алхимия, образы, символы, подсознание, Философский камень
Свидетельство о публикации №111122304780