Репортаж с отбора бортпроводников в Ryanair

Собеседование в «Ryanair»: униформу нужно заслужить, будешь уволен, если мало продаешь или болеешь, пассажиры не важны, а сниматься обнаженными на календарь – неоплачиваемая честь для стюардессы.

Собственно, как все было. В 10 часов утра, в Риге, напротив Набережной, в Школе Кино. Рыжая миловидная женщина, приветствовавшая на входе, была единственным сотрудником авиакомпании, проводящим мероприятие. Ее же именем – кстати, русским – были подписаны электронные подтверждения вербовки.

Людей пришло около тридцати. Почти половина – парни. Различались качественно довольно сильно: и стройные, и толстые, и ухоженные, и неопрятные, и с нижней, и с высшей границей роста, темноволосые и светловолосые. В общем, разный типаж, о котором, кстати сказать, этот бюджетный авиоперевозчик никогда и не заботился.

Рекрутер сразу объявила нам, что пока нет электричества и поэтому в холоде и пасмурности мы начнем не с презентации авиакомпании, а с теста на знание английского языка (на котором, разумеется, все там и было) и ситуации. Тест оказался примитивным и акцентированным на контекстуальное словоупотребление, а ситуация представляла собой задание: написать отчет своему супервизору о том, как я, бортпроводник, разрулила ситуэйшн с бухим в дупло и агрессивным паксом.

Когда мы все это написали, представитель компании выгнала нас на час на кофе, а сама принялась проверять нашу писанину. После этого человек восемь было отсеяно ею. Мой же тест она похвалила, а решение конфликта навала неплохим.

В перерыве мы общались между собой. У каждого была своя история и свои планы. Я вдобавок переживала о стрелке на колготках.

Началась очень длинная презентация «Ryanair», которую по-прежнему в одиночку проводила госпожа Катя Фролова. Иногда она бывала резка, и часто повторяла с типично английским (не ирландским!) произношением «Happy?», с улыбкой глядя на нас, как на заторможенных. Рассказывала совершенно бюрократические вещи про мафию, сотрудничество авиакомпании с рекрутинговыми фирмами.

Конечно же, в любой группе находится клоун, и здесь он присутствовал. Русский, по акценту судя, парень задавал ей постоянно бессмысленные и без того понятные уточняющие вопросы. Рекрутер шутила с ним. С самого начала она сказала, что предлагает низкооплачиваемую, очень тяжелую и подразумевающую миграцию работу. Я оценила честность. До сих пор по ночам, вставая в туалет, она машинально пытается разблокировать дверь – деликатно пожаловалась эта бывшая стюардесса на силу привычки.

Потом спросила, как мы сами оцениваем обслуживание в их самолетах. Мягко, но честно мы признались, что оно оставляет желать лучшего, тот самый клоун опрометчиво добавил: «Разумеется, ведь это же Райанэйр». Рекрутер заявила, что это просто команды попадались плохие. Всем. Ну-ну. Худой девочке рекрутер сказала, что надо поправиться, иначе она в самолете не устоит в прямом смысле и сил не будет хватать. Парню, чей рост превышал норму, она сказала поменять паспорт. Он спросил, а как же униформа на нем будет сидеть тогда, на что она ответила: «Ну Вы же хотите эту работу. Чем-то надо жертвовать».

Между прочим, униформа на бортпроводниках этого ирландского лоукостера часто сидит мешком. Я вообще сомневаюсь, что она шьется индивидуально, скорее есть просто безразмерные комплекты. Кстати об униформе: рекрутер пафосно заявила: «You have to deserve a Ryanair uniform» и что ее стоимость тоже вычитается ежемесячно из зарплаты, и только если год ты верой и правдой отслужил компании, то тебе вернется какой-то процент от цены этого синего мешка. Действительно, велика честь.

В начале презентации прозвучало поощрение сниматься в благотворительном календаре. Парни засмеялись: «Ladies, com'on, right there». Рекрутер же стояла на своем, что это не рекламная и не эротическая, а благотворительная акция. В любом случае – забавно.

Далее около двух часов бедная женщина напрягала голосовые связки, рассказывая детально о пути бортпроводника в их авиакомпании.

Говорила: «В действительности, неформально, обеспечивость безопасность полета и обслуживать пассажиров – это еще не всем, в «Райанэйр» очень важны продажи. Каждый месяц вам нужно продавать на определенную сумму, и если несколько месяцев вы этого не делаете, мы вас уволим.  Стимул – получение 10 % с каждой продажи. Вы можете предлагать купить даже сам самолет; он стоит 3 миллиона. Опоздаете на работу один раз – мы вас вызовем на ковер,  два раза – мы вас уволим. Не потому, что вас ждут пассажиры – кто волнуется о пассажирах?! - а потому что для каждого самолета существует временной слот, и если задержаться из-за работника на секунду, то это стоит больших денег. Если будете часто болеть – мы вас уволим по непрофпригодности. Если будете нелюбезны и ленивы – мы вас уволим. Если придете с алкогольными парами – мы вас уволим. Если будете выставлять напоказ свою личную жизнь – мы вас уволим».

Она рассказывала подробно о процессе обучения, о его стоимости, об условиях, о контракте на три года, который подобен сделке с дьяволом на крови. О том, что представляемая компания – бюджетная, и поэтому экипаж не только не имеет возможности посмотреть город, в которой прилетел, но часто даже с самолета не выходит – нет времени, нужно проверить машину для обратного полета. А когда хотя бы в аэропорте удается побыть, то это так называемый «stand by», т.е. сидение в комнатке для вспомогательного летного состава на вызове. Он хотя бы оплачивается. А то же самое просиживание «в запасных» дома или где угодно еще – нет. Но при этом ты не можешь не то что выпить с друзьями, а вообще планировать даже выезд за пределы своего города.

Фактически, платят тебе за время, проведенное непосредственно в воздухе. Таким образом, введены понятия «неоплачиваемых выходных, неоплачиваемого отпуска зимой, неоплачиваемого больничного, никакого страхования от работадателя».

Вот так жестковато, и это, насколько знаю, общая среди всех авиакомпаний политика для бортпроводников. Оказалось, что сложная мед.комиссия упрощена до предела - нельзя летать только с астмой, медикаментозным диабетом и эпилепсией. Упоминалось, что – опять же, по причине дешевости этого авиоперевозчика – во всех аэропортах, кроме одного, их самолеты принимают секундарно, во вторую очередь. И что каждому бортпроводнику нужно платить за ID-карточку в аэропорте. А также, что требуется урегулировать вопросы мед.страховки, ведь компания – ирландская, база у каждого небесного проводника – своя, как и родная страна, а плохо стать может где угодно. И, как в советские времена, после обучения тебя могут послать на какую угодно из 50-ти баз; ты можешь только написать три предпочитаемые страны, и, если там будет вакансия и у тебя есть какие-то преимущества, тебя могут направить туда. Т.е. аргументы типа «Не хочу в Норвегию, ненавижу снег, хочу в Италию, там тепло» не прокатят. Сам рабочий график был представлен неплохим: 18 часов полетов в неделю, 900 часов в год, 5 дней работаешь, 2 отдыхаешь,затем снова 5 работаешь и 3 отдыхаешь. Фиксированный график для летной работы – нонсенс, обычно она ненормированная и в том числе ночная. Здесь же ночных рейсов не предусмотрено (вероятно, чтобы не оплачивать экапажу отель).

Длинная презентация завершилась подробностями контракта и проживания.  Оказалось, бортпроводники живут не в самом городе своей базы, а на окраине, чтобы меньше платить за жилье, т.е. если твой порт приписки – Мадрид, то ты живешь не у самого аэропорта Мадрида, а в 30-40 км от него, что предполагает расходы и время на дорогу. И, конечно, следует помнить, что название аэропорта часто формально, он может называться как столица, но быть расположенным в 150 км от нее.

Странным и необоснованным мне показалось требование описать помимо заполнение контракта, чем ты занимался предыдущие 10 лет. В конце концов, нецелесообразно требовать безупречную репутацию, ведь не в президенты и не в космонавты мы избираемся. Неужели недостаточно чистых справок от полиции, дерматовенеролога и психиатра-нарколога? Сверх этого, не станешь же ты рассказываться о своих жизненных, личных неудачах и мелких неприятностях потенциальному работадателю?

Некоторые и теперь покинули помещение. Одна девушка с чемоданом выяснила у рекрутера, что базы в Эстонии нет, и очень расстроилась, ибо только у себя на родине хотела работать. Рекрутер резковато поинтересовалась, почему – разве ее дети держат. Та промямлила, что нет, но мигрировать она пока не готова; встала и с вещами ушла. Что странно – почему девушка сразу не посмотрела, что в Эстонии нет базы «Ryanair».

Позже нас фоткали на обычный цифровик, объяснив: «Фото – для офиса». Заставили снять сапоги. Девушке в черных колготках сказали их снять или переодеться в телесные. Она отказалась и ушла. Мне разрешили сфоткаться в колготках со стрелкой. Странно было это, еще и босиком.

Уже около 5 вечера мы записывались на устную часть. На каждого кандидата выделялось минут по десять, вопросы были обычные для данной специфики. Меня приняли и еще названивали пару месяцев, хоть я и отказалась сразу.

Короче говоря, все понятно. Судебные иски и кампании по претензиям, которыми забит интернет о вымогательстве денег у cabin crew wannabees от этого бренда не взяты с потолка.

Спасибо, «Райанэйр», за репетицию вербовки, всё учту, и желаю несуровых боковых ветров тем, кто таки решился там трудоустроиться.


Рецензии
э...отбор был 26.11.2011

Ланская Юлианна   10.12.2011 20:01   Заявить о нарушении
Я про поэму, которую вы прочли

Юрий Николаевич Горбачев 2   10.12.2011 20:26   Заявить о нарушении
а, в дневнике.

Ланская Юлианна   11.12.2011 00:34   Заявить о нарушении
Это само собой. Но и ПОСЛЕДОВАТЕЛЬ работал в том же духе не меньше недели...Правда экспромтами. Так оно всё так.

Юрий Николаевич Горбачев 2   11.12.2011 06:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.