Морская Раковина и Духовник. Балетное либретто
( либретто для трагической балетной постановки в 3х полных актах,
сочинённое по мотивам одноимённого киносценария А.Арто, 1926,
и одноимённой фантасмагорической драмы-сюр М.Гюбриса, 2011 )
………………………… ……………………………….
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Синопсис. – стр.1;
2. Пожелания к постановщику. – стр.2
3. Либретто. – стр.3;
………………………..
Итак
ОСНОВНОЙ СЮЖЕТ:
Весьма не старый ещё католический Пастор, в одинокие часы занимается алхимией и колдовством. Состоя в знакомстве с высокопоставленной генеральской четой, он является исповедником Генеральской Дамы. Она, несомненно, верна своему мужу в себе и в исповеди пред духовником, и в том, она также раскрывает оному тайну испытываемых эротических фантазий и видений, которые посещают её в одинокие часы. Находя в себе простые дружеские чувства к Пастору, она дарит ему редкую морскую раковину из семейной коллекции, некогда привезённую с дальних островов.
Пастор, очевидно, всё более влюбляется в свою искреннюю исповедницу, и грезит и эротизирует в своих мечтах об обладании ею. В пространстве своей алхимической комнаты, он иcпользует драгоценный подарок в своих колдовских целях, что отныне позволит ему оказаться на месте мужа красавицы, в обретённой способности свободно проникать в её иллюзорный мир. Однако, с пастором случается нечто непредугаданное…
В момент магического эксперимента, Пастора начинают одолевать страшные дьявольские видения. Ему видится вдруг, что Генерал, (* почему-то повешенный прежде Генерал *), срываясь со своей петли, теперь входит к нему, и тогда…Жестокий Генерал властно отнимает морскую раковину из рук несчастного Пастора и разбивает её, важнейший атрибут магического ритуала, - бесцеремонно и грубо, разбивает оную своей саблей напополам. В состоянии потрясения и шока, Пастор пытается следовать за Генералом; как околдованное существо, он выползает в дверь тому вслед, и так с ним начинают происходить некие странные и мистические метаморфозы.
В постижении происходящего, Пастор обнаруживает обратную сторону своего колдовства: он хотел быть на месте Генерала, а теперь тот – вместо него, этак, и в церкви, на месте исповедника. В ревности и в чувстве мести, Пастор пытается избавиться от наваждения. – Он, обречённый подглядывать за ними, удушает Генерала. Но, с тем, будто б он умирает и сам. Ему является его Тень и посвящает его в тайны преображения. Тень обещает помочь Пастору, и, вот, так она ведёт его чрез разные пространства собственной смерти и памяти. С ним начинают случаться разные приключения. - Вот, он уж и в дворцовой зале у Генерала. Здесь уготовляется какой-то бал. Пастор видит, что Дама неверна ему, и он хочет и удушает её. Он встречает знакомого Епископа, который тоже, как Генерал, был помехой ему на пути любви, и сила колдовства и обиды побеждает и Епископа. Он и Тень поочерёдно помогают друг другу, и будто б Тень делается вновь Дамой, но…увы, это только лишь тень…
Что же это было? Пастор вновь, вот, уж в церкви, и кажется, всё встало на свои места. - Он сам исповедует теперь Даму. В результате, он соблазняется ею и берёт силой, но она вырывается, и тогда ад открывается для него в церкви. Дьявольский бал теней, разгул. Вот, к чему готовились в генеральском доме, а теперь это…Вот, уж здесь, - пред глазами Пастора, в церкви, - все, кто был прежде. Откуда-то является посыльный, и приносит Пастору морскую раковину, но Пастор, - пред явленными здесь Генералом и Епископом, - в страшной обиде, возвращает подарок Даме. Позор и ад, и сумасшествие пастора…
К концу всех этих приключений и метаморфоз, Пастор вновь приходит в себя в своей алхимической комнате. Как будто всё было только сном. У него мало сил, он переживает всю трагедию своей несчастной любви, и, вот, ему видится, как здесь снова появляется Дама с раковиной, и ещё здесь вновь его вездесущая Тень. (*Ах, правда ли это всё, или только опять помышленное сожаление, или он только ещё грезит о том, что всё никак не сбылось, - и даже этот роковой подарок…?!*). Тень окончательно соединяет Пастора и Даму. Взяв раковину, и прощаясь с ними, Тень оставляет любящих друг друга Пастора и Даму во власти их желаний. Оба влюблённых умирают.
Конец синопсиса.
*(!) Краткие пожелания к режиссёру-постановщику и к хореографу:
1. – Несмотря на симметризацию отдельных сцен в постановке, пусть да не покажется скучной несколько повторяющаяся взаимосвязь между действиями характеров в обыгрываемых композициях: во всякой сцене различается своё особенное в ней настроение, присущее лишь только избранному мотиву темы, и это, непременно, составляет всю будущую роскошь такого балета, каковой в образах своих исполнен различных (дуально) ролевых превращений и чувственных пере-проэкций.
2. – В отдельных частях балета, важным элементом хода постановки является движение самого времени. Так, общее Время действа, в идее режиссёра, может представляться состоящим из разных, параллельных друг другу со-времён; в том или ином случае, это, конечно же, должно отражаться в методе изображения значения и свойств времени в жизнях фигур. Танец фигуры «задом наперёд» в тех сценах, когда «время движется вспять», я нахожу быть одним из недурных приёмов в идее изображения этакого временного свойства. Уверен, однако, что подобных приёмов найдётся несколько большее число.
Автор.
СОДЕРЖАНИЕ ПОСТАНОВКИ:
Действующие Лица
Пастор, чернокнижник и алхимик;
Генеральская Дама, исповедница Пастора;
Генерал, муж Дамы, владетель Дома и призрак;
Епископ, знакомый генеральской четы;
Тень Пастора, фантастический персонаж;
А также
Мальчик-посыльный; грёзы; сонм призрачных теней; дворецкий, слуги и служанки;
клерикалы; гости бала;
******* Действие происходит в начале прошлого века, 20-го, во Франции ********
в дуальном пространстве отражений сторон бытия.
________________________
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.
Картина 1. – Вечер. Улица Города. Экипаж Дамы………(*…Пред Церковью.*)
Сцена 1.
Дама оставляет ближнее своё окружение; подруги, веселый беззаботный круг. – Когда Даме удаётся отделаться от навязчивых знаков внимания в отношении её, - появляется мальчишка посыльный; тогда Дама, приказывая тому хранить тайну, передаёт ему ценный подарок. Это – морская раковина, которую сей должен отдать Пастору. Дама благодарит посыльного, и сама, оставаясь в приятной мысли о сделанном подарке, уезжает в своём экипаже.
Сцена 2.
Мальчишка посыльный теперь там, где ему должно встретиться с Пастором. Весьма скоро, он его и встречает и, деловито, вручает ему морскую раковину. – Радость, преисполняющая Пастора. Признательность дальнему мечтанному Образу.
Картина 2. – Алхимическая комната Пастора. Мистический свет.
Сцена 1.
Пастор приносит драгоценную раковину к себе. Он – особенно экзальтирован. Ему видятся разные сентиментальные и трогательные фрагменты его отношений с Дамой; он начинает свои алхимические опыты, - с помощью заклинаний и химических реакций, он что-то делает с раковиной, - и это так, будто сами Грёзы прислуживают ему. О, как нечто в сих грёзах напоминает ему образ Дамы! – Он слышит её голос из раковины; - она теперь будет послушна ему, будет жить как на нитях, повинуясь его желаниям…
Сцена 2.
Что-то происходит во время алхимического опыта, что-то как будто происходит с раковиной. – Как и откуда, из страшных клубов дыма появляется видение Генерала?! – Он появляется у двери, он – повешенный…Но он оживает; он снимает петлю со своей шеи, и он грубо направляется к Пастору с саблей наперевес. – Он вдруг отнимает и разбивает драгоценную, волшебную раковину! Пастор слаб, и не в силах бороться с чудовищем. Генерал с торжествующим смехом оставляет комнату, и Пастор…
…Сколь деформирован теперь его, Пастора, облик; он подобен животному – не животному, какому-то жалкому и странному существу. Он проклинает своё естество. – В безвольной некрасивости себя, он следует туда, где скрылся Генерал. – Там ночь.
Картина 3. – Новый день. Виды Города.
В странном образе себя, Пастор средь людей, которые не признают в нём пастора, и они бессердечны в отношении его, и они чураются или насмехаются над ним. Он как слепой или как собака в центре внимания и в кругу издёвок. И только внезапное вдруг явление Генеральской четы и их экипажа возвращает его к прошлым смыслам. Он преисполняется силой и с силой тогда устремляется в след паре, но…Сколь быстр экипаж, уносящий его любовь. Как, неужели…они направляются к церкви?!.....
Картина 4. – Церковь и церковная зала. Исповедальное место и атмосфера.
Сцена 1.
Пастор тайно подглядывает теперь за четой. – Как? Генерал теперь – на месте исповедника?!...И, ведь, у него, у Генерала, те же жесты и те же манеры, что и у Пастора прежде… – Не может быть!
Пастор наблюдает, как Дама искренне открывает свои секреты Генералу (призраку). – О, какая лирика, какая признательная дружба и нежность, и…влечение, и эротика царят между ними! - О, какая невыносимая боль в сердце Пастора! – Он не может более выносить эту подмену, он…тайно крадётся, и он…набрасывается на занявшего его место Генерала, кто сейчас рядом с Дамой, и…так Пастор совершает убийство и удушает Генерала.
Борьба мужчин. Ужас Дамы. Явление сонма теней. Свет меркнет.
Сцена 2.
Пастор находит себя лежащим на полу, и рядом с собой он видит… Странное существо лежит рядом с ним, и оно – его собственная Тень. Тень, однако, вскоре обретает свою суверенность и начинает двигаться отдельно от Пастора. – (* Возможно, это происходит несколько раз, так чтобы показать борение живого тела со смертью.*) – С тем, Тень объясняет Пастору, что, в действительности, это он - кто умер, кто погиб здесь. Мистический диалог.
Пастор узнаёт, что пространство церковной залы закрыто. В испуге, он пытается найти выход отсюда, ибо все двери заперты. Он обращается к Тени, и тогда Тень соглашается ему помочь. Они заключают роковой договор. – Тень, подобно волшебнику, своими заклинаньями, открывает пред Пастором тайный выход; пространство другого вида открывается Пастору, пространство нежного природного вида, и….там – вновь пара: теперь уже Дама, а с ней Епископ, - и это так, будто она в чём-то тому вновь признаётся. – Как похож тот Епископ в своих жестах на Генерала! – И страх, и любовь, и ревность вновь овладевают Пастором.
Переживание Пастора и вперёд ему уносящаяся Тень.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.
Картина 1. – День. Дом Генерала. Дворцовая зала.
Сцена 1.
В Доме – весёлые слуги. Кажется, что они готовятся к какому-то празднику, к балу. Пастор тайно крадётся и прячется среди слуг. В контрасте эмоций, он, однако, замечает, что здесь особливо царит его Тень, кто как бы правит всеми приготовлениями к грядущему балу. Но, вот, входит дворецкий и приказывает слугам удалиться.
Сцена 2.
Появляются Дама и…Епископ. - Но нет, то не Епископ сам, но Генерал, как если б был он карнавально наряжен, кто сокрывал бы себя церковной мантией…Пастор видит, как Тень пытается объясниться пред четой, как если бы стремясь исповедоваться. Но жестокий псевдо-Епископ давлеет над Тенью и пытается прогнать. Поверженность Тени, умирание..
Генерал торжествует. Долой мантия, - умирай, Тень! – И Дама на стороне этого воплощённого чудовища! И они вновь столь лиричны и чувственны друг для друга, - о, как же?! Бедная Тень…
Сцена 3.
Пастор, не способный пережить это откровение, раскрывает своё тайное присутствие, и… В этот раз, он удушает Даму. – И тогда, как сам Пастор уж было теряет силы, Тень преисполняется своей властью вновь и призывает колдовские силы. – Сонм других теней врываются в залу и уносят и труп Дамы, и Генерала; с ними исчезает и Тень. Свет меркнет.
Картина 2. - Та же дворцовая зала. Наступающий вечер. Упокоенный труп Пастора на видном месте.
Сцена 1.
Явление служанок. Они зажигают свечи, они прибираются. Сатирическая торжественность чистоты. (* Они припомаживают и мёртвого, неподвижного Пастора.* )
Сцена 2.
Входит Дама. Она в маске, она в чёрном пасторальном одеянии и со священной книгой в руках. Её жест. - Она обязует всех служанок к благоговейному почтению пред трупом, и она вершит ритуальную молитву.
Сцена 3.
Вот, входит и сам Епископ. Настоящий ныне Епископ и за ним – группа клерикалов. Служанка отнимает книгу из рук Дамы, и…тогда это уже, как некий обряд между нею и мёртвым Пастором. Даря тому поцелуй, она возвращает его к жизни. Когда они теперь-то уж вместе, - появляются вновь тени, и сеют странные чувства среди собравшихся. – Епископа, кто пытается противостать, клерикалы принимаются вдруг душить (* или даже вешать*). – Девушки в страхе разбегаются, и… – вот, уж совсем вечер.
Когда Пастор и Дама остаются только вдвоём, - лишь тени торжественно прислуживают им, - это как если бы их тайное бракосочетание…Всё близится к брачному акту, но…под платьем Дамы, под её маской…скрывается Тень! – Эмоции Пастора, их диалог, и новый открывающийся вид. Вдвоём, как истинная тень и её хозяин, они покидают Генеральский Дом.
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ.
Картина 1. – Снова зала в Церкви. Время и место исповеди.
Сцена 1.
Само время, кажется, здесь сыграло шутку. Так, будто Пастор только лишь сейчас начинает приходить в себя. На месте исповедника – теперь сам исповедник, он. Но сколь много он теперь преисполнен какого-то нового для него чувства! - Дама, в привычном своём образе, - так, как будто ничего не происходило между ними доселе, - также как и прежде, непредвзято раскрывает пред внемлющим другом свои тайны и фантазии о себе, и о том, что…Ах, странные образы Грёз, и…только Тень Пастора где-то затаилась, чуть поодаль…
Пастор решается овладеть Дамой прямо здесь. Он готов взять её на алтаре, взять плотски и силой, чуть-что не «генеральской» силой, какую ему дарует долго томимое желание. О, сколь прекрасна их эротическая борьба и признания, и однако…Даме удаётся вырваться из объятий безумца. – Она готова выбежать сейчас из церкви, презрев на его страсть и угрозы…
Сцена 2.
Тень и силы волшебства. – Тень, играющая длинной тёмной мантией мага в своих руках, - Тень преображает пространство залы. Настежь распахиваются двери церкви, и…всё делается подобно Аду…
Картина 2. – Ад в церковной зале. Новый свет, новая атмосфера.
В преобразившуюся залу врываются люди, бальные пары. Вот, он – тот самый дьявольский бал, к которому готовились во дворце! – Все меняют своих партнёров; Дама оказывается в руках то одного, то другого кавалера. Распутство, дебош, бал господ и теней. Здесь уже все: и Генерал, и Епископ…Будто из ветра, здесь откуда-то появились большие тронные кресла, и по воле сонма, в них теперь – безвольная генеральская чета. Тень, чуть в стороне от Пастора, откуда-то достаёт…- о, та самая чудесная волшебная раковина! – Тень достаёт драгоценность и отдаёт мальчишке-посыльному, кто тоже здесь, и тот относит её на золотом подносе Пастору. – И, ведь, в приливе искренних сопереживаний и чувств, Пастор сколь учтив, сколь любезен с этаким подарком в руках, но…Грубый жест в его адрес решает всё…Пастор заходится в злости и разбивает волшебную раковину на глазах у всех собравшихся – ту, что прежде была подарена ему Дамой. – Обмороки! Какой позор в обществе! Раскрытая тайна Дамы, тайна всей её исповеди, жизни!
Колдовство торжествует; Тень царит среди гостей, испуганных дьявольским сонмом. В руках Тени – длинная чёрная мантия, и Тень простирает её над всем пространством залы; гости пугаются и разбегаются в никуда. Исчезла и чета. - В экзальтированном чувстве, Пастор, одержимый безумием, вновь уж – один на один со своей Тенью, и…он вступает в любовный акт…со своею Тенью, окружённый её сонмом, и… Вот, уж после Тень накидывает ему на плечи эту длинную чёрную мантию, величествует и сопровождает Пастора, неся чёрной мантии шлейф…
Картина 3. – Природный парковый вид.
О, сколь перемешалось всё в судьбе, и времена и пространства, и грёзы! - Пастор, удручённый и подавленный, бредёт куда-то без цели. Неожиданно как, ему вновь является видение Дамы, и у неё в руках раковина…Что-то пугает (!), на этот раз, Пастора в её облике, и теперь уже Пастор пытается избавиться от навязчивого видения, и…он убегает от Дамы. Ей не удаётся преследовать его…
Картина 4. – Вновь алхимическая комната Пастора, пространство его эксперимента; мистический свет.
О, как же! Неужели всё это было только сном?! Или сама жизнь – сон, тот самый сон, пробуждение от которого – смерть, как это гласят мистики?...Ах, вся прошлая череда видений, событий и сцен… Пастор находит себя, лежащим на полу в своём прежнем облике. – Так, как его оставил здесь погибать жестокий Генерал, отняв раковину. А может, и не было никакого Генерала? – Но что же тогда с раковиной? Или тоже придумано, или было только в тёмных мечтах? Или всё, что сейчас – всё те же мечты?...
Кто-то пытается войти. - Дама! Сама, у него! – Время ли движется обратно, назад?! – Она в эротичнейшем одеянии, и она входит задом к нему и, этак, и приближается. В руках у неё та же всё раковина, и за ней неотступно следует Тень, жаждущая взять у неё мистическую драгоценность. - И Дама, и Тень вопрошают к Пастору. Тень напоминает ему о ранее заключённом договоре. – Пастор должен позволить Тени взять теперь эту раковину, и с тем, они – Пастор и его Тень – навсегда прощаются. Пастор слабеет, но в том, между ним и Дамой – последняя сцена их фатальной эротики. - Пастор умирает, с ним экстатически умирает и Дама…
(* Если возможен на сцене вариант петли, – тогда последний их танец – это танец вокруг петли, как и в моей прежде-сочинённой драме…Не помогает ли тогда Дама повеситься Пастору, что было бы хорошей симметрией для образа прежде повешенного Генерала из [Д.1, К.2, Сц.2] ? *)
Грёзы и Тени.
FINE. / 03.12.2011 – Москва /
Свидетельство о публикации №111120303426