Дерево!..
При прежнем главном раввине Республики был создан Совет еврейских
учёных*, который периодически заседал и проводил слушания по раз-
личным вопросам. Однажды мой знакомый профессор Т. пригласил меня
на семинар, в повестке дня которого значилась тема "Дерево и Чело-
век". По ряду причин я не смог участвовать в обсуждении темы.
Через некоторое время я пришёл на приём к одному из видных равви-
нов, намереваясь получить ответы на ряд вопросов. В беседе я спро-
сил: "Ребе, почему так остро стоит проблема дерева в Торе и почему
дерево упоминается там сотни раз"?
"Так много? Вы считали"? Я ответил утвердительно. Ребе нашёлся:
"Ну, как же? – Строительный материал, плоды, тень в жаркий день
для уставшего путника, наконец..."... А я возьми да и вверни: "А
мне кажется, что главное предназачение дерева – совершенно в дру-
гом:
Всевышний дерево на белый свет явил -
Чтобы на нём АмАн повешен был".
Ребе откровенно порадовался такому ответу. Уже позднее я нашёл
в одном из Мидрашей подтверждение моей догадке.
Когда АмАн решил ликвидировать евреев, то для начала (в качест-
ве сигнала к действиям соучастников преступления) замыслил пове-
сить главного противника - МордехАя. Дело было в Персии. Так посо-
ветовала АмАну жена его, ЗЕреш. Мол, ничто этих евреев не берёт -
ни огонь, ни вода, ни львы разъярённые, ни пустыня, ни зной полу-
денный, ни тюрьмы, ни ослепление. Единственный выход – повешение.
"Повесь МордехАя"! Аман внял совету жены.
Стали искать дерево для виселицы. Деревья – ни в какую!
Смоковница сказала: - Но ведь на мне растёт инжир. Как люди
обойдутся без инжира?!
Виноградная лоза возразила: - Не могу пойти на это, ведь в
Торе сказано: "Из Египта вынес Ты лозу виноградную".
Гранат возмутился: - Разве не говорится в Песне Песней: "Как
дольки граната,виски твои"?
Орех взмолился: - Как же мне идти на жертву, ведь Тора сравни-
вает меня с самим Израилем...
Этрог доказывал: - Без моих плодов не выполнит Израиль запо-
ведь!
Наконец, одно дерево согласилось. Под козырёк взял колючий
тёрн: - Пожалуй, только у меня нет никаких выдающихся заслуг и
качеств.
Ах, тёрн, тёрн! Зачем же ты согласился?! Предатель! Теперь
МордехАя повесят!
Однако, не будем торопиться с осуждением тёрна. Тёрн не ду-
рак и не подлец. Тёрн просто умён и догадлив. Смекнул он, что
его согласие не повредит МордехАю. Ведь Всевышний ни за что не
даст погубить главную опору, главного защитника любимых им,
Всевышним, евреев. Не зря же он старается уговорить деревья.
Видно, рассчитывает на колючий тёрн, на его крепкую хватку.
Уж не самого ли АмАна повесят на дереве?!
Когда огромную виселицу поставили возле дома АмАна и он на-
меревался показать своим слугам, как именно повесят МордехАя,
и уже сунул голову в петлю – с небес раздался голос Всевышне-
го:
- АмАн! Это дерево создано мной при сотворении мира специ-
ально для того, чтобы занял на нём место повешенного ты,
АмАн, именно ты!
И затянулась петля!
Так свершилось повешение злодея АмАна. Не готовь,злодей,
петлю для праведника. Висеть тебе, злодей, на дереве самому!
И нового АмАна, который явился ныне в Персии, по-нынешнему -
в Иране - ждет участь АмАна прежнего! Страшись, гад!
* Упомянутый выше Совет еврейских ученых был создан, ду-
мается, в память о Великом собрании ученых, основанном про-
роком Эзрой по возвращении евреев в Эрец-ИсраЭль из бавЕль-
ского (вавилонского) изгнания.
P.S.
Эта и ряд других публикаций - отрыв-
ки из подготовленной к печати моей
новой книги "Первые имена". Книга на-
писана стихами и прозой и посвящена
защите человеческих имён. Имёна и на-
звания из ТорЫ - Пятикнижия Моше (Мо-
исея) даны на 36 языках, начиная с
древне-еврейского, древне-греческого,
латинского и кончая африкаанс, эспе-
ранто, армянским и грузинским. Столь
большое количество языков мне понадо-
билось для того, чтообы воочию пока-
зать, как человечество небрежно отно-
сится к сокровищам своей великой ис-
тории, как обезображиваются, коверка-
ются человеческие имена, как выхола-
щивается суть Великой Книги Жизни и
как слепо и преступно бездумно пере-
водится Она на языки мира.Книга моя
- в защиту не только наших вчерашних,
но и наших с Вами сегодняшних имён и
фамилий, в защиту нашего с Вами чело-
веческого достоинства!..
Свидетельство о публикации №111120803418