Гл. 9 Сказания. Дух, душа и тело
ГЛАВА 9 : «ДУХ, ДУША И ТЕЛО»/1/.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Данная 9 глава Сказания о Святителе Луке – это попытка современного осознания удивительного и многогранного богословского произведения Святителя Луки «Дух, душа и тело», написанного им в Тамбовский период (примерно, 1944-46 годы) и которое до девяностых годов прошлого века печаталось только в самиздате…
Святитель писал в период, когда марксистская и атеистическая наука, казалось, наступают по всем фронтам и под власть марксистской идеологии подпадали всё новые и новые страны, религиозная проповедь в СССР была запрещена законом. После крушения «социалистического лагеря», пали запреты на религиозную литературу и нас захлёстывает шквал оккультной и псевдорелигиозной литературы. В произведении же Святителя: «Дух, душа и тела» многие фундаментальные аспекты бытия человека освещены с точки зрения христианского мыслителя и врача.
В этом произведении Святителя Луки образовался удивительный сплав научных и богословских знаний, здесь раскрылась и художественная натура Святителя – некоторые отрывки написаны фактически белыми стихами…
Некоторые положения данного Труда святого врача и архиепископа Луки Войно-Ясенецкого являются результатом его духовного прозрения и даже сейчас не ясны для науки, но нет ни одного реального их опровержения …
Санкт-Петербург, 10.12.11
Григорий Бородулин
«…мы обязаны уподобляться Богу, сколько это возможно для естества человеческого, уподобление же невозможно без ведения; и ведение приобретается не без наставлений…»
Василий Великий, «О Святом Духе, к святому Амфилохию, епископу Иконийскому», глава 1.
«Душа (дух) есть Божие дыхание, и, будучи небесною, она терпит смешение с перстным (прахом). Это свет, заключённый в пещере, однако ж божественный и неугасимый.»
Григорий Богослов, Слово 7, О душе.
«Конечно, окончательно устройству нашего тела каждый учит себя сам себя, имея учителем собственную природу…Но может всему научиться…в книгах у премудрых в таких вещах. Из них одни анатомированием изучили, каким образом в нас к своему месту каждый член прикреплен … другие…для чего именно создана каждая часть тела… кто попробует учителем во всём иметь Церковь… таков закон духовных овец, как говорит Господь…»
Григорий Нисский, «Об устроении человека», Глава XXX.
***
ПРОЛОГ
Святой на кафедре Тамбовской - Церковь вёл,
Но храма одного пространством ограничен
И богословия прозреньем увлечён –
О Человеке как Григорий Нисский пишет.
Лука Святитель уподобился Отцам/2/,
Чьи знанья отточил - Афинской Школы форум
И сущность человека познавал он сам,
Ведь был святой архиепископ - анатомом.
«Дух, тело и душа» - назвал Лука свой труд,
Их единение – суть жизнь составляет.
Он тайны бытия - приоткрывает суть
И как поэт – Творенье Божье воспевает.
Сей труд святого – атеистов разъярил
И многих в Церкви богословов удивил,
Не прост он в пониманье и сейчас –
Прости читатель, мой убогий пересказ!
Содержание основной части/3/:
9.1. О главе : «Какие выводы можно сделать из современного состояния естествознания»
9.2. О главе: «Сердце как орган высшего познания»
9.3. О главе : «Мозг и дух. Дух в природе»
9.4. О главе : «Дух растений и животных»
9.5. О главе : «Душа животных и человека»
9.6. О главе : «Дух не безусловно связан с душой и телом»
9.7. О главе : «Трансцендентальные духовные способности».
9.8. О главе : «О внутреннем человеке».
9.9. О главе : «Безсмертие»
.
***
ЭПИЛОГ
Писал святой Лука в израненной стране
И вздыбленной, сил напряжением безмерным,
Где дух людской восстал и гнал врага вовне,
Но свет затмила власть - безбожьем лицемерным.
Марксизма мощь вступала, будто, в апогей,
Но жизнь - гипотезы его не подтвердила
И уходила жизнь с общественных полей,
Страны, которая когда-то мiр кормила...
Жизнь дарит на Земле всем - только Дух Святой,
Дух человеческий - Его, лишь, дуновенье,
Страна без Бога – гибнет в битве роковой,
Дух человеческий - живёт для возрожденья.
И появился в тайных списках этот Труд:
Гимн Духу жизни, красоте, Любви Христовой -
Ведь, веры проповедь карал неправый суд,
Но свет не скрыть и светит он России новой!
Конец главы 9
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Святитель Лука, Архиепископ Крымский и Симферопольский, «Дух, душа и тело», Избранные творения, «Сибирская Благозвонница, М., 2007.
2. Великие Капподокийцы (святые Василий Великий и Григорий Богослов были среди лучших выпускников Афинской Академии, святой Григорий Нисский завершал образование - у своего брата Василия Великого).
3. Эти части публикуются отдельно, учитывая особенности редактора stihi.ru
Свидетельство о публикации №111121905271