Переделкино

Памяти Олега Волкова, дворянина, зэка и писателя


      1.
   Здесь вечностью не пахло никогда,
   Зато другие запахи витают,
   Порой томленьем странным обнимают,
   Порой уютом манят нас сюда.
   Какой уют?!
   Здесь воздух не озонный,
   Чем больше знаешь – больше жуть берет:
   Так зэка бывшей молодости зона
   Привычною тоской назад зовет.
   
   2.
   Стая уток из прошлого века
   Залетела сюда, как и я,
   В ожидании первого снега
   Присмирели мои тополя,
   И снежинка из прошлого века,
   На ладони ложбинку узнав,
   Засверкала на миг и померкла,
   Незабытого века слеза.
   
   3.
   Заткан пруд изумрудною ряской,
   Что бельмо на глазу у воды,
   Только росчерком зрячим и ясным
   Утки в нем оставляют следы.
   И автограф, никчемно печальный,
   Взгляду мнится случайным на вид,
   Если только навзрыд и прощально
   В вышине не вскричат журавли...
   
   4.
   У калитки знакомого дома
   Дуб столетний – привратник немой:
   Не коснулась безвременья кома
   Кроны шумной с беспечной листвой.
   Вместе с ней, отзвучав журавлями,
   Осень ссыплется в блеске зарниц,
   По калитке стуча желудями
   и рыдая над прахом страниц...

   5.
   Нарастающий вой оборвался
   Затихающим степом колес,
   Эхо ветром закружено в вальсе,
   Но кукушка вступила вразнос
   И, на паузе сбившихся ритмов,
   В шелестенье и вздохах листвы,
   Слышишь – сердце возносит молитву,
   Колокольную песнь о живых.
   


Рецензии
ДИКСИЛИТ!

Привет, Антипова:)
Общее впечатление от произведения - благородно, вдумчиво, лирично.
Мне импонирует, что мысли здесь не банальные и не бытовые.
Пройду по строчкам каждого катрена:
*
Здесь вечностью не пахло никогда,
Зато другие запахи витают,
Порой томленьем странным обнимают,
Порой уютом манят нас сюда.
Какой уют?!
Здесь воздух не озонный,
Чем больше знаешь – больше жуть берет:
Так зэка бывшей молодости зона
Привычною тоской назад зовет.

Только в последних строках этого катрена начинает открываться смысл.
Речь идет о человеке, который был в заключении:
"Так зэка бывшей молодости зона
Привычною тоской назад зовет."
И о парадоксальном чувстве ностальгии по этим трагичным местам.

2.
Стая уток из прошлого века
Залетела сюда, как и я, - ... вот это сочетание, как и я - "какия" в моем ухе звучит пародийно,
В ожидании первого снега
Присмирели мои тополя,
И снежинка из прошлого века,
На ладони ложбинку узнав,
Засверкала на миг и померкла,
Незабытого века слеза.......

- образ снежинки - слезы в ложбинке ладони - авторское достояние - характеристика века, как ушедшей эпохи слёз-репрессий,
дана метафорично, сильный образ.

3.
Заткан пруд изумрудною ряской,
Что бельмо на глазу у воды,
Только росчерком зрячим и ясным
Утки в нем оставляют следы.
И автограф, никчемно печальный,
Взгляду мнится случайным на вид,
Если только навзрыд и прощально
В вышине не вскричат журавли.........

трогательно журавли навзрыд. Росчерком след уток - тоже визуально передает картинку через "почерк утиных следов".
Но в совокупности, для меня, некоторый перебор пернатых.
В этом катрене разделил бы уток и журавлей.
Каждая стая вместе с эпитетами и образами, хороша сама по себе.
(Но, когда много хорошо уже, кагбэ чересчур:))это субъективно, мое восприятие)

4.
У калитки знакомого дома
Дуб столетний – привратник немой:
Не коснулась безвременья кома
Кроны шумной с беспечной листвой.
Вместе с ней, отзвучав журавлями,
Осень ссыплется в блеске зарниц,
По калитке стуча желудями.........

улёт и жесть!!! -
"Осень ссыплется в блеске зарниц, по калитке стуча желудями" - это достояние всей поэтической лирики! Просто шедевр-реально!

..."и рыдая над прахом страниц"... - прах страниц - звучно но слово рыдая мне бы не хотелось в этом сочетании.
я уже, как читатель, был задет слезой века! - не хочу теперь еще и рыданий, мне "праха страниц" тут достаточно для скорби.
Слово "рыдать" слишком обнаженная яркая эмоция, с этим бэ нало как-то осторожней, лучше найти синоним, подумать! - слишком желуди волшебны, чтобы рыданием снижать их самобытность

5.
Нарастающий вой оборвался
Затихающим степом колес,
Эхо ветром закружено в вальсе,
Но кукушка вступила вразнос
И, на паузе сбившихся ритмов,
В шелестенье и вздохах листвы,
Слышишь – сердце возносит молитву,
Колокольную песнь о живых.

По мысли катрен очень глубок:
"Образный затихающий степ колес" - это отдаление, уезжает... (степ - хорошо танцевально и ритмично едет)
передает расстояние, удаление через звук - визуально и здорово!
Кукушка символизирует отпущенный срок, шелест и вздох листы - дополняют картину печали конца.

Сердце, "возносящее молитву своим колокольным своим о живых" - это отношение: любовь, доброта, память благодарность, грусть.
И чувства эти звучат, они переданы.
Но я бы не допустил в финале такую скользящую рифму, как:
"листвы- живых".
Концовка - это ударная часть процесса, по сути это то, ради чего все начато!
И финал обязан быть оргазменным! - звучать безупречно в унисон произведению и рифмам.
А скользящее созвучие рифмы несколько сбивает удовлетворение от финала.
НЕ так согласно, как хотелось бы.
Но опять же это субъективно, на мой взгляд.
Я бы дал краткую преамбулу к произведению, чтобы легче войти в запахи и звуки его начала:

"Здесь вечностью не пахло никогда,
Зато другие запахи витают" .......

Где здесь - это где витают? - Там есть анонс:
"Памяти Олега Волкова, дворянина, зэка и писателя" -
например который жил там-то... или это Переделкино и есть.
Тогда понятно с первой секунды, где эти запахи... где это здесь...
В целом, произведение выполняет то, ради чего написано - оно возвращает память об этом человеке, и передает любовь.
Но тем, кто не знает о нем, не хватает конкретики в тексте, которую можно дать и в преамбуле ну жаль что ль добавит еще две строчки:))

Чудные стиши, Лючия, ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ!
А замеченные мной мелочи, не затмевают обшей высоты духа, к которой тяготеет свое стихотворение.
С ув. и лю:))
Санто.

Сан-Торас   20.04.2014 10:21     Заявить о нарушении
ТВОИ "МЕЛОЧИ", САНТО, ДОРОГОГО СТОЯТ, БО ТЫ ЕСТЬ УМНИЦА, ВСЁ "СЕЧЁШЬ" И ТЫР-ПЫР ВОСЕМЬ ДЫР (В ПЕРЕВОДЕ С НОВОРУССКОГО ФОЛЬКОРА: И Т.Д, И Т. П.)
спасибо ТЕБЕ. ЧТО ПРОЧЁЛ КАК ПРОФИ.
ДА, А ТЫ ЧИТАЛ " ПОГРУЖЕНИЕ ВО ТЬМУ" ОЛЕГА ВОЛКОВА?
ВОТ ПРЕДСТАВЬ - Я, ОШАЛЕВШАЯ ОТ ЭТОЙ КНИГИ,ШЛЁПАЮ ПО ПЕРЕДЕЛКИНУ ОТ СТАНЦИИ ДОМОЙ, НА ДАЧУ СВОЮ ,А МНЕ НАВСТРЕЧУ - о!!!ПОЙНТЕР-КРАСАВЕЦ! НУ, ТЫ МЕНЯ ПОЙМЁШЬ, МЫ ОБА С НИМ СДЕЛАЛИ "СТОЙКУ" - И ТОЛЬКО ПОТОМ Я УВИДЕЛА О.В. - ...НЕ, ТАКИХ СИЧАС НЕ ДЕЛАЮТ...

А И ОТКУДА ВЗЯТЬ...НЕМА АРИСТОКРАТОВ - РАССТРЕЛЯЛИ, ЗАМУЧИЛИ, ВЫГНАЛИ, ПЕРЕПРОГРАММИРОВАЛИ...
а ЭТОТ ИДЁТ ПО ЗОНЕ ПЕРЕДЕЛКИНА, ЛЁГКИЙ ПОКЛОН, СОБАКА К НОГЕ....- СЕДОЙ СТРОЙНЯГА ЛЕТ 80-ТИ ,В ЗАМШЕВОМ ПИДЖАКЕ....
НЕ ПРОЧЁЛ - НАЙДИ И ПРОЧТИ "ПОГРУЖЕНИЕ ВО ТЬМУ"

Людмила Антипова   20.04.2014 07:44   Заявить о нарушении
"...прах ресниц - звучно но слово рыдая мне бы не хотелось в этом сочетании.
я уже, как читатель, был задет слезой века! - не хочу теперь еще и рев рыданий, мне "праха ресниц" тут достаточно для скорби.
Слово "рыдать" слишком обнаженная яркая эмоция, с этим бэ нало как-то осторожней, лучше найти синоним, подумать! - слишком желуди волшебны, чтобы рыданием снижать их самобытность.."и рыдая над прахом страниц"... - прах ресниц - звучно но слово рыдая мне бы не хотелось в этом сочетании.
я уже, как читатель, был задет слезой века! - не хочу теперь еще и рев рыданий, мне "праха ресниц" тут достаточно для скорби.
Слово "рыдать" слишком обнаженная яркая эмоция, с этим бэ нало как-то осторожней, лучше найти синоним, подумать! - слишком желуди волшебны, чтобы рыданием снижать их самобытность"

НУ ТУТ У ТЕБЯ ОПЕЧАТКА ЧТО ЛИ(КАКИ ТАМ РЕСНИЦЫ, ЧЁ ТЫ, ОБРЫДАЛСЯ ЗАРАНЕЕ? кНИГУ ПРОЧТИ ВОТ ТОГДА ВМЕСТО МОИХ СТРАНИЦ ПРОМОКНУТ РЕСНИЦЫ ТВОИ, КАК И МОИ. НО ЭТО ВНУТРИ, НУ ТЫ ЖЕ ВСЁ ПОНИМАЕШЬ. КОЛИ ПРОЧИТАЕШЬ...

Людмила Антипова   20.04.2014 07:59   Заявить о нарушении
И финал обязан быть оргазменным! - звучать безупречно в унисон произведению и рифмам.
УХ!
НЕ ЗРЯ Я ТЕЯ ВЫЧИСЛИЛА, САНТО!

НУ СЛУЧИЛСЯ ОРГАЗМ ПРЕЖДЕВРЕМЕНЫЙ, ТАК БЫВАЕТ.

ЗНАЕШЬ, САНТО,МОЙ УЧИТЕЛЬ В НЕКОТОРОМ РОДЕ, БОРИС АВСАРАГОВ,(ПОЗАБЫТЫЙ ГЕНИЙ,ПОЧИТАЙ ),ТАК И ГОВОРИЛ:СТИХОТВОРЕНИЕ НУЖНО КОНЧАТЬ, КАК ЖЕНЩИНУ! нУ ЖЕЩНИНЕ НЕ СРАЗУ ДАНО ЭТО ПОНЯТЬ...

Людмила Антипова   20.04.2014 08:28   Заявить о нарушении
А ПРО "КАКИ " , САНТО, ТЫ ПРАВ: ЕНТО ДЕЛО И У ВЕЛИКИХ КРУЧЁНЫХ НЕ ОДОБРЯЛ. КУДА УЖ МНЕ - СТИШ ДАВНИШНИЙ...

Людмила Антипова   20.04.2014 08:41   Заявить о нарушении
уй:)) каки...Гг Антипова ты прелесть:))
Стиш твой мне очень по душе, тем что он тяготеет к мыслям о вечном, о человеческом, в нем есть сострадание любовь, восхищение.
А реакции у меня, ну такие дадада на тему: концовка должна быть оргазменна
не знал, что так еще кто-то считает мгэ...
Глубины восприятия твоих стихов мне не хватает потому что я не читал Олега Волкова.
Но уверяю, я такой не один. Поэтому считаю очень важным написать небольшую
преамбулу до стихотворения и указать на его книгу, то, о чем ты мне в реце пишешь и даже про Переделкино, замшевый пиджак, собаку - всю эту встречу.
Почему нет? - это же уникально!
Такая ремарка прояснит твою мысль и твое отношение, выраженное в этом стихотворении и привлечет читателя просветиться Олегом Волковым.
Лючия, я не утверждаю, что прав. Ты можешь не согласиться - хозяин барин!
Это твое произведения, но я должен сказать, что думаю - это же не указивка к действию, а просто мнение.
Хотя, насчет оргазменной концовки в созвучности рифм, ну кто может быть против?
Тока фригидный пиит:))
А ты, Антипова, отнюдь не монашка! давай ищи рифму!!!!

Ну видишь, ты подарила мне нового, для меня, автора.
А я убрал какия - разве не продуктивнен наш Диксилит?!
:))))

Сан-Торас   20.04.2014 09:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.