Образование СССР

********************************
На протяжении нескольких столетий шел процесс расширения России, завоеванные территории включались в состав государства. Таким образом, колониальный тип экспансии в России не сложился. Для того, чтобы сгладить цивилизационные различия, государство стремилось создать русскоязычные анклавы в присоединенных территориях, превращая их в опору власти. Анклавы создавались за счет перенаселения русских на новые территории и за счет приобщения к русскому языку, русской культуре части местного населения. Огромную роль в обеспечении стабильности и устойчивости этого многонационального сообщества играло централизованное унитарное государство при доминировании одного народа - русского. На всей территории России существовало единое административное деление, единая система делопроизводства и суда, единое правовое и экономическое пространство. Деление государства на части осуществлялось исключительно по административному принципу. Основная единица территориального деления - губерния; во главе губерний губернаторы, подчиненные царю. Все народы могли использовать общий экономический потенциал. Постепенно складывался рынок, который скреплял экономику. В ходе реформ Россия перешла к индустриализации. Но одновременно приобрела утяжеленную структуру экономики, сдерживающую оборачиваемость капиталов, требующую постоянного потока колоссальных инвестиций. Формировались структуры характерные для западных стран: финансовый капитал, развитая банковская система, акционерные общества. Шло формирование социально-классовой структуры, характерной для западного общества. Рабочие в основном выходцы из крестьян, приносили в город общинную психологию, приоритет коллективизма, антисобственнические настроения. Черты западного рабочего: индивидуализм, конкуренция, стремление к личному благосостоянию небыли характерны для российских рабочих. Чем динамичней развивался западный уклад, тем острее становились социально-классовые противоречия; нарастала классовая борьба в формах, характерных для фабрично-заводской стадии. Причины заключались в том, что в условиях самодержавия существовали жесточайшие формы эксплуатации, тяжелейшие условия труда и быта, Быстрое развитие такого уклада вело к формированию гражданского общества, горизонтальных связей, появлению политических течений, объединений по профессиям. Следовательно, само по себе развитие западного уклада порождало необходимость изменения системы власти. Развернувшаяся революция 1905-1907 г.г. была первой из тех, которые предоставляли собой попытку снизу разрешить накопившиеся противоречия и решить проблему цивилизованного пути развития. В этот период основная масса населения стояла вне политики и боролась за улучшение жизни в рамках своего уклада. Именно в этот период сложилась российская многопартийность, сформировались общественные идеалы, которые не имели аналогов ни в западной, ни в восточной политических культурах. С развитием массового рабочего движения появилась РСДРП (1898 г.), которая после революции 1905-1907 г.г. распалась на две самостоятельных партии: большевиков и меньшевиков. Большевизм аккумулировал антикапиталистические настроения в среде рабочих, антисобственнические настроения в среде крестьян. Большевики считали вооруженное восстание единственно эффективным средством для борьбы с царизмом. Падение самодержавия (февраль1917 г.), объединило страну, которая стремилась к демократии, свободе, процветанию, но провозглашение Советской власти, в результате переворота большевиков (октябрь 1917 г.), подтолкнуло общество к открытому вооруженному противостоянию - Гражданской войне. Прибалтика. Значительная её часть была оккупирована Германией, остальная входила в полосу Северного фронта. Кроме того, Рига, Ревель и др. порты были базой Балтийского флота. Войска и флот в значительной мере находились под влиянием большевиков, в том числе латышские стрелки (части, входившие в 12-ю армию). Сильным было и влияние революционного Петрограда. Благодаря революционным солдатам и матросам, а также при активном участии латышских стрелков была провозглашена Советская власть в неоккупированной части Прибалтики - это Эстляндия и часть Латвии. Но просуществовала она недолго. В феврале 1918 г. началось наступление немецких войск и Советская власть пала. После поражения Германии в Мировой войне Литва, Латвия, Эстония однозначно отвергли советский выбор и стали развиваться независимо, по западному пути. Кавказ также не принял Советской власти. Там возникали и распадались государственные образования, шла сложная борьба за самоопределение. Здесь рядом соседствовали и зеленое знамя, и знамя буржуазной демократии. Лозунг Советской власти поддерживало русскоязычное население. Сразу же возникло крупное государственное образование в Закавказье - Закавказская федеративная республика. Однако она просуществовала недолго и распалась. В мае 1918 года образовались независимые государства - Грузия, Армения, Азербайджан. Кавказский регион находился в полосе Кавказского фронта. Хотя он был малоактивен, воинский контингент был довольно значителен, но повлиять на ситуацию не смог. В Бессарабии была объявлена Молдавская народная республика, во главе которой стал "Сфатул - Церий" - Краевой Совет. В феврале 1918 года было принято решение о присоединении к Румынии. В Крыму татарская партия " Милли - фирла" создала правительственные органы и формировала татарские воинские части. Крупной административной единицей дореволюционной России был Туркестан, в котором проживало десять миллионов в основном исповедующего ислам населения, 650 тысяч человек - русскоязычных. Западный тип развития (капитализм) был представлен слабыми очагами, население в которых было русскоязычным: транспортные узлы, нефтедобывающая промышленность и т.п. Рабочий класс составлял всего 40 тысяч человек и был русским на 80 %. Русскоязычное население, которое было политически активным, поддерживало Советы как демократическую форму организации власти. Из политических партий наибольшим влиянием пользовались эсеры и социал-демократы. Либеральные партии имели небольшое число приверженцев. Среди коренного населения Туркестана развивалось мощное мусульманское движение. Возникли мусульманские партии: Шура - и - Ислам, Шура - и - Улема, Алаш и другие. Краевой съезд мусульман отметил: "...Пути к самоопределению мусульман и к достижению ими общечеловеческого прогресса не могут быть иными, как только те, как указано в Коране и Шариате, а потому мусульмане не могут примкнуть к одной из существующих в России политических партий и принимать участие в их партийной борьбе".(1*) По вопросу о власти Туркестанский съезд мусульман занял такую позицию: "...Местная власть должна быть сконструирована из представителей самих мусульман, с участием иных политических организаций в соответствующем количестве; ... сосредоточение власти в руках военных, рабочих и крестьянских организаций, состоящих из небольших групп случайных людей, не отвечает демократическим принципам и не может гарантировать правильного устроения жизни коренного мусульманского населения на началах свободного самоопределения".(2*) В ноябре 1917 года в соответствии с решениями III съезда Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Туркестана был создан Совет Народных комиссаров в количестве 14 человек. Ни одного представителя мусульманского населения среди них не было. Почти одновременно (с разницей в несколько дней) IV Чрезвычайный общемусульманский съезд в Коканде объявил Туркестан автономным вплоть до Учредитеного собрания и образовал Временное правительство из представителей мусульманского движения. Это свидетельствовало о начале гражданской войны. Советский выбор нашел поддержку в промышленных центрах Украины и Белоруссии, где было много русскоязычного населения и далеко зашли процессы русификации, - Харьков, Екатеринослав, Донбасс. Здесь была выражена поддержка СНК. Однако в большинстве украинских районов Советскую власть в русском варианте не приняли. После падения самодержавия на Украине начали возникать национальные органы власти - Рады (Советы). Центральная Рада взяла курс на автономию в рамках российского государства. Теперь же было заявлено о независимости Украинской народной республики от Советской России, власть перешла к Центральной Раде. Те же процессы, но в более мягкой форме, происходили в Белоруссии, которая также стремилась к независимому развитию. Надо отметить, что выбор Белоруссии и Украины по существу тоже советским, но в своей национальной форме. Украина, например, решительно отказалась признать Советы Народных Комиссаров и русифицированные Советы на местах, где заправляли большевики, но поддержала свои, национальные Рады (Советы). Несмотря на совпадение демократических идеалов, Украина и Белоруссия стремились избавиться от мощного русифицирующего влияния и хотели независимости. Большевики, опираясь на русскоязычное население, начали открытую войну против Украины. Учитывалось и наличие российских войск на территории Украины - Юго-Западный и Румынский фронты. Опираясь на Донбасс и металлургический Юг, Совет Народных Комиссаров победил. В феврале 1918г. была провозглашена Советская власть на Украине. Процесс распада коснулся и собственно территории Великороссии. Разрушались привычные связи, возник конгломерат самоуправляющихся территорий: трудовые коммуны, федерации трудовых коммун, карликовые республики. Несчетное число правительств существовало на территории России. Могучая держава, включавшая огромную территорию на двух континентах, распалась, произошла полная дезинтеграция страны. Она была охвачена пожаром гражданской войны. Общество, продемонстрировавшее в ходе революции безусловное стремление к демократии, срывалось в хаос. На последний этап гражданской войны пришелся наиболее тяжелый период в восстановлении государства: образование СССР. Унитарность старой России, тесная взаимосвязь экономики различных районов подталкивали к объединению. Очень остро стояла проблема восстановления экономических связей. РСФСР нужны были нефть Кавказа, уголь Донбасса, а Кавказу - украинский хлеб, уральский металл и т.д. Экономическое положение во всех районах было ужасающим после мировой и гражданской воин. Преодолеть разруху, нищету без восстановления связей, без взаимной помощи было невозможно. Тяжелое положение объективно толкало к сближению с РСФСР, восстановлению экономических связей. Оно началось первоначально на договорной основе. Сложная система договоров, заключенных РСФСР с молодыми государствами, образовавшимися в национальных районах, позволяла наладить транспорт, восстановить хотя бы в какой-то мере экономические связи. Положение в большинстве молодых государств было трудным. Разрыв хозяйственных связей привел к упаду экономики. Расчет на помощь иностранных государств не оправдался. После распада Закавказской федеративной республики в Грузии утвердилось меньшевистское правительство. Глава правительства Н. Жордания, хотя и был марксистом, но заявил, что в Грузии необходимо "создать буржуазный строй".(3*) Были упразднены Советы рабочих и солдатских депутатов, представлявшие русскоязычное население городов, началось создание парламентской системы. Однако иностранные капиталы отнюдь не хлынули в нестабильную, слабую Грузию. Её раздирали межнациональные противоречия и внутренние конфликты. Реальной была угроза распада молодого государства. Власти ввели войска в Осетию для подавления национального движения, отказались предоставить право на самоопределение Абхазии и Аджарии. Рабочий класс, в основном русский по национальному составу, поддерживал большевиков, стремился вернуть Грузию в Россию. Его разогревала компартия, которая являлась частью РКП(б) и управлялась из Москвы. Н. Жордания в одной из своих последних речей сказал: " Мы дошли до катастрофы ".(4*) Отношения между государствами складывались трудно. На Кавказе уже в 1918 году из-за территориальных претензий Армении вспыхнула армяно-грузинская война. Только в результате вмешательства англичан военные действия были прекращены в декабре 1918г. В 1919-1920г.г. развернулась армяно-азербайджанская война из-за территории со смешанным населением: Нагорных Карабах; Нахичевань и некоторые другие районы. Азербайджанское правительство стремилось использовать помощь мусульманской Турции для решения своих проблем. Это вызывало крайнюю обеспокоенность дополнительную напряженность на Кавказе. Нестабильность - внутренняя и внешняя - порождала желание опереться на чью-то твердую "руку", которая навела бы порядок. После ухода англичан "руку" могла протянуть только РСФСР. Особую заинтересованность в восстановлении унитарного государства проявляли русскоязычные анклавы. Именно они решили судьбу большинства молодых государств. Исключение составили Финляндия, Польша, Прибалтика. Уровень экономического развития был здесь достаточно высоким, национальный состав более однородным. Им удалось избежать разрушительных внутренних конфликтов. Они получили помощь европейских государств, поскольку эти территории всегда рассматривались как часть Европы, а русскоязычные анклавы в этих регионах были малочисленны. Для русского населения восстановление державы являлось как бы обретением национального достоинства, восстановлением привычного мира. Русскоязычные анклавы в национальных районах выступали за воссоединение в РСФСР. Русские жили преимущественно в городах, значительная часть рабочих - также русские. Русскоязычные анклавы стремились к возрождению единого государства, в котором они чувствовали бы себя защищенными. Чем мощнее были русские анклавы, тем безболезненней прошел процесс возвращения в унитарное многонациональное государство. Однако сложность заключалась в том, что объединение было возможно только на основе большевистской системы, внедрение которой в самостоятельных государствах происходило под лозунгом Советской власти и получило название "советизации". Большевики считали, что восстановление государства необходимо в интересах классовой борьбы и перехода к социализму. Советизация молодых государств произошла довольно быстро. Решающими явились три фактора: 1) русскоязычные анклавы; 2) вооруженная поддержка Красной Армии; 3) коммунистические силы, выступавшие под лозунгом Советской власти. В быстрой советизации сыграло роль то, что в условиях развала государства РКП(б) сохранила всероссийскую организацию, имела связи и осуществляла руководство организациями в национальных районах, а также вела подпольную работу, направленную на свержение национальной власти и воссоединение с РСФСР. Действия большевиков по восстановлению огромного государства находили оправдания в глазах русскоязычного населения. Красная Армия, которая в большинстве состояла из русских, принимала активное участие в восстановлении державы. Переход к НЭПУ, частичное восстановление рыночных отношений также способствовали объединению. Белоруссия была значительно русифицирована. В городах преобладало русское и еврейское население. Именно оно было политически активным. Белорусы жили, в основном, в сельской местности. В Белоруссии движение за национальное самоопределение не было ярко выраженным, не было большого числа сторонников создания собственной национальной государственности. После провозглашения Советской власти в Белоруссии в 1919 году лишь под давлением ЦК РКП(б) была образована Белорусская Советская Социалистическая Республика, которую признал ВЦИК РСФСР. Просуществовала она недолго. В августе 1919г. была захвачена польскими войсками. В ходе советско-польской войны в 1920г. республика вновь была восстановлена. Мощными были русскоязычные анклавы и на Украине. Она являлась одной из наиболее развитых промышленных областей Российской империи, здесь находился довольно многочисленный отряд промышленных рабочих, большинство которых составляло русское и русскоязычное население. Городское население было в основном русскоязычным. Именно русскоязычное население решило судьбу Украины. На Кавказе русскоязычные анклавы были небольшими, но они также, как правило, были городским населением. Рабочий класс в крупных промышленных центрах был в основном русский. Что касается среднеазиатских регионов, где русскоязычные анклавы были по сравнению с основной массой населения абсолютно немногочисленными, то для них, наряду с влиянием русского политически активного населения, остро стояла проблема ускорения развития, преодоления нищеты, ликвидации неграмотности. При почти полной неграмотности населения, кочевом и полукочевом образе жизни большинства народа не было возможности создать государство и решить свои проблемы без помощи России. В 1920-1922г.г. произошла "советизация" Закавказья. Опора была сделана на русскоязычные анклавы, большевистские организации, которые починялись ЦК в Москве, и Красную Армию (РККА). Модель установления Советской власти во всех закавказских государствах была однотипной. Например, в Азербайджане большевистский Временный революционный комитет во главе с Н. Наримановым поднял восстание против правительства и, не имея надежды на победу, призвал на помощь 11-ю армию РККА, которая и установила власть Советов в этой стране. Подобным же образом с небольшими нюансами развивались события в Грузии и Армении. Социальная база большевистской власти была крайне узкой во всем закавказском регионе. Влияние меньшевиков в Грузии, дашнаков в Армении, мусаватистов в Азербайджане было весьма значительным. Чтобы удержаться, власть применяла силу. Провозглашение Советской власти в Туркестане В1917г. привело к объявлению независимости от России Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Их "советизация" произошла в1920г. по приведенному выше сценарию: подготовка большевиками вооруженного восстания и призыв от имени народа к Красной Армии. Советизация районов открывала дорогу для сближения, затем и объединения в единое государство. Следует отметить, что советизация перекрыла попытки национального самоопределения, обретения народами своей судьбы, но одновременно прекратила кровопролитие, конфликты, стабилизировала условия для естественной жизни людей. Дальневосточная республика (ДВР) была создана в Приморье и Забайкалье в 1920 году. Большевики не могли рассчитывать на мирное установление своей власти на Дальнем Востоке, а на военное решение не хватало сил. Важно было вытеснить японских интервентов с опорой на местные силы. Относительная удаленность от центра, отсутствие сил у центральной власти привели к тому, что в ДВР начал складываться западный тип политической системы, парламентский, с многопартийной демократией. Было создано Учредительное собрание, сформировано многопартийное правительство, В правительстве преобладали социалисты меньшевики и эсеры. Программа правительства ДВР включала декретирование всех демократических прав и свобод, отмену частной собственности на землю, леса, воды, крупные промышленные предприятия. Церковь в ДВР была отделена от государства. Мелкая, так называемая трудовая собственность признавалась. По мере стабилизации в европейской части России большевики прибрали "к рукам" ДВР. Но она так и не была жизнеспособной - этот регион не мог существовать самостоятельно. Он не обеспечивал себя, испытывал сильное давление Японии и Китая. Выбор был неизбежен либо в чистом виде капитализм Запада, либо большевики. Удержаться на половинчатых требованиях было невозможно. В1922 году ДВР вошла в состав РСФСР. Советизация национальных районов бывшей России, подчинение их большевистскому контролю сделало объединение неизбежным. Украина, Белоруссия, Армения, Азербайджан, Грузия были объявлены советскими, формально независимыми республиками, но фактически управлялись из ЦК РКП(б). Необходимо было выработать легальные формы объединения, которые бы не дестабилизировали ситуацию. Важно было сохранить некоторые атрибуты независимости, отлеживаться от ничем не прикрытой унитарности дореволюционной России. Платформа для объединения и организационные формы обсуждались и дискутировались в ЦК партии большевиков. Важно было провести это так тонко, чтобы не вызвать новый развал и новую гражданскую войну в национальных районах. И.В. Сталин предлагал включить советские государства в состав РСФСР на правах автономных республик (план "автоматизации"). В.И. Ленин, который был непревзойденным политиком, прекрасно понимая опасность резких движений в национальном вопросе, хотя был уже безнадежно болен, из последних сил пытался повлиять на процесс воссоздания единого государства, стремился придать процессу легитимность. "...Лучше пересолить в сторону уступчивости и мягкости к национальным меньшинствам, чем недосолить",(5*) - писал он. Во многом, хотя и не во всем ему удалось направить работу в относительно безопасное русло. Было провозглашено создание федеративного союза равноправных государств РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (в составе Грузии, Азербайджана и Армении) с правом для каждой республики выхода из этого союза. Процесс создания союзного государства должен был демонстрировать полный разрыв с прошлым. Не единое государство, а союз национальных республик, что закрепилось в новом названии страны Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Верные лозунгу права нации на самоопределение, большевики в основу образования СССР закладывали национальный принцип. Республики сохраняли атрибуты государственности: совнаркомы, наркоматы, ЦИК, ЦК национальных компартий и т.д.. Часть полномочий передавалась центральным органам власти. Характерно, что требования национальной программы большевиков не распространялись на русских. В ходе подготовки образования СССР и в ходе его становления дискутировался вопрос о государственности русских. Позиция лидеров большевиков была противоречивой. С одной стороны, они выступали за право нации на самоопределение. С другой - они стремились к образованию больших государств в интересах классовой борьбы и перехода к социализму. На практике, это также вызывало двойственность: признание права на существование национальных республик - Украины, Белоруссии, а с другой - создание РСФСР, Закавказской федерации (несмотря на упорное сопротивление Грузии). Эта противоречивая двойственность, как ни странно, способствовала гибкости в национальном вопросе. Но интересы русских как народа ни при каком варианте не принимались в расчет. Несмотря на дискуссии, продолжавшиеся в 1925 году, вопрос о русской государственности решен не был, Он и не мог быть решен положительно. Русские люди расселились по всей территории России: они живут и в Башкирии, и в Киргизии, и на Кавказе, и в других местах. Упирая на национальную государственность, большевики закладывали мину под русскоязычное население, Которая взорвалась в наши дни. В силу неоднородности состава населения на российской территории невозможно было образование национальных государств. Государства, если они возникают после распада, неизбежно должны строиться по принципу гражданства и равных прав. Иначе они превращаются в арену гражданской войны. Европейские государства, которые возникали на принципах национального суверенитета, пройдя трудный путь на протяжении своей истории, пришли к этому выводу. Подготовка официального провозглашения союзного государства осуществлялось по партийным каналам. Легитимность, то есть законность, подлинность, одобрение народа, также обеспечивалась партийными структурами через соответствующие органы. В постановлении комиссии Пленума ЦК РКП(б) от 21.11.1922 г. говорилось: " Преложить ЦК компартии независимых республик провести на предстоящих съездах Советов Закавказья, Украины, Белоруссии "Основы Конституции Союза республик " как директиву уполномоченных от этих республик делегациям в Москву на съезд Советов по заключению договора. "...Предложить тем же национальным ЦК позаботиться о том, чтобы полномочные делегации были снабжены мандатами на подписание Договора о Союзе Социалистических Советских Республик".(6*) В декабре 1922 года съезды Советов Украинской ССР, Белорусской ССР, ЗСФСР и РСФСР приняли решение об образовании Союза ССР. 30 декабря 1922 года состоялся 1 съезд Советов СССР, на котором с докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин. Он предложил утвердить Декларацию и Договор об образовании СССР и "...вписать тем самым новую главу в историю человечества".(7*) Съезд утвердил в основном Декларацию и Союзный договор. Предстояла ещё их доработка, подготовка Конституции СССР. Но главное свершилось. Создавая СССР, советская по форме, но партийная, по сути, большевистская система власти путём установления жестких вертикальных связей восстановила распавшееся общество уже через пять лет после развала России. Общество обрело стабильность, но заплатило за это дорогую цену: страна понесла колоссальные людские и материальные потери, были утеряны механизмы саморазвития, которые заменило насилие.
...
********************************


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →