Белла Ахатовна Ахмадулина
Дата рождения: 10 апреля 1937
Место рождения: Москва, РСФСР, СССР
Дата смерти: 29 ноября 2010 (73 года)
Место смерти: Переделкино,
Московская область, Россия
Гражданство:СССР ;Россия
Род деятельности: поэтесса, писательница, переводчица
Жанр: лирика
29 ноября 2010 г. в подмосковском Переделкино жизни умерла великая поэтесса и прекрас-ная женщина Белла Ахатовна Ахмадулина. Ей было 73 года. Смерть Ахмадулиной стала настоящим потрясением для всех, кто ее знал. Она обладала не только особенным лирическим даром, но и удивительным гражданским мужеством, чувством справедливости и пониманием своего предназначения и долга.
Бе;лла (Изабе;лла) Аха;товна Ахмаду;лина (10 апреля 1937, Москва — 29 ноября 2010, Переделкино) — советская и российская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтов второй половины XX века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы.
Биография:
Белла Ахмадулина родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Её отец — татарин, заместитель министра, а мать — русская итальянского происхождения, работавшая переводчицей в КГБ. Начала писать стихи ещё в школьные годы.
В 1957 г. подверглась критике в «Комсомольской правде». Окончила Литературный институт в 1960 г. Исключалась из института за отказ поддержать травлю Бориса Пастернака, потом была восстановлена.[1]
В 1964 году снялась в роли журналистки в фильме Василия Шукшина «Живёт такой парень». Лента получила «Золотого льва» на кинофестивале в Венеции. В 1970 году Ахмадулина появилась на экранах в фильме «Спорт, спорт, спорт».
Первый сборник стихотворений, «Струна», появился в 1962 г. Далее последовали поэтические сборники «Озноб» (1968), «Уроки музыки» (1970), «Стихи» (1975), «Метель» (1977), «Свеча» (1977), «Тайна» (1983), «Сад» (Государственная премия СССР, 1989). Для поэзии Ахмадулиной характерны напряжённый лиризм, изысканность форм, очевидная перекличка с поэтической традицией прошлого.
В 1970-е поэтесса посетила Грузию, с тех пор эта земля заняла в её творчестве заметное место. Ахмадулина переводила Н. Бараташвили, Г. Табидзе, И. Абашидзе и других грузинских авторов.
В 1979 г. Ахмадулина участвовала в создании неподцензурного литературного альманаха «Метрополь». Ахмадулина не раз высказывалась в поддержку преследуемых властями советских диссидентов — Андрея Сахарова, Льва Копелева, Георгия Владимова, Владимира Войновича. Ее заявления в их защиту публиковались в «Нью-Йорк таймс», неоднократно передавались по «Радио Свобода» и «Голосу Америки».[1]
Участвовала во многих мировых поэтических фестивалях, в том числе в Международном празднике поэзии в Куала-Лумпуре (1988)[2].
В 1993 году подписала «Письмо сорока двух».
Перу Ахмадулиной принадлежат воспоминания о поэтах-современниках, а также эссе о А. С. Пушкине и М. Ю. Лермонтове.
В 2006 г. Ахмадулина стала героем книги «Автограф века», в которой ей посвящена одна из глав.
В последние годы Белла Ахмадулина тяжело болела, практически ничего не видела и передвигалась на ощупь[3].
Скончалась вечером 29 ноября 2010 года в машине «скорой помощи». По словам мужа поэтессы Бориса Мессерера, смерть наступила вследствие сердечно-сосудистого кризиса[4]. Президент РФ Д. А. Медведев выразил официальные соболезнования родным и близким поэтессы[5].
Прощание с Беллой Ахмадулиной состоялось 3 декабря 2010 года в Центральном Доме литераторов в Москве[6]. В этот же день она была похоронена на Новодевичьем кладбище[7].
[править] Семья
Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже — женой Юрия Нагибина[8]. От сына балкарского классика Кайсына Кулиева — Эльдара Кулиева в 1973 году она родила дочку Елизавету. В 1974 г. вышла замуж за театрального художника Бориса Мессерера.
Дочь Елизавета Кулиева, как и её мать, закончила Литературный институт.
Вторая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора.
В последние годы Белла Ахмадулина жила в Переделкино с мужем.
[править] Творчество
Поэзия для Ахмадулиной — самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых (магнитофон, самолёт, светофор) и традиционных (свеча, дом друга) предметов. Для её поэзии всё — даже любая мелочь — может служить импульсом, окрылить смелую фантазию, рождающую дерзкие образы, фантастические, вневременные события; всё может стать одухотворённым, символичным, как любое явление природы («Сказка о дожде», 1964). Ахмадулина расширяет свою лексику и синтаксис, обращается к архаическим элементам речи, которые она переплетает с современным разговорным языком. Отчуждённое употребление отдельных слов возвращает им в контексте первоначальный смысл. Не статика, а динамика определяет ритм стихов Ахмадулиной. Поначалу доля необычного в стихах Ахмадулиной была очень велика по сравнению с большинством русских стихов того времени, но затем её поэзия стала проще, эпичнее.[8]
[9]Память как не только событийная, но и стилистическая категория — это тема многих стихотворений Беллы Ахмадулиной, посвящённых Репино и Комарово и написанных здесь. Она чувствует прошедшее время, она очарована обликом старых дач и думает о судьбе их обитателей. Её присутствие на Ахматовском вечере было так уместно и радостно для слушателей. Прекрасная Дама современной российской поэзии, она своим изысканным обликом и слогом продолжает классическую традицию, и в её стихах, обращённых к Ахматовой, живут восхищение и спор, без которых нет преемственности.
Иосиф Бродский называл Ахмадулину «несомненной наследницей лермонтовско-пастернаковской линии в русской поэзии».[1]
[править] Интересные факты
Ия Саввина, которая озвучила Пятачка в мультфильме про Винни-Пуха, взяла его образ с Беллы Ахмадулиной. После выхода мультфильма на экраны между актрисой и поэтессой состоялся телефонный разговор, в котором Белла Ахмадулина в ироничной и шутливой форме поблагодарила Ию Саввину за то, что та подложила ей «свинью»[
Награды и премии
• Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 августа 2007) — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность[12]
• Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 апреля 1997) — за заслуги перед государством и выдающийся вклад в развитие отечественной литературы[13]
• Орден Дружбы народов (1984)
• Лауреат Государственной премии СССР (1989)
• Лауреат Государственной премии России (2004)
• Лауреат премии фонда «Знамя» (1993)
• Лауреат «Носсиде» (Италия, 1994)
• Лауреат премии «Триумф» (1994)
• Лауреат Пушкинской премии фонда А. Тепфера (1994)
• Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1998)
• Лауреат «Брианца» (Италия, 1998)
• Лауреат журнала «Дружба народов» (2000)
• Лауреат премии имени Булата Окуджавы (2003)
• Почётный член Российской академии художеств[14]
Стихотворные сборники
• «Струна» (1962)
• «Озноб» (Франкфурт, 1968)
• «Уроки музыки» (1969)
• «Стихи» (1975)
• «Свеча» (1977)
• «Сны о Грузии» (1977, 1979)
• «Метель» (1977)
• альманах «Метрополь» («Много собак и собака», 1980)
• «Тайна» (1983)
• «Сад» (1987)
• «Стихотворения» (1988)
• «Избранное» (1988)
• «Стихи» (1988)
• «Побережье» (1991)
• «Ларец и ключ» (1994)
• «Шум тишины» (Иерусалим, 1995)
• «Гряда камней» (1995)
• «Самые мои стихи» (1995)
• «Звук указующий» (1995)
• «Однажды в декабре» (1996)
• «Созерцание стеклянного шарика» (1997)
• «Собрание сочинений в трёх томах» (1997)
• «Миг бытия» (1997)
• «Нечаяние» (стихи-дневник, 1996—1999)
• «Возле ёлки» (1999)
• «Друзей моих прекрасные черты» (2000)
• «Стихотворения. Эссе» (2000)
• «Зеркало. XX век» (стихи, поэмы, переводы, рассказы, эссе, выступления, 2000)
[править] Фильмография
[править] Актёрские работы
• 1964 — Живёт такой парень
• 1970 — Спорт, спорт, спорт
[править] Сценарист
• 1965 — Чистые пруды
• 1968 — Стюардесса
[править] Звучат стихи
• 1964 — Застава Ильича
• 1973 — Друзья мои… (киноальманах)[11]
• 1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром!
o «По улице моей», исполняет Надя (Алла Пугачёва)
• 1976 — Ключ без права передачи — сама автор читает стихи
• 1978 — Служебный роман
o «Озноб» («О, мой застенчивый герой»), читает Светлана Немоляева
• 1978 — Старомодная комедия
• 1984 — Пришла и говорю
o «Взойти на сцену» («Пришла и говорю»), исполняет Алла Пугачёва
• 1984 — Жестокий романс
o «А напоследок я скажу», исполняет Валентина Пономарёва
o «Романс о романсе», исполняет Валентина Пономарёва
o «Снегурочка», исполняет Валентина Пономарёва
Огромное влияние на творчество Беллы Ахатовны Ахмадулиной произвели стихотворения Анны Андреевны Ахматовой: 1900-1912, 1913-1915, 1916-1922, 1923-1942, 1943-1950, 1951-1959, 1960-1963, 1964-1966.
Одно из самых известных произведений:
А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.
Как ты любил? - ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? - ты погубил,
но погубил так неумело.
Жестокость промаха... О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.
Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.
1960 Белла Ахатовна Ахмадулина
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ИНТЕРНЕТА подготовлены мною для рецензии произведения автора - Вита Савицкая "Год прошёл... Белле Ахмадулиной... "
Свидетельство о публикации №111112900991