Всякое рабство недопустимо
Учение Живой Этики: Община, 108
(М.А.Й. – Матерь Агни Йоги). Познание самого себя необходимо, как со стороны Высшей, так и своей низшей природы. Высшей – для утверждения, низшей – для овладения ею и освобождения от ее власти. Когда знаешь врага и его силу, с ним можно бороться. А враг наш – астрал, враг опытный, древний, изощренный в умении властвовать над человеком. Сколько рабов астральной своей оболочки толпятся кругом. Пьяницы, курильщики, наркоманы, развратники и все прочие, из того же гнезда, – все это рабы, подпавшие под власть этой своевольной и неуемной оболочки. Страшно это рабство на Земле, но еще страшнее оно в мире астральном. Вот почему всякое потворство своим слабостям и недостаткам, коренящимся в астрале, губительно по своим следствиям. Астральные привычки и язвы духа не оставляют человека в Мире Надземном. Он влачит их с собою туда, где все обостряется и усиливается в своем выражении и где нечистые мысли могут полностью овладеть человеком.
Грани Агни Йоги, 1966 г. 640
ВСЯКОЕ РАБСТВО НЕДОПУСТИМО (1) *
(Из Посланий Высокого Источника)
Сын Мой, Учитель, давая испытания, не истерзать Хочет, но укрепить. Терзания по недомыслию. Терзания бессмысленны, ибо бесцельны и не имеют в себе ничего конструктивного. Можно приказать себе не реагировать на целый ряд явлений. Если по приказу воли реакцией на какое-либо явление будет отсутствие всякой реакции, волею утвержденное сознательно, то это будет большим достижением. Человек слишком привык рефлективно реагировать на все. И по мере усиления рефлекторной деятельности сознания утрачивал он власть над собою. Многие виды этой деятельности хороши и положительны, но когда одобрены они и утверждены волей. В противном случае получается рабство у привычек и рефлексов, худшее из всех возможных. Сумасшедшие живут исключительно рефлексами, двигаясь по заведенному или принятому ранее направлению. Они не могут себе сказать, почему они делают что-то, они просто делают, потому что так когда-то решили, и действия их текут по каналу ранее принятой мысли.
Власть над собою утверждается волей. Рефлексы берутся под ее контроль, непроизвольные и самовольные состояния сознания не допускаются. Особенно касается это чувств и эмоций. Нельзя допускать, чтобы они самовольно возникали и терзали сознание человека. У этих чувств и эмоций нет ни сознания, ни воли: они возникают стихийно, развиваясь и усиливаясь по принятому направлению. Вмешательство воли в рефлекторный процесс чувств, эмоций и переживаний необходимо и нужно всегда. Разве можно допустить, чтобы в доме моем кто-то другой распоряжался и устанавливал для меня порядок жизни, кто-то, со стороны пришедший, посторонний, случайный и временный. Все наши эмоции временны, и давать им власть над собою недопустимо. Их крайним полюсом распущенности будет психическое неуравновесие, а за ним ненормальность. Ибо рожден человек, чтобы властвовать над собою. Зачем тратить время на душевные движения, не имеющие смысла. Целесообразность во всем, и тогда душевным спокойствием можно насладиться при всяких условиях, даже при самых тревожных и беспокойных. Конечно, это спокойствие будет спокойствием напряжения. Итак, терзания, беспокойства и переживания оставляются за ненадобностью. При охоте на опасного хищника волнения и переживания излишни. От них может задрожать рука и глаз потерять меткость. Да будет напутствием в жизни тебе спокойствие любою ценою.
«Овладение мыслью не заключается только в углублении и сосредоточии мысли, оно должно также знать, как освободиться от несвоевременных и унижающих мыслей, тем мысль утвердится, когда мы будем владеть ею. Нелегко бывает освободиться от извне залетевших и трудно бывает уйти от горестных и тягостных размышлений. Но нужно одинаково мочь, как послать мысль вперед, так и отставить ненужную. У людей обычно особенно развито рабство у своих мыслей, ничто так не препятствует движению, как тяжкие неподвижные мысли. Чаще всего такие тяжелые думы посылаются извне, и многие глаза следят, злобствуя и ожидая, как будет подавлена энергия. Ту явленную тягость сумейте немедленно отогнать, ведь она есть худший вид Майи. Не пройдут и сутки, как Майя изменится. Так будем двояко овладевать мыслью» Учение Живой Этики: Мир Огненный, ч. 2, 227.
Отрываться в мыслях от насиженного места и нужно, и полезно. Это освобождает сознание от окружающей среды и ее притяжений. Твердыня Света – как освобождающий от пут объект устремления. Но еще мощнее Миры Дальние действуют как освобождающая сила от магнитных притяжений Земли. Будущее – это тоже магнит, освобождающий от сил, действующих непосредственно и вокруг. Надо понять, что человек – это пленник, а то, что его окружает – тюрьма. Дух скован по рукам и ногам. В рабстве рожденные даже состояния рабства своего не понимают, считают себя свободными и лепечут о какой-то свободе и независимости. Но это детский лепет несознательности. Раб – человек, и рабство его безнадежно. Крепко прикован к Земле и, в особенности, к окружающим его вещам непосредственно. Потому дается ему устремление к явлениям, выводящим его из этого замкнутого круга обреченности. Учитель, будущее и Миры Дальние.
Любовь дается к Учителю, и вера, и надежда на будущее. Неважно, если ожидаемое будущее не состоялось: освобождающий от цепей настоящего магнит будущего был мощным двигателем вперед и кверху. Если бы знать действительность будущего в личном аспекте, обычное сознание не выдержало бы, ибо печально будущее многих и не всякое сознание в силах примириться с его безрадостностью. Что сказали бы вы и как поступили бы вы, если бы двадцать два года тому назад увидели бы будущее свое и узнали бы, что встреч не будет, что Гуру из жизни уйдет и с Матерью Агни не увидитесь на Земле? Печальное знание действительного будущего пресекло бы ваш путь и, быть может, надолго, если не навсегда. Потому дается вера и надежда – магниты, которые ведут вперед. Повторяю: не имеет значения, сбудется ли то, на что надеетесь и чего ждете, если надежда выполнила свою устремляющую и ведущую в будущее роль. Этой же верою шли и ученики Спасителя. И что из того, что Прихода Учителя они так и не дождались, но они надеялись и горели пламенно, зажженные этой надеждой, и выполнили свою миссию на Земле. Иногда поэтому лучше не знать, ибо в многом знании много печали. Лучше просто верить, надеяться и ждать.
Магнит надежды на будущее очень силен. Цель всех этих магнитов, даваемых Учителем, – освобождение духа из тисков материи. Есть магниты, влекущие во тьму, есть освобождающие и влекущие к Свету. Самый мощный из них – магнит будущего. Только он может вырвать дух человека из темницы плотных условий. Ведь и Твердыня, и Миры Дальние – как символы будущего, ибо в настоящем не может явно и реально достичь сознание ни Твердыни, ни Далеких Звезд. Но мысленно можно коснуться и мыслью достичь. И когда магнит Обители Горной или Далекой Звезды пересиливает магниты непосредственного окружения, утверждается тогда победа духа над яростью плотных условий. Магнит будущего мощен, но если в центре его стоит Владыка, ибо будущее без Владыки теряет свою магнетичность. О магнетичности будущего не следует мыслить в личных мерах, лучше применить масштабы бессмертной перевоплощающейся Индивидуальности своей. Ибо только она имеет долю в будущем, долю, которой не имеет и не может иметь смертная личность, ограниченная пределами жизни своих низших оболочек. Потому якоря дальние, забрасываемые в далекое будущее, надежнее близких креплений, связывающих с будущим данной личности в человеке.
Помните, что мудрость заключается в проведении более длинной линии. И если редко приходится радоваться будущему отдельной данной личности, то можно порадоваться всегда великому будущему человека, намеченному для него Космическим Магнитом, ибо, бесспорно, велико оно и сияющ путь духа по звездам. Сотворцом Планетных Логосов суждено стать человеку, облеченному властью над материей и могущему свободно творить в пространстве Света. Повелитель стихий, не связанный ограничениями тела, подчинивший себе все оболочки и действующий в них на различных планах бытия, становится человек Владыкою Космической мощи. Таково будущее человека. Но не в личных мерах оно. К этому далекому будущему можно сознательно устремиться. Оно не обманет, ибо являет собою сияющую действительность того, чему надлежит быть. К этой далекой огненной действительности и Зовет вас Владыка поверх кратких, обманчивых и неверных иллюзий настоящего. Лучше знать суровую правду жизни, чем умиляться несбыточными надеждами на личное счастье и личное будущее. Но даже и личным надеждам Учитель пищу Дает, ибо Знает, что магнитны они и что двигаться надо, даже надеясь напрасно. Но самым близким на чуткое ухо Шепну: знание действительности Могу доверять лишь сильному духу. Слабый не выдержит, ибо много печали во многом познании, и кто умножает познание, умножает скорбь – так Говорил Соломон, царь над Израилем.
«Неужели кто-то не представляет себе, как многообразно оказывается помощь? Не надо думать, что способы помощи ограничиваются лишь уставами благотворительных учреждений. Лучшая помощь оказывается нежданно, но нужно принять ее. Много явленных встреч. Много неведомых писем. Много неожиданных, как бы случайных книг посылается. Через много лет пытливый ум сопоставит эти странные случайности и, если он не лишен чувства благодарности, то пошлет свою признательность неведомым хранителям. Но очерствелое сердце не только забудет о принятой помощи, но и надсмеется над непрошенными пособниками. Братство прежде всего научит прекрасному чувству признательности.
Отрекшийся от сотрудничества неминуемо впадет в рабство. Пусть осознают различные виды рабства, иначе заклейменный раб будет воображать себя свободным и даже так привыкнет к своим оковам, что будет считать их почетной цепью. Нужно понять, что при общественной жизни может быть или свободное сотрудничество, или рабство во всех его видах.
Братство есть явление высшего сотрудничества» Учение Живой Этики: Братство, 572.
«Еще одно овладение собою пошли, Владыка». Собой овладеть необходимо. Если собою можно овладеть в чем-то, значит, можно во всем. Что же мешает? Что же противодействует? Что же постоянно и упорно борется внутри против решения духа? Все тот же враг древний, астрал, привыкший к разнузданности, распущенности и не желающий никакого контроля. Дух хочет утвердить равновесие, спокойствие, собой овладенье, а враг древний не хочет. Его астральную волю надо сломить. Ее надо подчинить воле духа, Воле Высшей. Воля и желание астрала выкристаллизованы в привычках и в привычной линии поведения. Старую колею придется оставить. Имеете пример, как твердый и неотменный приказ всем сознанием в течение девяти лет ни разу не допустил раздражения в известном вам случае. Если этого можно было достичь в чем-то, следовательно, тех же результатов можно достичь и во всем и в чем угодно. Надо лишь только бесповоротно и непреклонно решить, что тот или иной порядок явлений никогда, ни при каких условиях, ни за что не повторится. Попытки астрала сломить решение воли, конечно, будут, но раб боится хозяина, а астрал – духа. Этой оболочке внутри надо положить предел, предел своеволию, предел непослушанию, предел бесконтрольному себя выявлению. И люди вокруг, и обстоятельства, и условия, и положительно все будут требовать и вызывать кривляния астрала, ужимки его, паяца активность, но если всею силою духа вынесено решение положить этому конец, справиться с ним все же возможно. Стоит лишь только представить себе, к чему приведет дальнейшее попустительство, разнузданность и своеволие этой неуемной оболочки. На примере окружающих видите, как он владеет людьми, как заставляет их неистовствовать и бесноваться, как терзает их буйством своим.
Большинство людей являются полными рабами астрала. Силы надо найти его обуздать, иначе он пресечет путь дальнейший. А огни восхождения, огни духа превратит в огнь поядающий. Что бы то ни было, но собой владеть надо. Решение есть, надо выдержать до конца. Главное – не заражаться эмоциональным состоянием окружающих и тех, с кем приходится постоянно соприкасаться. Если их несдержанности и слабостям можно найти оправдание, то нет оправдания себе и снисхожденья и нет извинения ни одной маломалейшей вспышке астральной неуемности. С малого можно начать, но начать решительно и бесповоротно. Стоит подумать о том, ради чего предается свой собственный дух, и о том, что это предательство своего Высшего «Я» во власть астрала недопустимо. Что же заставляет кривляться астрал, когда дух человека этого не хочет? Следует об этом подумать. Следует глубже понять, почему бичевали себя, истязали, вериги и власяницы носили, постом изнуряли себя и бдением люди, доведенные до этих крайностей неуемностью этой неистовой оболочки. Видя упорство ее и невозможность бороться обычными путями, они допускали крайности, чтобы хоть как-то ее обуздать, и унять, и овладеть ею. Но Наш ученик эту борьбу ведет единым началом духа.
Не тело надо истязать и изнурять, но астрал, который стоит за ним и толкает его на очередную вспышку. Обезьяну в себе, паяца, куклу – этот постоянный позор и укор духу – надо в себе победить и привести к полному повиновению. Сколько попыток уже было обуздать, и все же упорство астрала разрушает все самые лучшие решения, но побежден он быть должен, и побежден все же будет. Жизнь, яро испытуя решения воли, много возможностей дает с астралом бороться. Почему на смех отвечать смехом, на улыбку улыбкой, ведь за этим логически следует ответ на раздражение собеседника раздражением, на злобу – злобой, на страх – страхом и т.д. Зачем же быть жалкой марионеткой в посторонних и часто недобрых руках. Ведь это означает, что движениями собственной астральной оболочки управляет кто-то другой. Каждый раз, поддаваясь настроению собеседника, его смеху, улыбкам, слезам и всем прочим чувствам, отказывается человек от воли своей и подчиняется воле чужой. К чему же может привести такой упорный и постоянный отказ? Конечно, к тому, чтобы стать безвольной марионеткой в посторонних руках. Это и наблюдаете вокруг себя, когда одни живут только тем, чтобы вызвать в окружающих те или иные эмоции, а другие – чтобы им подчиниться и их переживать. Лучше плавать в своем собственном челне и без указания других. Свой путь означает независимость и свободу от чужих настроений, как хороших, так и плохих, как спокойных, так и беспокойных. Не все ли равно, в каком виде проявляется рабство духа и зависимость его от состояния астральных оболочек окружающих его людей.
Рабство есть рабство и позорно всегда. Тактика adversa покажет, до чего можно дойти, до какого унизительного состояния, если твердой рукой не пресечь своевольство паяца. Не нужен паяц на пути к Братству. Надо, надо, надо любою ценою себя обуздать. Себя не обуздавши, астрала в других не унять. Не унятый, будет терзать он сознание до тех пор, пока этому волей не будет положен предел. Это хорошо, что опыт последний вызвал восстание духа. Восстание духа против тирании астрала – это преддверье победы. Дух сам добровольно дал власть когда-то астралу, дух же ее и возьмет. Сам по себе астрал власти никакой не имеет, ибо ничто, оболочка, шелуха. Я дал, я и взял – так говорит себе дух, против астрала восставший. Можно внимательно проследить, в чем проявлялось господство астрала над сознанием со стороны собственного астрала и со стороны окружающих и как заражали они своими вибрациями эту неистовую оболочку. Холодотерапия – лучшее средство против движений в астральной оболочке как своей, так и чужой. Холодность останавливает это движение и прекращает его. Холоду сдержанности подчиняются астральные чувства. Холод есть отсутствие жизни. Охлаждающий луч, направленный в центр неиствующего астрала, затормаживает движение, происходящее в нем, и останавливает его и в себе, и в других. Холодотерапия – могучее средство обуздания астрального тела. Отдаться во власть астрала – значит потерять все, потому лучше любою ценою, любою жертвой астрал обуздать и им овладеть, отбросив все условности, всякое попустительство, всякое созвучие с его уявлениями и гримасами. Сильно в человеке стадное чувство и стремление поступать и вести себя как все, но плавание в своем челноке исключает формулу «как все» в ее астральном аспекте. Не «как все» жили и поступали Великие Духи, не «как все ».
«Урусвати знает, что понятия, Нами называемые, должны быть поняты полностью. Когда Мы говорим о рабстве, Мы имеем в виду все виды этого позора, не только указываем на грубую куплю-продажу, но и на утонченное унижение личности, последнее должно быть особенно отмечено.
Не раз Мы видели, как самые несносные поработители осуждали рабство. Но, поистине, не меньше рабство процветает среди просвещенных столиц, нежели на диких базарах. Люди не освободились от понятия рабства, но для удовлетворения современности изобрели новые пышные наименования. Под этими покровами притаились самые гнусные вожделения. Личность человеческая понимается меньше пса. Поистине, иногда пес найдет больше заботы, нежели человек.
В храмах будут петь о человеческом благоволении, но тут же за порогом будет отвергнута рука просящая, даже не будет запрошено – в чем горе и нельзя ли помочь?
Понимание чужого бедствия может расширить сознание. Одна краткая дума может создать нить спасительную, но и этой думы не бывает слишком часто. Так люди холодно проходят мимо кармических разрешений. Кроме того, они не подозревают, насколько они порывают с Нами и с Тонким Миром, откуда может быть посылаема самая лучшая помощь. Потому поймем понятие основ жизни во всей полноте.
Мы привели пример, как неполно понимается рабство, но такие примеры можно приводить из любой области. Можно указать на положение образования, можно назвать положение семьи и положение народного блага вообще. Оно может вызвать ожесточенные споры, ибо не приложат понимания синтеза.
Мыслитель указывал, что народное благо рождается в сердце человека» Учение Живой Этики: Надземное, 322.
______________
* Вторая часть – размещена в Проза.ру 3 декабря 2011 г.
Владислав Стадольник http://www.proza.ru/avtor/vladislav4
Свидетельство о публикации №111120301732