Ана Бландиана. Диалог

— Заметь, — сказала мне моя приятельница, размышляя о женской психологии, — ряды вольных и невольных холостячек, старых дев пополняются не дурнушками без претензий, а как раз особами, которые из-за своих повышенных претензий остаются ни с чем.
— Вот и неудачники тоже, — подхватила я, — никогда не выходят из массы тех, кто не хватает звезд с неба и довольствуется своей скромной долей счастья, а из больших честолюбцев, из тех, кто пытается превзойти себя и разрывается между ненасытной мерой мечты и съежившейся меркой факта. Что не мешает тому, кто никогда ни на что не замахивался, смеяться над тем, кто бесконечно выше его, кто дерзал и потерпел крах, как будто попытка превзойти самого себя — это позор, который смывается только успехом.
— Сама по себе невзрачность, — развивала свою идею приятельница, — не дает гарантии благонравного поведения, так же как красота — большей его свободы, скорее наоборот. Красивые девушки — чаще всего недотроги, и потому что горды, и потому что молодые люди перед ними робеют, тогда как дурнушки, которые не очень-то могут рассчитывать на успех — или вообще не могут— пускаются во все тяжкие, ловят минуту, наседают, штурмуют, используют все средства и таким образом завоевывают нерешительных, застенчивых, ленивых, закомплексованных, то есть большинство.
— Вот и талант тоже, — заметила я, — не дает гарантии успеха. Вечно углубленный в себя, вечно сам себя терзающий, он не умеет «обставить» выход в свет своей книги — у него не находится ни времени, ни желания. Ценя суть и не вникая в обстоятельства, талант даже с этим выходом в свет — триумфальным пиком долгого и мучительного процесса — может выступить невпопад и вызвать только раздраженные отклики. Зато бездарный, всегда знающий, чего он на самом деле стоит, хотя бы он и демонстрировал высокое мнение о себе, — тщательно, с соблюдением всех условий, готовит выход себя в свет; он выбирает день и час, когда появиться с рукописью, ждет благоприятного расположения звезд и нужной фазы луны, он знает, кто первым должен увидеть рукопись, и кто первым похвалить книгу; на самотек ничего не пускается, выгодные места выставляются на свет, теневые служат созданию флера, все до мельчайших подробностей продумано, как в настоящем произведении искусства: успех обеспечивается с артистизмом и научной точностью.
— А что, если, — возразила моя собеседница, — этот несправедливый закон есть только проявление более глубокой мудрости природы, уравнивающей так своих подданных. К количеству счастья, которое красота дает одним своим существованием, можно приблизиться энергичными усилиями по устройству личной жизни.
— А что, если,— добавила я,— это возмутительное неравенство есть только форма мировой мудрости, нашедшей средство уберечь высокий дух от выхолащивающего действия успеха и сохранить в неприкосновенности его творческую силу и счастье?
— Тогда почему, раз таким образом обеспечивается равновесие, некрасивые девушки ненавидят красивых?
— Тогда почему же все-таки, раз таким образом поддерживается гармония вселенной, бездарь не устает ненавидеть талант?

Перевод с румынского Анастасии Старостиной


Рецензии
Оччень любопытный диалог! Уже прочитался, но всё равно недостаточно - для того, чтобы понять верность хода логической мысли. - На первый взгляд не придерёшься, а посмотрим, как на второй-третий!)) Знаете, Асенька, ВНЕШНЕ всё безукоризненно, но жизнь такая странная штука! - В ней часто логика пасует перед алогичным! - Красота иногда комплексует, и девушка становится игрушкой, а не объектом гордости. Красивым могут нравиться страшненькие - иногда даже уродство притягивает... А что касается любви-ненависти, тут с Бландианой не поспоришь: бездари ненавидят талантливых, некрасивые - красивых. Но опять же - совсем необязательно ТАК! - И внутри группы могут быть недружественные, скажем, отношения!)) - Посмотрите, что делается на конкурсах красоты!- Да они разве что кислотой не поливают друг друга - хотя, наверное, и это бывает! - А ведь ВСЕ красивые! Но ведь еще и - соперничество! - Об этом факторе мы с Вами говорили в другой связи. - Получается, что ДУХ соперничества может действовать как позитивно - стимулировать работу над собой, так и наоборот - разрушать человека недовольством своим местом, завистью и прочим... А вот насчёт талантливых ИЗДАТЕЛЕЙ получилось смешение родов деятельности.- Независимо от того, какой он автор, издатель может быть и такой - талантливый, и напротив, неловкий - такому лучше передать эту работу в опытные руки. - Вам это известно не понаслышке! Вот что у меня получилось по размышлении над заданной темой))) А вот про ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ даже не берусь судить! - НАМ НЕ ДАНО ПРЕДУГАДАТЬ - что там наверху? какие планы про нас? за что получаем шишки и пряники (иногда и это не сразу понятно)? А что касается ГАРМОНИИ ВСЕЛЕННОЙ то, возможно, она как раз в этом постоянном колебании Весов (или маятника)?.. Благодарю, дорогая моя, за ПИЩУ!))

Наталья Коноплёва -Юматова   02.12.2011 17:33     Заявить о нарушении
У Вас хороший аппетит на пищу для ума, дорогая Наташа, угощать такого гостя чрезвычайно приятно.
Правда, это эссе Бландианы мне кажется несколько лобовым. Чересчур прямолинейным для нее. Все-таки она чаще задает вопросы, чем расставляет оценки. Но вот про высшую заботу о том, чтобы уберечь дух, мне по душе: про "форму мировой мудрости, нашедшей средство уберечь высокий дух от выхолащивающего действия успеха и сохранить в неприкосновенности его творческую силу и счастье".

Анастасия Старостина   05.12.2011 13:21   Заявить о нарушении