***

спрашиваешь меня иногда:
если секунды складываются в минуты,
последние струятся в года
а родители,
например
не дают завести мне щенка
мыльные пузыри вдруг лопаются от мороза
в магазине нету месяц любимого морса
получается,
я тут живу, и не кому пнуть жирдяя-кота?
отворачиваешься.
я вижу: предательски капает что-то из носа.
отвечаю:
тебе же всего семь лет,
в годах бабочки, скорей миллионы прожитых жизней,
я в свои пропитанные дождём тысячные
пила морс, хотя, проще назвать это жижей
а зима никогда не бросала меня в поезда.
я не знаю ответа, не знаю как и когда.
подождём ещё год, в крайнем случае два.
обещаю, я увезу тебя из этого города
в наше общее никуда


Рецензии
Первое прочтение дало мне весьма противоречивое впечатление, подогреваемое сбивчивостью изложения. Однако, перечитав стихотворение второй, третий и четвёртый, для верности, раз, я убедилась в том, что предо мной ни что иное, как "поток сознания", тем самым и притягательный, что с первого раза не раскрывает всех карт.
Углубив первое впечатление более вдумчивым ознакомлением с текстом, я оказалась в бесконечной череде образов, переплетенных в коротеньком, казалось бы, рассказе.
Стихотворение разбивается на две смысловых части, связанных между собой тремя строчками, показывающими, что за непосредственностью и, казалось бы, легкостью слов ребенка, скрывается нечто большее. Что же это? Ответ на этот закономерный ответ дает нам первая часть. В сущности, нет никакого прямого указания на то, что ребенок несчастен, однако, ощущается определенная неустроенность, неполнота его мира, выраженная в строках
"а родители,
например
не дают завести мне щенка
мыльные пузыри вдруг лопаются от мороза
в магазине нету месяц любимого морса
получается,
я тут живу, и не кому пнуть жирдяя-кота?"
Здесь видно явное перечисление "неудач", не совершенных достижений, что свидетельствует о том, что ребенку некомфортно. Среди факторов, мешающих полной удовлетворенности ребенка, приведены родители, но, я считаю, что это упоминание не имеет значительной смысловой нагрузки, так как "родители, не дающие завести щенка" это вполне стандартная ситуация, навеянная, возможно, произведением Астрид Линдгрен, а возможно его экранизацией (Мультфильм «Малыш и Карлсон» (1968)). Не могу, однако, не заметить, что данный конкретный пример родительского запрета может являться квинтэссенцией натянутых отношений с родителями, недостатка их внимания, кратким выражением сути отношений с ними.
Во второй части автор противопоставляет своё детство детству собеседника. По строкам
"тебе же всего семь лет,
в годах бабочки, скорей миллионы прожитых жизней,
я в свои пропитанные дождём тысячные
пила морс, хотя, проще назвать это жижей
а зима никогда не бросала меня в поезда."
можно судить о том, каким своё детство видит автор и какую дает ему оценку. Однозначно, он видит его менее трагичным, чем ребенок, но, тем не менее, не безоблачным - "пила морс, хотя, проще назвать это жижей" - тому подтверждение. Значит по сравнению с ситуацией в первой части, во второй есть хотя бы видимость устроенности, возможно счастливая беззаботность ребенка-автора. О серости детства автора свидетельствует так же наличие дождя, "пропитавшего тысячные".
Особенно интересным мне показалось следующее.
"а зима никогда не бросала меня в поезда.
я не знаю ответа, не знаю как и когда."
После слова поезда идет строчка, сочетанием звуков и чередованием ударных-безударных слогов напоминающая грохот проносящегося поезда. Вряд ли автор придумал это намеренно, скорее его чувство звука и ритма подсказали ему нужные слова. Эффект, однако, это менее сильным не делает.
Автор совершенно явно удивлен беспросветностью мироощущения ребенка. Меня это навело на мысль о том, что под этим ребенком автор подразумевает себя сегодняшнего*. Он сравнивает прошлое и настоящее и приходит к неутешительному выводу, что с годами всё стало еще хуже, чем было когда-то ранее. На это же указывают и последние строки стихотворения, дающие понять читателю, что автор, а правильнее, вообще-то, было бы называть его лирическим героем, мой трабл, каюсь, дает своей жизни отсрочку на пару лет в надежде, что всё ещё изменится, и даже видит переломный момент - отъезд из этого города, что, в прочем, может значить не только смену места жительства, но и любую другую весомую перемену в жизни. Однако, с точным финалом этой ситуации рассказчик еще не определился, на что указывает последний стих.
Эмоциональная окраска стихотворения яркая, изложение максимально упрощено, то есть автор не прибегает к высокопарным выражениям, что приятно. Стихотворение выдержано в одном стиле, нет противоречия между оценочными суждениями и сюжетной линией, что свидетельствует о наличии явного литературного таланта у автора и его искренности.
__________________________________________________________________________

* если, конечно, это стихотворение не является стихотворным переложением действительного разговора с 8-ми летним ребенком

Митрофанова Ирина   13.03.2012 01:13     Заявить о нарушении