Разностопные строфы. Строка и сдвоенная строка

Из http://www.stihi.ru/2011/11/14/5256

В конкурсных пакетах «Мастер класс по стихлсложению» мне встретилось довольно много стихов, написанных  строфами с разным количеством стоп в строках.

Небольшое отступление.

В теории стихосложения вместо термина «строка» часто (и правильнее) употребляется термин «стих» (не путать это с жаргонным «стих», которым мы  ошибочно именуем свое «стихотворение» - наше поэтическое произведение)
СТИХ (СТРОКА) – это часть стихотворения до первой цезуры (паузы), если речь идет о нерифмованном стихотворении (одной из разновидностей верлибра),
или до первой рифмы – если мы говорим о  рифмованном стихотворении.
Сдвоенная строка  (как правило, она содержит внутреннюю рифму) – это строка, состоящая из двух полустрок или двух стихов. При чтении в местах стыковки полустрок мы всегда делаем паузу.

 Каждый стих графически правильнее всего начинать с новой строки и с заглавной буквы. Впрочем,  это правило желательное, но не обязательное. Автор (желающий запудрить мозги неопытным судьям) может записать свое стихотворение, как ему угодно, лишь бы его внутренняя структура была правильной.
 
Приведу два собственных примера стихов со сдвоенными строками:
«Ждет осень у реки, где лето шагом пешим
Ушло… на сердце груз, трава поникла в поле,
Желтеют колоски осоки, плачет леший,
Участок дачный пуст, - конец теплу и воле»

Стихотворение написано сдвоенной  строкой с внутренней рифмовкой (реки-колоски, груз-пуст). Каждая графическая строка здесь состоит из двух полустрок или из двух СТИХОВ, между которыми при чтении делается пауза.
 
Если вы пишете рифмованным стихом и сдвоенная строка у вас длинная, то внутреннюю рифмовку делать обязательно – иначе будет плохое звучание (слух, в отличие от зрения, не обманешь!). При небольшом числе слогов  по желанию автора сдвоенная строка может обойтись и без внутренних рифм:

«Облака, словно лебеди, (ц) тихо плывут в поднебесье,
Отыскав в синеве (ц) белопенную, дружную стаю.
Под стрехою сарая (ц) с рассвета доносится песня,
Кто-то тенькает звонко, (ц) но имени птички не знаю»

Здесь каждая строка состоит из двух коротких полустрок, требующих паузы (цезуры), но внутренняя рифма не использована.

Вернемся теперь к нашей основной теме – поговорим о стихах, где строфы имеют  разностопные строки. То есть, все стихотворение  написано в одном метре, а количество стоп в разных строках – разное.

Рассмотрим несколько примеров из конкурсного пакета.

№1.
Четные и нечетные строки отличаются по количеству стоп
Ямб (5-2-5-2) (в данном примере ямб не совсем чистый по звучанию).

01 01 01 01 00
01 01
01 00 01 01 00
01 01

Деревья…Ветви вверх воздетые…
В сплошном строю…
Затерян между ними где-то я…
Увы… Стою…

У неба ничего не просим мы…
Молчим…
Стоим мы на пороге просини…
Мочимы…
                (Алекс Коган – Автор СТИХИ.РУ)

№2
Шестистрочник  разностопный (3-1-3-3-1-3), строчный логаэд: ямб, хорей

01 00 01 0
10
01 00 01
01 00 01 0
10
01 00 01

Безликая богиня
плачет
над сводом облаков.
В душе моей пустыня,
значит
не будет больше снов.

Безумные виденья
станут
убежищем души.
А в солнечном сплетеньи
давит
желанье просто жить.
                (Анастасия Салмина- автор СТИХИ.РУ)

№3
Разностопный хорей (4-2-4-2)
10 10  00 1
10 1
10 10 00 1
10 1

Небо вышито шатром
цвет-дугой,
травы стелются ковром
под ногой.

Я во поле босиком
побегу.
Ждут ромашка с васильком
на лугу.
                (Нина Морозова 2- автор СТИХИ.РУ)

№4
Пример стихотворения с единственной, отличающейся от других по размеру строкой (в данном случае – первой), здесь она состоит из одного слова (одного слога, односложной стопы).
Пятистрочник ааббб (1-2-2-2-2), где а=концевой рифме второй строки,
Логаэд: односложник- анапест

1
001 001
001 001
001 001
001 001

ЛОЖЬ!
Все признания - ложь.
Вот Иуда стоит,
О любви говорит,
И монетой звенит...

БОЛЬ!
От предательства боль.
С нами рядом не стой -
Выбрал путь, но не свой,
Уходи, Бог с тобой...
                (Александр Загумённов- автор СТИХИ.РУ)

№5.
Еще один похожий пример, где строки иного числа стоп находятся в начале и в конце строфы.
Девятистрочник (1-5-5-5-5-5-5-5-5-1)  (а) аааБББс(с). Логаэд ямб-анапест.
(1 строка из одного слова повторяет последнее слова второй строки, последнее слово 8-ой строки повторяет единственное слово 9-ой).

010
01 001 001 001 001 0
01 001 001 001 001 0
01 001 001 001 001 0
01 001 001 001 001 0
01 001 001 001 001 0
01 001 001 001 001 0
01 001 001 001 001 0
01 0

Я холод,
Пронзающий пыльную землю неистовый холод.
Мой крошечный мир был судьбою на части расколот.
Удел мой терзать днем и ночью безжизненный город.
Проклятье мое – моя вечная ненависть к свету,
Враги мои спят в пережитках потухшего лета,
Холодное сердце мое жаждой мести согрето.
Я резкий бездомно-кочующий северный ветер,
Я ветер.
                (Сергей Калашников-Сухоруков – автор СТИХИ.РУ)

№6.
Пример стихов, где все строки разнятся по количеству стоп.
Семистрочник АбССбАб (3-3-2-2-1-3-3), амфибрахий с мужской и женской клаузулой (окончанием)

010 010 010
010 010 01
010 010
010 010
01
010 010  010
010 010 01

А жизни похожи на реки,
Вот только текут к небесам.
тот жадный – обидно.
тот наглый – ехидна.
тот – хам…
И всё-таки храм в человеке,
в котором он молится Сам!
                (Поляна Липецкий –автор СТИХИ.РУ)

№7.
Очень интересное и сложное по структуре стихотворение:
шестистрочник: аБссБа  (5-5-2-2-5-5),  логаэд строчный и стопный: анапест-ямб .
001 001 001 001 01
001 001 01 01 001 0
001 001
001 001
001 001 01 001 01 0
001 001 001 01 001

Завяжи мне глаза, чтоб не видеть, что ты ушёл.
Я для верности их ещё прикрою руками.
Только сердце опять
В затяжном, и плевать,
Что со свистом несётся вниз, словно чёртов камень.
Я твержу по привычке, как мантру: «всё хорошо».

Я сажусь, как обычно, под вечер к окну за стол,
И стараюсь поменьше смотреть на огни и дорогу.
Только тронь, зазвенит
Тишина. Динамит
За спиной, там, где крылья. И я поджигаю бикфордов,
Исступлённо глядя в мигающий монитор.
                (Наталья Шохина- автор СТИХИ.РУ)

№8. 
Весьма нестандартное стихотворение (и не думаю, что эта нестандартность что-то прибавила его форме!), где использована попарная рифмовка катрена, строки разной стопности нарастают по длине, а ритм – смешанный: то ли грязный  логаэд, то ли -акцентный стих. Катрен ААББ (5-5-6-10)

01 01 00 001 01 0
01 01 01 001 01 0
01 01 001 01 001 01 0
001 01 01 00 01 01 01 01 00 01 0

Закат в полнеба. И облака алеют.
Смешно. Большая, вроде, но вот не смею
дать волю чувствам. А ведь могла бы. Имею право.
Но, к чему слова, тем более тогда, когда они становятся отравой?!

Закат пылает. И облака в нём тают.
Грешно. Большая, вроде, но вот посмела
дать волю чувствам. И … промолчала – имела право!
Но, зачем казнить?! Тем более того, для вас кто стал смешною лишь забавой?!
                (Валентина Трофимова –Автор СТИХИ.РУ)

№9.
Еще один пример с переменной длиной строки: катрен АбАб (5-7-10-7), ямб с плавающими пиррихиями и тоже не совсем выверенный по ритму.

01 01 01 00 01 00
00 01 01 01 01 00 01
01 01 01 00 01 00 01 00 01 00
01 00 01 00 01 00 01

Каштан включил зелёные фонарики...
И осветил во всей красе посадские платки.
Хозяйка Осень листья разложила, как цукаты и сухарики.
Мне кажется, что все они так паточно сладки!

В горошек зонтики грибов. И бабочки
после дождя вспорхнули ярким фейерверком из-под них.
А дуб развесил жёлуди. Из глины будто: лапоточки, тапочки,
напомнив *Спуск Андреевский в предпраздничные дни.

А писем столько! Что Весной отправлены...
Не успевает Осень в пик сезона все их перечесть.
А в них стихи, рисунки, сказки позолотой солнышка подправлены.
Я помогу их прочитать. Оказана мне честь.
                (Наталья Шалле- автор СТИХИ.РУ)

№10.
Данный пример интересен тем, что несмотря на сформированные строфы, их содержание плавно переходит из одной в другую – предложение начинается в одной строфе, а заканчивается в следующей.

Шестистишие  с треугольной рифмовкой АБСАБС (2-2-1-2-2-1), дактиль.
100 100
100 100
100
100 100
100 100
100

Листик за листиком,
Красные, жёлтые
Падают.
Неба свод чистенький,
Ветками колотый.
Радуга

С тучи спустилась и
Вдоволь красуется
Платьицем,
Вдруг обессиленно
В серость обуется.
Платится

Долг перед осенью
Жёстко и дорого,
С приставом.
Сгинет ведь, Господи,
Модница гордая...
Пристален
                (Милада Кондратьева- автор СТИХИ.РУ)

На сегодня примеров хватит. В следующих раз мы продолжим разбор других интересных приемов стихосложения, встретившихся в летнем конкурсном пакете «Мастер класс».

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/12/14/5079


Рецензии
Благодарю Вас за статью! Давно соображал, как же назвать такие стихи, в которой в каждой строчке была бы произвольная длина строки, и по ошибке называл их верлибрами. Теперь буду знать, что они называются разностопными, хотя в списке рубрик они и не значатся)

Дмитрий Арутюнович Романов   10.03.2024 21:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Дмитрий, за отклик!

Рубрики имеют отношение к жанру - содержанию стихотворений, а разностопность - это форма строфы. Одна из множества форм.
С уважением!

Творческая Мастерская Алкоры   11.03.2024 07:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.