Ревью 59. Обозреватели Михаил Микаэль и Аюна
день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15 — Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.
Михаил Микаэль http://www.stihi.ru/avtor/mikael2
Аюна Аюна http://www.stihi.ru/avtor/werwerwer
ИТОГИ РЕВЬЮ № 59
Ведущие: Михаил Микаэль, Аюна Аюна.
Нами, ведущими ревью, единодушно признаны лучшими четыре произведения (как и во всех дальнейших списках, порядок следования не означает предпочтения):
Ян Бруштейн «эти травы и эти деревья» (1)
эти травы и эти деревья приходят ко мне из земли,
из младенца зерна и давно постаревшего корня.
что узнали они, выходя из подменного сонного в горний,
что забыли они навсегда, что запомнить смогли?
я боюсь наступить неподсудным своим башмаком.
стебли выгнуты луком, но неуловимы их стрелы.
и рисуют они времена и зеленым и желтым на белом,
и нескошенным телом слепой утверждают закон.
кто еще в этом времени, мире по пояс навеки зарыт,
кто закрыт на тюремный замок и не может укрыться…
и стоят, и качаются, их растворяются лица.
вот и эта страница сгорает на углях зари.
http://stihi.ru/2011/07/26/6435
Как всегда у Яна Бруштейна – глубоко по мысли и отлично написано. Пройдем по стихотворению последовательно:
«эти травы и эти деревья приходят ко мне из земли»,
Сразу дана личная, субъективная опора – «приходят ко мне», но вот, не излишество ли «из земли»? Откуда еще? И травы, и деревья растут именно из земли, не правда ли? Да, правда, но это иная «земля», личного опыта автора – его судьбы и его культурного пространства…
«из младенца зерна и давно постаревшего корня.
что узнали они, выходя из подменного сонного в горний,
что забыли они навсегда, что запомнить смогли?»
Четкий слог. Отмечу «из подменного сонного в горний».
Здесь самое важное «подменного». Я задавался вопросом – «почему»? Выходит есть иной мир «подземного, подсознательного?» А его подменили… достаточно сложный вопрос. Некий «Принц и нищий»… И я начал размышлять, Ян, а что я бы написал здесь? И не выходило особо иного, улучшающего. Я понял – подземелье лишено света и ясности, и Аполлону там не место. Будущее выходит из темноты ростками, не из света – в свет. Из мира собирания сил, общения с предками – в мир творца.
«я боюсь наступить неподсудным своим башмаком.
стебли выгнуты луком, но неуловимы их стрелы»
О башмаке понятно, а вот «выгнуты»… Ветер реальности? Думаю, что скорее – тянутся к свету. А что за «стрелы такие»? Не ботаника же, не «стрелы лука»? Я, естественно, смотрю всякие «интуитивности», а не разбираю ход мыслей автора… «Стрелы Амура», горечь лука, «наказание неподсудным башмакам», и многое еще… Трава может мстить… какую бы дать аналогию? Сила творчества может мстить, если «наступить на собственное горло».
«и рисуют они времена и зеленым и желтым на белом,
и нескошенным телом слепой утверждают закон».
Здесь сильно особенно. «Рисуют времена» - это уже вошедшее в поэзию сплетение пространства и времени… Но вот, цвет возник, спектр, и плюс – белый лист бумаги, между прочим. Ян, а так ведь и видно – складывается в архетип, у тебя в «Тоскане на Нерли» этот выход из некоторой нашей хмури в широкий, цветной мир. И у Георга в «Одиночке» близко. Взрыв цвета, ростом экспрессии, энергии стиха. Оскар Рабин, художник из Лианозово, рисовал катящийся рубль – я был на выставке, и как только Рабин оказался в Париже, вдруг в картинах вспыхнул цвет… У молодых этого уже нет, невозможности просто глянуть где и что, они ездят по всему свету… А «слепой» - превосходно: и Фемида с повязкой на глазах, и растения, которые не видят…
«кто еще в этом времени, мире по пояс навеки зарыт,
кто закрыт на тюремный замок и не может укрыться…
и стоят, и качаются, их растворяются лица.
вот и эта страница сгорает на углях зари».
Я думаю, что нет нужды более комментировать. Белая страница времен заполнена, идет следующая, другие люди и письмена…
Что мне припомнилось в связи с твоим стихотворением? Библейская песня Моисея, из «Второзакония» - « … как роса речь моя, как мелкий дождь на зелень, как ливень на траву…»
Григоров Амирам «Мугам 7» (1)
Минуты считают меня чем-то вроде себя
А я их сочту по ночам чередою ягнят
Текущих по мягкому склону кусками огня
Туда где не гаснут плеяды пути серебря
Узнай о безмолвье когда отзвучит шаарит
Как брошенный голос крылами во тьме шелестит
Ордынский вкушая набег и ордынский ярлык
И клёкот нагорий когда умирают орлы
Узнай о безмолвье когда завопят базари
На старом Бакинском базаре, ещё до зари
И высушит ветер что месяц адар подарил
Сефардское влажное сердце с монеткой внутри
Аман-аман джан Амирам завершает мугам
Послушай как наши несчастья идут по рукам
Идут как проказа как стадо овец по лугам
Не слышит Вс-вышний и некого больше ругать
И молится ночь виноградные кисти воздев
Туда где качаема ветром висит на гвозде
Кипа полнолунья прошитая светом и где
Не гаснут плеяды над башней нетронутых дев
А с девою рядом не может уснуть падишах
Как высшей из казней бессильной любви подлежа
И смотрится в перстень на тусклый рубин подышав
Узнав что упали твердыни в чужих падежах
Что ангел усевшись за нарды не трубы продул
А судьбы людей и кочевник качая звезду
Несётся по кочкам скользя по хазарскому льду
Когда-нибудь стану минутой и тоже пройду
http://www.stihi.ru/2009/05/28/4847
Это совершенно превосходные стихи, Амирам. На меня они действуют сходу и втягивают невероятно... Огромное спасибо, что принес. Вот - буду читать и разбираться в них. Причем, конечно, и голос слышу, это очень важно, природное свойство стихов, изначальное - петься...
Оно заменяется или, вернее, поддерживается, какими-то способами письменности, аллитерациями, ритмами, но всегда растет в настоящих стихах сквозь текст, и, кажется, - из души и сердца, двух самых главных человеческих свойствах, о которых ныне неприлично стало упоминать... Но можно не упоминать и иначе, сходно с тем, как не произносится имя Б-га. Иногда мне кажется, что в стихах главное - "неупоминание", "косвенное имя", любая метафора уже имеет такое значение. "Произношение слов похожих на обычные" в каких-то других, "культурных, сплетенных из времени и координат" пространствах, певчий крик над постоянно плутающим в грязи миром. Он только и делает, что бредет вдоль потоков нечистот в средневековых городишках, даже если это самый современный город, с асфальтом, вымытом шампунем... Этот мир постоянно пытается забраться на ходули прогресса, и так вот, в неудобной позе, на уже не деревянных, но пластмассовых ходулях, с чипами в них для измерения уровня грязи, горделиво оглядывается - ай, да молодец! Но птичий голос, он куда выше, и только он обозначает небеса... Замечательное произведение!
Пояснение автора стихотворения. «Это такой жанр, мугам. Очень тоскливая по содержанию восточно-еврейская песня, где:
1) Плачут об Иерусалиме
2) Плачут о Кавказе
3) Плачут о несчастной любви
4) Плачут о молодости
5) Плачут обо всём сразу
Вот горско-еврейская версия - наиболее традиционная, сакральная, так пели тысячи лет.
http://www.youtube.com/watch?v=lRvfoObYz7c&feature=related
Грузинско-еврейская версия - почти застольная песня, приспособленная под европейские музыкальные инструменты.
http://www.youtube.com/watch?v=Tuc97kKfItM
Сара Бет Бернар «Синица» (1)
Вот синица смешная –
стучит и стучит по стеклу,
суетится, хлопочет,
бьет грудью в бесстрастную гладь.
Кто-то ловит себя
на болотную теплую мглу,
кто – толкает машину
и в ней – бесполезную кладь.
А синица все бьется –
ей нужен серебряный свет
«над» и «под», «в» и «между»
и даже, немного, «среди».
В оба смотрит, но оба
закрыты, и спрятан ответ
под прозрачностью век, и
его днем с огнем не найти.
Потому за стеклом
так светлы и нежны небеса,
милосердны так ветры –
летать желтобрюхой, летать, –
что стучи–не стучи,
дятлом стань - не поймать чудеса,
даже если увидел.
Но - в зеркале их не достать.
http://stihi.ru/2008/08/30/2140
"Синица" очень хорошее стихотворение. Я даже не знаю, что сказать... Может быть об особой плотности, "телесности" стихотворения, не только этого твоего, впрочем... Четкость каждой детали, именно поэтический сюжет, работа с вроде бы очевидными, но, в контексте, с особенными построениями - "Но - в зеркале их не достать". И книги твоих стихов нигде не достать, потому что ее нет и не было. И вот это безобразие!
"А синица все бьется –
ей нужен серебряный свет
«над» и «под», «в» и «между»
и даже, немного, «среди»."
Как же написано необыкновенно и точно.
**********************************************************
Чёрный Георг «проклятия благословений (1)
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . И сказал Иосиф братьям своим: я умираю; но Бог
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . посетит вас, и выведет вас из земли сей в землю,
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . (Быт. 50, 24)
вглядись: они опять пришли в пустыню,
где их водил, кругами, Моисей.
неужто пустота им не постыла?..
наверное, постыла, – но не всем.
ты видишь тупики предначертаний,
односторонних жизней города, –
где голод измеряется не ртами,
где фараону нечего подать...
для тех, кто сеет будущее в прошлом,
текучестью морей – песков и глин –
взовьётся мир из композитных крошев,
в который наши пращуры легли.
пророчество – волхвов и Иоанна –
исполнилось; теперь оно твоё.
и ангел дней, грядущих и туманных,
приблизится – на шаг – и перельёт
гул ветра в барабанных перепонках –
в слова, что бесполезно отрицать...
и ты узнаешь – в собственном ребёнке –
забытые давно черты отца.
.http://stihi.ru/2011/11/23/799
Поэтический мир Георга – уникален. Не так много, а точнее почти нет авторов, которые с такой последовательностью, преодолевая, когда косность, когда непонимание, когда зависть окружающих, строили бы, ткали особенное пространство стиха. Разногласия, размолвки, иногда периоды отрицания его поэтики с моей стороны, никогда не могли скрыть от меня значительности этого большого поэта, которому будущее, скорее всего, присвоит громкие именования.
Высокая техника стиха и всегда ищущая новое мысль – в основе того огромного здания, которое возведено этим удивительным автором. Но, как и всегда, горько наблюдать за насмешками глупцов и стараниями унизить со стороны завистливых.
Итак, Георг дал на это ревю сильное стихотворение - о повторении в шаге к новому, и о проклятии этого повторения … Если первая часть идеи связана с прогрессистской моделью мира, то вторая с «кругами Экклезиаста» или религиями Востока. Для размышления о соотношении наследственности и изменчивости человека или народа, Георг, как он часто поступает, выбирает некую «пару противоположных по смыслу понятий» и «растит текст на таком костяке».
Эта «пара», «сложное единство» здесь «проклятие» и «благословение». Если вы обратитесь к «яндексам», то быстро разберетесь в сложности каждого из этих, понятий, их соотнесенности с той или иной верой и так далее.
Эпиграф (из «Иосифа») отсылает нас к модели поступательного развития. Стихи же начинаются так: «вглядись: они опять пришли в пустыню,/где их водил, кругами, Моисей». Речь, разумеется, о людях вообще, сузив – о людях европейской культуры. И далее на редкость единый текст, который невозможно цитировать фрагментарно… Цепь констатаций и пророчеств, видений – о крушении мира, о вредоносности городов с их искусственными ценностями «где голод измеряется не ртами», с бессилием власти («фараонов»), о свершении сказанного в Апокалипсисе, разверстых могилах («взовьётся мир из композитных крошев,/в который наши пращуры легли»), о происшедшем по словам волхвов и Иоанна…
Но что далее в этом видении?
«и ангел дней, грядущих и туманных,
приблизится – на шаг – и перельёт
гул ветра в барабанных перепонках –
в слова, что бесполезно отрицать...»
Что же, снова пустыня?
И в завершение мужественная и четкая постановка вопроса об истине, причине безысходности, когда видение закончилось…
«и ты узнаешь – в собственном ребёнке –
забытые давно черты отца».
Страшные слова, и вопрос из мучительных. Но без мучительных вопросов пустыня, в том числе и культурная, обеспечена нам всем уже без всяких вопросов.
В жестоких боях, почти разругавшись, ведущие предлагают следующий, принятый двумя сторонами, условно назовем «лонг-список» произведений о которых можно говорить, как об выделяющихся. В целях того, чтобы ведущим не разругаться окончательно (но не только поэтому), они включили в список произведение другого соведущего …
Настя Каменская «Спаленка».
http://www.stihi.ru/2011/12/04/9376
Егор Мирный «время цветов».
http://stihi.ru/2011/10/12/6635
Михаил Микаэль «С небес …»
из http://www.stihi.ru/2010/03/28/7042
Маргарита Шмерлинг «Как натоптали мужики...» http://www.stihi.ru/2011/11/19/9913
Виктор Фишкин «Тело»
http://stihi.ru/2010/07/13/3529
Геннадий Акимов «Дай понять»
http://stihi.ru/2011/11/29/359
Александр Ра 2 «Ближе к солнцу»
http://www.stihi.ru/2011/08/23/6545
Аюна Аюна «янтарность»
http://www.stihi.ru/2011/11/26/5789
********************************************
Михаил Микаэль: Хороших стихов было много, и ряд из них на мой взгляд не сильно отличался от вошедших в подборку. В принципе, удивительное по разнообразию и уровню мысли обилие стихов. Назову некоторые:
Саша Тесла «После апокалипсиса»
http://www.stihi.ru/2011/11/30/8851
Диана Беребицкая «Театр. Замысел»
http://www.stihi.ru/2010/07/01/6672
Александра Инина «Иероглиф»
http://www.stihi.ru/2011/02/17/4503
А элита Кулешова «Никто»
http://stihi.ru/2011/11/25/9480
Юлия Елина «Длящаяся зима с ноября по март»...
http://www.stihi.ru/2011/11/30/7581
Гаэлина «Дачное»
http://www.stihi.ru/2010/12/02/694
Роберта Ро «Идеально»
http://www.stihi.ru/2011/02/27/6605
и многие другие стихи – Сергея Богомолова, например, обязательно - Евгения Филина-Соколова, с его тонкой музыкальностью и сложными крайне, но существенными произведениями, Алекса Рудова, Майи Грисс, Сергея Кондрулёва, и ему самому благодарность - за интересную беседу.
Михаил Микаэль.
****************************************************
К мнению о четырех лучших стихах этого ревью мы с Михаилом пришли единогласно:
Григоров Амирам «Мугам «
Чёрный Георг «проклятия благословений»
Ян Бруштейн «эти травы и эти деревья»
Сара Бет Бернар «Синица»
Я даже не могу сказать какое из них лучше, каждый стих хорош по-своему. Как ни странно, три стиха, несмотря на всю их непохожесть, оказались об одном. Они о времени и мире, о вечных связях с вечным временем и вечной землей и о преходящести человеческого бытия.
Яркий, красивый, высокой плотности текст Амирама, назван автором, «Мугам», плач. Люди плачут о жизни, о любви, о судьбе и поэт плачет вместе с ними. Но плач происходит этот на фоне потрясающей красоты строк:
Узнай о безмолвье когда завопят базари
На старом Бакинском базаре, ещё до зари
И высушит ветер что месяц адар подарил
Сефардское влажное сердце с монеткой внутри
И молится ночь виноградные кисти воздев
Туда где качаема ветром висит на гвозде
Кипа полнолунья прошитая светом и где
Не гаснут плеяды над башней нетронутых дев ….
и хочется идти за автором по земле, о которой он пишет,
и хочется быть под этим небом. И печаль всех строк этого стиха не кажется горькой.
…. Когда-нибудь стану минутой и тоже пройду…
Люди уйдут, а любимая ими земля будет всегда. Здесь любви больше, чем печали.
Ян Бруштейн «эти травы и эти деревья»
Удивительный, тонкий текст. Стих о, хранимом ,в глубине и выходящем из нее. Жизнь и рост, тянущиеся из глубины веков и земли. Здесь сама жизнь, данная нам, как постижение Божественного замысла, как высшее знание.
эти травы и эти деревья приходят ко мне из земли,
из младенца зерна и давно постаревшего корня.
что узнали они, выходя из подменного сонного в горний,
что забыли они навсегда, что запомнить смогли?
Чёрный Георг «проклятия благословений»
Великолепный текст Георга. О вечном вращении времени, о предопределении, о предначертаниях и вечном поске выхода из тупиков предначертаний. Текучий, постоянно меняющийся мир песков и глин, меняющийся и вместе с тем такой неизменный. Михаил дал исчерпывающие комментарии к этому стиху. Вряд ли мне удастся что-то добавить. Удивительно цельный текст. Для меня он звучит, как симфония печали.
Сара Бет Бернар «Синица»
В этот стих Сары я влюбилась. Хотела бы его сравнить с матрешкой - читаешь, и с каждой строчкой видишь этот стих по-новому, но это сравнение недостаточно верное. Скорее так, поднимаешься по высокой каменной лестнице и на третьей ступеньке ты видишь только улицы городка, на 25-ой видишь прилегающие окрестности, а на 70-ой уже видно синеющее далеко море.
Вот синица смешная –
стучит и стучит по стеклу,
суетится, хлопочет,
бьет грудью в бесстрастную гладь. - Синица. Смешная. ЖИВАЯ. Что-то потеряла, что-то ищет. Движения ее на данный момент кажутся бесполезными, мы смотрим и не понимаем, но она, синица, или знает, что ей нужно или просто ищет выход. Ищет и не может понять, что ей мешает, ведь стекло прозрачно. Преграда. Живая синица и мертвая гладь. Движение и неподвижность. Желание и бесстрастность.
Кто-то ловит себя
на болотную теплую мглу,
кто – толкает машину
и в ней – бесполезную кладь. – удобные иллюзии, мягкие теплые сны, просто непонимание. Майя.
А синица все бьется –
ей нужен серебряный свет
«над» и «под», «в» и «между»
и даже, немного, «среди». – Можно закрывать глаза, уговаривать себя, жить в рациональном мире, но синица тут выступает как существо бессознательное и нерассудочное. Серебряная внутри, она не может жить не в серебряном мире. И она ищет, пусть даже со стороны ее действия кажутся хаотичными и бессмысленными.
В оба смотрит, но оба
закрыты, и спрятан ответ
под прозрачностью век и
его днем с огнем не найти. - И вот здесь начинается самое интересное. Закрытые глаза и прозрачные веки. Внешняя прозрачность и внутренняя недоступность. Видимое и невидимое. И здесь, можно по- разному читать, прозрачные веки бога, твои прозрачные веки? И даже не хочется разгадывать, потому что вот она тайна.
И где- то небеса светлы и нежны. Кажется, что они где-то нежны, но возможно они нежны внутри синицы?
Потому за стеклом
так светлы и нежны небеса,
милосердны так ветры –
летать желтобрюхой, летать –
что стучи–не стучи,
дятлом стань - не поймать чудеса,
даже если увидел.
Но - в зеркале их не достать.
Ты видишь, что–то, но зеркала это только отражения, отражения наружного,
А что там внутри? И синица летит.
Выше был уже приведен список стихов, которые мы с Михаилом решили отметить. От себя скажу, что удивительно много было замечательных стихов на этом ревью. Огромное спасибо всем :))
Аюна
************************************************
ВНИМАНИЕ! По результатам ревью, опубликованным здесь, будет сегодня-завтра сформирована и выставлена на главную страницу подборка стихотворений с расширенным объемом комментирования по всем стихам, вошедшим в подборку, а также и по ряду других стихотворений.
ВСЕГО ДОБРОГО И СПАСИБО ВСЕМ!
Свидетельство о публикации №111112903542
Психоделика 09.12.2011 17:37 Заявить о нарушении
Миша, спасибо тебе огромное! :)))
Аюна Аюна 10.12.2011 18:22 Заявить о нарушении
Ценю ваше мнение, искренне за него благодарен!
Ян Бруштейн 10.12.2011 19:00 Заявить о нарушении
Сара Бет Бернар 10.12.2011 21:23 Заявить о нарушении
Микаэль Михаил 10.12.2011 21:48 Заявить о нарушении
Микаэль Михаил 10.12.2011 21:54 Заявить о нарушении
Микаэль Михаил 10.12.2011 21:57 Заявить о нарушении
Сара Бет Бернар 10.12.2011 22:00 Заявить о нарушении
Юлия Елина 10.12.2011 22:33 Заявить о нарушении
Диана Беребицкая 11.12.2011 23:04 Заявить о нарушении
И многие другие стихи тоже весьма хороши. Не знаю насчёт психоделики, но маленький праздник творчества состоялся.) И спасибо замечательным ведущим.
Геннадий Акимов 12.12.2011 20:12 Заявить о нарушении
А я их сочту по ночам чередою ягнят
Текущих по мягкому склону кусками огня
Туда где не гаснут плеяды пути серебря
Совершенно случайно сейчас прочёл... и ужаснулся конечно! Это для кого вообще написано!? Для тех, кому не знакома русская поэзия!? А может быть это для любимых дальних родственников, ждущих письма!? На какой уровень дееспособного разума рассчитана эта строфа? А может быть дело не в уровне ума, а в уровне атрофированного в моём случае психоделического восприятия? (-:
Сергей Кондрулёв 14.12.2011 01:02 Заявить о нарушении