Опоздание

Нет силы внять призыву птицы ранней
Печаль ночная вновь свое взяла
Я снова подходу к воротам Храма,
Когда уже поют колокола

И верные расходятся в молчании
Соборности уносят благодать
Простится ли мне это опоздание
Наверно, Небу тоже трудно ждать

Что ж понимая, что закроют двери
Для опоздавших пусть на пять минут
Я прихожу, когда уже не верят
Я прихожу, когда уже не ждут

И снова опоздав к Даров раздаче
Утратив светлой радости елей
Обиженное сердце громко плачет:
"Неужто не могла ты чуть быстрей?"

Я удивляюсь: отчего ты плачешь?
Ведь часто так случается со мной
Опаздывать к богатству и к удаче
И к счастью быть любимой и женой

Опаздывать к теплу и наслаждению
К свиданиям под покрывалом звезд
Так много здесь проиграно сражений,
Что и на все всерьез не хватит слез

А сердце мне в ответ сказало тайну
Что мне бы раньше стоило узнать:
Ты можешь опоздать к своим желаниям
Но к Богу ты не можешь опоздать

***

Колоколов закончен перезвон,
Но, чудом, дверь осталась приоткрытой
И с головой повинной и покрытой
Вхожу в тот мир, где тихий свет икон

Из полумрака... Свеч уже не жгут
И сердце вытирает быстро слезы
Почувствовав, что здесь еще не поздно
Здесь даже опоздавших долго ждут


Рецензии
Настоящий оптимизм! Даже для самых конченных надежда!

Иван Ив 2   02.02.2012 11:02     Заявить о нарушении
Я рада, что тебе понравилось! И надеялась, что ты меня поймешь

Пылаева Ольга 1   07.12.2011 23:42   Заявить о нарушении
Заходи еще в гости! Мне рецензии очень нужны)))

Пылаева Ольга 1   07.12.2011 23:58   Заявить о нарушении
02.02.12. В стихе есть одно очень некрасивое противоречие. Как буд-то сердце спорит само с собой, или два сердца в одном человеке. Первое сердце сначала "громко плачет", а потом второе мудро говорит, что плакать глупо, что "к Богу ты не можешь опоздать". первое сердце послушалось и "вытирает быстро слезы".
Поскольку невидимая часть человека многосоставна, то предлагаю разделить этот внутренний разговор между умными силами души, тем более, что у грешного человека именно так и есть: все силы души разрозненны, спорят между собой. (Поэтому, кстати, одна из главных целей православного, соединить свои силы, стать целым или по-святоотечески - целомудренным.)
Например, вначале пусть будет, как есть - сердце пусть плачет. А в седьмом столбике, в первой строчке написать: "А душа в ответ сказала тайну". В конце также без изменений: сердце пусть вытрет слёзы.

Иван Ив 2   02.02.2012 11:03   Заявить о нарушении
Это как бабушка и девочка))) Помнишь?

Пылаева Ольга 1   02.02.2012 11:32   Заявить о нарушении
Помню стих про бабушку и девочку мне очень понравился. И ещё раньше понравилось изобретение психологической модели "бабушка-девочка".
Так что? Пусть всё остаётся без изменений в "Опоздании"?

Иван Ив 2   02.02.2012 11:52   Заявить о нарушении
Я перечитала, и не чувствую противоречия. Это разговор разума и духовного составляющего человека, в данном случае обозначенного как "сердце". Оно плачет и просит поторопиться. Разум говорит "А что ты переживаешь, мы и так часто везде опаздываем". Сердце возражает: опаздывай на свои свидания и др, но не к Богу... Когда все удачно получилось, сердце вытирает слезы, так как оно получило необходимое ему тепло, ценность которого разум до конца не понимает.

Пылаева Ольга 1   02.02.2012 21:43   Заявить о нарушении
Так я это же и предлагаю разговор разума и сердца, которые у грешного человека всегда действуют вразнобой. Разговор разума и сердца и догматически вернее, и понятнее логически, чем разговор "сердца1" и "сердца2". Я и предложил в седьмом столбике заменить "сердце2" на "душу", но написать "разум" даже лучше по-научному, а поэтически лучше "душа" и нецерковным понятнее.
PS - в письме.

Иван Ив 2   03.02.2012 11:26   Заявить о нарушении
Спасибо за интерес к моему творчеству!

Я поняла мысль, но у меня есть свое мнение. Я вижу это так

Сердце-"ребенок" плачет и уговаривает Разум прийти к Богу. Это же сердце (а не второе, другое) говорит о том, что опаздывать к своим желаниям - личное дело разума, но к Богу он опоздать не имеет права (К Богу ты не можешь опоздать... в том плане, что НЕ ИМЕЕМ ПРАВО, а не то, что все равно придет во время). Сердце говорит об этом, продолжая плакать. А потом вытирает слезы, когда его желание исполняется.

Т.е. в моем стихотворении только одно сердце. Причем это сердце - страстное составляющее человека в чем-то похожееп на ребенка

Пылаева Ольга 1   03.02.2012 23:34   Заявить о нарушении
но интуитивно оно как ребенок тянется к Богу. То есть сердцу очень тяжело без Бога.

Это лично мое представление. Наверное, оно у каждого свое.
У меня есть несколько стихов, в которых сердце-ребенок противопоставляется разуму. Я сейчас найду ссылки на них.

Пылаева Ольга 1   03.02.2012 23:37   Заявить о нарушении
Переписки к сожалению не интересны мне. Лучше писать свои мысли в открытом доступе. Так интересней. И могу читать их не только я. Тем более что мысли очень интересные. Нет никакого смысла в том, чтобы их читала только я.

Пылаева Ольга 1   03.02.2012 23:38   Заявить о нарушении
У меня где-то была дискуссия о том, что такое Душа и Сердце, чем они отличаются. Сейчас искала в рецензиях, но найти трудно. Может быть ты, как человек с теологическим образованием, можешь это объяснить?

Пылаева Ольга 1   03.02.2012 23:56   Заявить о нарушении
В последних двух ссылках переписка про сердце и душу. Может быть, тебе будет интересно и ты сможешь прояснить мои вопросы

Пылаева Ольга 1   04.02.2012 20:16   Заявить о нарушении
Мне очень интересно! После работы всё просмотрю и обдумаю. Но раз вас интересует богословский ответ, то кое что могу сказать без обдумывания. Серде в ниже написанном прошу понимать, как часть души (не физическое сердце). Догматически сердце не может говорить само с собой, так же как и Бог Троица не может общаться сам с собой, а общение происходит в неизреченной любви между личностями Отца, Сына и Святого Духа. В человеке общение происходит между сердцем, умом и другой умной личностью. На земле мы имеем нелюбовь и противоречия в этом общении, а там их не будет.

Иван Ив 2   06.02.2012 12:20   Заявить о нарушении
Т.е. сердце часть души? В чем отличия сердца от остальной части души?

Что значит общения сердца, разума с "другой умной личностью" (внутри или извне)?

Сердце (как часть души) может вступать в диалог с разумом? А душа в целом может вступать в этот диалог?

Какое слово правильнее использовать в этих диалогах - душа или сердце?

Из литературы сердце кажется страстной составляющей. И именно в нем зарождается плотская любовь.

В тоже время "умная" или "сердечная" молитва, а не "душевная"

Пылаева Ольга 1   06.02.2012 13:41   Заявить о нарушении
В ранних учениях Святых Отцов много путаницы с терминами «ум» и «сердце». Почти все они говорят и о сердце, и о уме, как составных частях души, но часто меняют их функциями из-за того, что эти категории обе относятся к умным силам души (это во-первых) и обе подвергаются влиянию свободной воли человека (это во-вторых). Этим они кажутся похожими, но совершенно разные по функциям. В итоге многих Соборов и святоотеческих исследований на сегодняшний день обобщилось следующее православное мировоззрение по нашему вопросу. Так сложилось, что «сердцем» Святые Отцы назвали чувственную часть души, которая отвечает и за любовь. Одна из причин такого названия, легко ощутимая связь переживаний душевного сердца с изменением анатомических параметров работы физического сердца человека (особенно у женщин часто так болит сердце). Это сложная тема, коротко не объясняется. Советую почитать разные книги по антропологии, по аскетике и обобщить.
"Что значит общения сердца, разума с "другой умной личностью" (внутри или извне)?" На этот вопрос нужно отвечать очень долго. Советую курсы при богословских институтах. Сейчас попробую покороче, но ответы наверняка снова родят у тебя, Оля, вопросы. Прежде прошу запомнить один догмат: как три личности Святой Троицы соединены в любовном общении в одно целое Божество, так все человеческие личности должны были бы соединиться в одно человечество-тело (на Земле - это тело Церкви). Пока принимаем это, как аксиому (потом сама проверишь истинность в соответствующей литературе). Сердце и ум созерцают окружающую действительность, мгновенно обмениваются информацией и приходят к компромисному радостному выводу (рассматриваем на примере радости). Например: сердце получает от ума созерцательно-расчётную информацию, анализирует, переспрашивает (если нужно) и наслаждается полученным от ума, только сильнее его. В итоге душа получает значительное увеличение радости от торжествующего ума и наслаждения сердца. Причина радости (узнаная, рассчитанная, сотворённая, прочувствованная) обязательно должна быть переданна другой умной душе (человек существо социальное). Другая душа принимает предмет переживания и с благодарностью радуется. Происходит сорадование, которое в свою очередь значительно увеличивает радость общающихся душ. Общение сердца и ума может быть и в обратном порядке. Сердце может напрямую получать сигналы от низших органов чувств (в т. ч. тех, что есть у земного тела) или от другой души, после этого мгновенно переправляет уму информацию или запрос и, не дожидаясь ответа, ощущает начальный эффект радости. Ум отвечает торжественным заключением и радость набирает полную силу, требуя выхода наружу, к другой личности. И т. д. и т. п. В конце концов многие общающиеся души, объединяясь в единомыслии и сорадовании, начинают светиться от радости (на Земле подобие этого явления мы можем наблюдать на Пасху среди настоящих церковных православных с длительным стажем и среди неофитов ).
В земных условиях сердце может и не отправить уму на обработку полученный предмет наслаждения, а сразу переходит к полному наслаждению, полноты которого оно всё равно не достигнет без соединения с умом. Получается разрыв, нецеломудрие, эгоизм, нелюбовь, страдания. Но об этом здесь ещё труднее просто и коротко сказать. Есть много книг об этом. Читайте.
Вышеизложенные объяснения насколько можно упрощены. На самом деле душа и процессы в ней ещё сложнее. Ещё есть понятие личности, которое не то же самое, что и душа. У души есть ещё и воля, которая делится на два вида и взаимодействует и с умом, и с сердцем. Все эти знания собирались тысячелетиями мудрейшими богословами Земли, величайшими аскетами Православной Церкви. Ещё много неисследованного и несистематизированного. Если узнаете что-то интересное, пишите.

Иван Ив 2   06.02.2012 22:15   Заявить о нарушении
Большое спасибо! Я буду внимательно перечитывать. А ты не посоветуешь какую-то конкретную, понятную простому человека (без специального образования) литературу?

Пылаева Ольга 1   06.02.2012 22:30   Заявить о нарушении
Литературу? А что, в интернете нет? Мои знания основываются на моих конспектах лекций "КДА и С" и доплитературы. Конспекты почти не сохранились, но их можно восстановить из литературы подобно этой "Митрополит Ирофей Влахос ПРАВОСЛАВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ".

Иван Ив 2   07.02.2012 15:00   Заявить о нарушении
Лоргуса пока не советую.

Иван Ив 2   07.02.2012 15:01   Заявить о нарушении
Как-то даже смутительно. Смешно и грустновато видеть собственные умничания год назад. Какая муха меня тогда укусила? Кому нужны эти "учённые" рассуждения? Почему я тогда не сказал просто - приятный сердцу стих? Извини. Спасибо за терпение и отзывчивость. Желаю тебе дальнейшего совершенствования в наступающем завтра рождественском посте.

Иван Ив 2   27.11.2012 20:37   Заявить о нарушении
Твои рассуждения как раз очень приятны и интересны. А слова "приятный сердцу стих" не рождают ничего в ответ кроме "спасибо". И разговора не получилось...

Укрепления в Посте. Храни тебя Бог

Пылаева Ольга 1   28.11.2012 00:55   Заявить о нарушении
Благодарю. Успокоила.

Иван Ив 2   28.11.2012 14:18   Заявить о нарушении