Путешествие в страну ритма. Глава 4. Трёхсложники
Здравствуйте, друзья!
Кто испугался ПЕОНОВ, может на эту территорию вообще не заходить и оставаться неучем (Шучу, конечно же!).
Постараюсь нежно под ручки ввести дорогого читателя в курс дела.
Но прежде всего напугаю вас масштабом бедствия.
Существует 24 (!!!) возможных варианта разновидностей стоп в трёхсложниках.
«Как же так? – спросите вы. – Откуда так много?»
Да не пугайтесь вы так!!!
Вспомните, сколько вариантов было в двухсложниках – ЯМБЕ и ХОРЕЕ ?
По ЧЕТЫРЕ в каждом.
Причём, ПИРРИХИИ (о0 и 0о) формально одинаковы в ЯМБЕ и ХОРЕЕ, так что вариантов уже не 4 + 4 = 8, а 8 – 1 = 7 .
Вот то-то и оно!
Многие из разновидностей стоп трёхсложников так же одинаковы, как пиррихии в ЯМБЕ и ХОРЕЕ.
Существование же некоторых других – возможно лишь теоретически, т.к. на самом деле с частью из них мы сталкиваемся крайне редко, а другая часть стоп не встречается вообще.
Для некоторых типов стоп мне даже не удалось найти примера, и я надеюсь в этом на помощь читателей.
Так что пока будем считать мою таблицу трёхсложных стоп эдакой «Таблицей Менделеева», в которой предсказаны некоторые элементы, пока не открытые в природе. Названия для них мною уже придуманы. Осталось только встретить их в реальной жизни или специально смоделировать.
НО НАЧНЁМ С САМОГО НАЧАЛА.
Чистых трёхсложников в природе существует ровно три (как пеонов – четыре, а двухсложников – два). Но на этом их сходство и кончается:
Итак, знакомьтесь:
ЧИСТЫЕ ТРЁХСЛОЖНИКИ
1) ДАКТИЛЬ: 1оо
ДАКТИЛЬ – это трехсложная стопа с ударением на 1-м слоге (схема стопы дактиля: 1оо), а в стихе в целом (в классическом варианте) – с ударением на первом, четвертом, седьмом, десятом, тринадцатом и т. д. слогах.
Тучки небесные, вечные странники. (М.Ю. Лермонтов)
1оо 1оо 1оо 1оо
(Если кто-то забыл, напомню ещё раз о том, как правильно делить строку на стопы. Если раньше в ЯМБЕ и ХОРЕЕ мы имели дело с ДВУХСЛОЖНЫМИ стопами и делили строку на отрезки длиной по 2 слога, то сейчас в стихах, написанных ТРЁХСЛОЖНОЙ стопой, мы будем делить соответственно строки на составные части по ТРИ СЛОГА. При этом не забывайте, что стопа не всегда совпадает с границами слова. Она может разбивать слово на части, может отделять и заимствовать слоги от других слов, может сливать слова, состоящие из одного слога и т.д.
тУч-ки не-бЕс-ны-е, вЕч-ны-е стрАн-ни-ки
1оо 1оо 1оо 1оо
Тучки не/бесные, /вечные /странники
1-я стопа: включает слово «тучки» + 1-й слог от слова «небесные» = туч-ки не
2-я стопа: бЕс-ны-е (т.е. слово «небесные» без первого слова)
и т. д. по ТРИ СЛОГА в каждой стопе.
Да, кстати, наш пример, приведённый выше, – это как раз ЧИСТЫЙ классический дактиль. Но, внимание! Потому и чистый, что в строке 4 слова и 4 стопы. И откуда взяться трудностям?
А теперь обратите внимание на окончание. Оно – ДАКТИЛИЧЕСКОЕ.
И так называется именно потому, что целостопный ДАКТИЛЬ обычно так и заканчивается – двумя безударными слогами.
(Здесь можно чуть-чуть отвлечься и попробовать аналогично назвать
МУЖСКУЮ РИФМУ (окончание) – ЯМБИЧЕСКОЙ, т.к. чистый ЯМБ не имеет в окончании безударных слогов (= заканчивается на ударный слог) (о1 о1 о1 о1…), а
ЖЕНСКУЮ РИФМУ – ХОРЕИЧЕСКОЙ (1о 1о 1о 1о …).
2) АМФИБРАХИЙ: о1о
АМФИБРАХИЙ – трехсложная стопа с ударением на 2-м слоге (схема стопы амфибрахия: о1о), а в стихе в целом – на втором, пятом, восьмом, одиннадцатом и т. д. слогах.
Последня/я тучка/ рассеян/ной бури… (А.С. Пушкин)
о1о о1о о1о о1о
3) АНАПЕСТ: оо1
АНАПЕСТ – трехсложная стопа с ударением на 3-м слоге (схема стопы анапеста: оо1), а в стихе в целом – на 3-ем, 6-ом, 9-ом, 12-ом и т. д. слогах.
(Кроме этого, на 1-ом слоге часто бывает СВЕРХСХЕМНОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ударение, позволяющее сделать порой звучание стиха более ярким.)
Анапест, как правило, выделяется длинной строкой. Он певуч и мелодичен.
Василько/вая неж/ность в глазах… (Е. Ватолина)
оо1 оо1 оо1
Чистый трёхстопный анапест.
Ну, что? Затруднительно искать или писать чистые трёхсложники? Конечно, непросто. Это как самого себя загонять в искусственные рамки. Использование односложных слов практически исключено, двухсложных – тоже проблематично. Если есть двухсложное слово, рядом придётся придумать для равновесия четырёхсложное. Помните примеры чистых пеонов из прошлой главы?
При сочинении трёхсложников нам, наверное, захочется применять и односложные слова, и двухсложные, которых так много существует, тем более.
То, что ОДНОСЛОЖНЫЕ слова не создают никаких проблем в безударных позициях, а просто несут на себе СЛАБЫЕ ударения, вы уже, видимо, усвоили из пройденного.
А вот КАК ПОВЕДУТ СЕБЯ ДВУХСЛОЖНЫЕ слова, попав в характерную для всех трёхсложников безударную позицию «оо» между двух ИКТОВ, т.е. между двух ударных слогов, – на этот своеобразный ПИРРИХИЙ?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим ниже 2 примера с разными позициями ударения 2-х сложного слова в трёхсложнике и постараемся объяснить, почему одна позиция предпочтительнее другой.
Пример сконструирован специально для меня покойным Евгением Какузиным.
Итак, ТРЁХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ:
1) Если тЫ Очень лЮбишь менЯ
(+о)1 (+о)1 оо1
В данном примере и сильные (1), и полусильные (+) ударения на месте. Двухсложное слово «очень» попало между двух ИКТОВ и несёт верное ударение на первом слоге – на букве «о».
А вот здесь, извините:
2) Когда тЫ почтИ лЮбишь менЯ
(о+)1 (о+)1 оо1
В данном примере мы наблюдаем два ПОЛУРАСПАДА УДАРЕНИЯ. Если мы захотим сохранить ритм анапеста без изменения, нам придётся слово "когД" прочитать как "кОгда" (узнали?), а "почтИ" прочитать как "пОчти" ("пОчки" какие-то), т. е. читать по такой схеме:
кОгда тЫ пОчти лЮбишь менЯ
(+о)1 (+о)1 оо1
Очевидно, что с помощью нехитрых ухищрений можно вылечить строку во втором примере, придумав что-то аналогичное строке из первого. К слову сказать, "кОгда" почти всегда "лечится" заменой на "Если".
Подобная группа слов, состоящих из двух слогов и находящихся в безударных позициях, преследует всех сочинителей трёхсложников и ставит им коварные подножки. Какие?
А вот какие:
Если двухсложное слово целиком оказывается в безударной позиции МЕЖДУ двумя ИКТАМИ (т. е. между двумя ударными слогами), то начинает действовать «закон постоянного тока», ЗАКОН «БАТАРЕЙКИ», если хотите.
Нельзя путать полярность (включать (+) в (–) и наоборот): в лучшем случае устройство не будет работать, в худшем – ПЕРЕГОРИТ.
О! Сколько стихов «пережгли» неаккуратные сочинители!!!
В чем же этот «закон» заключается?
А вот в чём:
Если двухсложное слово имеет ударение в ПЕРВОЙ позиции (1 о), – всё в порядке – его можно спокойно вставить на место этих двух нулей.
А вот если во второй (о 1) – исключено. Не впишется! Сломается!
Помните у В.В.Маяковского:
«Начнёшь это слово в строчку всовывать,
а оно не лезет – нажал и сломал»
Многие ли задумывались, в чём тут дело? А всё очень просто.
Как стопа ЯМБА в ХОРЕЕ недопустима – два ИКТА следуют подряд друг за другом, и непонятно, кто же из них ИКТ, – так и в данном случае:
В варианте (о1) мы будем иметь в строке два ИКТА подряд. УДАРЕНИЕ в двухсложном слове на ВТОРОМ СЛОГЕ ВРЕДИТ идущему следом за ним ИКТУ.
Например: оо1 оо1 (о1)1 оо1 – в третьей стопе два ИКТА РЯДОМ, иначе не скажешь.
А проще объяснить так. Перед ИКТОМ обязан быть безударный слог или пауза (цезура), чтобы подготовить к восприятию ИКТА наш слух. Если перед ИКТОМ находится односложное слово, его ударение подавляется, становится слабым и не мешает следующему за ним сильному ударению – ИКТУ (как затакт в музыке).
А в случае же наличия в предыдущей стопе двухсложного слова, построенного по схеме (о1), перед ИКТОМ возникает ударный слог, требующий после себя цезуры, паузы, что в крайнем случае возможно, но нежелательно.
Если же двухсложное слово построено по схеме (1о), то перед ИКТОМ будет безударный слог, и ВСЁ В ПОРЯДКЕ.
В случае наличия двухсложного слова в «безударном промежутке оо», его ударение можно назвать побочным ИКТОМ или ИКТОМ второго уровня, или слабым ИКТОМ.
Тот же пример: оо1 оо1 (1о)1 оо1 – Побочный ИКТ в третьей стопе следует ЗА ОСНОВНЫМ ИКТОМ второй стопы, является СЛАБЫМ ударением, КОТОРОЕ СЛЕДУЕТ ЗА СИЛЬНЫМ, и – никаких проблем.
Нарушение указанного правила я называю «ПОЛУРАСПАДОМ УДАРЕНИЯ», подчёркивая тем самым, что явление это не такое опасное, как распад ударения в двухсложниках. Правда, на слух его обнаружить труднее, особенно у себя в стихах.
ПОДВЕДЁМ ИТОГ
ПОЛУСИЛЬНОЕ ударение, связанное с ОДНОСЛОЖНЫМ словом является СЛАБЫМ, а при желании и вовсе ИГНОРИРУЕМЫМ. А вот в ДВУХСЛОЖНОМ слове оно не такое уж и слабое и проигнорировать его нельзя, и стоя в позиции перед ИКТОМ, оно просто испортит всё дело, став СИЛЬНЫМ и НЕ НА МЕСТЕ. Вот после ИКТА – пожалуйста, сколько угодно!
А какие ДВУХСЛОЖНЫЕ слова создают проблемы? В группу риска входят двухсложные союзы, местоимения, наречия, т.е., по сути дела, – слова, которые, не требуют, на первый взгляд, особого внимания к себе. Вот авторы и произносят их почти без ударения, не совсем внятно или, того хуже, – вообще с неправильным ударением. В результате появляются эти нелепые "кОгда", "Ещё", "пОка", "пОчти", "свАи"(своИ), "мАи" (моИ), "мЕня" (менЯ) и т. д.
У них у всех, к сожалению, ударение падает на второй слог и часто придумать им адекватную замену просто невозможно. Припомните! Наверняка у себя найдёте хоть один такой «ляп», если когда-либо писали трёхсложниками. Именно на них и сосредоточены примеры. Именно в них и заключена "беда" многих сочинителей.
А вот вообще замечательный пример с предлогами:
МИр (вокруг) нАс чудесАми, загАдками вЕет -
1(о+) 1оо 1оо 1оо 1о
НАм не укАз мудрецЫ, а тем бОлее И ТимофЕи!
1+0 1оо 1++ 1оо 1оо 1о
НО (спустя) гОд, или двА, мы, глядИшь, поумнЕем –
1(о+) 1+о 1+о 1оо 1о
ЧЕсть воздадИм мудрецАм!.. И цветЫ – ТимофЕю!
1оо 1оо 1+о 1оо 1о
Ну, как вам эти "вОкруг" и "спУстя"?
Неаккуратное обращение со словом, не правда ли? А ведь будь перед вами существительное или глагол, вы бы не допустили к ним подобного отношения.
ПРАВИЛО
Итак, запомним! Полусильное ударение ДВУХСЛОЖНОГО слова, стоящего МЕЖДУ ИКТАМИ в ТРЁХСЛОЖНИКЕ должно иметь ФОНЕТИЧЕСКОЕ ударение на ПЕРВОМ СЛОГЕ, и только на нём.
КТО НЕ СОГЛАСЕН или не до конца понял, пусть запомнит это как аксиому, не требующую доказательства, хотя я, вроде, выше всё уже доказал.
* * *
Итак, первые три ЧИСТЫЕ трёхсложные стопы мы разобрали и усвоили.
Теперь следуют стопы, которые порождаются полусильными ударениями, связанными с односложными и двухсложными словами.
Перед рассмотрением этих стоп надо оговориться. Традиционно (можно встретить во многих источниках) нижеследующие стопы описываются, например, так:
амфимакр: _U_ , где
_ – ударный слог (?!)
U – безударный (!?)
То есть при таком обозначении есть деление ТОЛЬКО на УДАРНЫЕ и БЕЗУДАРНЫЕ слоги, но ОТСУТСТВУЕТ ДЕЛЕНИЕ на СИЛЬНОЕ и СЛАБОЕ у УДАРЕНИЙ. (Прошу не путать эти понятия между собой.)
Значит, исходя из этих обозначений, наши должны выглядеть так: 1о1, что абсурдно, т.к. двух ИКТОВ в одной стопе быть не может.
Ниже мы будем исходить именно из этого положения и заменять 1 на + (ИКТ на слабое ударение) там, где нужно. То есть наша таблица условных обозначений пополнилась и будет выглядеть так:
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
1 – ИКТ (ударный слог)
о – безударный слог (соответствует на клавиатуре маленькой букве "о")
0 – пропущенный ИКТ (= там, где должен быть ИКТ, но он пропущен) (соответствует на клавиатуре цифре 0)
+ – слабое дополнительное ударение, не определяющее ритмический рисунок.
Прошу обратить внимание, что обозначения "0" и "о" отличаются по высоте и соответствуют на клавиатуре цифре 0 (в первом случае) и маленькой букве "о" (во втором случае).
4) АМФИМАКР (1о1)
Ну, что? Вам удивительно? Похоже на двухстопный ХОРЕЙ с мужским окончанием? Вот и я о том же. Я считаю, что недопустимо таким образом изображать АМФИМАКР, потому что получается, что в одной стопе два ИКТА, чего быть не может. Одно из ударений просто обязано быть слабым.
Но в таком случае обязано существовать ДВЕ РАЗНОВИДНОСТИ АМФИМАКРА: (1о+) и (+о1).
Знакомьтесь:
4.1. АМФИМАКР ДАКТИЛИЧЕСКИЙ (1о+)
Нетрудно догадаться, что, так как за ДАКТИЛИЧЕСКИМ АМФИМАКРОМ следует ИКТ следующей стопы, это слабое ударение может быть связано ТОЛЬКО с ОДНОСЛОЖНЫМ словом.
КАк же счастлИво я прОжил, друзьЯ!
1+о ( 1о+) 1оо 1 – вторая стопа – ДАКТИЛИЧЕСКИЙ АМФИМАКР.
4.2. АМФИМАКР АНАПЕСТНЫЙ (+о1)
Совсем другое дело. Здесь полусильное ударение может быть и на односложном слове, и на двухсложном, но с фонетическим ударением в первой позиции:
Пример 1:
НичегО /не придУ/мать молчА/нья умЕст/ней
оо1 (+о1) оо1 оо1 о – вторая стопа – АНАПЕСТНЫЙ АМФИМАКР.
Пример 2:
Просто пЕс/ни не стА/ло, а звУ/ки слышнЫ
(+о)1 о+1 о+1 оо1 – в первой стопе двухсложное слово «прОсто». Оно прекрасно вписалось в АНАПЕСТНЫЙ АМФИМАКР.
5) ТРИПОДИЙ (о11)
«А это уже ни в какие ворота! – скажете Вы. – Два икта подряд в одной стопе!!!» И будете абсолютно правы. И значит хорошо я вас учил.
Действительно, в такой постановке это просто бред. Но вот заменяем одно из ударений на слабое, и уже вполне терпимо. Знакомьтесь:
5.1. ТРИПОДИЙ АНАПЕСТНЫЙ (о+1)
Анапест с односложным словом во второй позиции и никаких двух ИКТОВ рядом.
Просто пЕс/ни не стА/ло, а звУ/ки слышнЫ
+о1 (о+1) (о+1) оо1 – во второй и третьей стопе АНАПЕСТНЫЙ ТРИПОДИЙ, как видим.
А пример этот мы только что рассматривали по поводу первой стопы, где АМФИМАКР АНАПЕСТНЫЙ имеет место быть.
И вот вопрос, как классифицировать такую строчку, если она первая в стихе? Вполне можно сослепу принять за ХОРЕЙ – 1о1о1… а дальше рядом ещё ИКТ, и мы в замешательстве.
Ну, ничего! Методику распознавания метров с первого взгляда мы изучим позже (перед ЛОГАЭДАМИ).
5.2 ТРИПОДИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ (о1+)
Амфибрахий с односложным словом в третьей позиции или с двухсложным словом между стопами (о1(+ о)1о …)
Пример 1:
СгущЕни/е тьмЫ и /вот тЫ о/бестОчен…
о1о (о1+) +1о о1о
Пример 2:
Из сЕрдца/ тебЕ я /дарЮ лу/чик свЕта.
+1о о1+ о1(+ о)1о
Слово «лУчик» (между третьей и четвёртой стопами), как раз иллюстрирует второй случай, а вторая стопа – первый.
6) АНТАНАПЕСТ (11о)
Сразу распишем его, как положено:
6.1 АНТАНАПЕСТ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ (1+о)
Двухсложное слово внутри стопы ДАКТИЛЯ с фонетическим ударением на первой позиции, либо односложное слово на второй позиции в стопе ДАКТИЛЯ.
Пример 1:
ЗнАю роднУю МосквУ, как, пожАлуй, никтО.
1оо 1оо (1+о) 1оо 1 – В третьей стопе ДАКТИЛИЧЕСКИЙ АНТАНАПЕСТ
Пример 2:
ЗнАю роднУю МосквУ нашу тАк, как никтО.
1оо 1оо (1+о) 1+о 1 – В третьей стопе двухсложное слово с ударением в первой позиции «нАшу», да и четвёртая стопа – тоже ДАКТИЛИЧЕСКИЙ АНТАНАПЕСТ, но из первого примера.
6.2 АНТАНАПЕСТ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ (+1о)
Односложное слово в первой позиции стопы АМФИБРАХИЯ, и только (!!!)
Пример 1:
Но мИр твой всё бОльше сужается в точку.
+1+ (+1о) о1о о1о
7) ТРИМАКР(111)
7.1. ТРИМАКР ДАКТИЛИЧЕСКИЙ – (1++)
Стопа ДАКТИЛЯ с двумя односложными словами или даже тремя односложными словами, одно из которых является главным и пришлось на ИКТ
Пример 1:
ЧтО же с тобОй сотворИли? ЗачЕм и за чтО?
1+о 1оо 1оо (1++) 1
Пример 2:
ЗнАю москОвскую жИзнь, как, быть мОжет, никтО.
1оо 1оо (1++) 1оо 1 – третья стопа состоит из трёх односложных слов, главное из которых «жИзнь», естественно – классический пример.
7.2. ТРИМАКР АМФИБРАХИЧЕСКИЙ (+1+)
Либо стопа АМФИБРАХИЯ с тремя односложными словами, либо стопа амфибрахия с односложным словом в первой позиции и двухсложное слово с ударением на первой позиции между ИКТАМИ АМФИБРАХИЯ
Пример: Мы его только что видели как пример АНТАНАПЕСТА АМФИБРАХИЧЕСКОГО – одной строке две сложных стопы – учитесь, студенты!!!! – пять односложных слов подряд в трёхсложнике.
Пример 1:
Но мИр твой всё бОльше сужается в точку.
( +1+ ) +1о о1о о1о
Пример 2: (преобразуем из первого)
Но мИр нАшей бОли сужается в точку.
( +1+ ) о1о о1о о1о – слово «нАшей» - двухсложное со слабым ударением.
7.3. ТРИМАКР АНАПЕСТНЫЙ (++1)
Стопа АНАПЕСТА с двумя односложными словами или даже с тремя, если одно из них пападает на ИКТ.
Пример 1:
О! ВеснА без концА (и без крА)ю!
+о1 +о1 (++1) о – ДВА АНАПЕСТНЫХ АМФИМАКРА + (АНАПЕСТЫЙ ТРИМАКР) + женское окончание.
Пример 2:
Бредовый. Калечу классика:
О! Весна без концА (и без бед)!
+о1 +о1 (++1) – в третьей стопе ИКТ попадает на односложное слово «бед».
8) ТРИБРАХИЙ (ооо)
Тут, вроде, всё просто. Аналог ПИРРИХИЯ в двухсложниках. Ан, нет!
Тут всё гораздо запутаннее. Чистый ТРИБРАХИЙ, конечно, возможен. Он, как и ПИРРИХИЙ (который един для ЯМБА и ХОРЕЯ), един и для ДАКТИЛЯ, АМФИБРАХИЯ и АНАПЕСТА. Чисто формально они выглядит, конечно, по разному:
0оо – Чистый ДАКТИЛИЧЕСКИЙ ТРИБРАХИЙ
о0о – Чистый АМФИБРАХИЧЕСКИЙ ТРИБРАХИЙ
оо0 – Чистый АНАПЕСТНЫЙ ТРИБРАХИЙ
но звучит совершенно одинаково - как три безударных слога подряд
Пример:
РаспорядИлась судьбА так и БОг захотЕл.
(0оо) 1оо 1++ 1оо 1 – первая стопа – чистый ДАКТИЛИЧЕСКИЙ ТРИБРАХИЙ
А теперь вспомним ПОЛУПИРРИХИИ ЯМБИЧЕСКИЙ и ХОРЕИЧЕСКИЙ. ИКТА нет, а односложные слова со слабыми ударениями присутствуют. А здесь-то хуже: у нас может не быть ИКТА, а вариантов расположения слабых ударений может быть аж 7 разновидностей:
Естественно, это страшно редкие «звери». Я навскидку нашёл только одного. Двух других сконструировал специально. Остальные примеры пока пусты. Это и есть «менделеевские» предсказанные элементы – стопы, которых может вовсе не существовать (они лишь теоретически возможны), потому, что "путают все карты» в трёхсложнике. Попробуйте сами.
Каждый, кто найдёт хорошие примеры ТРИБРАХИЕВ с полусильными ударениями, будет упомянут лично в соответствующем примере, как первооткрыватель со ссылкой на автора.
Далее мы будем обозначать отсутствующий ИКТ, как "0" , а не "о" скобках, чтобы отличать пропущенный ИКТ от простого фонетически безударного слога.
8.1. ТРИБРАХИЙ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ 1-го рода: 0+о - Либо двухсложное слово с Фонетическим ударением в первой позиции, либо односложное слово на второй позиции, при отсутствии ИКТА.
2 примера – пока нет
8.2 .ТРИБРАХИЙ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ 2-го рода: 0о+ - Односложное слово в третьей позиции, при отсутствии ИКТА
1 пример – пока нет
8.3. ТРИБРАХИЙ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ 3-го рода: 0++ - Два односложных слова в стопе, при отсутствии ИКТА
1 пример – пока нет
8.4. ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 1-го рода: +о0 - Либо двухсложное слово с Фонетическим ударением в первой позиции, либо односложное слово на первой позиции, при отсутствии ИКТА.
Пример 1:
(Если го)ризонтАльно
(+о0) оо1 о – первая стопа ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ.
бьётся плАмя кострА
+о1 оо1 - а здесь уже АМФИМАКР АНАПЕСТНЫЙ (узнали?)
Пример 2: (бредовый, выдуманный)
Там молокозавОды
(+о0) оо1 о – первая стопа ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ.
Гомонят день и ночь
оо1 ++1 – а во второй стопе узнаём АНАПЕСТНЫЙ ТРИМАКР
Пример 3:
А любовь – это отговорки (Татьяна Алтухова: http://www.stihi.ru/2012/01/04/8068)
+о1 +о0 о1о – Вторая стопа ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ
Правда, к слову сказать, это ЛОГАЭД (об этом в следующей лекции), но стопа от этого ТРИБРАХИЕМ АНАПЕСТНЫМ 1-го рода быть не перестаёт.
8.5 ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 2-го рода: о+0 – односложное слово во второй позиции, при отсутствии ИКТА.
А вот и ПЕРВОЕ ОТКРЫТИЕ "менделеевских стоп", сделанное читателями:
Оксана Ярославская: http://www.stihi.ru/avtor/oxana2
Пример 1:
Будто ктО-то желАет их предупредИть
+о1 +о1 (о+0) оо1 - третья стопа: самый, что ни на есть, ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 2-го рода
8.6 ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 3-го рода: ++0 – два односложных слова во второй позиции, при отсутствии ИКТА.
Пример 1: (сконструирован):
(Так вот го)ризонтАльно
(++0) оо1 о
бьётся плАмя кострА
8.7 ТРИБРАХИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ 1-го рода: +0+ – либо односложное слово в первой позиции, либо односложное слово в третьей позиции, либо двухсложное слово с ударением в первой позиции между этой и следующей стопами АМФИБРАХИЯ при отсутствии ИКТА.
Три примера – пока нет
8.8 ТРИБРАХИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ 2-го рода: о0+ – либо односложное слово в третьей позиции, либо двухсложное слово с ударением в первой позиции между этой и следующей стопами АМФИБРАХИЯ при отсутствии ИКТА.
2 примера – пока нет
8.9 ТРИБРАХИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ 3-го рода: +0о – односложное слово в первой позиции при отсутствии ИКТА
1 пример – пока нет
Вы спросите: «А неужели НИКОГДА Вы, Юрий Петрович, не втыкали БАТАРЕЙКУ, НАРУШАЯ ПОЛЯРНОСТЬ?»
Да, сам грешен, бывает, но только в песнях, где это съедается паузами (цезурами) или в ещё одном приятном случае, о котором хочется сказать отдельно. А можно о нём и поспорить.
Пример ТРИБРАХИЯ АНАПЕСТНОГО:
КогдА горизонтАльно
(о+0) оо1 о
Бьется плАмя кострА.
Вот здесь в первой стопе я допускаю перенос ударения во вторую позицию и никакой «кОгды» здесь нет. Почему? А потому, что нет следующего ИКТА – портить нечего. В этом случае полусильное ударение вполне может быть смещено. Или я не прав? Ведь данная короткая строчка может трактоваться и как второй ПЕОН.
КогдА горизонтАльно
о1оо о1о
Вот теперь, кажется, я всё рассказал о полураспадах ударения в трёхсложниках.
Надеюсь, теперь вам будет понятна одна простая аллегория. Кто в детстве не бегал, ведя палкой по забору. Палка при этом трещала, издавая щёлкающие звуки через РАВНЫЕ промежутки времени. Вот это аналог чистых метров. Как забор с равномерно чередующимися прутьями и пустотами. Как только в стихах начинают появляться разносложные слова от 1-го до пяти слогов, ритмический рисунок становится гораздо интереснее. Особенно это видно на примере трёхсложников. 24 варианта сочетаний основных и дополнительных ударений!!!
Здесь бы я сравнил чистые ритмы со скелетом, а обогащённые односложными и двухсложными словами, а, тем более, многосложными, скелетом, на котором наросло мясо.
Либо проще: Обогащённые полутонами (в виде слабых ударений) трёхсложники, становятся подлинными произведениями искусства. Однако соблюдение простых правил, а именно – уход от полураспадов ударения, просто необходим.
А теперь для памяти предлагаем вам следующую таблицу:
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ СТОП ТРЁХСЛОЖНИКОВ
1. 1 о о – ДАКТИЛЬ;
2. о 1 о – АМФИБРАХИЙ;
3. о о 1 – АНАПЕСТ;
4. 1 о + – АМФИМАКР ДАКТИЛИЧЕСКИЙ;
5. + о 1 – АМФИМАКР АНАПЕСТНЫЙ;
6. о 1 + – ТРИПОДИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ;
7. о + 1 – ТРИПОДИЙ АНАПЕСТНЫЙ;
8. 1 + о – АНТАНАПЕСТ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ;
9. + 1 о – АНТАНАПЕСТ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ;
10. 1 + + – ТРИМАКР ДАКТИЛИЧЕСКИЙ;
11. + 1 + – ТРИМАКР АМФИБРАХИЧЕСКИЙ;
12. + + 1 – ТРИМАКР АНАПЕСТНЫЙ;
13. 0 о о – чистый ДАКТИЛИЧЕСКИЙ ТРИБРАХИЙ;
14. о 0 о – чистый АМФИБРАХИЧЕСКИЙ ТРИБРАХИЙ;
15. о о 0 – чистый АНАПЕСТНЫЙ ТРИБРАХИЙ;
16. 0 + о – ТРИБРАХИЙ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ 1-го РОДА;
17. 0 о + – ТРИБРАХИЙ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ 2-го РОДА;
18. 0 + + – ТРИБРАХИЙ ДАКТИЛИЧЕСКИЙ 3-го РОДА;
19. + о 0 – ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 1-го РОДА;
20. о + 0 – ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 2-го РОДА;
21. + + 0 – ТРИБРАХИЙ АНАПЕСТНЫЙ 3-го РОДА;
22. + 0 + – ТРИБРАХИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ 1-го РОДА;
23. о 0 + – ТРИБРАХИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ 2-го РОДА;
24. + 0 о – ТРИБРАХИЙ АМФИБРАХИЧЕСКИЙ 3-го РОДА;
Слышу изумлённые вопросы от тех, кто до сих пор читает: «А что же, уважаемый ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ молчит о РАСПАДЕ УДАРЕНИЙ В ТРЁХСЛОЖНИКАХ? Неужели он не имеет места быть?»
Да, друзья мои, увлёкся ПОЛУРАСПАДАМИ и забыл о РАСПАДАХ, и не просто РАСПАДАХ, а о ДВОЙНЫХ РАСПАДАХ (просто ядерный взрыв, лично для меня), ибо ухитриться поставить ФОНЕТИЧЕКОЕ ударение мимо ИКТА в ТРЁХСЛОЖНИКЕ это надо суметь. Но ведь нашлись умельцы. Имён называть не буду:
В первый раз я столкнулся с распадом ударения в трёхсложном метре в достаточно самобытном стихотворении состоящем всего из 4-х строк. Приведу его полностью, сохраняя пунктуацию автора, точнее, полное её отсутствие:
ты не знаешь как я безнадёжно влюблён
++1 о+1 оо1 оо1
но чтобЫ дружбу нАшу с тобой не разрушить
(+о1) +о1 оо1 +о1 о
я запрятал все чувства под чёрным углём
+о1 о+1 о+1 оо1
и любОвь свОю Я обрядил в равнодушье
+о1 (+о1) оо1 оо1 о
Очень интересные стопы, вы их без сомнения уже можете назвать сами, но в четырёх строчках, написанных четырёхстопным анапестом с чередованием мужской и женской рифм, имеется ДВОЙНОЙ РАСПАД УДАРЕНИЯ во второй строчке в первой стопе и полураспад – в 4-ой строке во второй стопе, а именно:
В начале второй строчки слово «чтОбы» читается как «чтобЫ» ( «столбЫ» какие-то, да и только), а в 4-ой очередная «свая» - слово «своЮ» читается как «свОю» (это вроде что сделаю? – свою, типа, «завою» в будущем времени?) в силу несовпадения полусильного ударения и фонетического ударения в слове. И вот, если 2-ая строка лечится сравнительно просто, например, так:
"ну, а чтоб дружбу нашу с тобой не разрушить,",
(++1) +о1 оо1 +о1 о
то в 4-ой, вообще, достаточно переставить слова:
и любОвь Я своЮ обрядил в равнодушье
+о1 (+о1) оо1 оо1 о
Ну, а дальше - больше…
По два двойных распада на один катрен, как в нижеследующих двух примерах.
Пример 1:
ДАКТИЛЬ четырёхстопный с женским окончанием во всех строчках (1оо 1оо 1оо 1о)
Я к Вам пишу, а чернила не льются,
Их горечь слез в черный лед превратила,
ХОчу сказать, но слова не даются,
ХОчу сказать, но не пишут чернила...
Ну, что, дорогой читатель? Заметили что-нибудь странное?
Нет! Раскрою глаза тому, кто ничего не заметил.
В 3-й и 4-й строках первое слово «хочУ», читается как «хОчу». И против этого не попрёшь. Как мог автор такого не заметить? Не представляю.
Я бы порекомендовал автору хотя бы такой вариант:
Я к Вам пишу, а чернила не льются,
Их горечь слез в черный лед превратила,
НУжно сказать, но слова не даются,
НУжно сказать, но не пишут чернила...
Ну, в зависимости от вкуса автора, вместо «нужно» можно применить «надо».
Пример 2 (из того же стиха):
Напоминаю - ДАКТИЛЬ четырёхстопный с женским окончанием во всех строчках (1оо 1оо 1оо 1о)
Ах, эта странная женская участь -
МОлчать и ждать от мужчин объясненья,
И вновь искать для свидания случай...
ГлАза в глаза. Вот и все продолженье.
Здесь то же самое, что и в первом примере, во 2-ой строке и в 4-ой. Слово в начале 2-ой строки читается как «мОлчать» вместо «молчАть» и в начале 4-ой как «глАза», вместо «глазА».
А вот тут без вариантов. Видимо следует переписать всё четверостишие.
Так что такие неслучайные явления должны лечиться.
Вот пожалуй и всё, что я на сегодняшний день могу сказать о трёхсложниках. А впереди ещё столько интересного: ЛОГАЭДЫ, ТАКТОВИК, ДОЛЬНИК, АКЦЕНТНЫЙ СТИХ….
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. ЧТО ТАКОЕ ПОЛУРАСПАД УДАРЕНИЯ?
2. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ ФОНЕТИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ В ДВУХСЛОЖНЫХ СЛОВАХ, УГОДИВШИХ В МЕЖИКТОВОЕ ПРОСТРАНСТВО?
3. В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ "ЗАКОН БАТАРЕЙКИ"?
4. СКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ТРЁХСЛОЖНЫХ СТОП С УЧЁТОМ ПОЛУСИЛЬНЫХ УДАРЕНИЙ МОЖЕТ БЫТЬ?
5. ЧТО ТАКОЕ «ДВОЙНОЙ РАСПАД УДАРЕНИЯ»?
Продолжение: Глава 5. Логаэды, дольник, тактовик и акцентный стих:
http://www.stihi.ru/2013/10/18/6805
Свидетельство о публикации №111112903767
Увы...
Боюсь, мне в этом не разобраться.
Чувствую себя неандертальцем, попавшим в мегаполис.
Ольга Смирнова 8 19.01.2024 21:04 Заявить о нарушении
А трёхсложниками заниматься после того, как освоены более простые метры.
Но Вы же пишете трёхсложниками. Я видел. Но для начала поработаем с более простыми метрами. Этот учебник написан "от простого к сложному".
А читать лекцию о трёхсложниках все равно, что первокласснику пытаться освоить дифференциальное исчисление.
Нет, Видать я еще не создал правильного путеводителя по семинару.
Пресловутые "Ключи", и первый, и второй, никуда не годятся.
Вот попал человек ко мне в гости и заплутал в трёх соснах.
Придётся, видимо, написать третий КЛЮЧ - путеводитель по семинару.
Давно пора!
Спасибо за помощь.
Пусть неожиданную для Вас самой, но очень важную для меня.
А пока почитайте первую лекцию - Хорей.
Вам понравится!!!!
Семинар Юрия Петровича 19.01.2024 21:25 Заявить о нарушении
Дорогу осилит идущий, как я уже говорил.
Семинар Юрия Петровича 19.01.2024 21:27 Заявить о нарушении
Семинар Юрия Петровича 19.01.2024 21:29 Заявить о нарушении