Дождь и фреска Перуджино

Шагая, я по лужам шлёпал.
Холодный дождик моросил.
Я мысленно Его просил,
чтоб небо Он скорей заштопал.
(Я зонтик потерял, второй –
сломался под напором ветра.)
«Ага! мыслишек мелких рой
развеял Перуджино Пьетро,*
в сознанье вторгшись. Ветер так
рои рассеивает мошек,
на солнце пляшущих; так кошек
страх гонит или на чердак,
или в подвал сырой!» – как  только
в траву ступил, мысль и пришла
мне в голову, а солнца долька,
сверкнувши, кромку подожгла
свинцовой тучи, и вершина
холма, покрытая травой,
зазеленела сквозь сырой
туман. Я вспомнил Перуджинов
холмистый Умбрии ландшафт…
Признаюсь, руку положа
на сердце: словно на пружинах,
чтоб ознакомиться с Петром,**
по римским улицам летел я
(наверно, мозг мой от безделья
размяк). Не описать пером,
что чувствовал я возле фрески
«Суд Страшный»!*** А закрыв глаза,
я тотчас повернулся резко
и вдруг услышал голоса
и стоны грешников. Открывши
глаза, я будто съехал с крыши:
дух захватило! я глядел
на «Путешествие в Египет»:*
разинув рот, стоял, пьянел…
Мной водки не один был выпит
стакан в теченье долгих лет,
но не впадал ни разу в бред
такой: мой бред был поэтичен!
Всё выложу… как на духу:
я слышал даже пенье птичье;
а некто – где-то наверху! –
грустил, играя на свирели
(не Пан ли?). Впрочем, объяснить
тут ничего и Марк Аврелий
не смог бы, ибо мысли нить
оборвалась, и связь меж бредом
и чудной фреской была
уже утрачена, при этом
мозг как бы сам огнём пылал…
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Шагая, шлёпал я по лужам,
мне кто-то на ухо шептал:
«Когда был маленьким Павлуша,
он пряник, булку продавал
приятелям.** Когда он Павлом
Ивановичем стал, запала
ему в башку такая мысль
(его как будто осенило!
корысти чувство оценило
мысль эту!), он подумад: ”Смысл
есть в том, чтоб накупить душ мёртвых!
Покойники – народ не гордый!”»…
.  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .
Когда совсем я окосел
от мыслей глупых, то споткнулся
об острый камень, чертыхнулся
и, с ног свалившись, в лужу сел.

20 декабря 2011

*Пьетро Перуджино – итальянский художник
эпохи Ренессанса, учитель Рафаэля (ок. 1446 – 1523).

**… ознакомиться с Петром – ознакомиться
с собором святого Петра.

***«Страшный суд» – фреска Микеланджело (Сикстинская капелла).

*«Путешествие Моисея в Египет» – Фреска Пьетро Перуджино.

**Потом в продолжение некоторого времени пустился
он на другие спекуляции, именно вот какие: накупивши
на рынке съестного, садился в классе возле тех, которые
были побогаче, и как только замечал, что товарища начинало
тошнить - признак подступающего голода, - он высовывал ему
из-под скамьи будто невзначай угол пряника или булки и, раззадоривши
его, брал деньги, соображаяся с аппетитом.
Николай Гоголь. "Мёртвые души".


Рецензии