Лето-70. В Одессе. Артисты Бригантины -1

  По вечерам, чтобы не скучать одной в гостиничном номере, я опять бывала в Зелёном театре, но не в зрительном зале, а за кулисами, откуда  можно было.. следить за ходом представления, так сказать, изнутри. 
  Иногда кое-в чём и я могла быть полезной, например, помочь костюмерам или  сварить кофе.
  Сегодня зал опять был полон!
Артисты после премьерного, вчерашнего успеха были воодушевлены, работали в полную силу, ярко, уверенно, с огромным желанием, заряжаясь энергетикой от благодарных зрителей. 
А мне интересно было, окунувшись в атмосферу закулисной суматохи и волнения,  наблюдать за каждым артистом перед выходом его к зрителям и слушать их выступления, находясь в двух шагах от них..
 
  Вот восхитительная, раскрепощённая Лариса Мондрус, певица, с лучистыми глазами, очаровательной улыбкой, безупречной причёской, необычайно стройной фигурой и фантастически красивыми ногами! Она в своей гримёрке перед зеркалом наводит макияж, скоро её выход; наверное, волнуется.
  В её репертуаре - песни о любви, о верности, о никогда не уходящей надежде, о красоте и великолепии вечно молодой Земли. Искренность и непосредственность - характерные черты её эмоциональной, задорной исполнительской манеры. Добавьте сюда музыкальную интуицию и сильный своеобразной окраски «родниковый» голос,  «неуловимый шарм,  и движение, и посыл, который свойственен щедрой природной женственности», и вы легко поймете причину её успеха на эстраде.
  Лариса Мондрус — коренная рижанка, замужем за бывшим однокашником Раймонда  Паулса Эгилом Шварцем, джазовым музыкантом, аранжировщиком и дирижёром, возглавлявшим до Паулса Рижский Эстрадный Оркестр... Верный друг и строгий критик, Эгил тоже здесь, он всегда рядом...

  В концерте она исполняет несколько песен:   
«Неужели это мне одной» (Г.Портнов - Ю.Принцев),
«Может нет, а может да»,(Эдди Рознер – В. Маас – М.Червинский),
«Ты и я»  и, конечно же, знаменитый «Синий лён» (музыка Р. Паулса, стихи А. Круклиса, русский текст А. Дмоховского)- та самая первая эстрадная песня,  принесшая известность Раймонду Паулсу.(Впервые её спела ещё в 1965 году именно Лариса Мондрус).
 
  Люди старшего поколения должны хорошо помнить многие популярные песни из репертуара певицы, которым она дала путёвку в жизнь: «Ты погоди», «Да и нет», «Прошлогодний снег», «Озерный край», «Снежинка», «Свет у тебя в окне» и многие другие, тогда известные на всю страну.
  Набиравшие популярность новогодние огоньки на ЦТ в те годы не обходились без этой певицы.
  В канун 1968 года для «Голубого Огонька» был снят клип «Разговор птиц» на песню Полада Бюль-Бюль-оглы в исполнении дуэта Ларисы Мондрус и Муслима Магомаева. Сюжет был показан по ЦТ и вызвал мощный прилив популярности Ларисы Мондрус и Муслима Магомаева.
  Быть независимой и «не такой, как все» на сцене в то время не позволялось,  и ей часто попадало за её имидж от партийного руководства.
По словам её супруга, «Лариса не была красавицей, но она преображалась, когда выходила на сцену. Скромная девушка излучала, я бы сказал, такую наивную эротику. Ее признавала и женская и мужская часть публики. И каждая из ее поколения могла сказать: "И я бы тоже так могла!" Получилась эдакая сказка о Золушке, которая вышла на сцену и сразу стала известной на весь Союз. Её часто упрекали за молодость, "красивые ножки" и свободную  манеру держаться на сцене».
 
  По приглашению Юрия Гагарина и Алексея Леонова она часто ездила выступать в Звездный городок. «Мы подружились во время записи новогоднего "Голубого огонька" на ТВ»,- рассказывала Лариса,- «Я была молодой девчонкой, свойской, компанейской, выходила на сцену в мини-платье. И тут же получила нагоняй: "Мондрус без царя в голове! Перед космонавтами т-а-а-акое себе позволяет!" Но когда я вместо мини надела макси, сшитое мне Славой Зайцевым черное блестящее платье — абсолютно закрытое, ни кусочка тела не было видно, меня убрали из программы в Кремлевском дворце съездов. Сказали: "Мондрус опять без царя в голове, какие-то лохмотья на сцену надела!"

Репертуар Л.Мондрус отличался отсутствием гражданских текстов о родине и партии.
Всё чаще и чаще в адрес исполнительницы стал звучать вопрос: "Чем вы воспитываете массы?" Но она была слишком независима, свободна и "непатриотична" в репертуаре, и ее стали лишать сольных концертов.
Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала история с диском-гигантом, который зарубил на худсовете один композитор-классик за "пессимизм" песни "Листопад" и некоторых других в её исполнении.

  В 1973 году Л. Мондрус и Э. Шварц покинули СССР. После этого из эфира исчезли песни «предательницы Родины», были размагничены и изъяты из фондов многие её записи, но некоторые из них всё же звучали два десятилетия после того, как имя Мондрус было запрещено. В «Бриллиантовой руке» и «Джентльменах удачи» её голос звучал «инкогнито», но люди его всё равно узнавали.
 
 По сей день  они  живут в Мюнхене. У них взрослый сын. 
***

  ВЛАДИМИР МАКАРОВ -
- молодой и к 1970 году уже очень популярный исполнитель, репертуар которого был весьма широк и разнообразен. Это – и патриотические(«Бухенвальский набат», «Спят курганы тёмные»), и песни известных бардов (Высоцкого, Окуджавы, Ю. Кукина, М. Анчарова...), и произведения более лёгких жанров.
  В 1966 году Владимир Макаров становится лауреатом I Всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве. Это признание, а также получение звания лауреата ещё одного конкурса — Международного фестиваля «Дружба» (1967) в Польше - позволили исполнителю стать солистом Москонцерта.
  Макарова наперебой приглашают телевидение и радио - он появляется в "Кабачке 13 стульев", поёт в радиопередаче "С добрым утром!"
  Пик всенародной  популярности - это песня "За туманом" известного барда Ю. Кукина и "Наша служба и опасна, и трудна" из телесериала "Следствие ведут знатоки".
Очень известной в то время была песня, которая и в XXI веке не потеряла своей популярности — «Последняя электричка» Давида Тухманова и Михаила Ножкина. За молодого и очень популярного исполнителя едва ли не дерутся филармонии, московские концертные организации.
  Лирический баритон Владимира стал в каком-то смысле эстрадным романтическим символом оттепели 60-х. Он был очень общительным и демократичным человеком, в частности, никогда не отказывал тем, кто просил провести его на концерт - и знакомым, и незнакомым.
  Между прочим, Володя всегда тщательно следил за своей внешностью. На сцену выходил в гриме, в элегантном костюме и обязательно в ботинках на толстенных каблуках, чтобы казаться выше...
  Активная концертная деятельность артиста продолжалась до апреля 1986 года, когда он с небольшим перерывом перенёс 2 инфаркта.
Проживал в Москве, скончался в ночь на 29 июля 2008 года от остановки сердца.
***   

Но вернёмся к концерту...

(продолжение следует)


Рецензии
Любушка, спасибо за рассказы о любимых когда-то певцах. Я бы даже сказал, о дорогих, т.к. их имена связаны с юностью. Обязательно прочту остальные.... Всего доброго!

Виктор Шушарин   06.12.2011 14:58     Заявить о нарушении
Виктор, Вы мой добрый друг и благодарный читатель, так меня поддерживаете, даже хвалите.
Спасибо Вам за отзывы, прозу в Стихире редко кто читает. А Вы находите время.
)))
Извините, что не сразу ответила. У меня сейчас сложно со временем.
Иногда "забегаю" на минутку что-то прочесть, а написать отзывы не успеваю. Накопились за эти несколько дней и мои ответы на рецензии.

С сердечным теплом,
Л.С. ☼

Серопова Любовь   10.12.2011 10:05   Заявить о нарушении
Люба, не беспокойтесь. перед выборами хаккеры в Интернете заблокировали несколько информационных каналов, в т.ч. и Эхо Москвы. и я
попал на их удочку. И неделю не имел возможности общаться. А теперь мой компьютер в ремонте, а взамен на время мне принесли старенький, слабенький. Меня очень интересуют Ваши рассказы - там много для меня нового. Обязательно прочту. Всего наилучшего!

Виктор Шушарин   10.12.2011 11:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.