Принудительная сила речи
Рассуждая, мы постоянно ощущаем давление и несвободу.
От нашей воли зависит, на чем остановить свою мысль. В любое время мы можем прервать начатое размышление и перейти к другой теме. Но если мы решили провести его до конца, то
мы сразу же попадаем в сети необходимости, стоящей выше нашей воли и наших желаний.
Согласившись с одним утверждением, мы вынуждены принять и те, которые из этого вытекают,
независимо от того нравятся они нам или нет, совпадают с нашими целями или, напротив, пре-
пятствуют им. Если мы убеждены, что все металлы проводят электрический ток, мы должны принять также, что вещества, не проводящие ток, не относятся к металлам. Уверовав, что каждая птица летает, мы вынуждены не считать птицами курицу и страуса. Из того, что все
люди смертны и Иван Ильич является человеком ("Смерть Ивана Ильича" Л.Толстого) мы обязаны заключить, что он смертен.
В чем источник этого постоянного принуждения? Какова его природа? Что именно следует считать несовместимым с принятыми уже утверждениями и что должно приниматься вместе с ними? Какие вообще принцыпы лежат в основе деятельности нашего мышления? Над этими вопросами человек задумывался давно. Из этих раздумий выросла особая наука о мышлении - логика.
Древнегреческий философ Платон настаивал на божественном происхождении человеческого разума. "Бог создал зрение и вручил его нам,- писал он,-чтобы мы видели на небе движение Разума мира и использовали его для руководства движениями нашего собственного разума. Че-
ловеческий разум - это только воспроизведение той разумности, которая господствует в мире
и которую мы улавливаем благодаря милости Божией.
(А.А.Ивин: ЛОГИКА)
Свидетельство о публикации №111112307135