Как медведь отказался от курения!

Одна из  актуальных проблемы современности: формирование здорового образа жизни. Учитывая, что курение является одной из наиболее широко распространенных вредных привычек, как в мире, так и в нашей стране, как среди взрослых, так и среди подростков и даже детей младшего возраста, этот сценарий является составной частью методических рекомендаций для методистов, воспитателей детских дошкольных образовательных учреждений и студентов высших и средне-специальных учебных  учреждений. Вместе с доцентом кафедры Основ медицинских знаний Смоленского государственного университета, кандидатом медицинских наук  Судиловской Надеждой (педиатр, клинический фармаколог) были составлены данные рекомендации, где представлен метод профилактики табакокурения в дошкольном возрасте с использованием современных требований практико-ориентированной проектной деятельности. За основу сценария для проекта была взята сказка С.В.Михалкова "Как медведь трубку нашел". Сказка была использована не полностью, а переработана и все стихотворные фрагменты, взятые из  оригинала, даны с указанием автора.

КАК МЕДВЕДЬ ОТКАЗАЛСЯ ОТ КУРЕНИЯ!
Вариант ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПУБЛИКИ:     Сказку представляет студенческая группа

Действующие лица: Рассказчик, Лиса, Медведь, Волк, Дятел.

В зависимости от ситуации, роли Лисы, Волка и Рассказчика можно объединить.

Рассказчик:
Здравствуйте дети! Сегодня к  вам в гости пришла лесная сказка!  Вы, конечно,  знаете, какие звери и птицы живут в лесу, как они между собой дружат. Вот и наша сказка о лесных жителях, о том, как они помогают друг другу в беде. Сейчас мы с вами удобно сядем на стульчиках,  будем смотреть и внимательно слушать сказку о том, что ……

Как-то раз в лесу густом Мишка-косолапый,
                Чью-то трубку с табаком  с моха поднял лапой.
                Эту трубку обронить мог Лесник когда-то,
                А нашел ее Медведь!
                Как же быть, РЕБЯТА?
                (Никульникова Марианна)
Рассказчик обращается к сидящим детям с вопросами: «Как вы думаете, ребята, что будет делать наш Медведь дальше?», «А что вы, ребята, сделали бы на месте Медведя?». Выслушиваются варианты детских ответов.

Рассказчик:         Жил в лесу Топтыжка-Мишка.
(показывая маску здорового зверя) Добрый, сильный зверь.
Дружен был с лесным народом, что же с ним теперь?
          Раньше был таким красивым, мёд любил поесть,
В речке плавать, рыбку кушать – так любил Медведь!
Шерсть лоснилась на загривке, глаз блестел, язык –
С каждой ягодки росинки, слизывать привык.
После сытного обеда, лежа под кустом
И нащупал наш Топтыжка, трубку с табаком.
Что за трубка? Что с ней делать? Для чего она?
Долго Он крутил и нюхал, пробовал лизать,
Прикусил ее чуть-чуть – начал вдруг чихать!
Прочихав сто раз подряд, взял и прикурил:
Сунул в пасть – вдруг дым пошел!
                Замер наш Медведь….
С той поры округа знает, что в густых лесах,
Есть чудоковатый Мишка, с трубкою в зубах.
Днями он лежит и курит, ничего не ест,
Про малину, мед и рыбу – все забыл Медведь.
Глазки стали плохо видеть, потускнела шерсть,
Ушки плохо стали слышать – заболел Медведь!
                (Никульникова Марианна)

Рассказчик показывает маску больного Медведя. Несколько минут обсуждается то, как выглядел Медведь до  и после начала курения. «Как вы думаете, ребята, наш это Медведь или нет?», «Почему вдруг он из красивого, толстого, лохматого и доброго зверя превратился в бледного, ободранного, почти слепого Медведя?», «А что теперь ему надо сделать?», «Кто поможет больному зверю?».

Рассказчик:
Шел Миша как-то опушкой лесной, встретил Лису. Увидала Лиса Медведя, так  и ахнула.

Лиса или Рассказчик (удивленным голосом):
                Миша! Друг мой! Ты ли это?
                Не видались мы все лето.
                Как ты, бедный, похудел,
                Будто целый год не ел!
                Что с тобою? Ты больной?
                (С.В.Михалков)

Медведь Сам не знаю, что со мной!
(нездоровым голосом) Нездоровиться мне что-то:
                Лезет шерсть, в костях ломота,
                ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться, да не сплю!
                Никак не спиться!
Кашель душит по утрам,
                дурнота по вечерам:
Колет в сердце, в лапах дрожь.
                (С.В.Михалков)

Лиса или Рассказчик Что же ты к Дятлу не пойдешь?
К Дятлу надо обратиться!
Он у нас такая птица:
                Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему!

Медведь        Вот недельку обожду, станет хуже, так пойду!
                (С.В.Михалков)


Рассказчик:
Вот прошла неделя, прошла другая. Стало Медведю хуже. Шел он как-то оврагом, Волка встретил. Увидал Волк Медведя, так и присел на задние лапы.

Волк или Рассказчик Слушай, Миша-Михаил!
                Что ты делал? Как ты жил?
(удивленным голосом) Провалилися бока – шкура стала велика!?
                Ты хвораешь?
Медведь (с грустью) Да, хвораю.
Волк или Рассказчик Что с тобою?

Медведь Сам не знаю…. Нездоровиться мне что-то:
(нездоровым голосом)         Лезет шерсть, в костях ломота,
                ничего почти не ем –
                Аппетит пропал совсем!
                Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спиться!
                Душит кашель по утрам,
Дурнота по вечерам: Сердце колет,
                в лапах дрожь…. Пропадаю!

Волк или Рассказчик Пропадешь, если к дятлу не пойдешь!
(добрым голосом) Надо к дятлу обратиться! Он у нас такая птица:
Разберется, даст совет.
                Да, так да! А нет, так нет!

Медведь        Завтра я к нему пойду!
                Обязательно найду!

Рассказчик:
Разыскал Медведь Дятла в лесу. Тот на старой сосне дупло себе на зиму готовил. Подошел Медведь к сосне, голову кверху задрал.
 
Медведь (жалобно)      Дятел, Дятел! Старый друг!
                Ты спустись на нижний сук!

Дятел (весело) Ба, Топтыгину привет! Ты здоров ли?

Медведь (очень жалобно) Видно, нет! Нездоровится мне что-то:
Лезет шерсть, в костях ломота,
                ничего-то я не ем –
Аппетит пропал совсем!
                Начал раньше спать ложиться,
Да не сплю! Никак не спиться!
                Страшный кашель по утрам,
Дурнота по вечерам: Сердце колет,
                в лапах дрожь…
                (С.В.Михалков)

Дятел                Верно, куришь, коль не пьешь?

Медведь (удивленно)        Да, курю. Откуда знаешь?


Рассказчик:
«Как вы думаете, ребята, откуда мог Дятел узнать о том, что Медведь курит?», «Как вы думаете, как Дятел будет помогать медведю?», «Что может Дятел посоветовать Медведю сделать и почему?», «А что бы вы посоветовали бедному зверю?».


Дятел (строгим голосом)          Больно дымом ты воняешь!
                Ну-ка, сядь под этот сук!...
Дай-ка спину!...Тук-тук-тук!...
Да-с! Выстукивать не просто
                Медведей такого роста!
Не дышать и не сопеть:
                ты больной, хоть и Медведь!
Ну-с ….
                Мне все как будто ясно…

Медведь (испуганно)         Не смертельно? Не опасно?

Дятел(строгим голосом)         Накопилась в легких копоть –
                от куренья вся беда!
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
                Брось куренье навсегда!

Медведь (жалостливо)           Бросить? Трубку? Зажигалку?
                И с сухим листом кисет?
Не могу! Не брошу! Жалко!...

Дятел(строгим голосом)        Выполняй-ка мой совет!
                А не то в своей берлоге
                ты протянешь скоро ноги!
                (Никульникова Марианна)

Рассказчик:
Поблагодарил Медведь за совет и пошел домой. Приплелся, сел на пенек, достал трубку, набил ее сухим листом, хотел было закурить, да вспомнил, что ему дятел сказал, и забросил трубку в овраг подальше.

Далее Рассказчик обращается к детям: «Что же теперь будет?», «Стал ли наш Миша здоровым?». Выслушиваются варианты детских ответов. Затем предлагается послушать сказку дальше.


 Рассказчик:
День не курит. Два не курит. На третий день не вытерпел, полез в овраг искать трубку. Нашел, о шкуру вытер, сунул в пасть, чиркнул зажигалкой – закурил. Вдруг слышит: где-то в лесу Дятел сосну выстукивает, тут опять вспомнил про него Медведь. Вынул трубку и забросил еще дальше. Три дня опять не курил, а потом все облазил – нашел трубку. Опять курить стал. Сидит дым пускает, а сам смотрит: нет ли где Дятла близко? Все лето, зиму и осень бросал Медведь курить, да так и не бросил. Вместо того, чтобы как все медведи отъедаться к зиме, готовиться к зимней спячке, наш Мишка все курит и курит. Пришла зима. А Медведь не спит, все курит. Однажды, придя в лес за дровами, лесник  нашел медвежью берлогу из которой вился сизый дымок. Удивился Лесник. А еще больше было его удивление, когда он увидел в берлоге худого, больного и бессильного Медведя, который курил его, Лесника, трубку.  Решил Лесник Медведя отвезти в город к ветеринару (звериному доктору), чтобы вылечить Топтыжку. Знал лесник, что курение до добра не доводит, курить вредно. И ругал себя Лесник, потому что, сам-то он курить бросил и выбросил трубку в лесу, не думая, что кто-то еще подберет эту трубку. Ругал Лесник себя всю дорогу, а в городе рассказал все ветеринару и попросил вылечить бедного зверя. Как только Медведь стал здоровым, его сразу пригласили работать…..

В этом месте рассказчик обращается к детям:  «Куда пригласили нашего Топтыгина, как вы думаете?». После правильного ответа рассказчик продолжает, показывая маску здорового Медведя:
В нашем цирке есть Медведь. Приходите посмотреть.
Смел и ловок Мишка бурый; и ребята говорят,
Что артист с мохнатой шкурой самый лучший акробат!
Если кто проходит мимо с сигаретою во рту
Или с трубкой – запах дыма Мишка чует за версту
И, топчась на задних лапах, начинает вдруг реветь,
Потому что этот запах не выносит наш Медведь!

Рассказчик:
Вот ребята  наша сказка закончилась и теперь вы точно знаете, что не надо было делать Медведю.

В этот момент выбегает Медведь и, как бы запыхавшись, начинает прямой разговор с детской аудиторией, побуждая детей активно участвовать в разговоре

Медведь:
Ой, ребята! Как мне было плохо! Я это навсегда запомню! Не надо было подбирать трубку, тем более что Я и не знал, что это. Теперь-то я знаю, что нельзя ничего подбирать с земли, так как можно заболеть.  Спасибо Дятлу, Лисе и Волку за то, что не оставили меня в беде и спасли от болезней и от курения. 
А ведь курить не хорошо, правда?
А вдруг эту трубку нашли бы маленькие медвежата?
Представляете, что бы с ними произошло?
А как вы думаете, ребята, курить это плохо или хорошо? 
А маленьким детям, которые найдут на улице трубку или окурки от сигарет, что надо делать?
Да, ребятишки, надо всем запомнить, что курение - это очень плохо для больших дядей и тетей, и особенно плохо для маленьких.

Медведь: Уважаемые дети!
Дорогие малыши!
Сказку мы вам рассказали,
                как могли – от всей души!
Я желаю вам здоровья и, быстрее подрастать!
Незнакомые предметы
НИКОГДА НЕ ПОДБИРАТЬ !

                (Никульникова Марианна)

                КОНЕЦ СКАЗКИ



Этот сценарий сказки-беседы является первой частью методических рекомендаций по профилактике табакокурения и наркомании у детей.
Вторая часть- "Старая сказка на новый лад. За здоровье нации "Лунная трава"

 





 


Рецензии