Уроки поэзии
при Краснодарском региональном отделении Союза писателей России
Е.В. Жираковский
У Р О К И П О Э З И И
(методическое пособие в помощь начинающим поэтам)
г. Геленджик
2011 год
У Р О К И П О Э З И И .
От автора .
Поэзия- стихотворные художественные произведения- есть способ самовыражения личности. Она в определенной степени возвышает творческого человека в глазах окружающих, так как многим людям не дано дара стихосложения. Красивые выражения, удачные метафоры, ласкающая слух рифма, своеобразие стиля изложения и многое другое в творчестве, что пиита делает настоящим поэтом, невольно притягивает внимание слушателей.
Творческая личность всегда в поиске, всегда в стремлении совершенствоваться, всегда в контакте с другими творческими людьми. Это помогает духовному и профессиональному росту и самосовершенствованию.
Данное пособие есть некоторое обобщение собственного творческого опыта автора, опирающееся на теоретические основы стихосложения, на жизненный опыт и, конечно же, на изучение богатого наследия отечественных и зарубежных авторов разных эпох и времен.
Пособие рекомендовано самодеятельным поэтам, и автор данного пособия выражают свою надежду, что оно послужит для начинающих авторов своеобразным путеводителем в их творческом поиске своего поэтического пути.
Желаю удачи!
Урок 1. Введение.
1. Алгоритм «рождения» стихотворного произведения.
Внешние обстоятельства- внутренние переживания( иное внутреннее восприятие)-вдохновение- творческое направление-жанр поэтического произведения- манера изложения главной сути произведения...
2. Некоторые основные определения и понятия.
Жанр- в русской поэтике- вид литературных произведений, принадлежащих к одному из перечисленных родов художественной литературы- эпосу, лирике или драме;
-эпический (эпопея, былина, сказка, поэма, роман, повесть , новелла, рассказ басня, сказ, сказание и т. п.);
-лирический (ода, баллада, элегия послание, эклога, песня, стихотворение и т.п.);
-драматический (трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль и др.
Фактура стиха- степень поэтической культуры и мастерства, проявляющиеся главным образом в лексике, фонике, ритме стиха.
Фигурные стихи- написаны в форме какой-либо фигуры (например, треугольник, пирамида и т. п.).
Фигура- стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм.
Троп- поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном и образном смысле.
К тропам относятся: метафора, метонимия, синекдоха, симфора, гипербола,
ирония, литота, отчасти эпитет, аллегория, перифраз.
По определению Аристотеля слагать хорошие метафоры- значит подмечать сходство (в природе). В основе метафоры лежит сравнение предмета с каким-либо другим предметом на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов.
Развернутая метафора раскрывается на протяжении большого отрезка или целого стихотворения.
Метонимия-замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым. Существует несколько видов метонимии:
1.Упоминание имени автора вместо его произведений.
2.Упоминание произведения или биографических деталей, по которым угадывается автор.
3.Указание на признаки лица или предмета вместо упоминания самого лица или предмета.
4.Перенесение свойств или действий предмета на другой предмет, при помощи которого эти свойства или действия обнаруживаются.
Симфора—высшая форма метафорического выражения, в котором опущено последующее звено сравнения и даны характерные для предмета признаки, вследствие чего образ неназванного прямо предмета ощущается как чисто художественное представление, совпадающее с понятием о предмете
(«С курильщиц благовонья льются.
П л о д ы с р е д и к о р з и н с м е ю т с я… »
Г.Державин).
Ирония - тонкая насмешка, прикрытая внешней учтивостью
( как стилистический прием- антифразис).
Аллегория- иносказание; изображение отвлеченной идеи посредством конкретного отчетливо представляемого образа
(«Проснешься ль ты опять, осмеяннй пророк!
Иль никогда на голос мщенья,
И з з о л о т ы х н о ж о н не вырвешь свой к л и н о к ,
П о к р ы т ы й р ж а в ч и н о й п р е з р е н ь я …»
М.Лермонтов).
Синереза- в русской поэзии произношение двух смежных гласных, как
односложного звука, под давлением стихотворного размера (фиалка-фьялка).
Синкопа- выпадение гласного звука в середине слова (перевяжи-первяжи).
Синицеза- в русском стихе называется объединение двух одинаковых смежных гласных в одну (Чаадаев-Чадаев).
Метр- стихотворный размер, основанный на последовательном чередовании
однородных стоп (ямбический М., хореический М., дактилический М.).
Инверсия синтаксическая- расположение слов в предложении или в фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики.
Эпитет –в собственном смысле, образная характеристика какого-либо лица, явления или предмета посредством выразительного метафорического прилагательного
(с и я н ь е м т о щ и м фонаря…).
Трибрахий- безударная стопа в трехдольных размерах.
Анакруза - в русской поэтике называют безударные слоги в начале стиха до первого метрического акцента, на который обычно (но не обязательно) приходится ударный слог в стопе. При наличии А. период заканчивается эпикрузой, т.е. заключительной частью, которая начинается с последнего акцента в стихе. В правильном метрическом стихе А. и Э. неотделимы, они - начало и конец тактометрического периода.
Тактометрический период—объективная мера правильного ритмического процесса в стихе, в пределах которой гармонически сочетаются структура ритма и фразостроение, работа речевого аппарата и дыхание.
Рифма- композиционный повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов.
Для строк 1 и 4, 2 и 3- опоясывающая Р.
1 и 2, 3 и 4- смежная Р.
1 и 3, 2 и 4- перекрестная Р.
Р.гласная (открытая)- женская, согласная (закрытая)-мужская.
Между собой эти Р. не сочетаются,
Усеченная рифма (пример: унылый- силы ).
Стих- форма поэтической речи, отличающейся от прозы системой параллельных речевых рядов, которые придают фразостроению ощутимую стойкость.
Мотто- остроумное выражение; стихотворный эпиграф, на который пишется глосса.
Строфа- это сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью.
Крата- первичная мера правильного метрического стиха, построенного на повторности одной из четырех элементных групп- 3(4,5,6)-дольника.
Ритм- мерное чередование равновеликих групп гармонического движения.
Правильный ритмический процесс содержит в себе две меры:
-малую (крата);
-большую (тактометрический период, кратный малой мере).
Метатеза- перемещение в словах частей, меняющее звуковой, а иногда и смысловой облик слова.
Стопа- определенная группа слогов с одним постоянным ударением, повторение которой и составляет размер стиха.
Хорей, ямб- двудольные стопы с ударением на первый или второй слоги соответственно.
Антиспаст-размер, состоящий из комбинации хориямбов с ямбохореями.
Дактиль, амфибрахий, анапест- трехдольные стопы с ударением на первый слог или на второй, или на третий- соответственно.
Доля- простейшая клетка метрического ритма (слог).
Антистрофа- композиционная форма в хорах и песнях античной трагедии, где ритм первой строфы повторяется и во второй строфе, называемой А.
Антифразис- употребление слова в противоположном значении
(«…Ай, М о с ь к а, знать, она с и л ь н а,
Что лает на слона …»
И.Крылов).
Мадригал- небольшое лирическое стихотворение, содержащее комплимент или лестную характеристику лица, к которому оно обращено.
Белый стих- название метрических (стопных) стихов без рифм.
Стансы- это замкнутая строфа, заключающая в себе ясно выраженную, законченную мысль; количество стихов 4-12, четырехстопный ямб с перекрестными рифмами (преимущественно).
Ода- торжественное лирическое стихотворение.
Дифирамб- жанр античной торжественной лирики.
Сонет- итальянская форма стихотворения в 14 строк :
-два четверостишия (катрены);
-два трехстишия (терцеты);
Стихотворный размер С.-пятистопный (шестистопный ) ямб. Каждая строфа С.- это законченное целое. Для строгого С. существует правило:
- при наличии опоясанных рифм в катренах третья строка первого терцета рифмуется со второй строкой второго терцета ; при перекрестных рифмах в катренах две строки терцетов имеют смежные рифмы , а далее, как в примере (Подробнее- в поэтическом словаре А.Квятковского).
(Пример:
«Суровый Дант не признавал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал,
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:
Вордсворд его орудием избрал,
Когда вдали от суетного света
Природы он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдаленной
Певец Литвы в размер стесненный
Свои мечты мгновенно заключал;
У нас еще его не знали девы,
Как для него уж Дальвиг забывал
Гекзаметра священные напевы.»
А.Пушкин)
Рондель- французская форма стихосложения о трех строфах (всего 13 строк):
в первых двух – по четыре стиха, в третьем –пять стихов.
Через всю р. проходят две рифмы. Первые две строки Р. повторяются в конце второй строфы, последняя строка Р.- повторение первой строки целиком или в некотором изменении.
Рондо- французская форма стихосложения (подробнее- в литературном словаре).
Гекзаметр- античный стихотворный размер, шестистопный дактиль.
В русском Г. трехдольная стопа иногда заменяется двусложной группой.
В этом случае первый слог стопы растягивается вдвое по сравнению с рядовым слогом стопы, но трехдольность стопы сохраняется; в других случаях в стопе допускается однодольная пауза
(пример:
Чи-истый лоснится пол; стеклянные чаши блистают.
А.Пушкин).
Гимн- одическое произведение на возвышенную тему.
Газель- стихотворная форма лирической поэзии у народов Ближнего Востока.
Г. состоит из бейтов (двустиший), начало рифмовки- в первом бейте, в дальнейшем- однозвучная рифма идет через строку, т.е. первый стих каждого последующего бейта остается не зарифмованным. Г. требует применения признаков восточного стиля- особого строя поэтической философии, пышной метафоричности, условной гиперболы и пр. Количество строк в Г. всегда четное.
(пример:
«Ты душу выпила мою, животворящая луна!
Луна?- Краса земных невест! Красавица- вот кто она.
Мой идол! Если я умру, пускай не пенится графин.
Какая пена в нем?- Огонь. Он слаще крепкого вина.
…………………………………………..»
Гассан-оглы Иззэддин. 13-14 Век.)
Сицилиана-форма староитальянского восьмистрочного стиха. Вся строфа имеет лишь две перекрестные рифмы.
Танка- древняя национальная форма пяти строчного стихотворения в японской поэзии, без рифм и без ясно ощутимого метра; в первой и третьей строках-
по пяти слогов, а в остальных- по семи. Главная мысль- в первых трех строках,
заключение- в двух последних:
С тех пор, как утром
Расстались мы при свете
Луны холодной,
Что может быть грустнее
Туманной мглы рассвета!
Хокку (хайку)- японское лирическое трехстишие с пятью слогами в первой и третьей строках и семью слогами во второй строке . Рифм нет. Сочетание слогов по строкам: 5- 7- 5 соответственно
(Я в руки возьму, о мать,
Слезами горячими растоплю
Белый иней твоих волос.
Мацуо Басе, 17 Век.)
Поэзия—стихотворные художественные произведения с законченной системой композиционных повторов.
Поэма- большое многочастное стихотворное произведение эпического или лирического характера.
Эпистола- литературное произведение, обычно стихотворное по форме,
где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
Другие литературные понятия можно найти в литературных справочниках.
3. Для написания поэтических произведений используются следующие
А) поэтические приемы:
-акромонограмма (лексико- композиционный прием, заключающийся в повторении конца стиха в начале следующего стиха. А. может быть слоговая, лексическая, рифменная);
-аллюзия (стилистический прием; употребление ходового выражения в качестве намека на хорошо известный факт);
-алогизм (стилистический прием; умышленное нарушение логических связей- подчеркивает внутреннюю противоречивость данного положения);
-амплификация- стилистический прием нагнетания во фразе эпитетов, образов, синонимов, сравнений и пр. для усиления действия речи);
- анафора- стилистический прием, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф. Различают:
-звуковая А.(Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища…);
-лексическая А.(Только ветер да звонкая пена,
Только чаек тревожный полет…);
-синтаксическая А.(Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей…);
-строфическая А. ( Земля!..
От влаги снеговой
…………………..
…………………..
Земля!
Она бежит, бежит
……………………
……………………);
-строфико-синтаксическая А.;
-ритмическая А. (паузирование третьей доли амфибрахической стопы в четных стихах);
Пример - паузная А. на анакрузе (в четных стихах) в сочетании с лексической А.
(в нечетных стихах):
« Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детский задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор…»
-анахронизм- намеренная или случайная перестановка автором исторических фактов в литературном произведении;
-антистрофа (ритм первой строфы повторяется и во второй)
-аппликация (вмонтирование в текст в качестве прямой цитаты общеизвестные выражения);
-дескриптио (стилистический прием для задержки развития сюжета);
-звуковые повторы- эвфонический прием ( тише едешь- дальше будешь…);
-зевгма- сказуемое в глагольной форме поставлено в начале периода и
в дальнейшем только подразумевается (« известно, что…, что… и т.д.»);
-кольцо (композиционно-стилистический прием)-повторение в конце стихотворной строки, строфы или всего произведения начальных слов или отдельных звуков;
-лирические отступления (композиционно-стилистический прием) -автор отклоняется от прямого сюжетного повествования, перебивая его лирическими вставками;
-логогриф(стилистический прием построения фразы таких слов, последовательное сочетание которых дает картину постепенного убывания звуков (или букв);
-локальный прием-применение в поэзии эпитетов, сравнений и метафор, тематически оправданных
(«Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
…………………………..»);
-параллелизм- подчеркивает структурную связь двух или трех элементов стиля
( В синем море волны плещут,
В синем небе звезды блещут.);
-парцелляция- прием разделения фразы на отдельные части и слова;
-перенос- несовпадение интонационно- фразового членения в стихе с метрическим членением («Стряпуха, возвратясь из бани жаркой
Слегла. Напрасно чаем и вином...»
А.Пушкин);
-перифраз- стилистический прием, заключающийся в замене какого-либо слова или словосочетания описательным оборотом речи, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета.
-пуант- остроумное заключение эпиграммы, басни; неожиданное разрешение сюжета; резкая остроумная концовка или неожиданный вывод;
-рефрен- композиционный прием повторения стиха или ряда стихов в конце строфы (куплета).
Б) для усиления выразительности речи и придания тексту убедительности
применяются риторические фигуры и стилистические обороты:
-антиклимакс (стилистическая фигура; расположение в речи слов или выражений в нисходящем по силе интонации и по смыслу порядке);
-антитеза- стилистическая фигура контраста, резкого потивопоставления понятий, положений, образов , состояний и т.п. в художественной и ораторской речи
( И мира нет- и нет нигде врагов…).
-антифразис- употребление данного слова или выражения в противоположном смысле;
-апострофа (обращение автора к отсутствующему лицу, неодушевленному предмету, как к одушевленному);
-апофазия (автор опровергает ранее высказанную им мысль);
-гипербола- стилистическая фигура, образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие , предмет, явлении.
-климакс- расположение в фразе слов, выражений в порядке возрастания их значения («Пришел, увидел, победил»);
- литота (обратная гипербола)- стилистическая фигура, определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного ( неглупый- умный, неплохо- хорошо);
-оксиморон- сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление (сухое вино, живой труп и т.п.);
-олицетворение (прозопопея)- при описании животных или неодушевленных предметов они наделяются человеческим голосом;
-омонические рифмы- из слов с одинаковым звучанием, но разным значением;
-палиндром- одинаково читаемое вперед и назад ( казак и т. п.);
-плеоназм- многословие, излишние определенные слова в фразе
(«Туда п е ш к о м печальный граф идет.
И д ет и над пещерой темной
Зрит надпись…» А.Пушкин);
-хаизм- перекрестное расположение параллельных членов в двух смежных предложениях одинаковой синтаксической формы
( «Ужель меня несчастней нету
И нет виновнее его. »
М.Лермонтов);
-холостой стих- незарифмованная строка среди рифмованных стихов;
-синекдоха- стилистическая фигура, представляющая собой вид метонимии;
упоминаются отношения количества: большее вместо меньшего или, наоборот, меньшее вместо большего. Различают четыре формы С.:
-называется целое вместо части;
-называется часть вместо целого;
-употребляется определенное большое число, вместо неопределенного множества;
-называется единственное число вместо множественного;
-цезура- словораздел, расчленяющий стих на два (или же три) полустиха;
-эпистрофа- стилистическая фигура. Заключающаяся в повторении одного и того же слова или выражения в длинной фразе или в периоде; в поэзии- словесные повторы в начале и в конце строфы или только в конце строф.
-эпифора- стилистическая фигура, противоположная более встречающейся в поэзии анафоре; повторение в конце стихотворных строк слова или словосочетания.
-эхо-рифма- рифмующиеся в стихах парные слова, из которых второе полностью повторяет последний или два последних слога первого
(«Бахают бомбы у бухты .
…Ух, ты!...»
А.Безыменский);
В) другие способы разнообразить поэтические формы и содержание
стихотворного произведения:
-антоним- сочетание словесных пар со взаимно противоположным значением;
-апокопа-отпадение одного или нескольких звуков в конце слова, укорочение слова без ущерба для его значения;
-аритмия- нарушение ритмической правильности в стихе ;
-архаизм ( применение старо-грамматических слов и форм);
-ассонанс- неточная рифма;
-атонирование- ослабление или утрата акцента в слове, имеющем второстепенное место в фразе, и усиление акцента в смежных словах;
-бедная рифма- рифмуемые слова, в которых созвучны лишь ударные гласные (зову-иду, вблизи –земли и т.п.);
-венок сонетов (15 сонетов; последний сонет- магистрал);
-верлибр- свободный стих (бывает метрический и дисметрический: интонационно-фразовый и ударный);
-внутренняя рифма- слова в середине стиха, рифмующиеся или с концевыми рифмами (в конце строки), или между собой;
-вольность поэтическая- отклонение от языковых, синтаксических, метрических и др.норм;
-вульгаризмы- грубые слова для усиления бытового колорита;
-втычки- краткие ненужные слова, вставляемые для сохранения размера стиха;
-галлицизмы- слова, заимствованные из французского языка;
-гиперметрия (превышение слогового объема стопы в метрическом стихе);
-гипометрия- нарушение равномерности стиховых рядов путем укорочения одной из строк);
-глосса (стихотворение пишется на тему, выраженную в стихотворном эпиграфе);
-гнома (двух или четырехстишие, заключающие в себе оригинальную философскую мысль, выраженные лаконично);
-диалектизмы- народные элементы речи;
-диссонанс (один из видов неточной рифмы, в которой совпадают только послеударные звуки, ударные же гласные не совпадают);
-дифтонг (сочетание в одном слоге двух гласных звуков;
-диподия- двойная стопа с ритмическим ударением на второй стопе в античных ямбических и хореических метрах;
-долгий слог- двухдольный слог (« Ох, то-ошно мне на родной стороне…»
-икт- сильная опорная доля в стопе, независимо от того, занимает ли эту долю ударный или безударный слог;
-иллитераты- речевые звуки, не передаваемые буквами (Гм-гм..);
-инверсия ритмическая – в метрическом стихе несовпадение ударного слога с метрическим акцентом стопы или краты;
-инверсия синтаксическая- расположение слов в предложении или в фразе в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики;
-интонация- смысловая мелодия, заключенная в самом строе речи;
-калька- слово или выражение, скопированное с другого языка;
-катахреза-сочетание противоречивых, но не контрастных по природе слов
(«я витаю в черном свете…»; «горящи там дожди шумят…»);
-контаминация- включение в стихотворение известных стихов в качестве органически уместной детали; также соединение двух слов в одно (моягода, мояблоня);
-Леонинский стих- стихи со смежными рифмами в первом полустишии каждого стиха и с общей концевой рифмой для двустишия;
-липограмматический стих- стихотворное произведение, в котором намеренно подобраны слова, не имеющие того или иного определенного звука (буквы);
-липометрия- слога паузой в начале стопного стиха (обычно паузирование анакрузы);
Пример: Но поймать ты не льстись:
Обманчивы луч и волна. (М. Лермонтов)
-лироэпическая поэзия- лирическое начало соединено с эпическим;
-логаэдический стих – смешанные размеры ( дактиль, хорей, ямб);
-месостих ( пример: «…Глава увенчАННА, чему всяк свидетель…»);
-монорим- стихотворение или часть его с однозвучной рифмовкой
(…………………ая
………………….ая
………………….ая и т. п.);
-моностих- одностишие с законченной смысловой синтаксической и метрической структурой («Словно ущелья гор обрывистых в молодости был я.»;
-монострофа- малая стихотворная форма, состоящая из одной строфы;
-неологизм-новое словообразование, вызванное отсутствием в языке слова, соответствующего новому явлению, понятию, ощущению;
-неравносложная рифма- рифмующиеся слова, имеющие после ударения неодинаковое количество слогов;
-составная рифма- рифма из двух или трех слов;
-полиметрия- употребление в поэтическом произведении нескольких стихотворных размеров;
-реминисценция- намеренное или случайное воспроизведение поэтом знакомой фразы или образной конструкции из другого художественного произведения;
-ретардация- лирическое отступление;
-систола- для обозначения случая, когда в метрическом стихе ударный слог стоит на слабой доле стопы
( « …Народ
З р и т Божий гнев и казни ждет.
Увы! Все гибнет: кров и пища!
Г д е будет взять? » А.Пушкин);
-солецизм- нарушение морфологических или грамматических норм литературного языка без ущерба для значения данного слова или выражения (пригвоздя, вместо пригвоздив);
-сфрагида- упоминание в стихотворении имени поэта, автора данных стихов;
-тирада- строфа с одной рифмой на 7-17 стихов, называемой иногда лэссой;
-шарада- загадка в стихотворной форме;
Урок 2. Работа над рифмой и образами.
Упражнение 1(пример).
Задание- ключевые слова: провод, грачи, ключи. Составить различные рифмы.
* * *
Тепло весеннее как повод:
Из снега всюду бьют ключи, (рифма перекрестная)
А в вышине электропровод
Качают с песнями грачи…
* * *
От снега очистился провод,
И «пляска» ему не страшна.
А в поле жужжит сонный овод- (рифма перекрестная)
Его разбудила весна.
Поют родниковой слезою
Алмазы- земные ключи,
И падают в травы росою
Остывшие солнца лучи.
С восходом леса оживают
И в нивы стремятся грачи…
Дыханьем своим согревая,
Весна в наши окна стучит.
* * *
Легко «вздохнули» провода,
Что отпустили холода. (рифма смежная)
На них вовсю кричат грачи,
Что принесли Весны ключи!
* * *
Далее можно составить опоясывающую рифму с чередованием строфы:
1 и 4, 2 и 3 .
Продолжить упражнение можно с другими ключевыми словами
Упражнение 2(пример).
Задание: описать образ «ясный день».
* * *
Минуло хмурое ненастье
И буйству уступила лень,
И с солнцем воссияло счастье:
С зенитом в споре сникла тень…
* * *
Ни звезды, ни облачка на небе-
Лишь прохлада утренней росы.
Слышен птиц лесных веселый щебет
Да в траве хрустальный звон косы…
Урок 3. Разбор стихотворений.
При рассмотрении стихотворения, как словесной конструкции, важнейшим является соотношение смысла и несемантических компонентов языка, таких как звук и ритм.
Когда мы рассматриваем стихотворение как действие, ключевым становится вопрос о взаимосвязи автора стихотворения и действия «голоса», то есть субъекта речи в стихотворении.
А) определение жанра стихосложения для данного произведения
-эпический(эпопея, былина, сказка, поэма, роман, повесть , новелла, рассказ басня, сказ, сказание и т. п.);
-лирический (ода, баллада, элегия послание, эклога, песня, стихотворение и т.п.);
-драматический (трагедия, комедия, драма, мелодрама, водевиль и др.
Б) структура стихотворения (поэтического произведения)
-определение рифмы (перекрестная, смежная, опоясывающая);
-определение стихотворного метра (размера)- хорей, ямб и т.д.;
-определение стоп;
-дольник-3,4,5,6 и т.д. (первый, второй и т.д.);
-определение тактометрической меры- большая (тактометрический период с контрольным рядом), малая (крата) и высшая (строфа);
-определение анакрузы и эпикрузы (периода), строфы;
-сочетание в стихе любых ритмических модификаций краты ( полносложные и паузные; с ритмической разнодлительностью слогов- долгие, краткие и кратчайшие;
разноакцентые ритмы- константные и инверсированные);
-наличие структурных пауз и их размер;
-совпадение метрического ударения с метрическим акцентов;
-совпадение стиха и периода;
-определение рифмы;
-характеристика троп (метафора, аллегория и т.д. и т.п.);
-определение стилистических приемов;
-определение стилистических фигур;
Дальнейший разбор производить по степени необходимости.
Пример:
|Ни звез | ды, ни |об лач ка на | не бе- 1
|Лишь прох | ла да | ут рен ней ро | сы ./\ 2
|Слы шен |птиц лес | ных ве |се лый | ще бет 3
|Да в тра | ве хрус |таль ный |звон ко |сы . /\ 4
-лирическое стихотворение
-рифма- перекрестная
- чередование долей по строкам 10- 9 и пауза - 10- 9 и пауза
1 2 3 4
Ни звез |ды, ни |облачка на |небе- 1
Лишь прох |лада | утренней ро | сы /\ 2
Слышен |птиц лес|ных ве |се лый | ще бет 3
Да в тра | ве хрус |тальный |звон ко |сы /\ 4
-четырехстопное с переходом в пятистопное
*********************************
Анакруза –двудольная
Эпикруза- однодольная с однодольной паузой
Период-двустрочный, двух кратный (акцентная группа- каждая строка),
контрольный ряд-тот же, что и период.
Ударный слог совпадает с сильным метрическим акцентом,
Поэтому ритм- константный (если бы не совпала- была бы ритмическая инверсия на фоне константного ритма)
Тактометрическая мера- большая, состоит из 2-х крат.
Ни звез | ды, ни |об лач ка на | не бе- 1
Лишь прох | ла да | ут рен ней ро | сы /\ 2
*******************************
Краты- паузные( с наличием пауз), ритмическая разнодлительность слогов-
долгие, краткие и кратчайшие.
Паузы-однодольные в эпикрузе.
Аллегория- «хрустальный звон косы»- отвлеченная идея ( звон хрусталя)
в реальном образе звона косы, особенно, когда идет ее заточка...
Метафора- через описание реальных природных явлений( ни звезды, ни облачка на небе... лишь прохлада утренней росы) создается образ ясного дня ...
В качестве приема изображения «ясного дня» выбран –перифраз.
Стилистические фигуры- те же тропы, примененные в данном стихотворении.
Стихотворный размер- четырех стопный хорей в чередовании с четырех дольным дактилем в первых двух строках переходит в пяти ступный хорей в третьей и четвертой строках.
Урок 4. Структурное построение поэтического произведения.
Классическое структурное построение поэтического произведения схоже
с построением прозаического произведения. Основными составляющими
структуры литературного произведения являются:
вступительная часть (пролог); основная часть (завязка сюжета; изложение главной сути произведения- кульминация ; выход из кульминации в виде развязки);
заключительная часть(эпилог).
Если схематически нарисовать картину построения произведения, то она будет иметь вид трапеции, у которой основание поделено пополам и вывернуто наружу
в стороны восходящей и нисходящей линий трапеции, или же это можно представить следующим образом:
кульминация
завязка развязка
пролог эпилог
Важным моментом в структурном построении литературного произведения
является то, что все составляющие структуры произведения в обязательном порядке должны присутствовать, хотя их взаимное расположение может меняться по замыслу автора произведения. К примеру, у И.А.Крылова в басне главная кульминационная мысль, как правило, выражается в конце произведения
(Ах, Моська! Знать, она сильна,
Коль лает на слона…)
или же в начале, в виде поучительной (ключевой) мысли, которую потом автор стремится развить: «У сильного всегда бессильный виноват…».
В качестве пролога часто авторы используют эпитеты или заимствуют слова других авторов из их известных произведений, или же присутствуют иные литературные приемы, в зависимости от того, какое произведение собирается написать автор.
Ярким примером в данном случае может служить глосса.
Рассмотрим такой пример.
Будь другом… 15.12.2010 г.
(глосса)
Amore, more, ore, re sis mihi amicus –
любовью, характером, молитвой, делом
будь мне другом.
(Древняя латинская поговорка)
Amore…
Любовь, что присуща лишь людям.
И выше ее не найти:
Готовы закрыть ее грудью,
За ней на край света идти!
More…
Характер. Незримая штука,
Но видятся Воля и Нрав,
Когда они тесной порукой
Главенствуют в нем, все поправ…
Ore…
Молитва. От сердца веленье,
Когда благий взор в небеса
Несет Богу наше хваленье
И в помыслах, и в голосах…
Re…
Дело- важнейшая сила!
Мы призваны им дорожить:
И даже за нашей могилой
Нам Дело дает право жить…
Sis mihi amicus…
Любимая!
Будь же мне другом!
Поверь- я умею ценить…
Любовь и характер, молитву и дело
Я дружбе готов подчинить.
* * *
Как уже было отмечено, эпитет (поговорка) служит здесь прологом.
В качестве завязки здесь служат ключевые слова (на латинском языке)
для каждого четверостишия, а кульминационными моментами здесь выступают
авторские строфы, раскрывающие суть латинских ключевых слов…
Но высшей точкой кульминации выступают слова: «Любимая! Будь же мне другом!», за которыми следуют слова развязки: «Поверь- я умею ценить…»
Что же касается эпилога, то в данном случае он представляет собой повторение
кульминационных слов эпитета, а это усиливает их значение и в то же время как бы подводит итоговую черту.
С драматической точки зрения, сильная сторона данного произведения заключена в том, что интрига сохранена до самой развязки и она совпала с главным кульминационным моментом.
Урок 5. Сочинительство.
Упражнение 1.
Танка ( японский стиль на русский манер).
Под крики чаек
Томим сейчас печалью.
Что мне есть счастье?
Не знает сердце боли,
Когда мы снова рядом.
* * *
Ночь бесконечна...
И солнце тусклым светом
Меня терзает...
Что может быть страшнее
Одиночества души?
Упражнение 2.
Пример: хокку на русский манер...
(!)Эксперимент- двойное хокку на русский манер.
Голова седа,
Как горные вершины.
Опыта следы.
......................
Тают в сердце льды
И не видны морщины...
Помню твое «Да...»
* * *
Алая роза
В росе, как в жемчугах.
Блескучая ложь.
..........................
Хлебов спелых дрожь,
Стынет волна в берегах.
Осени проза.
* * *
Упражнение 3.
Сочинения на другие темы и в разных жанрах стихосложения с применением
разных форм, способов, ритмов и стилей.
03.02.2011 г.
Фигурное стихотворение (мадригал жене).
***
Самой лучшей на свете!
Ольге- жене моей,
Единственной
На планете!
Пою, как
Соловей
***
Я,
Ты-
Это
Лира
Любви.
Большего
Счастья не знаю.
Иного не жду, не гадаю.
Я нужен тебе? Позови.
Я буду тебе
Долей
Рая.
Ты-
Моя
Боль
И отрада.
И мне от тебя надо,
Чтобы мне волком не выть,-
Лишь бы ты
Была рада
Со мною
Всегда
Рядом
Быть.
***
Я. (подпись)
3.02.11г.
В храме.
* * *
Я в храме.
Молитва.
Я нем,
Терпелив.
И только к иконе приникнув губами,
Пред святостью низко склоняюсь членами,
Обрядных
Псалмов
Я ловлю
Перелив.
Крест
Животворящий
С народом скорбящим
И вера,
Влекущая
В лоно
Христа;
Все это
Приемлю,
Словам
Святым
Внемлю,-
Душа моя
Будет
Светла
И чиста!
* * *
03.02.2011 г.
У постели внука...
( рондель- монорим)
* * *
У внука две макушки
И рыжие веснушки,
И локон на подушке,
Как у его подружки...
Он спит, и спят игрушки...
А на столе две кружки,
Капуста из кадушки,
Сметана, оладушки
И свеженькие сушки.
Две сватушки-бабушки
Не чают счастья в душке,
Во сне сопящем «хрюшке»-
В трехлетнем их Андрюшке...
* * *
16.02.2011 г.
Вечность.
(месостих)
Мне предстаВить, увы, это сложно-
В том сознаньЕ мое не готово.
И постичь млеЧный путь невозможно
Вне сиянья ночНого покрова.
Это слово немнОго пугает,
Но… известноСтью манит звезда!
Та, что свеТом холодным моргает…
Сколько? ЗнатЬ не дано никогда…
* * *
8 Марта
(акростих). 2011г.
8 Марта –женский праздник!
Мужчины- в страшной суете,
А с ними солнечный зайчишка
Резвится в кухне на плите…
Творить для женщин- их пора.
А завтра будет, как вчера…
Верую… 22.02.2011 г.
Во единого Бога Отца,
Вседержителя, мира Творца
Видимым же всем и невидимым
Верую!
Во Спасителя наша- Христа,
Смерть принявши распятьем креста,
Чувственным же всем и нечувственным
Верую!
Во соборность и общность Руси,
Матерь Божья, услышь и спаси!
Православною верой своей в тебя
Верую!
Жить без веры с пустою душой-
Это грех непомерно большой !..
Потому в нашу светлую Русь
Я как русский с почтением
Верую!
Урок 6. Методика и тренировка в чтении стихов.
Поэзия- есть искусство образного воспроизведения действительности в
форме стихотворений, ритмизированно-музыкальной речи.
Первая особенность поэтической речи, определяемая ее членением на стихи,
заключается в том, что в ней гораздо больше пауз, и темп речи почти в два раза медленней, чем у прозы.
Повышенная смысловая и эмоциональная насыщенность слова в стихах объясняется и тем, что слов в стихотворной строке гораздо меньше, чем в строке прозаической. Поэтому каждое слово в стихе приобретает особую значимость, весомую и образную силу.
Третья важная особенность стихотворной речи заключается в ее ритмической организованности и размеренности. Стихотворная речь подчиняется четким законам ритма и стихотворных размеров.
Чтение стихов- особенно громкое- в исполнении самого автора помогает
автору установить слуховую связь между элементами стихотворения.
Это помогает определить правильность написания и глубину отраженной мысли.
Повторюсь: при рассмотрении стихотворения, как словесной конструкции, важнейшим является соотношение смысла и несемантических компонентов языка, таких как звук и ритм. Главная задача громкого чтения- донести до слушателя произведение таким образом, чтобы ярко и выразительно передать замысел автора и главную мысль содержания стихотворения.
Когда мы рассматриваем стихотворение как действие, ключевым становится вопрос о взаимосвязи автора стихотворения и действия «голоса», то есть субъекта речи в стихотворении.
Стихотворение представляется высказыванием, но это высказывание осуществляет голос с неопределенным статусом. Прочитать эти слова- значит поставить себя в положение того, кто их произносит, или вообразить другой произносящий голос- по распространенной формулировке, голос субъекта речи, сотворенного автором.
В голосовом сопровождении текста произведения, особую выразительность
стихотворению придает правильное интонационное ударение, умелое сочетание
пауз и ударных слогов.
В зависимости от стиля написания произведения, его чтение должно отражать
художественную форму, подчеркивающую данный стиль, жанровые оттенки и четкое выражение всех звуков в различном звуковом диапазоне (громко или шепотом).
Для тренировки рекомендуется практиковать чтение различных стихотворений
из разных жанров, различной рифмы и различного построения строф.
Использованная литература.
1. Каллер Д. Теория литературы: краткое введение.- М.: Астрель:АСТ,2006г.
2.Квятковский А. Поэтический словарь.- М.:изд. «Советская энциклопедия»,
1966г.
3.Осьмакова Л.Н.Хрестоматия по теории литературы: Учеб. пособие для пед. ин-тов
по спец.№2101 «Рус. яз. и лит.».- М.: Просвещение, 1982 г.
4.Палкин М.А.Вопросы теории литературы. Пособие для поступающих в ВУЗы.-
Минск.: «Вышэйшая школа»,1979 г.
5.Поспелов Г.Н.Теория литературы: Учебник для ун-тов.-М.:Высш.школа,1978г.
6.Тимофеев Л.И.Основы теории литературы.Учеб. пособие для студентов
пед.ин-тов, изд .5-е,испр, и доп.-М.: Просвещение, 1976 г.
Свидетельство о публикации №111120304847
Александра Величкевич 18.03.2012 15:44 Заявить о нарушении
Евгений Жираковский 18.03.2012 15:49 Заявить о нарушении