часть 11-я

 (продолжение  « Хаги-Ваги» часть 11-я)

Мы балдели с непривычки, оказавшись в людном зале ожидания здания Харьковской ж\д станции, в ожидании Чугуевской электрички, там на полигоне Малиновки нам предстояло - ответственное задание: первое в жизни, вождение танка!...
Мой друг Вовка (кличка Военный) с Ванькой подсели к взводному Радченко Юре и предложили послушать песню сочинённую ими (де юре) на мотив «Прощания Славянки». Я делал вид, что дремлю, сидя рядом на скатке.
Прошло почти 50 лет, но в моей голове – навечно засели слова из той, ставшей строевой нашей песни, сочинённой в марте 1970-го Военным в соавторстве с Ванькой Бондаренко:

Лица пышат здоровьем и бодростью,
Под ногами звенит танкодром,
Но мы носим с любовью и гордостью,
Славу наших, курсантских, погон!

Припев

Не плачь и не грусти, напрасно слёз не лей,
Лишь, - крепче поцелуй и обними,
Когда вернёмся с лагерей!

Мы не раз побывали на тактике и,
быть может, в жестоком бою,
вспомним нашу курсантскую практику,
и гвардейскую доблесть свою!

                ВОЖДЕНИЕ
Танковая колонна – готова, сержанты-инструкторы - тоже, от волненья, - лёгкий озноб пробегает по коже.
В люке башни, - гордо инструктор-сержант восседает,  и, как Георгий Победоносец - копьё, (снятое колено антенны), в правой руке сжимает ("знающие" говорят, что в трудный момент, - очень оно помогает…)
Шнур шлемофона к ТПУ - подключил, о готовности - доложил и жду команду: – "Но!" или "Тпру!"
Машина  с места срывается – птицей, семь передач (легко - тремя пальцами!) на "гребёнке" переключаются, педаль газа вдавил сапогом в полик - до отказа, и - вот они, настоящие гонки сразу же - и начинаются!...

Трасса танкодрома параллельна шоссе - Харьков - Сумы, тогдашние очкастые частные собственники  "толстосумы" на своих "Москвичах" и "Волгах", – наперегонки с нами тягались (только у них - фора, они - по асфальту) гонялись!
Комья земли и грязь из под крыльев, залепляют очки и щёки, - от встречного ветра из глаз - по морде лица – черные потёки!
В поле – большой круг и - никаких заборов! Каждые пять минут - доклад инструктору о показаниях приборов.
И топчешь быстрее ногами педальки, чтоб – ей, "шестьдесятчетвёрке" твоей, было легче перескакивать ямки!
Сделаешь что-то - не так, инструктор (помимо привычного мата) применит по голове, - второе колено антенны между пробковыми рёбрами шлемофона, - точно по темечку, - метко, правда, мне испытать это не довелось, - но "знающие" тогда говорили, что было - намного больней, когда их голове с ней пообщаться пришлось…

Послушные сорок тонн стали, на скорости 60 километров в час, - взрыв адреналина в крови порождали у нас!
Чуть перетянешь рычаг в повороте, – вмиг вылетишь с трассы, и ты на излёте теряешь и скорость и темп, - и в наушниках шлемофона, много услышишь про мать свою - новых раньше совсем неведомых тем
Если - преграда вдруг возникала: - овраг-траншея-глубокая яма (или что-то ещё) и нельзя тормозить запоздало, - ну, думаешь, - всё пропало! Зажмуришь глаза, надавишь на газ, упрёшься лбом в триплекс, чтоб фейс при ударе - о него не раздолбало, -
и всегда она выручала, (или - его проносило мимо, или - настоящих препятствий стояло на пути у нас мало!...)
Правда, неприятно поражал наши уши и воображенье - тонкий, на самой высокой ноте, визг турбины установленной в ней, - создающий впечатленье, будто - одновременно, - всей деревней, разом все режут - …всех своих свиней!...
Но с её движком - в 850 лошадей,  с горизонтальным  расположением в нём цилиндров, (и - встречным в них движеньем поршней), почти на метр уменьшившим её рост, и процесс управления - был необычайно прост!
(При всём, при этом, - её капризный движок У5-ТДФ, не запускался без подогревателя - даже летом!) Так же не могло нас не напрягать, что при каждой остановке с ресивера нужно было – ...отстой, сливать!...

 Откатали мы - без ч/п, не - так как - в одной из в/ч ГСВГ.   
  Под сиденьем механика-водителя есть аварийный люк, крепящийся на 4-х барашках, и во время движения танк – именно им наскочил - на высокий пенёк, …раздавивший о люк (тот - что над головой)- в лепёшку курсанта бедняжку!...
Так что, - как видим, не - так уж и хорош во всём остальном был - тот «лучший в Мире танк» поступавший со своими танкистами так! И дошло до каждого из нас тогда, - как опасна и трудна травмоопасная (не - только для врага) будущая наша работка!...

(продолжение следует)   


Рецензии