Скажем нет беспощадным оценкам!
Мы правы, что критикуем политическое устройство нашей страны. Мы правы, что ругаем нашу нынешнюю жизнь. Мы правы, что недовольны поведением современного общества. Но мы далеко не правы в том, где ищем истоки всего этого.
Все начинается с детства. То, какими вырастают люди и какую пользу они приносят потом Родине, зависит от их воспитания. А воспитание тесно взаимосвязано с образованием.
Я по специальности преподаватель русского языка и литературы, однако давно им не работаю. Дело прежде всего в том, что я не могу приять существующую оценочную систему, где «5» не означает безупречные знания, а «3» далеко не всегда говорит о слабых способностях. Но вопрос об отмене оценок у многих людей вызывает бурю негатива. Даже становится стыдно за их агрессивные и неаргументированные отклики. Чаще всего возмущаются те, кто привык субъективно оценивать или же легко получать необъективные отметки. А вот тем, кто прикладывает максимум усилий, чтобы достойно учиться, не до возмущений.
Оценка – термин, введенный для малыша с первого класса. С первого класса он начинает либо взращивать в человеке честолюбие, либо травмировать его психику, либо, в конце концов, делать с ним и то, и другое. А между тем травмы, полученные в детстве, – самые опасные травмы. Говорит о возможности их излечения тот, кто живет самообманом. Беду преподносит жизнь, этого нельзя избежать. Но травмы наносят друг другу люди, и с этим надо бороться. Однако, рисуя беспощадные цифры, ребят не прекращают уверять, мол, оценка – это… награда ЗА ЗНАНИЯ. И они не задумываются при том, насколько УЗКОЙ шкалой эти знания измеряются. Разве можно ограничить способности человеческого разума жалкими 5-ю баллами? А награда за знания быть может. Но наказания за них быть не должно. Наказуема только лень.
Похвальные листы , фотографии лучших учеников на доске почета, медали… За что их получают, эти главные награды? За бессмысленные, СУБЪЕКТИВНЫЕ цифры в дневниках и аттестатах? И это вместо того, чтобы ребятам давали грамоты за ИСТИННЫЕ знания, чтобы они могли находить им применение для поступления в высшие учебные заведения? В результате выпускники все свои награды запрятывают у себя в столе по одной причине: они не являются показателем их знаний, поскольку были выданы за оценки. А школьные оценки – вещь необъективная, это знают все. Да и средний балл аттестата важной роли при поступлении в университет не играет. Сейчас важны результаты ЕГЭ, а там вообще 100-балльная шкала.
Многие говорят, что без оценок нельзя, потому что это стимул для учащихся. Но подождите, а разве для школьников этот стимул именно оценки, а не родители? Разве для студентов этот стимул именно оценки, а не стипендии? Да и в конце концов, разве простая похвала со стороны преподавателя, разве возможность быть поставленным в пример своим товарищам по учебе уже не есть лучший стимул, высшая награда?
В школах регулярно 1-2 раза в четверть проводятся родительские собрания, на которых учителя сообщают об успеваемости детей. При этом они не диктуют оценки, а дают ребятам устную характеристику. А если родители равнодушно относятся к успехам детей, то никакие плохие и хорошие отметки для ребят не станут стимулом. Это и происходит, если честно. Школьник спокойно получает двойку за двойкой, а в конце года учителей все равно обязывают выставить ему тройки, чтобы он перешел в другой класс. О каком же тут стимуле может идти речь? Родителям, которые не заглядывают в дневник своего ребенка, абсолютно все равно, сколько у него там плохих отметок. А для тех, кто регулярно проверяет дневник, достаточно прописать, какие темы их чаду нужно подтянуть. Более того, было бы правильно, если б родители присутствовали не только на собраниях, но и на классном часе, когда озвучивают имена лучших учащихся. Еще правильнее было бы устраивать школьные линейки, под аплодисменты называть хороших учеников и публично оглашать фамилии неуспевающих. Только под неуспевающими я не имею в виду тех, кто старается учиться. Нет, с такими детьми надо заниматься.Скажете, я позабыла про обыкновенных среднячков, а также про чистых технарей или гуманитариев? Для них тоже должны быть предусмотрены грамоты за успехи в изучении отдельных предметов. Как раз эти предметы могут им понадобиться для поступления в вуз. Не всем же получать похвальные листы, к тому же совсем немногие превосходно понимают каждую науку, и это нормально. В общем, никаких нововведений: все те же похвальные листы, все те же грамоты, только не за оценки.
Как же все это возможно без оценок? Но учителя выявляют способности учеников не по тому, что у них стоит в журнале. Они запоминают сильных ребят по работе на уроках. А вот количество контрольных работ следует сократить. Собственно, контрольных-то и так немного. Много проверочных, которые преимущественно устраиваются не с целью выявить знания учеников и подготовить их к экзаменам, а чтобы была возможность каждому из них поставить побольше оценок. Между тем часто именно отметки сдерживают ребят от работы на уроках, желания выходить к доске. Учителя думают, что дело в детской лени. Но многие действительно боятся ошибиться и получить «3» или «2». А если говорить о лени, то без оценок будет вовсе не нужно тянуть таких ребят, ставя им липовые тройки до самого 9-го класса. Ученики, не желающие получать знания и отстающие по большинству предметов, по решению педсовета должны быть оставлены на второй год. Пусть такие ребята учатся, как того хотят, пусть не посещают занятия – к учителям за это претензий быть не должно, ведь они не обязаны никому выставлять оценки, чтобы второгодники продолжали обучение.
Итак, выше речь шла о школьниках. Для детей действительно оценка может играть роль жестокого идола и ранить их беспощадно (в случае серьезного отношения к учебе). Но теперь спрашивается, а при чем здесь студенты, уже, кажется, люди взрослые. Вот тут-то я приведу вам, господа, известное ироническое выражение: «Здоровому человеку физкультура не нужна, а больному – противопоказана». Действительно, так ли важна оценка в институте, когда молодежь учится там только ради стипендий и диплома? В данном случае вполне достаточно зачетной формы. При этом стипендиями следует награждать не за четверки и пятерки, а за своевременную сдачу зачета. Но зачет должен приниматься строго, чтобы сдающему его недостаточно было промямлить в качестве ответа несколько слов и, как это происходит при оценочной системе, гордо выкрикнуть: «Да ставьте мне 3! Я терпеть не могу выпрашивать оценки!» Волей-неволей придется тогда отвечать все, что должно ответить.
В общем, как мы видим, отмена оценок что-то никак не получается в пользу двоечников. Таким образом, ирония противников данной реформы по поводу того, что данной идее рукоплещут второгодники, как минимум очень глупа. И если уж говорить о необходимости сохранения оценочной системы, то 5-балльную шкалу нужно изменить. Она вообще долгое время вызывала споры в России, но окончательно была утверждена в черный 1937-й год. От одной мысли об этом страшно, что мы до сих пор учимся по этой системе. На что же изменить прежнюю узкую шкалу: на 10-балльную, 20-балльную? Нет. Такие нововведения для ребят будут выглядеть дико. Немудрено запутаться в том, какой балл теперь – это прежняя «5», а какой – прежняя «2». Поэтому лучше вообще отказаться баллов, чтоб не было ассоциаций. А вот самая древняя форма оценивания, которая была у нас в России, – словесная. На мой взгляд, такая форма была бы идеальной в современном мире, потому что письменный отзыв о способностях ученика будет куда более объективным и мотивирующим, нежели цифра в виде 5 или 3. Составлять такие отзывы можно было бы раз в полгода или в год. В остальное время нужно использовать словесную оценку устно (на родительских собраниях, классных часах, линейках). А студенты с такими отзывами еще в вузе могли бы начать собирать портфолио. Правда, для введения новой системы оценивания знаний надо многое изменить во всей системе образования. В частности, в существующих программах обучения, которые не дают учителям права на свободу в подаче материала.Но это уже тема, заслуживающая отдельного и продолжительного разговора…
Свидетельство о публикации №111121006827
Елена-Кошка 11.12.2015 18:50 Заявить о нарушении