Ана Бландиана. Не подлежащие забвению
Я часто спрашивала себя, что, вопреки запрету, пустило в ход механизм стойкой народной памяти? Что заставляло людей нарушать закон, из поколения в поколение передавая это имя, проклятое, но сбереженное и ставшее символом? Нужда в символах? Или сам факт запрета? Или незаурядность (по тем временам) поступка, который пленял воображение не только оригинальностью, но и крайне умозрительным обоснованием жертвы? Так я спрашивала себя в Эфесском музее, разглядывая уцелевшую статую Артемиды, чьи бесчисленные перси были украшены гирляндами из яиц и фигурок диких животных - сложный и граничащий с абсурдом символ плодородия, размножения, материнства и непорочности; так я спрашивала себя на краю болота, глядя, как торчит из камыша и ряски - стариковской костью, искривленной артритом и временем,- колонна, слегка перекошенная, словно бы от боли, которую уже перестала осознавать,- все, что осталось от храма, некогда фигурировавшего среди семи чудес света.
Конечно, ввиду такой очевидной победы разрушителя, на которого само время поработало гнусным и подлым образом, дать ответ было очень трудно, почти невозможно. Разве что взяв понемногу от каждого из условий, сложивших геростратово бессмертие. Но гораздо убедительнее всех его слагаемых, исчезнувших под руинами античной цивилизации, мне кажется то - и я содрогнулась при этой мысли тогда, у болота, в сумерках, наползающих на море, тоже разлученное с былой славой,- что имя Герострата не забылось, а дошло до нас, пойдет и дальше, потому что он был первым в ряду везучих и ушлых честолюбцев, основателем династии, слишком могущественной, чтобы бедные когорты тех, кто творит красоту, хоть и вкупе со множеством тех, кто ею восхищается, могли ее пересилить, могли своей верховной властью заставить забыть ее родоначальника.
1986
Перевод с румынского Анастасии Старостиной
Свидетельство о публикации №111122010871
Хотя совсем недавно, по историческим меркам, войсками НАТО уничтожены Древнейшие храмы и современность, демократическая не варваская, а образованная снисходительно отнеслась к этому.Какая историческая архитектурная ценность могла сравниться со стальными близнецами в США, как символа вида Нью-Йорка?! Я не говорю о человеческих жертвах, ибо жертвы были везде и всегда.
К сожалению, вандализм не прекращающаяся череда утверждений одного над другим и красота ,даже погибнув, несёт имя своего убийцы, может потому, чтобы не стать мифом, который раствориться во времени и позабудется потомками...ужас же забыть сложно _ он как нравственное порицание невозможности приятия содеянного.
Надо говорить о том, что не подлежит забвению и вам, Ана и Анастасия ,спасибо!
Лотыш Яна 22.12.2011 21:46 Заявить о нарушении
Анастасия Старостина 22.12.2011 23:20 Заявить о нарушении