О. Павел Флоренский. Таинственный вихрь
Как запоют "Иже херувимы",
так подымается таинственный вихрь,
дующий снизу вверх,
и он уносит из эмпирий меня, служащего.
С этого момента я перестаю быть, как все и со всеми,
и делаюсь ИНЫМ,
и пребываю в ином месте.
Это -- полная изоляция.
Ощущение такое, что всю службу
подымаешься-подымаешься в гору,
воздух делается реже,
ветер сильнее.
А как дойдёт до херувимской,
так оказываешься на вершине,
и тут
ветер благодати
срывает с вершины и уносит вон,
и паришь в ином мире.
Но КАК попадаешь обратно -- на землю,
мне неясно.
+++
Религия ведет к таинственно-страшному
и непостижимому объединению двух миров,
и это делается культом.
+++
...Культ есть совокупность святынь, Sacra,
т.е. вещей священных,
таковых же действий и слов, --
включая сюда реликвии, обряды, таинства...
вообще всего, что служит установлению
связи нашей с ИНЫМИ мирами --
с мирами духовными.
+++
Культовый ритуал, священнодействие, таинство, --
а не мифы и догматы,
и тем более не правила поведения --
составляют ядро религии:
всё же остальное вокруг культа наслояется,
служа вспомогательным моментом культа
и получая самостоятельное значение
только через некоторое, в большей или меньшей степени,
РАЗРУШЕНИЕ целостной религии.
Миф вне богослужения,
догмат вне богослужения,
правило поведения само по себе --
уже есть секуляризация религии,
уже есть акт вражды к религии,
уже есть омирщение...
+++
Священник Павел Флоренский. Философия культа. М.: Мысль, 2004.
Свидетельство о публикации №111112600782
Борис Пинаев 27.11.2011 22:34 Заявить о нарушении