Беглянка или вечная сторона

"В каждом деле есть своя вечная сторона, и всё, что строится человеком, строится какой-то вечной своей стороной, не для себя, а для всех. И оттого каждый из нас, прикасаясь к этой вечной стороне работы, называемой творчеством, оживает, радуется..."
                (М.М.Пришвин, 1949)


Мы знаем о нём только из детских рассказов о природе - Кладовая солнца и т.п.. И не возвращаемся к ним как к предмету скучной школьной программы. Вот какую беду сеет наше советское (оно таким и осталось) преподавание литературы! Просто обрезание какое-то варварское.
 
Между тем редко кто поднимался до таких тонких наблюдений о человеке и его душе, об обществе, художнике, о связи всеобщей, как Михаил Михайлович Пришвин. Он имел поистине озарённое сознание. Его мысли, выраженные кратко и ясно, явились удивительным открытием для Вашей пок. слуги, и я не могла им не поделиться с "жителями" этого сайта, этой коммуны специфической, да и с прочими людьми, окружающими меня в жизни. Хожу восторженная, цитирую, радуюсь...

Вот кое-что из его миниатюр.

ОБРАЗ

Образ рождается на пути к понятию и тем самым дает каждому возможность
по-своему продолжать этот путь.
На этом и основано влияние искусства: посредством образа оно увлекает
и привлекает к творчеству другого человека.


                ПОЭЗИЯ

Поэзия есть дар быть умным без ума.


                ДЛЯ ДРУГА

Писать можно, чувствуя себя образованным и отчеканенным человеком, как Анатоль Франс пишет,
а можно - как русские пишут, будто поднимают какой-то вопрос для обсуждения с другим.


                МАСТЕРА ЖИЗНИ

           Один человек жизнь и счастье отдаёт в борьбе за правило или метод, а другой в поисках счастья борется со всякими привычками.
            Есть мастер такой: куёт железо людям на руки и привешивает замки на уста. И люди называют кандалами свои привычки.
            И есть мастер на то, чтобы привычки у людей разбивать.

                СКАЗКА

Две силы формируют мир, действуя одна в сходстве, другая в различии. То, что в сходстве идёт, мы сознаём как законы, то, что в различии - как личности.
Умирая, всё идёт в сходстве, рождаясь - в различии. И всё это высказано в сказке о живой и мёртвой воде.

                МОРАЛЬ

Всякая мораль таит в себе императив: мораль от няньки в детской до государственной.
Бывало, когда я был младенцем в литинституте, я ужасно боялся морали. Чуть задумаешь к чему-нибудь рассказ вывести - всё его очарование пропадает. Но мораль страшна только младенцам. Теперь, достигнув литературной зрелости, я играю  в своих рассказах моралью как мячиком.

                СМИРЕНИЕ

Плохие люди - это кто хуже нас, хорошие - это мы сами, а кто лучше нас - мы не видим, и это очень трудно увидеть: для этого надо преклониться перед высшим, но поди-ка преклонись!

                ЧЕРЕЗ ЧЕРТУ

На человека всегда надо бы смотреть так же, как я смотрю сейчас из своего окошка на соседку в огороде: человек как всякий человек и нет в нём ничего особенного, чего надо бояться или любить.
Всякий человек живёт в обыкновенных заботах, в обыкновенных своих радостях, в своём ареале.
Надо следить только там, где он перешагнёт черту своего ареала и забредёт в другой.

 
                НЕ РАЗГЛАГОЛЬСТВОВАТЬ

Первое - это надо понять натуру по себе и сказать о ней самому своим человеческим языком, а затем надо сделать, чтобы сама натура это сказала своим языком.
Первое может сделать каждый, кто мыслит, а второе - только художник, и задача его искусства в том, чтобы покорить природу и заставить её говорить своим языком.
Отсюда правило художника: мысль свою оставить при себе, не разглагольствовать, и за него пусть скажет сама природа.


                ОТВЛЕЧЕННАЯ МЫСЛЬ

Отвлечённая мысль уходит, а частности остаются в отчаянии и страданиях от того, что их не взяли с собой. Почему же и вправду не взяли? Почему отвлечённая мысль никогда не берёт с собой всего и непременно оставляет малых, обойдённых, обиженных? Не та ли самая обида, какую испытывают в творчестве природы миллионы брошенных и не имеющих возможности прорасти всяких семян? Не есть ли и адская борьба за существование последствием такого творчества?

А когда поезд начинает двигаться вперёд, мы видим из окна, как близкие предметы уходят назад и только очень далёкие, как звёзды, остаются наравне с нами: всё близкое, только близкое от нас отрывается!
Что же нам остаётся делать в утешение близких: не мыслить, не ездить, не двигаться? А мысль есть непременно движение...


БЕГЛЯНКА

По вечной стороне гуляет мысль моя.
Ну как же быть мне с ней, из времени беглянкой?
Ну чем ей не мила дубовая скамья
Иль перстень золотой с прекрасною огранкой?

Скользнёт по ним слегка и вновь нырнёт туда –
Сквозь тоненький барьер меж временным и вечным,
Где в думах обо всех теряют смысл года,
Где вечная весна звенит потоком млечным.

Так рвётся мысль туда, в сады Всебытия,
Где голос всех родов и всех кровей я слышу…

Так полосатый кот из душного жилья
Стремится улизнуть на солнечную крышу.

22.11.11


Этот отклик возник на принятие Мысли мудреца Михила Михайловича Пришвина.
Просветленного...


Рецензии
Милая БЕГЛЯНКА! Как легко вы проходите "Сквозь тоненький барьер меж временным и вечным...!Это удивительно!!

Вы открыли для меня сегодня Пришвина. Спасибо большущее!К стыду своему знала о нём лишь как о певце природы...

С любовью

Татьяна Матюшкина-Рашова   26.11.2011 02:55     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.