Хокку с-Ъ-ела..

Даодэдзин - дзи-и-инььььь ..
Китай,Бодхидхарма,ча-а-а-а-нь..
Япония : дзэ-э-э-э-э-нннн ..






 

Изображение Бодхидхармы, Дамо, самопроизвольно отпечатавшееся на камне. 
http://chan-buddizm.narod2.ru/bodhidharma/
*              Бодхидхарма

    Отправной точкой для рождения предания о Шаолине служит появление в VI веке в монастыре Шаолинь Двадцать восьмого патриарха Буддизма, Первого патриарха Чань-буддизма, индийского монаха Бодхидхармы, по-китайски Путидамо, или Дамо. Его называли «Бородатый Варвар», «Первоучитель Чань», «Белый Будда», «Святой в Одной Сандалии», и др. Легенда говорит, что Бодхидхарма пребывал в горной пещере, лицом к стене, в течение девяти лет в постоянном созерцании. Пещера Бодхидхармы расположена на центральной вершине пятиглавой горы, в шестистах метрах, по тропе в гору, от монастыря Шаолинь, и является чтимой и охраняемой святыней. История о проповеднике и наставнике Чань, Бодхидхарме закреплена в легендах, письменных источниках, и уникальном естественно-природном изображении на камне. Природа сама потрудилась создать для потомков «паспорт» этого человека-легенды, а именно - на глыбе в каменной стене образовалось изображение «Брахмана, Созерцающего Стену», сидящего в медитации. Камень-валун, со священным для многих, в первую очередь чань-буддистов, беспрецендентным изображением, в древности, для почитания и сохранности, был перенесён в стены монастыря.

    Бодхидхарма был кшатрием по происхождению, сыном идийского раджи в княжестве на юге Индии, в области современного  города Ченнай (Мадрас). В зрелые годы он осознал суетность мирской жизни, отказался от соблазнов мира сего, из обилия философских систем Индии избрал для себя путь проповедника Буддизма. Бодхидхарма принял буддийское патриаршество от Двадцать седьмого патриаха Буддизма Праджнятары. Видимо, предшественник и наставник Бодхидхармы, Праджнятара уже не мог не понимать катастрофическое для Буддизма положение в Индии, и вероятно, искал способ спасения его. В самой Индии, в VI веке Буддизм переживал естественный этап угасания, заменяемый возвращавшимся Брахманизмом, предшественником Индуизма, и, тантрическим уже, Будизмом, который содержал методы и средства недопустимые для ортодоксального Буддизма. Но практически, внешнее угасание Буддизма диалектически вылилось в условия для образования новой методологической платформы — Буддизма «Чань», с сохранением главной цели, но качественно, на другом витке спирали.
     Чань-Буддизм не заменял и не противопоставлялся ортодоксальному Буддизму, а дополнял его. Это был новый путь к той же точке, но свободый от недостатков старого, и являл методологическую кульминацию и финал для, существовавшего уже тысячу лет, Буддизма. Но что ушло, то ушло, и не имея возможности внедрить Чань-буддизм на родине Буддизма, в Индии, Двадцать восьмой патриарх вынужден был отправиться в страну, как нельзя более, подходившую для прповеди новой Доктрины, - Китай. Древние источники утверждают, что именно Праджнятара побудил Бодхидхарму отправиться в Китай, видимо, как в наиболее перспективное место для реформы и укрепления буддийского Учения.

   Праджнятара в переводе с санскрита означает «Высшая степень мудрости управления великой энэргией» (Праджня — трансцедентальная мудрость, божественная Интуиция, высшая степень мудрости, мудрсть духовного понимания, как результат овладения восемью аспектами Йоги; Тара — здесь означает Махашакти — великую энергию). Можно быть уверенным, что наставник Бодхидхармы имел очень серьёзные достижения и глубину понимания в управлении «внутренними» энергиями человека и за такие возможности когда-то получил имя «Праджнятара», по-вилимому по индийской традиции, от своего наставника. Имя Бодхидхарма, которое, по преданию «Первоучителю Чань» дал его наставник, переводится с санскрита как «Совершенное знание Закона». Можно предположить, что ещё находясь в Индии, под опёкой своего Учителя — Двадцать седьмого патриарха, Бодхидхарма продемонстрировал незаурядное знание, даже по меркам линии патриархов Буддизма. Видимо это знание было нестандартным для Буддизма, т. к. предшествовавшие патриархи, и в первую очередь сам Будда, наверное достаточно разработали традиционную линию Буддизма, которая продержалась тысячу лет. К V-VI веку она сама по себе, потеряла популярность в Индии естественным образом, т. к. выполнила свою социальную задачу, и к моменту действия Бодхидхармы  традиционная линия Буддизма была неперспективной, и в рамках Буддизма явно требовалось что-то новое. Вероятно, уже здесь — в момент наречения Двадцать седьмым патриархом Буддизма Прджнятарой своего ученика именем «Бодхидхарма-Совершенное знание Закона» — можно говорить о зарождении этого совершенно нового в Буддизме, — Чань-буддизма. Кроме Буддизма, наставник Бодхидхармы, Праджнятара, имел принципиально большие достижения в Йоге, что отражено в его имени, и можно быть уверенным что философия Йоги, её практичность, даже утилитарность, сыграла ключевую роль в формировании содержания модификации Буддизма, Чань-буддизма. 

    Судя по всему, Бодхидхарма, был человек огромного ума и колоссальной энергии. Будучи буддийским патриархом, он не довольствовался традиционными для Буддизма того времени средствами достижения просветления. Его не устраивал излишне затяжной характер продвижения на пути к просветлению - конечной цели буддиста. Очевидно, целой жизни не хватало буддийским монахам и мирским буддистам, чтобы достигнуть просветления. Бодхидхарма, имел намерение ввести в традиционный Буддизм, путь, радикально ускоряющий этот процесс, дающий возможность достижения человеком просветления «здесь и сейчас», а не в каком-то будующем. Для этого требовалось устранить ряд недостатков сложившейся доктрины традиционного Буддизма.

    Бодхидхарма, имея прямое намерение попасть в Китай, мог отправиться из Индии дорогами Великого шелкового пути, и в результате, прибыть в Китай со стороны Центральной Азии, и судя по историческим записям, это наиболее вероятно. Традиционным путём из Индии в Китай идти в то время было невозможно, он был занят кочевыми племенами гуннов, и подчинённых им. Плыть годы в изоляции на корабле, пусть даже с остановками на берегу, для проповедника, патриарха, это потерянное время, кроме того, эта версия даётся в поздних источниках. Логичнее то, что указывается в самых ранних источниках, Бодхидхарма, по-видимому, действительно пришел в Китай через Персию, как это и записано. В Китай Бодхидхарма пришел с запада, спустя годы, и пройдя не менее 8-10 тысяч километров. Путешествие на современный взгляд, сверхординарное, но в то время, в этом вопросе, очевидно, бытовали другие мерки, ведь странствующие проповедники были, и немало, которые, каким-то образом, оказывались во всех уголках континента.Для странствующих монахов и проповедников это не было потерянным временем, странствие и проповедь были их назначением и образом жизни. В Китае Бодхидхарму называли «Пришедшим с Запада», используя выражение, традиционно, подразумевающее пришедшего из Индии. Очень вероятно, что Бодхидхарма имел бороду, окрашенную хной в красный цвет, что, возможно обусловило одно из его прозвищ «Красный медведь», и ввело в заблуждение авторов записей, посчитавших, что монах Бодхидхарма мог быть родом из Персии. Заблуждение могло основываться на известном древнем обычае персов красить бороды хной, и меньшей известности того, что в Индии, в некоторых областях, тоже красят бороды хной, в частности, в наше время так делают на западе Индии. Путешествие проповедника могло, и должно было, длиться много лет, и, очевидно, такое протяженное и длительное путешествие подтверждало в Чань-будизме объединение необъединимого, сугубый практицизм и отстранённость от суетного.

    Миссионер-проповедник Бодхидхарма прибыл в Китай около 525 года. Совершая странствие в Китае по многим провинциям, Бодхидхарма имел несколько знаменательных встреч, в которых выявился его незаурядный и бескомпромиссный характер. По решительности и определённости его слов в этих встречах, и активному изложении идеи «Пустоты», как отправной точки для оценки деятельности человека в духовно-религиозной сфере, можно предполагать, что идея, способная столь прогрессивно дополнить традиционное буддийское Учение и этическая сторона будующей доктрины Чань, уже были оформлены. Оставалось только провозгласив, провести ее в жизнь. Население Китая в своих взглядах опиралось на даосские и конфуцианские принципы, которые уживались между собой, и каждый из них, отчасти, совпадал с соответствующими взглядами Чань-Буддизма. Кроме, того, и Буддизм в Китае, к этому времени, достиг уже немалой популярности. Это была наилучшая почва для введения Чань-буддизма, который своими положениями сплавлял в себе, в одно целое, все три, с готовностью исповедуемые населением идеологии.

    С целью проповеди обновлённого Буддизма, Бодхидхарма и отправился в Китай. Версия, что побудительной причиной отправиться в Китай, для Двадцать восьмого патриарха Буддизма, было намерение исправить возникающие там искажения в исповедании ортодоксального Буддизма, явно противоречит имевшейся ситуации. В Китае Буддизм, в целом, всё-таки, был на подъёме, а в Индии он совершенно уже пропадал. Уж если отстаивать его, так — дома. Нелепо бежать спасать соседей, когда у себя ещё хуже. Бодхидхарма не шёл поправлять ортодоксальный Буддизм в Китае, и придя, он не сделал ни малейшего движения в этом направлении. Но и не увлёкся содержанием совсем другой идеологии, и не стал набирать себе тезисы из Даосизма. Для знакомого с собственными индийскими философскими и религиозными системами, в чём, наверное, можно не сомневаться в отношении патриарха одной из самых значимых философско-религиозных систем Индии, в даосских идеях не могло быть откровения. Концепция дополнения и исправления Буддизма происходит скорее из сочетания Буддизма с Брахманизмом, с его известной идеей Абсолюта, или Брахмана— «Пустоты» и вещей, и философии Йоги. Логично предполагать, что индиец Бодхидхарма взял практицизм для Чань-буддизма, из хорошо ему известной индийской Йоги. Йогу почти все индийские системы философии рассматривали как необходимую часть практического восприятия жизни. Особенность йоги в том, что практический путь освобождения в ней проходит через систематическую тренировку тела и души. Физические и психические свойства человека в йоге получают гармоническое развитие через согласованные упражнения и медитации. Это вполне узнаваемый тезис совместного пестования духовного и физического в Чань-буддизме. По-видимому, цель прихода Патриарха Бодхидхармы в Китай была другая. Не поддержка старой формы Буддизма, с её выявившимся несовершенством и недостатками, которые завели в тупик в одном месте, и неизбежно, заведут, точно также, в тупик и в другом, а реформа. Не надежда поговорить с местными мудрецами и придумать что-нибудь новенькое, а попытка ввести готовое, уже определившееся, идейно, направление, которое требует только ошлифовки, и подходящего места для проповеди его. Существенное отличие Чань-Буддизма от Буддизма, сформировавшееся несколько позже, но на основе первоначальных взглядов,  состоит, кроме характера церемониала, ещё в одном — в отношении к общественно-полезному труду. Если в ортодоксальном Буддизме он просто запрещался, то в Чань-Буддизме, он был совершенно обязателен, вплоть до изгнания из общины за отказ от него. В таких условиях, в Буддизме, человек, достигший Нирваны, так и оставался в ней сидеть, лишь для себя, в то время, как в Чань-Буддизме, достигший просветления человек, оставался вовлечённым в деятельность. Достигший просветления, но оставшийся в мире для помощи другим. Таким подходом в Чань-Буддизме были исключены уставное тунеядство монахов, отсранённость от мира и двойной стандарт по отношению к себе и другим, которые были присущи традиционному Буддизму. Сам Будда, достигнув просветления не остался сидеть в благостном состоянии, а посвятил себя помощи другим людям, через рапространение своего Учения. Вполне вероятно, что поучения Будды, в ранние годы были искажены, в том числе, состояние Нирваны было неверно переопределено и канонизировано, как принципиальное безделье.

    С именем Бодхидхармы связывается и зарождение чайной церемонии, и не случайно. Здесь есть прямая связь с Индией. В древнем индийском воинском искусстве Калари Паятту, которое наиболее близко шаолиньскому комплексу сочетанием занятий боевым искусством, духовной практики и медицины, на тренировках принято несколько раз пить чай с молоком. Очевидно, что употребление чая, в подобной церемониально-обязательной форме, могло быть предложено Бодхидхармой и в Шаолиньском монастыре, в тех же методических целях. Как гласит китайская поговорка, «вкус чая — вкус Чань».
 

    Интересно заметить, что в Индии, откуда пришел Двадцать восьмой патриарх Буддизма, активно и в большом разнообразии, практиковались боевые искусства, и даже, народные игры, по образцу боя с палками. Сам Бодхидхарма как представитель рода из касты кшатриев – воинов и правителей в Индии, очевидно должен был пройти обучение боевым искусствам, которое было совершенно обязательным для той среды. Возможно, он владел и другими стилями, отличными от традиционной боевой подготовки кшатриев, и более удобными для дальних путешествий, с одним посохом, без какого-либо специального оружия. О собственном отношении Бодхидхармы к боевым искусствам нет записей в хрониках Шаолиньского монастыря, но очень определенным указанием на этот предмет является известный факт, что Второй патриарх Чань-буддизма Хуэйке, самый преданный и доверенный ученик, и преемник Бодхидхармы, великолепно владел мечом. Сохранился, даже, разработанный Хуэйке, комплекс «Меч Второго патриарха», из 28 приемов действия мечом, для одной руки. Хуэйке, ученик, преданность которого Бодхидхарме не подлежит сомнению, никак, не мог практиковать что-либо, не получившее одобрение и поддержку Учителя. Отсюда следует однозначный вывод, что Бодхидхарма поддерживал занятия боевыми искусствами, и судя по всему, обладая техникой Чань, зарекомендовавшей себя с самой лучшей стотроны в боевых искусствах, Бодхидхарма владел ими отлично. Неопределенность только в причине, по которой это не выставлялось напоказ и, наверное, поэтому не записывалось в хроники. Но причина могла быть формальной, например, в том, чтобы не создавать ошибочного восприятия нового учения Чань, как чего-то, узкоориентированного на боевые искусства. Несмотря на отсутствие формальной декларации приоритетной и предпочтительной роли боевых искусств в чань-буддийском комплексе «совместного пестования духовного и физического», «Первопатриарх Чань» сделал остановку и проповедовал именно в Шаолине, с его уникальным, в то время, сосуществованием Буддизма и практики боевых искусств. Можно сделать вывод, что от такой комбинации Бодхидхарма предлагал ожидать наибольших результатов.

**  Дзэн

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Дзэн, дзен[1], (от яп. ;; санскр. ;;;;; дхья;на, кит. ; чань, кор. ; с;н) — течение в буддизме традиции Махаяны, зародившееся в Китае в монастыре Шаолине, куда его принёс Бодхидхарма и получившее распространение на Дальнем Востоке (Вьетнам, Китай, Корея, Япония). В более узком смысле дзэн понимается как направление именно японского буддизма, принесённое в Японию из Китая в XII веке. В дальнейшем традиции японского дзэна и китайского чань развивались во многом самостоятельно — и сейчас, сохраняя единую сущность, приобрели свои характерные черты. Японский дзэн представлен несколькими школами — Риндзай (кит. Линьцзи), Сото (кит. Цаодун) и Обаку (кит. Хуанбо).
Этимология
Энсо — символ дзэн-буддизма

    Из всех названий этого направления буддизма наиболее широкую известность на Западе получило его японское наименование (собственно «дзэн»). Этимология этого слова восходит своими корнями к санскритско-палийскому термину «дхьяна/джхана» (санскр. ;;;;;, dhy;na IAST, от ;;;;, dhy; IAST, «сосредоточенность, размышление»), означающему «(умственное) сосредоточение»[2] Произношение этого слова претерпело трансформацию в китайском языке в «чань» (ср. вьетн. ' тхиен; кор. сон), затем, распространившись в Японии — в «дзэн».

    В настоящее время словом дзэн обозначают (1) собственно учение и практику дзэн; (2) традицию, в которой передаются эти учение и практика — дзэн-буддизм, школа дзэн.

Другое (официальное) название дзэнской традиции — Сердце Будды (кит. Фо Синь); также можно перевести как Ум Будды.

 


Рецензии