Жизнь каждого человека зиждется на вере в некий ид
Жизнь каждого человека зиждется на вере в некий идеал, целесообразность которого определяется степенью развития его интеллекта. Нет разума без веры. Вера - это инстинкт, не обусловленный каким-либо определенным действием; верить можно во все, но ни во что не верить - нельзя. Умение предполагать изначальное качество, присущее человеку. \ Любознательность к познанию причин заставляет людей переходить от наблюдения последствий к отысканию их причин, а затем к отысканию причин этих причин, так что в конце концов они должны прийти к тому заключению, что есть некая причина, которая не обусловлена никакой предшествовавшей причиной, а является вечной. И эту первую причину люди называют богом. \Форма человеческого мышления представляет собой синкретическую систему знаков и символов, формирующуюся из образов отражения внешней и внутренней природы. Если способность интеллекта не позволяет, в достаточной степени, проанализировать возникающие ситуации и явления, то доминантой существования делается страх, который, являясь инстинктом, в отличии от веры обусловлен незнанием того, что его вызывает. По мере объяснения причинности устраивается лучший для себя способ существования. Складывается определенное мировоззрение; знание отделяется от незнания, отличаясь тем, что позволяет создать свою, особенную истину, которую принимают незнающие, ибо терзаются страхом; они всегда будут нуждаться в определенности, ждать лучшего и стремиться к нему; им надо только, время от времени, показывать дорогу. \ Религия есть система последовательно развертываемых символов. \ В какой бы форме не выражалась религия, она всегда есть отношение конкретного человека к воображаемому им миру. Но, при этом, человек не может отделить себя от общины, в которой проповедуется тот или иной культ божества ; здесь формируется клан людей, профессионально занятых отправлением культа - жрецы и т.п. ; они есть посредники в отношении общины с богами, в которых народ чтит условия, благодаря которым он существует. Такое божество должно приносить пользу или вред, быть другом или врагом. И если народ чувствует, что исчезает его вера в будущее, то его божество должно измениться ; Когда христианство покинуло свою первоначальную почву и очутилось среди варварских народов \... грек всех остальных именует варварами ...\ , то ему предстояло дело с людьми, внутренне одичавшими и терзающими друг друга. Недовольство собой, страдания от самих себя не имели здесь характера чрезмерной восприимчивости к боли, наоборот, - слишком сильное стремление к причинению боли, к разрешению внутренних противоречий путем враждебных поступков и представлений. Христианству нужны были варварские понятия и оценки, чтобы господствовать над варварами ( такова жертва первенца, причащение в виде пития крови, всевозможные пытки и помпезность культа). \ Христианство это ненависть к уму, ненависть к чувствам, к радости чувств, к радости вообще.\ . \ В начале всяческой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом - незнание ... , но это всегда такое незнание, для достижения которого необходимо новое знание. \ . Всегда остается маркированная граница, которая делает человека тем, что он есть вместе с его идеалами, целями и смыслом : Гегель создал учение о развитии понятий друг из друга, и Дарвин, полагаясь на свой ум поверил в происхождение человека от обезьяны, но, полагаясь на тот же ум, не поверил в бога : \ Источник убежденности в существовании бога связан не с чувствами, а с разумом и заключается в невозможности представить себе необъятную Вселенную, что приводит к Первопричине, аналогичной разуму человека. Но, делая такие заключения можно ли полагаться на человеческий ум, развившийся, как я твердо убежден, из того слабого ума, которым обладают животные? \ . Именно такая догма была необходима развивающемуся марксизму, чтобы вбивать в головы невежественных людей их происхождение, подрывая авторитет церкви. Человеческая экзистенция окончательно заместилась животным духом и надеждой на всеобщее благо. А. Бебель уверовавший в социализм, писал: \... всеобщее равенство и счастье есть цель, и человечество достигло бы ее ... если бы не существовало ни Будды, ни Христа, ни Магомета ... \ . Всякая религия строится на отрицании предыдущей, утверждая свою мораль и свои законы ; но все религии основаны на любви. Сама способность веры не искоренима в человеке. Если человек, с определенной силой, может верить во что-то одно, то, с этой же силой, он может верить и во что-то другое, необходимо лишь разрушить прежние идеалы. Одна нравственность должна быть истреблена другой. "Революция любой ценой" есть самая высокая нравственность если человеческая индивидуальность, сама по себе, не представляет никакой ценности. Но какую ценность может представлять человек если он и не человек вовсе? Такая атмосфера, как нельзя лучше, подходила партийности, где \ люди проходят через стадию оглупления и доходят до стадии изуверства. \ . Варварское семя, присыпанное христианской почвой, дало всход эпилептического припадка пролетарской вседозволенности, являя собой всеобщее истязание. Вера, надежда, любовь остаются прежними - меняются лишь лики святых ; святыми образами стали вожди, которых надо любить, которым нельзя не верить. Только они знают, что такое истинное благо. Только они знают, что есть цель. Инакомыслие делается "грехом". Надежда на потустороннее должна поменять ориентацию на светлое будущее ; бороться надо не за спасение души, а друг с другом ; только этим достигается однородность общества, где \ ... не будет воров, бродяг, убийств и вообще никаких преступленний.\ , где \... даже кошки не будут есть мышей, а петухи драться.\ . Но, \ ... что может быть общим, то всегда имеет мало ценности.\ Самое поразительное, что только в России марксизм сумел развернуться в религию, со всеми вытекающими последствиями. В России живут или еще прошлым или уже будущим, но никогда -настоящим. Не соединимы здесь эти понятия - коррелата нет; большая часть мозга всегда отсекалась за ненадобностью, а оставшаяся заливалась сивухой и прочим дурманом; и всякое отклонение от установившегося веками уклада вызывает непредсказуемые общественные припадки ; в чем и состоит однородность. Непреходящий русский фатализм. России просто необходимы враги, и если их нет - она будет бороться сама с собой. Основанием христианства является истинность того или другого, и в высшей степени важно то, насколько верят, что оно истинно. Но истина и вера в то, что известная вещь истинна - это два различных интереса. Так, если счастье заключается в том, чтобы верить в спасение от греха, то для этого нет необходимости предполагать, что человек грешен; достаточно, чтобы он чувствовал себя грешным. И если вообще необходима вера, то разум, познание, необходимо дискредитировать ; путь к действительной истине делается запретным путем, - сильная надежда гораздо больший жизненный стимул, чем, какое-то, наступившее счастье. Страдающих всегда можно поддерживать надеждой на потустороннее, которая не опровергается действительностью и не устраняется осуществлением. Чтобы была возможна любовь, бог должен быть молод. Чтобы воспламенять женщин, надо на передний план выдвинуть прекрасного святого, для мужчин - Марию. Все это при предположении, что христианство будет господствовать на основе уже сложившегося культа Афродиты или Адониса. Требование целомудрия усиливает внутренний пыл религиозного инстинкта - оно делает культ горячее, мечтательнее, душевнее. Любовь есть такое состояние, когда человек по большей части видит вещи не такими, каковы они есть. Здесь господствует сила иллюзии, одновременно преображающая и услаждающая. При любви можно перенести больше, можно вытерпеть все. Необходимо изобрести религию, которая была бы преисполнена любви, с любовью можно перейти через самое плохое в жизни ; его не замечаешь. Христианский бог - это противоречие с жизнью, где чувство неудовольствия имеют перевес над чувством удовольствия. Это бог, который объявляет войну самой человеческой природе. Присутствие нравственного миропорядка раз и навсегда определяет божью волю на то, что человек может делать и чего не может, что ценность целого народа или отдельной личности измеряется тем, как много или мало он повинуется этой воле ; божья воля оказывается господствующей, т. е. наказывающей и награждающей, сообразно со степенью послушания; где божья воля есть условие для поддержания жреца, и должна быть известна как откровение. И жизнь устраивается так, что нигде нельзя обойтись без жреца ; во всех естественных событиях жизни присутствует паразитирующий жрец и лишает жизнь естественности. Жрец обесценивает природу, лишает ее святости ; этой ценой он существует вообще. Неповиновение богу, т.е. жрецу, "закону", и получает имя "греха" ; средствами для примирения с богом являются средства, которые основательнее обеспечивают подчинение жрецу ; только жрец "спасает". В каждом жречески организованном обществе психологически неизбежными делаются "грехи" ; они факторы власти, жрец живет "грехами", он нуждается в том, чтобы "грешили". Христианство это искусство свято лгать. "Не противься злому"- глубочайшее слово Евангелия. Зло становится неизлечимым потому, что заинтересованные люди, установив ложные взгляды о боге, не перестают внушать народу веру в них, не позволяя ему их исследовать; наоборот, внушают ему отвращение к истинным философам и истинным ученым из опасения осознать заблуждения. Это очень важно, чтобы народ терпел, когда его эксплуатируют, но если бы народ мог понять, в какую бездну бросает его невежество, он тотчас же сбросил бы ярмо своих недостойных вождей, ибо немыслимо, чтобы пробудившийся разум не открыл истины. \ Буддизм - религия для людей достигших высшей степени духовности, которые слишком восприимчивы к боли. \ . Буддизм много реальнее христианства, - он является после философского движения, продолжавшегося сотни лет; с понятием "бог" уже было покончено, когда он явился. Даже в своей теории познания ( строгом феноменализме) он не говорит : "борьба против греха", но с полным признанием действительности говорит : "борьба против страдания". Самообман моральных понятий буддизм оставляет далеко позади себя, - и в этом его глубокое отличие от христианства. В процессе жизни возникает физиологическое состояние депрессии, против которого и выступает Будда ; он предписывает жить на свежем воздухе, в странствованиях, умеренность и выбор в пище, осторожность в спиртном ; никаких забот ни о себе ни о других, понимая доброту, доброжелательное отношение как требование здоровья. Молитва исключается, никакого категорического императива, никакого принуждения вообще. Из монастырской общины всегда можно выйти. Никакой борьбы с теми, кто иначе думает ; его учение сильнее всего вооружается против чувства мести и отвращения. Эгоизм делается обязанностью ; необходимо одно - как тебе освободиться от страданий. \Буддизм есть единственная истинно позитивистская религия, встречающаяся в истории, единственная в мире логика, не восходящая к Аристотелю.\ . \В конце концов дело должно обстоять так, как оно обстоит и обстояло всегда : великие вещи остаются для великих людей, пропасти - для глубоких, нежности и дрожь ужаса - для чутких, а в общем все редкое - для редких.\ Именно гуманитарное знание, включая в себя поиски идеалов и целей должно обосновывать решающее значение духовного начала и интеллекта как важнейшего условия направляемого развития. Проблема веры и знания ( инстинкта и разума ) есть вопрос - заслуживает ли инстинкт при оценке вещей большего авторитета, нежели разум, ставящий вопрос "почему", требующий оснований, а значит, целесообразности и полезности. Эту моральную проблему поднял еще Сократ, призывая "познать самого себя", которая, позднее, произвела умственный раскол. Платон, увековечивший Сократа, обучил Аристотеля, ставшего, впоследствии, отправной точкой схоластики; схоластика, объединенная христианским мировоззрением и общим языком науки латынью, явится средством обоснования христианской религии. Ансельм Кентерберийский ( 11 в.) рассматривает веру как необходимую предпосылку рационального знания " я верю для того, чтобы понимать", в подтверждение чему формулирует доказательство онтологического бытия бога, исходя из понятия бога как абсолютного совершенства, больше которого ничего нельзя помыслить, и, следовательно, уже поэтому бог существует ( крайний реализм). Фома Аквинский (13 в.) создает всеобъемлющую систему теологии. Основное направление - томизм, которому противостоит учение Д. Скотта о "единении с богом через акт воли", доказывавшего, что поступки совершаются на чувственных и интеллектуальных основаниях. Поздней схоластикой ( Ж. Браддвардин, Ж. Буридан, Н. Оремский, У. Оккам ) формулируются принципы движения тел, понятия равновесия и сопротивление среды. Религиозные догмы рассматриваются как сверхразумные предписания, не относящиеся к разуму . Ставится под угрозу авторитет церкви. Развивающаяся логика пытается повлиять на расплывчатость трактовки общего, занимаясь анализом проблем, связанных с понятиями "ничто", "начало", "сущее", "субстанция", онтологического единства "Троицы", "сущности", познания возможностей слова, прояснения чудес, возможностей души, доказательств бытия бога, идеи двух истин - разума и веры, проблем универсалий. Что отделяло философию от теологии, ведя к философии нового времени. Гносеология, рассматривая вопросы о сущности познания выступает в виде взаимоисключающих концепций - одними из которых являются эмпирическая и рационалистическая. На первый план гносеологией выдвигается рассмотрение вопроса о связи субъекта с внешним миром, о соотношении внешнего и внутреннего опыта, первичных и вторичных качеств. Д. Локк определяет опыт основой всякого знания \ всё что ум замечает в себе и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания, я называю " идеей "; способность, вызывающую в нашем уме "идею", я называю качеством предмета, в котором это качество находится.\ . Наша душа различает опыт внешней и опыт внутренний. Внешний опыт сводится к ощущению (идее), ум способен лишь к комбинированию идей, которые поставляет опыт. Первичные - это пространственно-временные характеристики : фигуры, величины и движения, а вторичные - неактивные вещам : вкус, цвет, запах... . \ одно дело воспринимать и знать идею белого, а совсем другое - исследовать, какие и в каком порядке, расположенные на поверхности частицы заставляют предмет казаться белым или черным.\ Учение о первичных и вторичных качествах не допускало возможности объективных действий и не учитывало разницу между ощущением и восприятием, и Д. Беркли идет в ином направлении, считая, что и протяжение и вкус равно даны нам в качестве ощущений, а разделение на первичные и вторичные качества, с эмпирической точки зрения, неправомерно. Существовать - значит быть воспринимаемым. \ Нелепо предполагать субстанцию без акциденций как акциденции без субстанций.\ . Отрицание абстрактных понятий и реального содержания трактовки ощущений дает ему "несуществование материи", и следовательно "мир это иллюзии". Философы - рационалисты, уповающие на "чисто разумное" познание мира, создают свои концепции видения. Ф. Бэкон ведет борьбу с "идолами", осаждающими умы людей ; догматизмом, авторитетами, формализмом, умозрительностью. \ Следует больше изучать материю, ее внутреннее состояние и изменение состояния, чистое действие и закон действия или движения, ибо формы суть выдумки человеческой души, если только не называть формами эти законы действия.\ Лейбницевская "Теодицея" полна удивительным оптимизмом : "... этот мир лучший из миров." Г. Лейбниц выступает против учения Д. Локка о душе "как о чистой доске" и к формуле "нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах" - добавляет : "кроме самого разума". "Прирожденные способности существуют в виде задатков" - заключает Лейбниц, объединяя припоминание (Платон), иллюминации (Августин), врожденные идеи (Декарт), тем самым, предвосхищая Канта (априорные формы). \ Есть простые идеи, определения которых дать невозможно, такие первоначальные принципы, которые не могут быть доказаны, да и нисколько в этом не нуждаются.\ . Лейбниц впервые вводит понятия идеализм и материализм, сравнивая Платона и Эпикура. В своем многовековом развитии философия была постоянно связана с наукой. Философия, опираясь на результаты исследований конкретных наук, соответствующим образом истолковывала и обобщала их, предсказав многие фундаментальные научные открытия ( атомистическая теория, проблема бесконечности мира, теория отражения, теория относительности). "Изучение научного метода идет гораздо медленнее, чем развитие самой науки ; ученые сначала находят что-то, а затем уже, как правило, безрезультатно, размышляют о способах, которыми это было открыто." \ Джон Бернал, англ. физик. В современной науке проблема единства окружающего нас мира рассматривается в трех основных отношениях: 1) субстанциальное единство мира \в какой мере едина его основа\. 2) Единство этих законов. 3) Единство возникновения, развития, генезиса форм реальности в мире. Классическая наука вплоть до 20 в. исходила из того, что субстанциальное единство мира определялось тем, что все вещи состоят из известных науке атомов. В 20 в., благодаря развитию квантовой механики выяснилось, что атомы состоят из элементарных частиц, которые и образуют субстанциальное единство доступной нам части Вселенной. Они подразделяются на частицы и античастицы, и при взаимодействии аннигилируют т. е. исчезают, превращаясь в излучение. Обобщая свойства элементарных частиц можно выделить их двоякую основу: Все физические объекты обладают массой и энергией, где Е = мс2. В то же время элементарные частицы делятся на частицы вещества, обладающие массой покоя, и частицы поля, обладающие только массой движения. На каждом уровне организации существует своя субстанция, имеющая определенную дискретность \ анатомическую структуру \. На химическом уровне - молекулы, на биологическом - особи, на социальном - люди. Отношения между субстанциями проявляется в законах, причем в каждой области существуют как специфические для нее, так и универсальные. Космологические расчеты показывают, что они действуют лишь в области 1 см3 х 1084. С точки зрения релятивистской космологии говорить о существовании чего-либо вне этой области просто бессмысленно, поэтому мир является конечным, но не ограничен жестко заданными пределами, и стремление мыслить что-либо вне этого мира, - это попытка представить то, что не представимо. Однако, есть положения, полагающие, что ограниченность мира относительна, и могут существовать законы, выводящие нас за эти границы. Такая картина строится на основе концепции ансамбля миров, где единство мира может быть понято как результат некоторого генетического процесса ( развития ). Мысль о том, что единство можно понимать как результат развития, впервые была выдвинута и развита Г. Гегелем, создавшим на объективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики. Однако, диалектическое движение не может привести к последнему синтезу и последнему "снятию" противоположностей - мы, по-прежнему, остаемся в царстве субъект-объекктной разделенности, что, вновь, ведет к иррациональности. По сути, немецкая классическая философия представляет собой "венец" европейского рационализма и является его концом. И. Пригожин пишет : \ Модели, рассматриваемые классической физикой соответствуют лишь предельным ситуациям. Их можно создать искусственно, поместив систему в ящик и подождав, пока она не придет в состояние равновесия. Искусственное может быть детерминированным и обратимым, - естественное же непременно содержит элементы случайности и необратимости. ... Материя - не пассивная субстанция, ей свойственна спонтанная активность. ... вблизи состояния равновесия поведению материи свойственна "повторяемость". В то же время вдали от равновесия возникают диссипативные структуры различных типов. Можно утверждать, что в случае химических часов ( химическая реакция с согласованным периодическим изменением концентрации реагентов ) все молекулы изменяют свое химическое тождество одновременно, через правильные промежутки времени. Если представить себе, что молекулы исходного вещества и продукта реакции окрашены соответственно в синий и красный цвета, то мы увидели бы, как изменяется их цвет в ритме химических часов. ... возник порядок нового, ранее неизвестного типа. В данном случае уместно говорить о механизме "коммуникации" между молекулами. Но связь такого типа может возникнуть только в сильно неравновесных условиях. Интересно отметить, что подобная связь широко распространена в мире живого. Существование ее можно принять за основу определения биологической системы. ... Тип диссипативной структуры зависит от условий ее образования, где роль в отборе механизма самоорганизации играют внешние поля. Мы начинаем понимать, каким образом строятся сложные структуры и формы, в том числе и такие, которые способны стать предшественниками живого. ... можно сказать, что в состоянии равновесия материя "слепа", тогда как в сильно неравновесных условиях она обретает способность воспринимать различия во внешнем мире ( напр. слабые гравитационные или электрические поля ) и "учитывать" их в своем функционировании. \ . академик Колмогоров в свое время писал, что \ возможно, нам придется столкнуться с другими живыми существами, высокоорганизованными и в то же время на нас не похожими.\ . Эту же точку зрения поддерживал американский биохимик А. Азимов : \ Земная жизнь представляет собой существование нуклеиновых кислот и белка на фоне воды. Перебирая возможных кандидатов на "главную роль" и "фона", мы имеем шесть возможных "химий жизни, охватывающих все температуры от нескольких сот градусов выше нуля до абсолютного нуля" : 1) фторсиликоны, фон - фторсиликоны; 2) фторуглероды, фон - жидкая сера; 3) нуклеиновые кислоты и белки на основе кислорода, фон - вода - это мы; 4) нуклеиновые кислоты и белки на основе азота, фон - аммиак; 5) липиды, фон - жидкий метан; 6) липиды, фон - жидкий водород.\ . Таким образом, анализ, проведенный Азимовым, создает предпосылки для признания возможности зарождения и развития жизни на других планетах нашей системы. Известно, что атмосфера Юпитера и, в меньшей степени Сатурна насыщена аммиаком, а сам Юпитер покрыт огромными океанами аммиака. На Уране и Нептуне, планетах более отдаленных, преобладает метан. Не исключено, что существуют водородные планеты- несостоявшиеся солнца, - примером которой , по одной из гипотез о его составе, является Юпитер. На Меркурии фоном для развития жизни могла бы быть сера, плавящаяся при +1130 С . Аналогично : \ мы допускаем, что на Земле, возможно, и в самих людях существуют не только белково-нуклеиновые, но и другие формы жизни. ... до поры ученые не ведали о существовании вирусов, бактерий, завтра, возможно, мы экспериментально обнаружим что-то еще... Гипотетические формы жизни могут и не иметь четко очерченных пространственных границ. Их сигналы передаются с помощью более сложных полей, чем известные ныне.\
Человек пытается понять, что же такое жизнь, но все его исследования, рано или поздно, обязательно сводятся к созданию определенного вида оружия, способного эту самую жизнь уничтожать. Не получается у человека жить по-человечески; жить разумно. Может быть прав был Дарвин?
...
********************************
Свидетельство о публикации №111113002430