Скажем нет беспощадным оценкам!

"Я пророчить не берусь, но точно знаю, что вернусь Пусть даже через сто веков в страну не дураков, а гениев" (И. Тальков).
Мы правы, что критикуем политическое устройство нашей страны. Мы правы, что ругаем нашу нынешнюю жизнь. Мы правы, что недовольны поведением современного общества. Но мы далеко не правы в том, где ищем истоки всего этого.
Все начинается с детства. То, какими вырастают люди и какую пользу они приносят потом Родине, зависит от их воспитания. А воспитание тесно взаимосвязано с образованием.
Я по специальности преподаватель русского языка и литературы, однако давно им не работаю. Дело прежде всего в том, что я не могу приять существующую оценочную систему, где «5» не означает безупречные знания, а «3» далеко не всегда говорит о слабых способностях. Но вопрос об отмене оценок у многих людей вызывает бурю негатива. Даже становится стыдно за их агрессивные и неаргументированные отклики. Чаще всего возмущаются те, кто привык субъективно оценивать или же легко получать необъективные отметки. А вот тем, кто прикладывает максимум усилий, чтобы достойно учиться, не до возмущений.
Оценка – термин, введенный для малыша с первого класса. С первого класса он начинает либо взращивать в человеке честолюбие, либо травмировать его психику, либо, в конце концов, делать с ним и то, и другое. А между тем травмы, полученные в детстве, – самые опасные травмы. Говорит о возможности их излечения тот, кто живет самообманом. Беду преподносит жизнь, этого нельзя избежать. Но травмы наносят друг другу люди, и с этим надо бороться. Однако, рисуя беспощадные цифры, ребят не прекращают уверять, мол, оценка – это… награда ЗА ЗНАНИЯ. И они не задумываются при том, насколько УЗКОЙ шкалой эти знания измеряются. Разве можно ограничить способности человеческого разума жалкими 5-ю баллами? А награда за знания быть может. Но наказания за них быть не должно. Наказуема только лень.
Похвальные листы , фотографии лучших учеников на доске почета, медали… За что их получают, эти главные награды? За бессмысленные, СУБЪЕКТИВНЫЕ цифры в дневниках и аттестатах? И это вместо того, чтобы ребятам давали грамоты за ИСТИННЫЕ знания, чтобы они могли находить им применение для поступления в высшие учебные заведения? В результате выпускники все свои награды запрятывают у себя в столе по одной причине: они не являются показателем их знаний, поскольку были выданы за оценки. А школьные оценки – вещь необъективная, это знают все. Да и средний балл аттестата важной роли при поступлении в университет не играет. Сейчас важны результаты ЕГЭ, а там вообще 100-балльная шкала.
Многие говорят, что без оценок нельзя, потому что это стимул для учащихся. Но подождите, а разве для школьников этот стимул именно оценки, а не родители? Разве для студентов этот стимул именно оценки, а не стипендии? Да и в конце концов, разве простая похвала со стороны преподавателя, разве возможность быть поставленным в пример своим товарищам по учебе уже не есть лучший стимул, высшая награда?
В школах регулярно 1-2 раза в четверть проводятся родительские собрания, на которых учителя сообщают об успеваемости детей. При этом они не диктуют оценки, а дают ребятам устную характеристику. А если родители равнодушно относятся к успехам детей, то никакие плохие и хорошие отметки для ребят не станут стимулом. Это и происходит, если честно. Школьник спокойно получает двойку за двойкой, а в конце года учителей все равно обязывают выставить ему тройки, чтобы он перешел в другой класс. О каком же тут стимуле может идти речь? Родителям, которые не заглядывают в дневник своего ребенка, абсолютно все равно, сколько у него там плохих отметок. А для тех, кто регулярно проверяет дневник, достаточно прописать, какие темы их чаду нужно подтянуть. Более того, было бы правильно, если б родители присутствовали не только на собраниях, но и на классном часе, когда озвучивают имена лучших учащихся. Еще правильнее было бы устраивать школьные линейки, под аплодисменты называть хороших учеников и публично оглашать фамилии неуспевающих. Только под неуспевающими я не имею в виду тех, кто старается учиться. Нет, с такими детьми надо заниматься.Скажете, я позабыла про обыкновенных среднячков, а также про чистых технарей или гуманитариев? Для них тоже должны быть предусмотрены грамоты за успехи в изучении отдельных предметов. Как раз эти предметы могут им понадобиться для поступления в вуз. Не всем же получать похвальные листы, к тому же совсем немногие превосходно понимают каждую науку, и это нормально. В общем, никаких нововведений: все те же похвальные листы, все те же грамоты, только не за оценки.
Как же все это возможно без оценок? Но учителя выявляют способности учеников не по тому, что у них стоит в журнале. Они запоминают сильных ребят по работе на уроках. А вот количество контрольных работ следует сократить. Собственно, контрольных-то и так немного. Много проверочных, которые преимущественно устраиваются не с целью выявить знания учеников и подготовить их к экзаменам, а чтобы была возможность каждому из них поставить побольше оценок. Между тем часто именно отметки сдерживают ребят от работы на уроках, желания выходить к доске. Учителя думают, что дело в детской лени. Но многие действительно боятся ошибиться и получить «3» или «2». А если говорить о лени, то без оценок будет вовсе не нужно тянуть таких ребят, ставя им липовые тройки до самого 9-го класса. Ученики, не желающие получать знания и отстающие по большинству предметов, по решению педсовета должны быть оставлены на второй год. Пусть такие ребята учатся, как того хотят, пусть не посещают занятия – к учителям за это претензий быть не должно, ведь они не обязаны никому выставлять оценки, чтобы второгодники продолжали обучение.
Итак, выше речь шла о школьниках. Для детей действительно оценка может играть роль жестокого идола и ранить их беспощадно (в случае серьезного отношения к учебе). Но теперь спрашивается, а при чем здесь студенты, уже, кажется, люди взрослые. Вот тут-то я приведу вам, господа, известное ироническое выражение: «Здоровому человеку физкультура не нужна, а больному – противопоказана». Действительно, так ли важна оценка в институте, когда молодежь учится там только ради стипендий и диплома? В данном случае вполне достаточно зачетной формы. При этом стипендиями следует награждать не за четверки и пятерки, а за своевременную сдачу зачета. Но зачет должен приниматься строго, чтобы сдающему его недостаточно было промямлить в качестве ответа несколько слов и, как это происходит при оценочной системе, гордо выкрикнуть: «Да ставьте мне 3! Я терпеть не могу выпрашивать оценки!» Волей-неволей придется тогда отвечать все, что должно ответить.
В общем, как мы видим, отмена оценок что-то никак не получается в пользу двоечников. Таким образом, ирония противников данной реформы по поводу того, что данной идее рукоплещут второгодники, как минимум очень глупа. И если уж говорить о необходимости сохранения оценочной системы, то 5-балльную шкалу нужно изменить. Она вообще долгое время вызывала споры в России, но окончательно была утверждена в черный 1937-й год. От одной мысли об этом страшно, что мы до сих пор учимся по этой системе. На что же изменить прежнюю узкую шкалу: на 10-балльную, 20-балльную? Нет. Такие нововведения для ребят будут выглядеть дико. Немудрено запутаться в том, какой балл теперь – это прежняя «5», а какой – прежняя «2». Поэтому лучше вообще отказаться баллов, чтоб не было ассоциаций. А вот самая древняя форма оценивания, которая была у нас в России, – словесная. На мой взгляд, такая форма была бы идеальной в современном мире, потому что письменный отзыв о способностях ученика будет куда более объективным и мотивирующим, нежели цифра в виде 5 или 3. Составлять такие отзывы можно было бы раз в полгода или в год. В остальное время нужно использовать словесную оценку устно (на родительских собраниях, классных часах, линейках). А студенты с такими отзывами еще в вузе могли бы начать собирать портфолио. Правда, для введения новой системы оценивания знаний надо многое изменить во всей системе образования. В частности, в существующих программах обучения, которые не дают учителям права на свободу в подаче материала.Но это уже тема, заслуживающая отдельного и продолжительного разговора…


Рецензии
Всех заинтересованных жду в сообществе, есть конкретное предложение http://vk.com/club15886532

Елена-Кошка   11.12.2015 18:50     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.