12. Строфы, длиной более десяти строк
Незаметно мы с вами последовательно познакомились с самыми разными строфами рифмованного стихотворения – от двухстрочников до десятистрочников. Осталось совсем немного – поговорить о более длинных строфах, а потом и заняться стихами, где строф, как таковых, вообще нет.
Подробно разбирать 11-ти, 12-ти и 13-ти стишия вряд ли стоит. В любой из этих форм можно получить огромное количество разнообразных комбинаций рифм, так что это – работа вашей собственной фантазии. Хотя некоторые фиксированные формы длинных строф разобрать стоит.Например, 12-строчную коплу.
КОПЛА — форма стансов в старо-испанской поэзии, 12-строчная строфа, разбиваемая системой рифм на два шестистишия, в которых третий и шестой стих укорочены.
Рифмовка коплы (не выделяю женские и мужские рифмы, это –авторский выбор): abc abc def def.
Не предавайся скорби тщетной,
Душа, и ясными очами
Взгляни вокруг:
Жизнь иссякает незаметно,
И смерть неслышными шагами
Подходит вдруг.
Отрады длятся лишь мгновенья,
Но мукой каждая чревата,
Увы, для нас.
Прислушайся к людскому мненью:
Мил только прожитой когда-то,
Ушедший час.
(«Стансы на смерть отца, кап. Родриго» Хорхе Манрике,Пер. О.Румера)
У 13-стишия тоже есть фиксированная форма. Это - рондЕль (слово женского рода).
РОНДЕЛЬ- французская форма стихотворения из трех строф, охватывающих 13 строк. В первых двух строфах по четыре стиха, в третьей - пять стихов.
Через всю рондель проходят всего две рифмы – а и b.
Первые две строки повторяются в конце второй строфы, последняя строка - повторение первой строки целиком или в несколько измененном виде.
Рифменная схема рондели, таким образом: АВbа аbАВ аbbаА (заглавными буквами обозначены повторяющиеся строки).
Ты от других не жди благословенья.
Судьба людей вершится в облаках.
Путь долгий потеряется в снегах,
Короткий превратится в отступленье.
Уйдет в песок, исчезнет за мгновенье
Все то, что ты задумал впопыхах.
Ты от других не жди благословенья,
Судьба людей вершится в облаках.
Не уповай без лишнего мученья
Найти покой в душе, живя в грехах.
Но та, что ждешь, к тебе придет во снах,
Ее узнаешь ты без промедленья…
Ты от других не жди благословенья...
( "Не жди благословенья" Алкора- автор СТИХИ.РУ)
Наибольшего внимания из всех многострочных строф заслуживают 14-и строчники. Они имеют фиксированную форму, которая является одной из самых популярных известных в поэзии — сонет. Но здесь я о сонете говорить не буду: его структуре с примерами и подробными пояснениями на ЛИКБЕЗЕ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ посвящен целый сборник «Сонеты, такие разные»
Дам только ссылки на статьи этого сборника:
•Все о сонете – http://www.stihi.ru/2011/03/10/4945
•Формула написания сонета - http://www.stihi.ru/2011/03/13/2888
•Итальянская форма сонета - http://www.stihi.ru/2011/03/14/3316
•Французская форма сонета – http://www.stihi.ru/2011/03/16/4547
•Английская форма сонета - http://www.stihi.ru/2011/03/20/1951
•Неканонические формы сонета, ч.1 – http://www.stihi.ru/2011/03/26/3417
•Неканонические формы сонета, ч.2 – http://www.stihi.ru/2011/03/27/1648
Добавлю только несколько слов в дополнении к тому материалу, что уде есть в статьях «неканоническая форма сонетов» об особых формах сонетов, причем, даже не всегда из 14 строк:
ХВОСТАТЫЙ СОНЕТ - два четверостишия и три терцета;
СПЛОШНОЙ СОНЕТ - на двух рифмах;
ОПРОКИНУТЫЙ СОНЕТ - два терцета и два четверостишия;
ХРОМОЙ СОНЕТ - неравностопность четвертого стиха в катренах
БЕЗГОЛОВЫЙ СОНЕТ - одно четверостишие и два терцета; (семистрочник!!!)
ПОЛОВИННЫЙ СОНЕТ - четверостишие и терцет; (семистрочник!!!)
ДВОЙНОЙ СОНЕТ - четыре четверостишия и четыре терцета; (двадцать восемь строк!!!)
Игровыми формами сонета являются:
СОНЕТ С ПОВТОРЕНИЯМИ – в таком сонете каждая новая строка начинается тем словом, которым заканчивается предыдущая;
ЗМЕЕВИДНЫЙ СОНЕТ, заканчивающийся своим начальным стихом, причём первая половина первого стиха служит второй половиной последнего, в вторая половина первого - первой половиной последнего;
ОБРАТНЫЙ СОНЕТ, в котором последний стих имеет расстановку слов, обратную расстановке слов в первом стихе;
СОНЕТЫ С КРОШЕЧНЫМИ СТИХАМИ, в которых строки могут являться даже одностопным ямбом.
Сонет развивается и сплетается в ещё более сложную форму- ВЕНОК СОНЕТОВ. Венок сонетов состоит из пятнадцати сонетов. Первая строка каждого сонета повторяет последнюю строку предыдущего; заключительный сонет (магистрал) повторяет каждую строку каждого сонета, связывая их воедино. О Венке Сонетов так же есть отдельная статья в ЛИКБЕЗЕ
•Венок сонетов - http://www.stihi.ru/2011/05/30/5625
Кроме того, Венок сонетов – это всего лишь одна из разновидностей ВЕНКОВ – формы о которой очень подробно и на примерах мы будем говорить в следующий раз, только не в данном сборнике «Все о строфе» , а в сборнике «Редкие и оригинальные формы»
Венки сонетов иногда сплетают в Корону Венков Сонетов (КВС)- произведение, где магистралы 14 венков в свою очередь образуют новый Венок. Для создания подобной формы требуется написать 256 сонетов, связанных воедино общей темой.
Пример такой Короны ВС, посвященной Санкт-Петербургу, можно посмотреть у автора СТИХИ.РУ Сергея Дона:
Ссылка на 1-ый венок КВС – см. http://www.stihi.ru/2011/02/02/8963
Ссылка на последний, 14-ый венок КВС - http://www.stihi.ru/2011/04/22/1727
Все промежуточные венки вы найдете сами – на странице Сергея Дона.
Следует отметить, что канонический сонет – это твердая форма, требующая много специальных условий для ее написания. Поэтому далеко не всякое стихотворение или строфа в стихотворении, содержащая 14 строк, является сонетом.
Например, не является сонетом вот такая форма: ababccdefefggd.
Я в почётных рядах —
Руки в мягкий бетон —
Золотая звезда,
Предварив пелатон,
В предвкушении сна
Оказалась одна
На пути к дохристианскому Богу.
Эта леди вон там
Очень нравится мне,
Я бы впился в уста,
Я остался бы с ней,
Но придётся пройти
Окончанье пути
По кричащим ковровым дорогам.
(Имя автора, к сожалению, не сохранила)
Специфическим 14-и стишием является ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА (ababccddeffegg):
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью её румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девушкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
(«Евгений Онегин» А.С.Пушкин)
Подробнее об онегинской строфе можно прочесть на Ликбезе:
•Онегинская строфа – http://www.stihi.ru/2011/04/22/2885
Естественно, можно писать стихи и еще более длинными строфами - 15-и и 16-и стистишиями.
Здесь стоит особо выделить специфическую форму 15-стишия - РОНДО. Это стихотворение в 15 строк с рифмовкой aabbaabbсaabbaс (с - нерифмующийся рефрен, повторяющий первые слова 1-й строки). Популярно в поэзии барокко и рококо.
Итак, РОНДО - это французская форма небольшого стихотворения с двумя рифмами, трех типов: 1) восьмистрочное рондо, первая и вторая строки повторяются в конце рондо и первый стих — в четвертой строке; 2) тринадцатистрочное рондо, начальные слова первой строки входят в девятую и тринадцатую строки и 3) пятнадцатистрочное рондо, начальные слова первого стиха повторяются в девятой и в заключительной строках.
В качестве примера третьей формы привожу два рондО:
1. Алкора. "На полпути"
На полпути к спасенью от рутины,
Все пережив и все поняв мотивы
Судьбы, непостоянной, как девчонка,
Сплету рондо возвышенно и тонко
О том, что входит в жизнь неотвратимо.
В стихах сложу прелестную картину...
Здесь корень «лесть» пронзает, как иголка:
Мне не по нраву женская уловка
Плести для простодушных паутину!
Души лукавство с детства мне претило,
Но вдруг случилось – чувство захватило,
И я сама тебя морочу ловко
Так, будто есть уменье и сноровка.
И вот уже ты пишешь мне секстины
На полпути…
2. Алкора. "А что потом?"
А что потом? Да разве ж это важно?
Стихи родили образы однажды,
И душу разбудили втихомолку.
А надо ль миражи губить без толку,
Чтоб скомкать их, как этот лист бумажный?
А может, мне в поток войти отважно?
И пусть опять несет по камням колким,
Ведь позади давно одни осколки
Да ветер в поле, воющий протяжно...
Поэзия без спроса, эпатажно,
Вмешалась в жизнь.- Приму ее пассажи,
Пойду на зов рондо, а кривотолки
Послушаю и положу на полки,
И что мне скажут, в сущности, не важно.
А что потом?.....
формула написания:
15 строк. Рифменная схема: aabba abbr (иногда вместо r - а) aabbar, где r — это первая половина первой строки стихотворения, в некоторых случаях не рифмующаяся ни с чем, в данных рондо она имеет рифму a.
В следующий раз мы с вами поговорим о стихах с неупорядоченными строфами.
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/02/03/6403
Свидетельство о публикации №111121106502